Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве
от 26 октября 2015 г. N 1-00-1775/77-15
Комиссия Московского УФАС России (далее - Управление) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия)
в присутствии представителей:
ООО "ПО "РПГ" Кравченко Е.И. (по доверенности от 22.10.2015 N 15),
ОАО "Мослифт" Кузьмина И.Б. (по доверенности от 26.10.2015 N б/н), Грабовского С.А. (по доверенности от 26.10.2015 N б/н),
рассмотрев жалобу ООО "ПО "РПГ" на действия заказчика - ОАО "Мослифт" при проведении открытого запроса предложений в электронной форме на право заключения договора на поставку и монтаж металлических дверей и люков с запирающим устройством (реестровый N 31502824844),
в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), установила:
В адрес Московского УФАС России поступила жалоба ООО "ПО "РПГ" (далее - Заявитель) на действия заказчика - ОАО "Мослифт" (далее - Заказчик) при проведении открытого запроса предложений в электронной форме на право заключения договора на поставку и монтаж металлических дверей и люков с запирающим устройством (реестровый N 31502824844) (далее - Закупка).
По мнению Заявителя, нарушения со стороны Заказчика выразились в следующем:
в неправомерном внесении изменений в Закупочную документацию и продлении срока подачи заявок (по факту окончания срока подачи заявок);
в установлении неправомерных требований к составу заявки после внесения изменений в Техническое задание Закупочной документации.
В соответствии с частью 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно части 1 статьи 2 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках), при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
В соответствии с частью 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
На официальном сайте Российской Федерации в сети Интернет для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнения работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт) размещено положение о закупках ОАО "Мослифт" (далее - Положение о закупках).
05.10.2015 на Официальном сайте Заказчиком размещено извещение о проведении Закупки
Согласно протоколу вскрытия конвертов с заявками и рассмотрения заявок от 20.10.2015 N 554-1 на участие в Закупке подано три заявки; Закупка признана несостоявшейся (всем участникам отказано в допуске).
В соответствии с пояснениями Заявителя по факту окончания срока подачи заявок Заказчик внес изменения в извещение о запросе предложений и продлил срок подачи заявок до 19.10.2015 23:59.Также Заказчиком были внесенные изменения в пункт 10 технического задания, перечень документов в составе коммерческого предложения был дополнен рядом документов. Таким образом, Заказчик необоснованно внес изменение в извещение и в техническое задание о проведении запроса предложений для искусственного создания ограничений.
Комиссия, изучив представленные документы, установила следующее.
1. В соответствии с частью 3 статьи 3 Закона о закупках в положении о закупке могут быть предусмотрены иные (помимо конкурса или аукциона) способы закупки. При этом заказчик обязан установить в положении о закупке порядок закупки указанными способами.
Согласно пункту 41.4 Положения о закупках Заказчик, официально разместивший в ЕИС извещение о проведении запроса предложений, вправе внести изменения в документацию запроса предложений, разместив в ЕИС соответствующие изменения не позднее чем за три рабочих дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в запросе предложений в порядке, установленном для размещения в ЕИС извещения.
Комиссией установлено, что первоначальное извещение о проведении Закупки размещено на Официальном сайте 05.10.2015. Дата окончания подачи заявок - 14.10.2015, дата вскрытия конвертов - 15.10.2015. Дата подведения итогов - 16.10.2015. 14 октября 2015 года Заказчик на Официальном сайте размещает информацию о продлении срока подачи заявок. При этом, согласно пояснениям Заказчика, открытие доступа к поданным заявкам не было осуществлено.
Согласно извещению о проведении Закупки от 14.10.2015 дата окончания подачи заявок - 19.10.2015 (до 24:00), дата вскрытия конвертов - 20.10.2015, дата подведения итогов - 20.10.2015.
15.10.2015 Заказчиком внесены изменения в Техническое задание Закупочной документации, путем добавления пункта 10 "Перечень документов в составе коммерческого предложения:
10.1. копии сертификатов на весь перечень товаров, поставляемых в рамках настоящей процедуры закупки;
10.2. документы (заверенные копии документов), подтверждающие право участника на поставку КУ, поставляемых в рамках настоящей процедуры закупки, а именно:
- в случае, если участник является производителем КУ, в составе коммерческого предложения должна быть представлена копия соответствующего сертификата;
- в случае, если участник не является производителем КУ, в составе коммерческого предложения должна быть представлена копия договора с Производителем КУ, подтверждающая право участника на поставку указанных КУ;
10.3. письмо Производителя, подтверждающее возможность отгрузки товара Поставщику в объемах и сроки, установленные настоящим Техническим заданием".
