Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тульской области
от 29 октября 2015 г. N 3-03/55-2015
Резолютивная часть решения оглашена "20" октября 2015 г.
В полном объеме решение изготовлено "29" октября 2015 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тульской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
при участии: < --- >
-от заявителя - индивидуальный предприниматель Владейщиков;
-от ответчика - представители главного управления администрации города Тулы по Пролетарскому территориальному округу: < --- > (доверенность от 26.01.2015 N 1); < --- > (доверенность от 07.09.2015 N 2),
рассмотрев дело N 03-03/55-2015 по признакам нарушения главным управлением администрации города Тулы по Пролетарскому территориальному округу (300004, г. Тула, ул. Марата, д.162А) части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), установила:
Основанием возбуждения дела N 03-03/55-2015 о нарушении антимонопольного законодательства послужили документы и материалы, собранные в ходе выполнения поручения ФАС России от 24.07.2015 N ГЗТУ/3681 "О передаче жалобы по подведомственности" и указывающие на признаки нарушения антимонопольного законодательства.
Указанным поручением в Тульское УФАС России была направлена для рассмотрения по существу жалоба ИП Барсукова на действия заказчика - главного управления администрации города Тулы по Пролетарскому территориальному округу (далее - Организатор торгов, терруправление администрации) при проведении запроса котировок.
В ходе рассмотрения дела было установлено следующее.
Терруправление администрации 14.07.2015 г. опубликовало на сайте www.zakupki.gov.ru извещение о проведении запроса котировок для закупки N 0166300023715000009 (далее - закупка). Наименование объекта закупки - "выполнение работ по сносу строения г. Тула, ул. Дементьева, д.17-а"
Указанным извещением установлены:
-дата и время начала подачи заявок - 14.07.2015, 1000;
-дата и время окончания подачи заявок - 20.07.2015, 1000;
-дата и время проведения вскрытия конвертов, открытия доступа к электронным документам заявок участников - 20.07.2015, 1000;
-начальная (максимальная) цена контракта - 279`576,61 рубль (источник финансирования - бюджет муниципального образования город Тула).
Согласно извещению контракт может быть заключен не ранее чем через семь дней с даты размещения в единой информационной системе протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в запросе котировок и не позднее чем через двадцать дней с даты подписания указанного протокола.
Начало срока выполнения работ установлено с момента заключения контракта, а срок окончания работ - не позднее 7 календарных дней с момента заключения контракта.
ИП Барсуков в своем заявлении в ФАС России указал, что предмет объекта закупки - строение по адресу: г. Тула, ул. Дементьева, д.17-а - был снесен на момент публикации извещения о проведении закупки.
Указанные сведения послужили основанием квалификации действий главного управления администрации города Тулы по Пролетарскому территориальному округу при возбуждении настоящего дела по части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.
Начальником главного управления администрации города Тулы по Пролетарскому территориальному округу в Тульское УФАС России были представлены копии документов, связанных с организацией и проведением закупки, из которых установлено следующее.
Пунктом 1 распоряжения администрации города Тулы от 18.06.2015 N 1/185-р "О сносе аварийного многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Тула, ул. Дементьева, д.17А" (далее - распоряжение) осуществить снос аварийного многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Тула, ул. Дементьева, д.17А, 2-этажного, лит.А, общей площадью 689,8м2.
Согласно пункту 2 распоряжения главному управлению администрации города Тулы по Пролетарскому территориальному округу необходимо:
-выступить заказчиком работ по сносу вышеуказанного аварийного многоквартирного дома;
-обеспечить предусмотренные действующим законодательством требования безопасности при производстве работ по сносу вышеуказанного аварийного многоквартирного дома;
-оформить соответствующую документацию;
-представить в комитет имущественных и земельных отношений администрации города Тулы акты о сносе вышеуказанного аварийного многоквартирного дома.
Между тем, несмотря на распоряжение от 18.06.2015 г. и письмо от 10.07.2015 г. начальника ОНД г. Тулы (по Пролетарскому округу)< --- > "О предупреждении пожаров в расселенных, не эксплуатируемых домах" о принятии срочных, безотлагательных мер по сносу данного строения, извещение о проведении закупки было размещено на сайте www.zakupki.gov.ru терруправлением администрации лишь 14.07.2015 г.
