Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области
от 29 октября 2015 г. N 19404/04
Резолютивная часть решения оглашена "15" октября 2015 г.
В полном объеме решение изготовлено "29" октября 2015 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
Председатель Комиссии: Коренченко К. А. - заместитель руководителя -
начальник отдела контроля органов власти;
Члены Комиссии: Ратникова О.С. - главный специалист-эксперт
отдела контроля органов власти;
Нефедова В.Н. - специалист 2 разряда
отдела контроля органов власти;
Дорофеева Е.С. - специалист 3 разряда
отдела контроля органов власти,
рассмотрев дело N 1446/04 по признакам нарушения Администрацией Ольгинского сельского поселения Аксайского района (346702, Ростовская обл., Аксайский р-н, ст. Ольгинская, ул. Ленина, д. 154; далее - Администрация поселения) ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - ФЗ "О защите конкуренции"),
в присутствии представителя Администрации поселения -.,
в присутствии представителей ДНП "Княгинино поместье" -., установила:
09.06.2015 г. (вх. N 9029) из Прокуратуры Ростовской области, 22.06.2015 г. (вх. N 9767) из Прокуратуры Аксайского района Ростовской области поступило заявление председателя ДНП "Княгинино поместье" В. на действия Администрации поселения, выразившиеся в препятствовании в реализации проекта планировки и застройки ДНП "Княгинино поместье".
Из заявления и представленных документов следует, что Администрация поселения отказывает В. во внесении изменений в Правила землепользования и застройки Ольгинского сельского поселения путем перевода земельных участков из территориальной зоны СХ-1 в зону СХ-3, предусматривающую строительство садовых и дачных домов. При этом, иным хозяйствующим субъектам отказано не было, территориальная зона СХ-1 изменена на зону СХ-3 и на земельных участках в настоящее время осуществляется строительство садовых и дачных домов.
Отказ Администрации поселения во внесении изменений в Правила землепользования и застройки Ольгинского сельского поселения препятствует ДНП "Княгинино поместье" осуществлять деятельность по строительству дачных и садовых домов.
Указанные обстоятельства послужили основанием для возбуждения настоящего дела.
Определением Ростовского УФАС России от 21.08.2015 г. рассмотрение настоящего дела назначено на 15.10.2015 г.
Согласно ответу Администрации поселения (вх. N 15809 от 30.09.2015 г.) для реализации возможности размещения ДНП "Княгинино поместье" гр. В. необходимо было в соответствии со ст. 33 Градостроительного кодекса РФ подать предложение об изменении границы территориальной зоны СХ-3 с приложением документов и обоснования перевода. С таким предложением гр. В. обратился только 22.07.2015 г., обоснование изменения границ территориальной зоны СХ-3 предоставлено 22.09.2015 г. В настоящее время назначена комиссия по рассмотрению предложения гр. В.
Комиссия, изучив материалы настоящего дела, выслушав доводы сторон, приходит к следующим выводам:
На основании протокола общего собрания учредителей ДНП "Княгинино поместье" от 14.05.2014 г. N 1 В., А. и С. приняли решение о создании ДНП "Княгинино поместье", об утверждении Устава партнерства; председателем ДНП "Княгинино поместье" избран В.
Согласно Устава ДНП "Княгинино поместье" партнерство создано для реализации прав его членов на владение, пользование и распоряжение дачными земельными участками, для обустройства и рационального использования этих земельных участков, организации самостоятельной застройки членами партнерства жилыми домами и иными строениями в соответствии с Правилами землепользования и застройки.
Председателю ДНП "Княгинино поместье" В. на праве собственности принадлежат земельные участки с кадастровыми номерами 61:02:0600015:2886, 61:02:0600015:2890, 61:02:0600015:2888, расположенные в Аксайском районе в границах плана земель ТОО КСП "Пригородное" поле N 8 (далее - спорные земельные участки).
26.06.2014 г., 04.07.2014 г., 31.10.2014 г. представители ДНП "Княгинино поместье" по доверенности обратились в Администрацию поселения по вопросу согласования разработки проекта организации, планировки и застройки ДНП "Княгинино поместье" на спорных земельных участках.
