Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Томской области
от 18 декабря 2009 г.
Комиссия Томского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
председатель Комиссии: В.И. Шевченко, руководитель управления,
члены Комиссии: Е.П. Фоминых, начальник отдела контроля рекламы, недобросовестной конкуренции и адвокатирования; Н.В. Базарова, ведущий специалист-эксперт отдела контроля рекламы, недобросовестной конкуренции и адвокатирования; рассмотрев дело N06-11/59-09, возбужденное по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту распространения в автомобильном рекламном еженедельнике "Авторынок Томска" за 26 ноября - 2 декабря 2009 г. (издатель ООО "Издательство "Водолей") рекламы индивидуального предпринимателя Замощика В.В., содержащей признаки нарушения пункт 4 части 5 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 г. N 38-ФЗ "О рекламе",
в присутствии представителя лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе - от ИП Замощика Владислава Владимировича (<>) <> действующая на основании доверенности б/н от 12 февраля 2008 г.
УСТАНОВИЛА:
При осуществлении мониторинга печатных СМИ на предмет соблюдения законодательства о рекламе в автомобильном рекламном еженедельнике "Авторынок Томска" за 26 ноября -2 декабря 2009 г. (издатель ООО "Издательство "Водолей") обнаружены признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, которые выразились в следующем.
На странице N19 вышеназванного издания размещена реклама (рекламодатель индивидуальный предприниматель Замощик В.В.) следующего содержания: "ЗАПЧАСТИ ДЛЯ ИНОМАРОК. Кузовное железо. Стекла. Радиаторы и многое другое. Товар подлежит обязательной сертификации. Большое поступление! Наличие в Томске. Ул. Герцена, 10_Снижение цен! С уважением, Автоаптека! ИП Замощик В.В."
Вышеуказанный текст рекламы сопровождается изображением девушки, на голову которой надет головной убор - белая шапочка с крестом в передней (лицевой) части убора, в уши девушки помещены оливы фонендоскопа, спадающего на шею.
На странице N25 вышеуказанного издания размещена реклама того же рекламодателя следующего содержания: "ЗАПЧАСТИ ДЛЯ ИНОМАРОК. Стойки (дубликат - Тайвань, оригинал - Япония) от VITZ-a до LEXUS-a!!! (в наличии). Резина R12-R17, 5% износа. Диски, литье (б/у) и многое другое. Товар подлежит обязательной сертификации. Ул. Герцена, 10_ С уважением, Автоаптека! ИП Замощик В.В.".
Реклама на странице N25 сопровождается тем же изображением девушки, что и реклама на странице 19.
Из текста рекламы на страницах N19 и N25 следует, что объектом рекламирования являются запчасти для автомобилей иностранного производства. Анализ изображения девушки, используемого в рекламе, позволяет определить его как образ медицинского работника.
В соответствии с п.4 ч.5 ст.5 Федерального закона от 13.03.2006 г. N 38-ФЗ "О рекламе" в рекламе не допускаются использование образов медицинских и фармацевтических работников, за исключением такого использования в рекламе медицинских услуг, средств личной гигиены, в рекламе, потребителями которой являются исключительно медицинские и фармацевтические работники, в рекламе, распространяемой в местах проведения медицинских или фармацевтических выставок, семинаров, конференций и иных подобных мероприятий, в рекламе, размещенной в печатных изданиях, предназначенных для медицинских и фармацевтических работников.
Из вышеизложенного следует, что пунктом 4 части 5 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 г. N 38-ФЗ "О рекламе" установлен запрет на использование образа медицинского работника в вышеуказанной рекламе.
В отзыве на определение о возбуждение производства по делу ИП Замощик В.В. не признал допущенное нарушение Федерального закона от 13.03.2006 г. N 38-ФЗ "О рекламе". А также пояснил, что реклама разработана рекламной фирмой, публикуется в таком виде с марта 2005 г., ранее ИП Замощик В.В. не привлекался к административной ответственности за нарушение указанного закона. При размещении данной рекламы в действиях ИП Замощика В.В. не было умысла на нарушение закона "О рекламе".
При рассмотрении дела комиссией Томского УФАС России представитель индивидуального предпринимателя Замощика В.В. - <> подтвердила доводы, изложенные в отзыве, а также пояснила, что макет рекламы не согласовывался индивидуальным предпринимателем Замощиком В.В., договор на размещение рассматриваемой рекламы с ООО "Издательство "Водолей" не заключался, оплата услуг по размещению рекламы рекламодателем производилась регулярно, все акты выполненных работ подписаны рекламодателем. К моменту рассмотрения дела комиссией УФАС в макет внесены изменения.
Комиссия Томского УФАС России, изучив материалы дела, заслушав представителя ИП Замощика В.В., установила следующее.
Рассматриваемая информация, распространенная в автомобильном рекламном еженедельнике "Авторынок Томска" за 26 ноября -2 декабря 2009 г. (издатель ООО "Издательство "Водолей"), соответствует определению понятия рекламы, указанному в пункте 1 статьи 3 Федерального закона "О рекламе", согласно которому реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечения внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
В соответствии с п.2 ст.3 ФЗ "О рекламе" объектом рекламирования в данной рекламе являются запчасти для автомобилей иностранного производства.