Контракт 2015/17 на выполнение работ по сносу строения по адресу: г. Тула, Пролетарский район, ул. Дементьева, д.17-а (далее - контракт) был заключен Организатором торгов 30.07.2015 г. с индивидуальным предпринимателем Владейщиковым Иваном Степановичем. Согласно пункту 1.3 контракта основанием для его заключения явился протокол подведения итогов на право заключения муниципального контракта на выполнение работ по сносу строения по адресу: г. Тула, Пролетарский район, ул. Дементьева, д.17-а (N П1 от 20.07.2015 г.).
Приложением N 2 к контракту является техническое задание на выполнение работ по сносу строения по адресу: г. Тула, Пролетарский район, ул. Дементьева, д.17-а, в котором, в частности:
-указаны объемы работ - согласно дефектным актам и локальным сметным расчетам;
-перечислены условия выполнения работ;
-установлено начало срока выполнения работ - с момента заключения контракта (т.е. с 30.07.2015 г.); срок окончания работ - не позднее 7 календарных дней с момента заключения контракта;
-перечислены требования к выполнению работы, ее качеству, в том числе, к технологии производства работы, методам производства работы, организационно-технологической схеме производства работы, безопасности выполняемой работы.
Приложением N 3 к контракту является акт от 30.07.2015 г. передачи объекта для выполнения работ по разборке строения в Пролетарском районе муниципального образования город Тула (далее - акт), подписанный сторонами.
Согласно пункту 1 акта для выполнения работ по сносу строения Заказчик (терруправление администрации) передает объекты, а Подрядчик (ИП Владейщиков И.С.) принимает объекты: Тульская область, г. Тула, ул. Дементьева, д.17-а. При этом в пункте 6 акта указано заключение: строение по адресу г. Тула, ул. Дементьева, д.17-а подготовлено для выполнения работ по сносу. Кроме того, согласно пункту 3 акта было выделено помещение для хранения материалов и оборудования.
Приложением N 5 к контракту является журнал производства работ по сносу строения по адресу: г. Тула, Пролетарский район, ул. Дементьева, д.17-а, подписанный сторонами, в котором указано:
-дата начала работ (30.07.2015 г.) - разборка здания методом обрушения; 100%;
-дата окончания работ (03.08.2015 г.) - погрузка и перевозка мусора строительного; 100%.
К материалам настоящего дела приобщено постановление от 26.08.2015 г. старшего оперуполномоченного отделения ОЭБ и ПК УМВД России по г. Туле об отказе в возбуждении уголовного дела. Постановление вынесено по результатам рассмотрения заявления ВРИО руководителя Тульского УФАС России Попова П.Д. в УМВД России по г. Туле (КУСП УМВД России по г. Туле от 27.07.2015 г. N 12874). В постановлении указано, что с целью установления изложенных в заявлении обстоятельств 27.07.2015 г. дознавателем ОД УМВД России по г. Туле был произведен осмотр места происшествия, в результате которого установлено, что по адресу: г. Тула, ул. Дементьева, д.17-А расположен участок местности размером 15\20-м. На данном участке на момент осмотра находился строительный мусор, фрагменты фундамента, строений не выявлено.
В пояснениях от 09.09.2015 г. исх. N 55 ИП Владейщиков указал, что снос строения по адресу: г. Тула, ул. Дементьева, д.17-А, погрузку и перевозку мусора строительного были осуществлены под его руководством работниками, находящимися в штате индивидуального предпринимателя с привлечением техники, принадлежащей указанному лицу на праве собственности. Строительный мусор, образовавшийся в результате проводимых работ, был вывезен с участка в полном объеме. Копии договоров на вывоз и утилизацию строительного и бытового мусора (в том числе платежные документы, акты выполненных работ/оказанных услуг) ИП Владейщиковым И.С. не представлены. В пояснениях от 09.09.2015 г. исх. N 55 ИП Владейщиков И.С. указал, что платежи по выполняемым работам не проводились в связи с привлечением только личного транспорта и штатных работников.
В пояснениях начальника главного управления администрации города Тулы по Пролетарскому территориальному округу от 10.09.2015 г. исх. N к-3.10 указано, что главным управлением были составлены дефектный акт и локальный сметный расчет на снос строения. Данная документация была проверена отделом по контролю за ценообразованием администрации города Тулы (заключение N 03604-6 от 07.07.15), установлена начальная (максимальная) цена контракта в сумме 310`640,68 руб. К данному сметному расчету применен понижающий коэффициент 0,9 в связи с ограниченностью бюджета муниципального образования город Тула, и итоговая начальная (максимальная) цена контракта составила 279`576,61 руб.
