Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия
(опубликовано 22 января 2010 г.)
Резолютивная часть решения объявлена 13.01.2010
Мотивированное решение изготовлено 22.01.2010
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Рес-публике Хакасия (далее Хакасское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
Председатель комиссии:
Гофман Э.Р. - руководитель управления;
Члены комиссии: Панова Т.В. - начальник отдела товарных, фи-нансовых рынков и естественных монополий;
Темерева Т.В. - ведущий специалист-эксперт от-дела товарных, финансовых рынков и естествен-ных монополий;
Тимченко Ю.В. - специалист-эксперт отдела то-варных, финансовых рынков и естественных мо-нополий,
рассмотрев материалы дела N 22-А-Т-09, возбужденного в отношении Администрации муниципального образования г. Абаза (ул. Ленина, 20а, г. Абаза, 655750) по признакам нарушения пункта 7 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее Закон о защите конкуренции), а также ходатайство представителя Администрации МО г. Абаза по доверенности от 11.01.2010 N 1/2010-д Э.Е.Егоровой о рассмотрении дела в отсутствии представителя Администрации МО г. Абаза, поступившее 12 января 2010 года, принимает решение об удовлетворении ходатайства и рассмотрении дела в отсутствие ответчика, установила:
9 октября 2009 года инспекцией Управления Федеральной антимоно-польной службы по Республике Хакасия было проведено контрольное мероприятие по проверке соблюдения антимонопольного законодательства Администрацией МО г. Абаза. В результате проверки установлено, что 18.12.2008 принято Постановление Главы МО г. Абаза N 1054 о предоставлении субсидии управляющей организации жилищно-коммунального хозяйства по г. Абазе ООО "АМПП" ЗАО "Востоксантехмонтаж" для безаварийного прохождения отопительного периода 2008/2009 гг в размере 2600 тысяч рублей.
Частью 2 статьи 20 Закона о защите конкуренции в редакции, действовавшей на момент выделения субсидии, установлено, что федеральный орган исполнительной власти, орган государственной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, имеющие намерение предоставить государственную или муниципальную помощь, направляют в антимонопольный орган ходатайство о даче согласия на предоставление такой помощи.
Администрацией МО г. Абаза ходатайство о даче согласия на предос-тавление муниципальной помощи ООО "АМПП" ЗАО "Востоксантехмон-таж" в адрес Хакасского УФАС России не направлялось.
Учитывая вышеизложенные обстоятельства, Хакасским УФАС России было возбуждено дело N 22-А-Т-09 в отношении Администрации г. Абазы по признакам нарушения пункта 7 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.
8 декабря 2009 года в материалы дела были представлены письменные пояснения Администрации г. Абазы, в которых указано следующее.
18 сентября 2008 года при Председателе Правительства Республики Хакасия состоялось совещание по вопросам подготовки к осенне-зимнему периоду 2008/2009 и безаварийной работы объектов жилищно-коммунального хозяйства г. Абаза, по результатам которого Администрацией г. Абазы было принято решение о предоставлении ООО "АМПП" ЗАО "Востоксантехмонтаж" финансовой помощи в размере 2600 тыс. рублей.
В связи с предоставлением указанной дотации 3 декабря 2008 года Главой МО г. Абаза было принято Постановление N 985, утвердившее план мероприятий по подготовке объектов жилищно-коммунального хозяйства и социальной сферы города Абазы к работе в осенне-зимний период 2008-2009 гг. при этом в указанном плане перечислены наименование объектов и краткое описание работ, а также источники финансирования: средства МУП "Абазинское городское ЖКХ", МУП "Абазинские электрические сети, предусмотренные при утверждении тарифов в Государственном комитет по тарифам Республики Хакасия для предприятий, средства бюджета Республики Хакасия.
18 декабря 2008 года на имя Главы МО г. Абаза поступило ходатайство директора ООО "АМПП" ЗАО "Востоксантехмонтаж" о предоставлении субсидии в размере 2600 тысяч рублей на выполнение ремонтных работ по подготовке объектов ЖКХ к зиме.
18 декабря 2008 года было принято Постановление Главы МО г. Абаза N 1054 о предоставлении управляющей компании ООО "АМПП" ЗАО "Востоксантехмонтаж" финансовой помощи в виде субсидии в размере 2600 тысяч рублей.
В письменных пояснениях Глава МО г. Абаза указал, что данное решение было принято на основании пункта 3 части 2, пунктов 1-3 части 3 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, части 5 статьи 8 Решения Абазинского городского Совета Депутатов от 17.01.2008 N 71 "О бюджете МО г. Абаза на 2008 год", Постановления Главы МО г. Абаза от 05.12.2008 N 1003 "Об утверждении порядка предоставления субсидий в целях оказания финансовой помощи управляющим организациям, оказывающим жилищно-коммунальные услуги населению и прочим потребителям МО г. Абаза".
