Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю
от 23 октября 2015 г. N 89-18.1-2015
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 года N135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Комиссия) в составе:
Председатель комиссии - Сапунов Д.Н. заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю,
Члены комиссии:
Лазебный А. Ю. - ведущий специалист эксперт отдела контроля органов власти и соблюдения антимонопольного законодательства Ставропольского УФАС России.
Хаджебиеков Р.Ш. - государственный инспектор отдела контроля органов власти и соблюдения антимонопольного законодательства Ставропольского УФАС России.
В присутствии представителей:
<__> <__> от ПАО "МРСК Северного Кавказа" по доверенности.
<__> <__> от ООО КОД "Стража" по доверенности
Рассмотрев жалобу ООО КОД "Стража" на действия организатора закупки N46013 (электронная площадка - b2b-energo.ru), N31502664826 (сайт - zakupki.gov.ru) проводимой в рамках Федерального Закона от 18.07.2011 года N223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" ПАО "МРСК Северного Кавказа", руководствуясь пунктом 17 и пунктом 20 статьи 18.1 и статьей 23 Федерального закона от 26.07.2006 года N135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия Ставропольского УФАС России, установила:
1. В Ставропольское УФАС России поступила жалоба ООО КОД "Стража" на действия организатора закупки N46013 (электронная площадка - b2b-energo.ru) N31502664826 (сайт - zakupki.gov.ru), проводимой в рамках Федерального Закона от 18.07.2011 года N223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" ПАО "МРСК Северного Кавказа"
Заявитель указывает на нарушения порядка организации и проведения торгов, а именно на неправомерный допуск претендента (ООО "ЧОО "Энергия-КБ"), несоответствующего требованиям закупочной документации, а именно, по мнению заявителя у данного претендента отсутствовал 3-х летний стаж работы в сфере охраны объектов топливно-энергетического комплекса, а так же 5-ти летний положительный опыт работы на рынке охранных услуг.
2. Комиссия Ставропольского УФАС России, изучив представленные материалы, выслушав доводы сторон, проведя расследование, в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 года N135-ФЗ "О защите конкуренции", установила следующее:
На электронной площадке ПАО "Россети" 14.08.2015 был объявлен открытый конкурс на оказание услуг по физической охране объектов Кабардино-Балкарского филиала ПАО "МРСК Северного Кавказа". В соответствии с протоколом вскрытия от 04.09.2015 NПВ 040915/3 на открытый конкурс поступили заявки от следующих участников:
- ООО КОД "Стража". Цена конкурсной заявки 20 278 800 руб. без НДС.
- ООО ЧОО "Энергия-КБ". Цена конкурсной заявки 19 401 600 руб. без НДС.
По результатам проведения отборочной стадии (п. 2.9.2 конкурсной документации) все участники были признаны соответствующими условиям проведения конкурса и допущены к участию в процедуре переторжки (п. 2.10 конкурсной документации).
Доводом жалобы ООО КОД "Стража" является указание на неправомерный допуск участника ООО ЧОО "Энергия-КБ" к этапу переторжки, по причине несоответствия одному из установленных в конкурсной документации требований, а именно п. 2.3.1.2.
Комиссия Ставропольского УФАС России исследовав закупочную документацию, а так же заявки участников установила следующее.
Согласно п. 2.3.1.2 закупочной документации Закупочная комиссия рассматривает как равноценные собственным материально-технические и кадровые ресурсы аффилированного с Участником конкурса предприятия (дочернего либо предприятия-учредителя, акционера), при условии, что аффилированное с Участником предприятие не участвует в данном конкурсе самостоятельно, и в составе Конкурсной заявки предоставлено нотариально заверенное соглашение между Участником и аффилированным с ним предприятием о его согласии о предоставлении Участнику материально-технических ресурсов и/или персонала для выполнения работ, с обязательным указанием необходимых сведений о предоставляемых ресурсах и персонале согласно соответствующим формам конкурсной документации. Кроме того, в составе конкурсной заявки в обязательном порядке предоставляются документы (копия Устава, выписка из ЕГРЮЛ, учредительный договор), подтверждающие факт аффилированности предприятий.