Из представленных в настоящее дело документов Комиссия установила, что дефектный акт на снос строения по адресу: г. Тула, ул. Дементьева, д.17-а был составлен индивидуальным предпринимателем Владейщиковым и утвержден заказчиком - главным управлением администрации города Тулы по Пролетарскому территориальному округу.
На основании дефектной ведомости была составлена локальная смета (локальный сметный расчет) на снос дома Тула, ул. Дементьева, д.17-а, утвержденная главным управлением администрации города Тулы по Пролетарскому территориальному округу.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что предмет объекта закупки - строение по адресу: г. Тула, ул. Дементьева, д.17-а - не мог быть передан Организатором торгов подрядчику и, соответственно, принят ИП Владейщиковым по акту от 30.07.2015 г., а само строение по адресу г. Тула, ул. Дементьева, д.17-а не могло быть подготовлено 30.07.2015 г. для выполнения работ по сносу.
Учитывая изложенное, 15.09.2015 г. Комиссия вынесла определение о привлечении в качестве ответчика по делу N 03-03/55-2015, т.к. в действиях главного управления администрации города Тулы по Пролетарскому территориальному округу и ИП Владейщикова И.С. были усмотрены признаки нарушения статьи 16 Закона о защите конкуренции, пунктом 2 которого ИП Владейщиков И.С. привлечен к участию в рассмотрении дела N 03-03/55-2015 в качестве ответчика по делу. Кроме того, 15.09.2015 г. было вынесено определение об отложении рассмотрения дела N 03-03/55-2015 в связи с необходимостью получения дополнительных доказательств.
Как следует из письменных объяснений терруправления администрации, 17.07.2015 г. на участие в закупке поступило две заявки: ИП Владейщикова и ООО "МетСнаб"
18.07.2015 г. участники запроса котировок прибыли в главное управление с просьбой обследовать здание (подлежащее сносу), в том числе, и внутри, где по обоюдной договоренности ИП Владейщиков согласился начать мероприятия по фактическому сносу дома N 17А по ул. Дементьева г. Тулы в отсутствии возражений со стороны второго участника запроса котировок.
ИП Владейщиков в письменных объяснениях от 14.09.2015 г. указывает, что 17.07.2015 г. подал заявку на участие в закупке.
18.07.2015 г. ИП Владейщиков и представитель компании - партнера ООО "МетСнаб" которая также подала заявку на участие в закупке, прибыли в терруправление администрации с целью получить разрешение на осмотр вышеуказанного строения для оценки технической и экономической возможности выполнения заявленных работ в соответствии с техническим заданием закупки.
Далее ИП Владейщиков указывает в своих пояснениях, что в процессе обсуждения, на основании комиссионного осмотра здания решили приступить к сносу здания досрочно. ИП Владейщиков согласился снести вышеуказанное строение в отсутствие возражений со стороны его партнера - ООО "МетСнаб"
Работы по сносу строения были начаты ИП Владейщиковым 19.07.2015 г.
Между тем процедура вскрытия конвертов, открытия доступа к электронным документам заявок участников была назначена и проведена лишь 20.07.2015 г. в 1000, о чем составлен протокол рассмотрения и оценки заявок на участие в запросе котировок от 20.07.2015 N П1 (опубликован на сайте www.zakupki.gov.ru 20.07.2015 г.).
Извещением о проведении закупки установлена дата и время окончания подачи заявок - 20.07.2015, 1000.
Таким образом, в ходе рассмотрения настоящего дела Комиссия установила наличие согласованных действий главного управления администрации города Тулы по Пролетарскому территориальному округу и ИП Владейщикова, в результате которых хозяйствующий субъект - индивидуальный предприниматель Владейщиков - с согласия органа местного самоуправления - главного управления администрации города Тулы по Пролетарскому территориальному округу - приступил к выполнению работ - сносу строения по адресу: г. Тула, ул. Дементьева, д.17А, являющихся объектом закупки, до даты окончания подачи заявок на участие в закупке, что могло привести к недопущению, устранению, ограничению конкуренции.
Согласно части 2 статьи 1 Закона о защите конкуренции целями указанного закона являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков.
В соответствии с пунктом 7 статьи 4 Закона о защите конкуренции конкуренция - соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.