Кроме того в пояснениях указано, что решение о выделении субсидии ООО "АМПП" ЗАО "Востоксантехмонтаж" было принято без согласования с антимонопольным органом, так как данная помощь была предоставлена на основании нормативно-правовых актов о бюджете лицу, которое обратилось с просьбой о предоставлении денежных средств и соответствует установленному требованию к виду деятельности получателя и месту ее осуществления получателем, т.е. в соответствии с требованиями статьей 19-20 Закона о защите конкуренции при предоставлении такого рода помощи предварительного согласия антимонопольного органа не требуется.
В материалы дела представлена копия протокола совещания при Председателе Правительства Республики Хакасия по вопросам подготовки к осенне-зимнему периоду 2008/2009 и безаварийной работы объектов жилищно-коммунального хозяйства г. Абаза от 18.09.2008, согласно пункту 5 которого Министерству финансов и экономики Республики Хакасия предложено рассмотреть возможность предоставления муниципальному образованию г. Абаза финансовых средств в размере 2,6 млн. рублей для компенсации расходов ООО "АМПП" ЗАО "Востоксантехмонтаж", связанных с арендой имущества и неучтенными бюджетом выпадающими доходами от предоставления коммунальных услуг.
В связи с этим 10 декабря 2009 года Комиссия Хакасского УФАС России приняла решение отложить рассмотрение дела N 22-А-Т-09 для получения дополнительных доказательств и направления запроса в Министерство финансов Республики Хакасия.
Министерство финансов Республики Хакасия на запрос Хакасского УФАС России сообщило, что в соответствии с Постановлением Правительства Республика Хакасия N 396 от 13.11.2008 "О внесении изменений в Постановление Правительства Республики Хакасия N 182 от 10.06.2008 "О распределении межбюджетных трансфертов бюджетам муниципальных образований" муниципальному образованию г. Абаза 21 ноября 2008 года была предоставлена дотация на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов с целью подготовки объектов жилищно-коммунального назначения к работе в осенне-зимний период 2008/2009 годов в сумме 2600 тысяч рублей. Пунктом 4 Постановления Правительства Республики Хакасия N 182 от 10.06.2008 установлено рекомендовать органам местного самоуправления муниципальных образований Республики Хакасия полученные из республиканского бюджета средства направить на подготовку объектов жилищно-коммунального назначения к работе в осенне-зимний период 2008/2009 годов и приобретение имущества, необходимого для бесперебойного прохождения предстоящего отопительного сезона. Министерством финансов Республики Хакасия представлена копия платежного поручения N 3294 от 24.11.2008, согласно которому Министерство финансов Республики Хакасия предоставило дотацию Администрации МО г. Абаза в размере 2600 тысяч рублей.
Комиссия Хакасского УФАС России по рассмотрению дел о нарушении антимонопольного законодательства, изучив материалы дела, пришла к следующим выводам.
Пунктом 4 части 2 статьи 19 Закона о защите конкуренции в редакции, действовавшей на момент выделения субсидии, установлено, что не является государственной или муниципальной помощью предусмотренное законом субъекта Российской Федерации о бюджете на соответствующий финансовый год или нормативным правовым актом представительного органа местного самоуправления о бюджете на соответствующий финансовый год предоставление денежных средств (бюджетного кредита, субсидии, субвенции, бюджетных инвестиций) из бюджета субъекта Российской Федерации на соответствующий год, местного бюджета на соответствующий год каждому лицу, которое обратилось с просьбой о предоставлении денежных средств и соответствует установленному в указанном законе или нормативном правовом акте требованию к виду деятельности получателя и месту ее осуществления получателем.
Данное требование закона согласуется с положениями статьи 78 Бюд-жетного кодекса Российской Федерации. В соответствии с частью 1 статьи 78 указанного кодекса субсидии юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием ус-луг.
Частью 2 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации уста-новлено, что субсидии юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются помимо прочих из местного бюджета - в случаях и порядке, предусмотренных решением представительного органа муниципального образования о местном бюджете и принимаемыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами местной администрации.
Согласно части 3 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий, должны определять:
1) категории и (или) критерии отбора юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, физических лиц - производителей товаров, работ, услуг, имеющих право на получение субсидий;
2) цели, условия и порядок предоставления субсидий;
3) порядок возврата субсидий в случае нарушения условий их предоставления.
В пункте 5 статьи 8 Решения Абазинского городского Совета депутатов от 17.01.2008 N 71 "О бюджете муниципального образования г. Абаза на 2008 год" установлено, что предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг из бюджета МО г. Абаза производится в случаях и порядке, предусмотренных соответствующими муниципальными актами Администрации МО г. Абаза.