В соответствии со ст.4 Закон РСФСР от 22.03.1991 N948-1 "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" аффилированные лица - физические и юридические лица, способные оказывать влияние на деятельность юридических и (или) физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность.
Так, согласно представленному соглашению между ООО ЧОО "Энергия-КБ" и аффилированным ему ООО ЧОП "Энергия" (в состав учредителей входит одно и тоже лицо <__>), участник конкурса ООО ЧОО "Энергия-КБ", в рамках участия в конкурсе и последующем оказании охранных услуг, планирует к привлечению персонал ООО ЧОП "Энергия".
Учитывая обстоятельство, что согласно представленных материалов, компания ООО ЧОП "Энергия" имеет многолетний положительный опыт работы с ПАО "МРСК Северного Кавказа", персонал обучен и квалифицирован, а также принимая во внимание п. 2 ст. 3 Федерального закона от 18.07.2011 N223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", согласно которому при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, закупочной комиссией ПАО "МРСК Северного Кавказа" было принято решение о признании участника ООО ЧОО "Энергия-КБ" соответствующим установленным требованиям и допуске участника к этапу переторжки.
Пункт 2.3.1.2 закупочной документации является типовым для проведения закупок в ОАО "МРСК Северного Кавказа" и указан в приложении к Положению о закупках в типовой форме закупочной документации.
Таким образом организатор закупки был правомочен принять и рассматривать заявку от претендента представившего в составе заявки информацию о кадровых и материальных ресурсах аффилированного ему лица.
На основании изложенного Комиссия Ставропольского УФАС России установила, что довод ООО КОД "СТРАЖА" о несоответствии заявки ООО ЧОО "Энергия-КБ" требованиям документации в части предоставлении информации об опыте общества является необоснованным.
Комиссия Ставропольского УФАС России исследовав закупочную документацию, а так же заявки претендентов установила следующее.
Согласно п. 2.3.1.2 закупочной документации, Закупочная комиссия рассматривает как равноценные собственным материально-технические и кадровые ресурсы аффилированного с Участником конкурса предприятия (дочернего либо предприятия-учредителя, акционера), при условии, что аффилированное с Участником предприятие не участвует в данном конкурсе самостоятельно, и в составе Конкурсной заявки предоставлено нотариально заверенное соглашение между Участником и аффилированным с ним предприятием о его согласии о предоставлении Участнику материально-технических ресурсов и/или персонала для выполнения работ, с обязательным указанием необходимых сведений о предоставляемых ресурсах и персонале согласно соответствующим формам конкурсной документации. Кроме того, в составе конкурсной заявки в обязательном порядке предоставляются документы (копия Устава, выписка из ЕГРЮЛ, учредительный договор), подтверждающие факт аффилированности предприятий.
Изучив заявку ООО ЧОО "Энергия-КБ", Комиссией Ставропольского УФАС России установлено, что в составе данной заявки имеется соглашение о намерениях заключить договор от 01.09.2015 года.
Данное соглашение представлено с печатями организаций и подписями директоров. В то же время данное соглашение нотариально не заверено, что противоречит требованиям Пункта 2.3.1.2 закупочной документации.
Таким образом, заявка ООО ЧОО "Энергия-КБ" подлежала отклонению ввиду непредставления в составе заявки нотариально заверенного соглашения между Участником и аффилированным с ним предприятием о его согласии о предоставлении Участнику материально-технических ресурсов и/или персонала для выполнения работ.
На основании вышеизложенного, Комиссия Ставропольского УФАС установила, что требованием организатора закупки ПАО "МРСК Северного Кавказа" был нарушен порядок организации и проведения торгов, выразившееся в необоснованном допуске к участию в закупке ООО ЧОО "Энергия-КБ" не соответствующей требованиям закупочной документации и подлежащей отклонению в силу Пункта 2.3.1.2 закупочной документации.
Исследовав закупочную документацию, а так же нормы Положения о Закупках ПАО"МРСК Северного Кавказа" комиссия Ставропольского УФАС России отмечает следующее.