Письмами от 01.07.2014 г. (исх. N 1295), от 29.07.2014 г. (исх. N 1528), от 17.11.2014 г. (исх. N 2468) Администрация поселения отказала в согласовании проекта организации, планировки и застройки ДНП "Княгинино поместье". Отказы мотивированы тем, что спорные земельные участки в соответствии с Правилами землепользования и застройки Ольгинского сельского поселения находятся в зоне сельскохозяйственного использования СХ-1, в пределах которой градостроительный регламент не устанавливается.
Так, в силу п. 8 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ (далее - ГрК РФ) правила землепользования и застройки (далее - ПЗЗ) - документ градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления и в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений.
Согласно п. 9 ст. 1 ГрК РФ градостроительный регламент - устанавливаемые в пределах границ соответствующей территориальной зоны виды разрешенного использования земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства.
При этом, согласно ч. 6 ст. 36 ГрК РФ градостроительные регламенты не устанавливаются для земель сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения.
Указанные положения ГрК РФ нашли свое отражение в Правилах землепользования и застройки Ольгинского сельского поселения Аксайского района Ростовской области, утвержденных Решением Собрания депутатов Ольгинского сельского поселения от 15.12.2009 г. N 45 (далее - ПЗЗ поселения).
В соответствии с ПЗЗ поселения в состав зоны сельскохозяйственного использования СХ-1 включены пашни, сенокосы, пастбища, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и др.). В ПЗЗ поселения также указано, что применительно к территориям в пределах данной зоны СХ-1 градостроительный регламент не устанавливается.
Следовательно, поскольку спорные земельные участки входят в состав зоны сельскохозяйственного использования СХ-1, для которой градостроительный регламент не устанавливается, такие земельные участки не могут быть использованы для строительства объектов капитального строения.
В этой связи, Комиссия полагает, что вышеуказанные письма Администрации поселения, содержащие отказ в согласовании разработки проекта планировки и застройки ДНП "Княгинино поместье" не противоречат требованиям законодательства РФ, в этой связи, не могут препятствовать в осуществлении деятельности ДНП "Княгинино поместье".
27.01.2015 г. председатель ДНП "Княгинино поместье" В. обратился в Администрацию поселения по вопросу внесения изменений в ПЗЗ поселения с целью изменения вида разрешенного использования спорных земельных участков из зоны СХ-1 в зону СХ-3.
Администрация поселения направила обращение В. в Комиссию по внесению изменений в ПЗЗ поселения.
Письмом Администрации поселения от 06.04.2015 г. (исх. N 63.27/885) В. было разъяснено, что для земель сельскохозяйственного использования виды разрешенного использования земельных участков не устанавливаются, вследствие этого они не могут быть изменены; запрет на установление градостроительного регламента исключает возможность использования указанных земель для застройки и последующей эксплуатации объектов строительства; изменение вида разрешенного использования для земель сельскохозяйственного использования возможно только после перевода этих земель в другую категорию.
Действительно, в силу ч. 6 ст. 36 ГрК РФ поскольку для земель сельскохозяйственного использования СХ-1, в состав которой входят спорные земельные участки, градостроительный регламент не устанавливается, то и не устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков, в этой связи, они не могут быть изменены.
Следовательно, письмо Администрации поселения от 06.04.2015 г. (исх. N 63.27/885) не противоречит требованиям законодательства РФ, в этой связи, не может препятствовать в осуществлении деятельности ДНП "Княгинино поместье".
Кроме того, письмом Администрации поселения от 06.04.2015 г. (исх. N 63.27/885.1) В. разъяснено, что для реализации возможности размещения ДНП "Княгинино поместье" необходимо в соответствии со ст. 33 ГрК РФ подать предложение об изменении границы территориальной зоны СХ-3 с приложением документов и обоснования перевода.
Так, согласно ПЗЗ поселения градостроительный регламент зоны садоводства и дачного хозяйства СХ-3 предусматривает строительство садовых и дачных домов, а также ведение дачного хозяйства.
Статьей 33 ГрК РФ установлен порядок внесения изменений в ПЗЗ.
Частью 2 ст. 33 ГрК РФ установлены основания для рассмотрения главой местной администрации вопроса о внесении изменений в ПЗЗ.
В качестве таких оснований установлены:
- несоответствие правил документам территориального планирования (генеральному плану городского округа) в результате внесения в такие документы изменений;
- поступление предложений об изменении границ территориальных зон, градостроительных регламентов.