В Решении Абазинского городского Совета депутатов от 17.01.2008 N 71 "О бюджете муниципального образования г. Абаза на 2008 год" указана общая сумма денежных средств, запланированных на мероприятия в области коммунального хозяйства,
Из ведомственной структуры расходов бюджета МО г. Абаза на 2008 год (Приложение N 7 к Решению Абазинского городского Совета депутатов от 17.01.2008 N 71 "О бюджете муниципального образования г. Абаза на 2008 год") следует, что по коду бюджетной классификации главного администратора 850 (Администрация МО г. Абаза) по подразделу 0502 (коммунальное хозяйство) предусмотрена сумма 7649 тысяч рублей, что соответствует Указаниям о порядке применения бюджетной классификации РФ, утвержденным Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 25.12.2008 N 145н, которым в подразделе классификации расходов бюджетов 0502 определено "коммунальное хозяйство".
Таким образом, в акте представительного органа местного самоуправления - Решении Абазинского городского Совета депутатов от 17.01.2008 N 71 "О бюджете муниципального образования г. Абаза на 2008 год" не установлены требования к виду деятельности получателя и месту ее осуществления получателем, который может претендовать на получение субсидии, а также в нарушение части 2 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации не установлен порядок предоставления такой субсидии, а указано только деятельность в области "коммунальное хозяйство". Согласно Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности, продукции и услуг (ОК 004-93), утвержденному Постановлением Госстандарта РФ от 06.08.1993 N 17 деятельность в области жилищно-коммунального хозяйства включает виды деятельности по предоставлению широкого набора услуг: от комму-нальных услуг, предоставляемых городскими службами для города в целом, деятельность по канализации и удалению отходов, санитарной обработке и аналогичные виды деятельности до услуг по ремонту жилищ (квартир, домов) и строительству индивидуального жилья; услуг парикмахерских, салонов и лечебных косметических учреждений; банных услуги; ритуальных услуги и т.д.
Поэтому ссылку Администрации г. Абазы на пункт 4 части 2 статьи 19 Закона о защите конкуренции в редакции, действовавшей на момент выделения субсидии, Комиссия Хакасского УФАС России считает несостоятельной, поскольку в Решении Абазинского городского Совета депутатов от 17.01.2008 N 71 "О бюджете муниципального образования г. Абаза на 2008 год" не указаны требования к виду деятельности получателя, который может обратиться за получением субсидии.
Согласно пункту 20 статьи 4 Закона о защите конкуренции в редакции, действовавшей на момент выделения субсидии, государственная или муниципальная помощь - это предоставление федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями преимущества, которое обеспечивает отдельным хозяйствующим субъектам по сравнению с другими участниками рынка (потенциальными участниками рынка) более выгодные условия деятельности на соответствующем товарном рынке, путем передачи имущества и (или) иных объектов гражданских прав, прав доступа к информации в приоритетном порядке.
Предоставление муниципальной помощи в виде субсидии в размере 2600 тысяч рублей ООО "АМПП" ЗАО "Востоксантехмонтаж" обеспечивает обществу преимущество по сравнению с другими хозяйствующими субъектами, поскольку компенсирует часть его хозяйственных затрат. По смыслу статьи 1 Закона о защите конкуренции предоставление муниципальной помощи (субсидии) не должно вести к устранению, ограничению или недопущению конкуренции на соответствующем товарном рынке.
Цели предоставления государственной или муниципальной помощи должны соответствовать целям, предусмотренным частью 1 статьи 19 За-кона о защите конкуренции в редакции, действовавшей на момент выделения субсидии, в том числе, в целях поддержки субъектов малого предпринимательства, осуществляющих приоритетные виды деятельности.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 20 Закона о защите конкуренции в редакции, действовавшей на момент выделения субсидии, муниципальная помощь предоставляется с предварительного согласия в письменной форме антимонопольного органа, за исключением случаев, если муниципальная помощь предоставляется в соответствии с нормативным правовым актом представительного органа местного самоуправления о бюджете на соответствующий финансовый год.
В Постановлении Главы МО г. Абаза от 18.12.2008 N 1054 имеется ссылка на Пунктом 2 Постановления Главы МО г. Абаза от 18.12.2008 N 1054 "Об оказании финансовой помощи "ООО "АМПП" ЗАО "Востоксан-техмонтаж" установлено, что выделение средств произвести из бюджетных средств по подразделу бюджетной классификации расходов 0502 "Комму-нальное хозяйство".
Постановлением Главы МО г. Абаза N 1003 от 05.12.2008 утвержден порядок предоставления субсидий в целях оказания финансовой помощи управляющим организациям, оказывающим жилищно-коммунальные услуги населению и прочим потребителям муниципального образования г. Абаза в 2008 году для безаварийного прохождения отопительного периода 2008/2009 годов. Однако в нарушение требований части 3 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации настоящий порядок не определяет критерии отбора юридических лиц, имеющих право на получение субсидий.