Пункт 17 статьи 4 Закона о защите конкуренции к признакам ограничения конкуренции относит, в том числе, сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке, отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке, иные обстоятельства, а также установление органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, участвующими в предоставлении государственных или муниципальных услуг, при участии в предоставлении таких услуг требований к товарам или к хозяйствующим субъектам, не предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Часть 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции запрещает органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям принимать акты и/или осуществлять действия/бездействие, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
Статья 16 Закона о защите конкуренции запрещает соглашения или согласованные действия между органами местного самоуправления и хозяйствующими субъектами, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
Таким образом, согласованные действия главного управления администрации города Тулы по Пролетарскому территориальному округу и ИП Владейщикова по сносу строения по адресу: г. Тула, ул. Дементьева, д.17А до даты окончания подачи заявок на участие в закупке противоречат требованиям статьи 16 Закона о защите конкуренции.
Нарушение антимонопольного законодательства главным управлением администрации города Тулы по Пролетарскому территориальному округу и ИП Владейщиковым служит правовым основанием для выдачи указанным лицам обязательных для исполнения предписаний с целью предупреждения аналогичных нарушений при проведении закупки на выполнение работ по сносу аварийных строений.
Оценив доказательства и доводы, представленные лицами, участвующими в деле и руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, статьей 49, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" Комиссия решила:
Признать главное управление администрации города Тулы по Пролетарскому территориальному округу нарушившим часть 1 статьи 15, статью 16 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции"
Признать ИП Владейщикова нарушившим статью 16 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции"
Выдать главному управлению администрации города Тулы по Пролетарскому территориальному округу предписание о совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции.
Выдать ИП Владейщикову предписание о совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции.
Передать материалы дела N 03-03/55-2015 о нарушении антимонопольного законодательства должностному лицу, уполномоченному на составление протоколов об административном правонарушении, для рассмотрения вопроса о применении мер административной ответственности.
Оснований для принятия иных мер в отношении главного управления администрации города Тулы по Пролетарскому территориальному округу и ИП Владейщикова. по пресечению и/или устранению последствий нарушения антимонопольного законодательства, а также по обеспечению конкуренции не имеется.
ПРЕДПИСАНИЕ N 59
29.10.2015 г. г. Тула
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тульской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" на основании своего решения от 29.10.2015 г. по делу N 03-03/55-2015 о нарушении главным управлением администрации города Тулы по Пролетарскому территориальному округу (300004, г. Тула, ул. Марата, д.162а) части 1 статьи 15, статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" индивидуальным предпринимателем Владейщиковым И.С. (г. Тула, ул. Новотульская, д.6) статью 16 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" предписывает:
Главному управлению администрации города Тулы по Пролетарскому территориальному округу прекратить нарушение части 1 статьи 15, статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" при организации и проведении запроса котировок для закупки - выполнение работ по сносу строений, а именно:
-в отношениях, связанных с организацией и проведением запроса котировок для закупки - выполнения работ по сносу строений - осуществлять действия, направленные на обеспечение конкуренции, том числе не давать согласий и не допускать начала выполнения работ по сносу строений до даты окончания подачи заявок на участие в закупке, а также строго соблюдать требования части 1 статьи 15, статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции"
О выполнении настоящего Предписания сообщить в Тульское УФАС России не позднее пяти дней со дня его получения.Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи.
Примечание: За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.
ПРЕДПИСАНИЕ N 60
29.10.2015 г. г. Тула
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тульской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:< --- > руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" на основании своего решения от 29.10.2015 г. по делу N 03-03/55-2015 о нарушении главным управлением администрации города Тулы по Пролетарскому территориальному округу (300004, г. Тула, ул. Марата, д.162а) части 1 статьи 15, статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" индивидуальным предпринимателем Владейщиковым (г. Тула, ул. Новотульская, д.6) статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" предписывает:
Индивидуальному предпринимателю Владейщикову прекратить нарушение статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" при участии в запросе котировок для закупки - выполнение работ по сносу строений, а именно:
-в отношениях, связанных с участием в запросе котировок для закупки - выполнения работ по сносу строений - осуществлять действия, направленные на обеспечение конкуренции, том числе, не давать согласий и не допускать начала выполнения работ по сносу строений до даты окончания подачи заявок на участие в закупке, а также строго соблюдать требования статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции"
О выполнении настоящего Предписания сообщить в Тульское УФАС России не позднее пяти дней со дня его получения.
Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи.
Примечание: За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.
Примечание: за невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тульской области от 29 октября 2015 г. N 3-03/55-2015
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 20.1.2016