Анализ материалов дела позволил Комиссии определить в качестве рекламодателя, т.е. изготовителя или продавца товара либо иного определившего объект рекламирования и (или) содержание рекламы лица (пункт 5 статьи 3 ФЗ "О рекламе") - индивидуального предпринимателя Замощика Владислава Владимировича, что подтверждается отзывом ИП Замощика В.В., а также документами, представленными обществом с ограниченной ответственностью "Издательство "Водолей": копиями кассовых приходных ордеров N74 от 19.02.2009, N301 от 05.05.2009, N384 от 02.06.2009, N822 от 11.12.2009; копиями актов N00000509 от 27.03.2008, N858 от 30.04.2008, от N1104 от 30.05.2008, N1211 от 30.06.2008, N1524 от 29.06.2008, N1777 от 29.08.2008, N2015 от 30.09.2008, N2027 от 23.10.2008, N2094 от 28.11.2008, N2499 от 18.12.2008, N20 от 22.01.2009, N252 от 26.02.2009, N645 от.30.03.2009, N1031 от 30.04.2009, N1199 от 28.05.2009, N1776 от 30.06.2009, N1554 от 27.07.2009, N1818 от 30.09.2009, N2106 от 29.10.2009, N2344 от 30.11.2009, N2402 от 14.12.2009; копиями страниц журнала "Авторынок Томска", содержащих идентичную рекламу за период с февраля 2008 по декабрь 2009 гг.
Индивидуальный предприниматель Замощик Владислав Владимирович (<>) зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя 07.02.2005 ОГРН <>
Согласно Большому толковому словарю русского языка (гл. редактор <> СПб, Норинт) в авторской редакции 2009 г. образ это внешний облик, наружность, внешность, живое, наглядное представление о ком-либо; чем-либо, возникающее в воображении, мыслях кого-либо.
Медицинский работник - это любой работник в сфере здравоохранения, будь то врач, ассистент, медсестра или санитар.
Человек в белой шапочке с крестом, по мнению антимонопольного органа, ассоциируется в подсознании потребителя рекламы с человеком, так или иначе имеющим отношение к медицине. Кроме того, демонстрация медицинского аппарата - фонендоскопа (либо предмета, похожего на фонендоскоп) не оставляет никаких сомнений в том, что в данном случае в рекламе изображен именно медицинский работник.
Комиссия УФАС России, проведя анализ текстового и визуального содержания рекламы в совокупности, установила, что вышеуказанная реклама содержит образ медицинского работника, поскольку в рекламе используется изображение женщины в белом головном уборе с крестом в передней (лицевой) части убора, в уши которой помешены оливы фонендоскопа, спадающего на шею. Факт использования в рекламе образа именно медицинского работника подтверждается также использованием в рекламе слова "аптека".
Рассматриваемая реклама не является рекламой медицинских услуг, средств личной гигиены. Данная реклама доступна не только медицинским и фармацевтическим работникам, она рассчитана на неопределенный круг лиц.
В соответствии с п.4 ч.5 ст.5 Федерального закона от 13.03.2006 г. N 38-ФЗ "О рекламе" в рекламе не допускаются использование образов медицинских и фармацевтических работников, за исключением такого использования в рекламе медицинских услуг, средств личной гигиены, в рекламе, потребителями которой являются исключительно медицинские и фармацевтические работники, в рекламе, распространяемой в местах проведения медицинских или фармацевтических выставок, семинаров, конференций и иных подобных мероприятий, в рекламе, размещенной в печатных изданиях, предназначенных для медицинских и фармацевтических работников.
Таким образом, реклама индивидуального предпринимателя Замощика В.В. нарушает требования п.4 ч.5 ст.5 Федерального закона от 13.03.2006 г. N 38-ФЗ "О рекламе" и в соответствии с п.4 ст.3 указанного закона является ненадлежащей.
Согласно ч.6 ст.38 ФЗ "О рекламе" ответственность за нарушения п.4 ч.5 ст.5 указанного закона несет рекламодатель.
Руководствуясь ч.1 ст.33 и п.1 ст.36 Федерального закона "О рекламе", и в соответствии с пп.37-43 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия
РЕШИЛА:
Признать ненадлежащей рекламу индивидуального предпринимателя Замощика Владислава Владимировича (<>) следующего содержания: "ЗАПЧАСТИ ДЛЯ ИНОМАРОК. Кузовное железо. Стекла. Радиаторы и многое другое. Товар подлежит обязательной сертификации. Большое поступление! Наличие в Томске. Ул. Герцена, 10_Снижение цен! С уважением, Автоаптека! ИП Замощик В.В." и "ЗАПЧАСТИ ДЛЯ ИНОМАРОК. Стойки (дубликат - Тайвань, оригинал - Япония) от VITZ-a до LEXUS-a!!! (в наличии). Резина R12-R17, 5% износа. Диски, литье (б/у) и многое другое. Товар подлежит обязательной сертификации. Ул. Герцена, 10_ С уважением, Автоаптека! ИП Замощик В.В.", распространенную на стр.19 и стр.25 в автомобильном рекламном еженедельнике "Авторынок Томска" за 26 ноября -2 декабря 2009 г. и содержащую образ медицинского работника - женщина в белом головном уборе с крестом в передней (лицевой) части убора, в уши которой помешены оливы фонендоскопа, спадающего на шею, поскольку указанная реклама нарушает п.4 ч.5 ст.5 Федерального закона от 13.03.2006 г. N 38-ФЗ "О рекламе".
Не выдавать предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе индивидуальному предпринимателю Замощику В.А. в связи с прекращением нарушения.
Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Томского УФАС России Фоминых Е.П. для приобщения к делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ИП Замощика В.В.
Решение изготовлено в полном объеме 11 января 2010 г. Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председатель комиссии В.И. Шевченко
Члены комиссии: Е.П. Фоминых
Н.В.Базаров
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Томской области от 18 декабря 2009 г.
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 20.1.2016