Следовательно, выделение в данном случае субсидии ООО "АМПП" ЗАО "Востоксантехмонтаж" в размере 2600 тысяч рублей является муниципальной помощью, и предварительное согласие антимонопольного органа требовалось, так как денежные средства выделялись согласно нормативному правовому акту Администрации г. Абаза, а не в соответствии с нормативным правовым актом представительного органа местного самоуправления о бюджете на соответствующий финансовый год.
Также Комиссией Хакасского УФАС России не принимается довод Ад-министрации г. Абазы, изложенный в письменных пояснениях, о том, что финансовая помощь ООО "АМПП" ЗАО "Востоксантехмонтаж" в размере 2600 тысяч рублей была предоставлена по результатам проведения совещания при Председателе Правительства Республики Хакасия по вопросам подготовки к осенне-зимнему периоду 2008/2009 и безаварийной работы объектов жилищно-коммунального хозяйства г. Абаза от 18.09.2008. Так как Министерством финансов Республики Хакасия указанная дотация была выделена муниципальному образованию город Абаза, а Администрация МО г. Абазы по своему усмотрению приняла решение выделить денежные средства в виде субсидии ООО "АМПП" ЗАО "Востоксантехмонтаж".
Таким образом, комиссия Хакасского УФАС России приходит к выводу, что в нарушение статей 19-21 Закона о защите конкуренции в редакции, действовавшей на момент выделения субсидии, Главой МО г. Абаза было принято Постановление N 1054 от 18.12.2008 о предоставлении субсидии ООО "АМПП" ЗАО "Востоксантехмонтаж" в размере 2600 тысяч рублей, и 23.12.2008 Администрацией МО г. Абазы были перечислены ООО "АМПП" ЗАО "Востоксантехмонтаж" денежные средства в размере 2600 тысяч рублей (платежное поручение N 2522 от 23.12.2008).
В соответствии с нормами пункта 7 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, в редакции Федерального закона от 17.07.2009 N 164-ФЗ, органам местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействия), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности предоставление государственной или муниципальной преференции в нарушение порядка, установленного главой 5 Закона о защите конкуренции.
На основании вышеизложенного и руководствуясь пунктом 20 статьи 4, статьями 19-20, частью 1 статьи 23, частью 1 статьи 39, статьями 41, 49 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия Хакасского УФАС России по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства решила:
1. Признать Администрацию МО г. Абаза нарушившей пункт 7 часть 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" в части предоставления муниципальной преференции ООО "АМПП" ЗАО "Востоксантехмонтаж" для безаварийного прохождения отопительного периода 2008/2009 гг в размере 2600 тысяч рублей в нарушение порядка, установленного главой 5 Закона о защите конкуренции, а именно без предварительного согласия антимонопольного органа.
2. Выдать Администрацию МО г. Абаза предписание о совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции. А именно: при предоставлении муниципальных преференций соблюдать порядок, установленный главой 5 Закона о защите конкуренции.
Председатель Комиссии Э.Р. Гофман
Члены Комиссии: Т.В. Панова
Т.В. Темерева
Ю.В. Тимченко
ПРЕДПИСАНИЕ
по делу N 22-А-Т-09
22 января 2009 г. г. Абакан
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства в составе:
Председатель комиссии: Гофман Э.Р. - руководитель управления;
Члены комиссии: Панова Т.В. - начальник отдела товарных, финансовых рынков и естественных монополий;
Темерева Т.В. - ведущий специалист - эксперт отдела товарных, финансовых рынков и естественных монополий;
Тимченко Ю.В. - специалист - эксперт отдела товарных, финансовых рынков и естественных монополий,
руководствуясь статьей 23, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" и на основании своего решения от 20 января 2009 года по делу N 22-А-Т-09 о нарушении Администрацией МО г. Абаза (юридический адрес: ул. Ленина, 20а, г. Абаза) пункта 7 части 1 статьи 15 указанного закона в части предоставления муниципальной преференции ООО "АМПП" ЗАО "Востоксантехмонтаж" для безаварийного прохождения отопительного периода 2008/2009 гг в размере 2600 тысяч рублей в нарушение порядка, установленного главой 5 Закона о защите конкуренции, а именно без предварительного согласия антимонопольного органа, предписывает:
1. Администрации МО г. Абаза при предоставлении хозяйствующим субъектам муниципальных преференций соблюдать порядок, установленный главой 5 Закона о защите конкуренции.
Председатель комиссии: Э.Р. Гофман
Члены комиссии: Т.В. Панова
Т.В. Темерева
Ю.В. Тимченко
Примечание: в соответствии со статьей 52 Закона о защите конкуренции предписание антимонопольного органа может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня выдачи предписания в Арбитражный суд Республики Хакасия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия (опубликовано 22 января 2010 г.)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 20.1.2016