Пунктом 2.9.2.4 документации о закупке N46013 (электронная площадка - b2b-energo.ru) установлено, что по результатам проведения отборочной стадии Закупочная комиссия отклоняет Конкурсные заявки, которые в существенной мере не отвечают установленным в настоящей документации требованиям к оформлению, составу документов, и сведений подаваемым в Заявке.
Данный Пункт так же установлен приложением N9 к Положению о закупках ПАО "МРСК Северного Кавказа".
Закупочная документация, а так же Положение о закупках ПАО "МРСК Северного Кавказа" не содержат какого-либо толкования или разъяснения термина "существенная мера".
Таким образом, наличие в закупочной документации данного пункта позволяет заказчику ввиду своего субъективного суждения принимать решение о существенности недочетов заявок претендентов.
В рассматриваемом случае, претендентом не было исполнено требование о предоставлении нотариально заверенного соглашения между Участником и аффилированным с ним предприятием о его согласии о предоставлении Участнику материально-технических ресурсов и/или персонала для выполнения работ.
Ввиду того, что заявка претендента не представившего указанный документ, принята к рассмотрению, Комиссия Ставропольского УФАС России пришло к выводу о том, что закупочная комиссия воспользовалась своим правом признания данного недочета заявки не существенным.
Таким образом, на усмотрение Закупочной комиссии любой из недочетов заявки может быть расценен как в существенный, так и не существенный, соответственно при оценке и сопоставлении заявок, ввиду отсутствия методики оценки меры существенности недочетов заявки, закупочная комиссия руководствуется исключительно внутренним убеждением.
Данные обстоятельства, закрепленные в документации о закупке N46013 (электронная площадка - b2b-energo.ru) противоречат нормам пункта 2 статьи 3 Федерального Закона N223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", в части соблюдения организатором торгов принципов равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
Согласно, части 17 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 года N135-ФЗ "О защите конкуренции", а именно при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии. В случае, если в ходе рассмотрения жалобы комиссией антимонопольного органа установлены иные нарушения в действиях (бездействии) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, комиссия антимонопольного органа принимает решение с учетом всех выявленных нарушений.
Частью 20 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 года N135-ФЗ "О защите конкуренции", установлено, что по результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 настоящего Федерального закона.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 17 и пунктом 20 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 года N135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия Ставропольского УФАС России, решила:
1. Признать жалобу ООО КОД "Стража" на действия организатора закупки N46013 (электронная площадка - b2b-energo.ru), N31502664826 (сайт - zakupki.gov.ru) проводимых в рамках Федерального Закона от 18.07.2011 года N223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" ПАО "МРСК Северного Кавказа" - обоснованной.
2. Признать ПАО "МРСК Северного Кавказа" нарушившим порядок организации и проведения торгов, выразившееся в необоснованном допуске к участию в закупке ООО ЧОО "Энергия-КБ" не соответствующей требованиям закупочной документации и подлежащей отклонению в силу Пункта 2.3.1.2 закупочной документации.
3. Признать ПАО "МРСК Северного Кавказа" нарушившим пункт 2 статьи 3 Федерального Закона N223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", нарушение выразилось установлении требования закупочной документации направленного на ограничение потенциального круга участников закупки, а именно пункта 2.9.2.4 документации о закупке N31502664826
4. Выдать организатору закупки ПАО "МРСК Северного Кавказа" обязательное для исполнения предписание о совершении действий, направленных на устранение нарушений порядка организации, проведения торгов, а именно:
- аннулировать закупку N31502664826 (N46013 на электронной площадке - b2b-energo.ru), при необходимости закупочную процедуру провести повторно, устранив нарушения установленные настоящим Решением.
- установить срок исполнения предписания 2 недели с момента получения копии Решения и Предписания антимонопольного органа.
- ПАО "МРСК Северного Кавказа" об исполнении предписания сообщить в течение трех дней с момента исполнения.
5. Передать материалы рассмотрения настоящей жалобы в отдел контроля органов власти и соблюдения антимонопольного законодательства Ставропольского УФАС России для анализа Положения о закупках ПАО "МРСК Северного Кавказа" на предмет соответствия норм положения требованиям статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 года N135-ФЗ "О защите конкуренции".
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю от 23 октября 2015 г. N 89-18.1-2015
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 20.1.2016