Таким образом, Заказчик продлил срок подачи заявок на участие в Закупке и внес изменения в Закупочную документацию, что не нарушает требования Положения о закупках.
Следовательно, жалоба Заявителя в части неправомерного внесения изменений в Закупочную документацию и продления срока подачи заявок (по факту окончания срока подачи заявок) признается необоснованной.
2. В соответствии с подпунктом 2 пункта 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке.
В соответствии с подпунктом 9 пункта 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям.
Согласно пункту 10 Технического задания Закупочной документации установлен перечень документов в составе коммерческого предложения:
10.1. копии сертификатов на весь перечень товаров, поставляемых в рамках настоящей процедуры закупки;
10.2. документы (заверенные копии документов), подтверждающие право участника на поставку КУ, поставляемых в рамках настоящей процедуры закупки, а именно:
- в случае, если участник является производителем КУ, в составе коммерческого предложения должна быть представлена копия соответствующего сертификата;
- в случае, если участник не является производителем КУ, в составе коммерческого предложения должна быть представлена копия договора с Производителем КУ, подтверждающая право участника на поставку указанных КУ;
10.3. письмо Производителя, подтверждающее возможность отгрузки товара Поставщику в объемах и сроки, установленные настоящим Техническим заданием.
Предметом Закупки является поставка и монтаж металлических дверей и люков с запирающим устройством.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в том числе принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
Комиссией установлено, что Заказчиком установлены необоснованные и ограничивающие количество участников требования к предоставлению в составе заявки письма производителя, подтверждающего возможность отгрузки товара поставщику в объемах и сроки, установленные настоящим Техническим заданием.
При этом из круга лиц потенциальных участников закупки необоснованно исключаются лица, являющиеся официальными дилерами производителя товара, а также иные лица, реализующие указанный в Закупочной документации товар на законных основаниях, не представившие письмо от производителя.
Доказательств объективной необходимости Заказчика в получении товара исключительно от производителей и от лиц, у которых имеется договор с производителем КУ, с приложением письма, подтверждающего возможность такой отгрузки, антимонопольному органу представлено не было.
Таким образом, описываемые действия Заказчика привели к объективной невозможности для иных лиц предложить свой товар к поставке.
Согласно части 5 статьи 3 Закона о закупках участником закупки может быть любое юридическое лицо или несколько юридических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала либо любое физическое лицо или несколько физических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, в том числе индивидуальный предприниматель или несколько индивидуальных предпринимателей, выступающих на стороне одного участника закупки, которые соответствуют требованиям, установленным заказчиком в соответствии с положением о закупке.
Кроме того, Заказчиком не представлено документов, подтверждающих, что товар по предмету Закупки подлежит обязательной сертификации. Также Заказчиком не подтверждена необходимость установления требования о предоставлении копий сертификатов на весь перечень товаров, поставляемых в рамках настоящей процедуры закупки. При этом согласно протоколу вскрытия конвертов с заявками и рассмотрения заявок от 20.10.2015 N 554-1 на основании не предоставления указанных сертификатов отказано в допуске двум участникам Закупки из трех.
В соответствии с частью 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов, запроса котировок цен на товары запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.
Согласно части 5 статьи 17 Закона о защите конкуренции, положения части 1 настоящей статьи распространяются в том числе на все закупки товаров, работ, услуг, осуществляемые в соответствии с Законом о закупках.
Таким образом, жалоба Заявителя в части установления неправомерных требований к составу заявки, а именно предоставление письма производителя, подтверждающего возможность отгрузки товара поставщику в объемах и сроки, установленные настоящим Техническим заданием, а также копий сертификатов на весь перечень товаров, поставляемых в рамках настоящей процедуры закупки, после внесения изменений в Техническое задание Закупочной документации признается обоснованной. В действиях Заказчика усматривается нарушение пункта 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках, части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции.
На основании вышеизложенного, Комиссия, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции,
РЕШИЛА:
Признать жалобу Заявителя на действия Заказчика при проведении Закупки обоснованной в части установления неправомерных требований к составу заявки, а именно предоставление письма производителя, подтверждающего возможность отгрузки товара поставщику в объемах и сроки, установленные настоящим Техническим заданием, а также копий сертификатов на весь перечень товаров, поставляемых в рамках настоящей процедуры закупки, после внесения изменений в Техническое задание Закупочной документации, в остальной части необоснованной.
Признать в действиях Заказчика нарушение пункта 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках, части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции.
Обязательное для исполнения предписание Заказчику не выдавать, так как Закупка признана несостоявшейся.
Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 26 октября 2015 г. N 1-00-1775/77-15
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 20.1.2016