В соответствии с ч. 3 ст. 33 ГрК РФ предложения о внесении изменений в правила землепользования и застройки направляются в комиссию. При этом физические или юридические лица могут направлять такие предложения только в инициативном порядке либо в случае, если земельные участки и объекты капитального строительства не используются эффективно, причиняется вред их правообладателям, снижается стоимость земельных участков и объектов капитального строительства, не реализуются права и законные интересы граждан и их объединений.
Комиссия в течение тридцати дней со дня поступления предложения о внесении изменения в правила землепользования и застройки осуществляет подготовку заключения и направляет это заключение главе местной администрации.
Глава местной администрации с учетом рекомендаций, содержащихся в заключении комиссии, в течение тридцати дней принимает решение о подготовке проекта о внесении изменения в ПЗЗ или об отклонении предложения о внесении изменения в данные правила с указанием причин отклонения и направляет копию такого решения заявителям (ч. 5 ст. 33 ГрК РФ).
Однако, обращения представителей ДНП "Княгинино поместье", поданные в Администрацию поселения в период с 26.06.2014 г. по 22.07.2015 г., не содержали предложения об изменении границы территориальной зоны садоводства и дачного хозяйства СХ-3.
Предложение об изменении границы территориальной зоны садоводства и дачного хозяйства СХ-3 в отношении спорных земельных участков, которое в соответствии с ч. 2 ст. 33 ГрК РФ служит основанием для внесения изменений в ПЗЗ поселения, было подано председателем ДНП "Княгинино поместье" В. в Администрацию поселения только 22.07.2015 г.
22.09.2015 г. председатель ДНП "Княгинино поместье" В. представил в Администрацию поселения обоснование перевода спорных земельный участков из зоны СХ-1 в зону СХ-3.
В настоящее время предложение председателя ДНП "Княгинино поместье" В. об изменении границы территориальной зоны СХ-3 в отношении спорных земельных участков находится на рассмотрении Комиссии по внесению изменений в ПЗЗ поселения.
Согласно доводу председателя ДНП "Княгинино поместье" В., Администрация поселения ограничивает конкуренцию на рынке строительства, поскольку ему отказывает во внесении изменений в ПЗЗ поселения, а иным лицам (конкурентам) удовлетворяет идентичные обращения и переводит земельные участки из зоны СХ-1 в зону СХ-3.
Однако, ООО "Степняк", гр. Б., гр. Л., ИП Ф. изначально обратились в Администрацию поселения с обращениями об изменении границы территориальной зоны СХ-3, которые в соответствии с ч. 2 ст. 33 ГрК РФ служат основанием для внесения изменений в ПЗЗ поселения. В этой связи, их заявления были рассмотрены Комиссией по внесению изменения в ПЗЗ поселения и на основании распоряжения Главы Ольгинского сельского поселения в ПЗЗ поселения внесены соответствующие изменения.
В тоже время, как было указано выше, представители ДНП "Княгинино поместье" в период с 26.06.2014 г. по 22.07.2015 г. не обращались в Администрацию поселения с предложением об изменении границы территориальной зоны СХ-3 в отношении спорных земельных участков. Такое предложение поступило в Администрацию поселения только 22.07.2015 г. В настоящее время данное обращение находится на рассмотрении Комиссии по внесению изменений в ПЗЗ поселения.
Исходя из изложенного, Комиссия приходит к выводу об отсутствии в оспариваемых действиях Администрации поселения нарушения ч. 1 ст. 15 ФЗ "О защите конкуренции", согласно которой органам местного самоуправления запрещается осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев осуществления таких действия (бездействия).
В связи с изложенным, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-3 статьи 41, частью 1 статьи 48, частью 1 статьи 49 ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия решила:
рассмотрение дела N 1446/04, возбужденного по признакам нарушения Администрацией Ольгинского сельского поселения Аксайского района Ростовской области ч. 1 ст. 15 ФЗ "О защите конкуренции", прекратить в связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых комиссией действиях (бездействии).
Председатель Комиссии: К.А. Коренченко
Члены Комиссии: О.С. Ратникова
В.Н. Нефедова
Е.С. Дорофеева
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в арбитражный суд.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области от 29 октября 2015 г. N 19404/04
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 20.1.2016