Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области
от 29 октября 2015 г. N 1454-ФАС52-07/15
Резолютивная часть решения объявлена 22 октября 2015 года.
Решение в полном объеме изготовлено 29 октября 2015 года.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области по рассмотрению дел о нарушении законодательства Российской Федерации о рекламе (далее - Комиссия) в составе:
Смирнов С.В. |
- |
председатель Комиссии, заместитель руководителя управления; |
Гришков Д.А. |
- |
член Комиссии, старший специалист 1 разряда отдела контроля финансовых рынков, рекламы и недобросовестной конкуренции; |
Михайлова Н.В. |
- |
член Комиссии, начальник отдела контроля финансовых рынков, рекламы и недобросовестной конкуренции, |
рассмотрев дело N 1454-ФАС52-07/15, возбужденное в отношении рекламораспространителя - ООО "ЛифтБорд-НН 2" (603000, г. Нижний Новгород, ул. Студеная, д. 34а, пом.3-8) и рекламодателя - Шемякова Е.В. (603094, г. Нижний Новгород, ул. Большевистская, 25), по признакам нарушения пункта 7 статьи 7 и части 7 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 N38-ФЗ "О рекламе" (далее - ФЗ "О рекламе"), в присутствии законного представителя, действующего без доверенности, - директора ООО "ЛифтБорд-НН 2" Политовой А.Г., установила:
В адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области 04 сентября 2015 г. поступило обращение потребителя рекламы А. по поводу распространения на территории города Нижнего Новгорода, а именно в лифтах многоквартирных домов на ул. Пятигорской рекламы салона красоты "Стиль", содержащей, по мнению заявителя, признаки нарушения рекламного законодательства.
В своем обращении заявитель сообщил, что в рекламе салона красоты "Стиль" присутствует образ медицинского работника, что содержит признаки нарушения пункта 4 части 5 статьи 5 ФЗ "О рекламе".
В связи с указанными обстоятельствами, Нижегородское УФАС России 02.10.2015 г. вынесло Определение о возбуждении дела в отношении рекламораспространителя - ООО "ЛифтБорд-НН 2" и рекламодателя - Шемякова Е.В. по признакам нарушения пункта 7 статьи 7 и части 7 статьи 5 ФЗ "О рекламе".
Исследовав имеющиеся в деле доказательства, комиссия приходит к следующим выводам.
На рекламных информационных досках, установленных у входа в подъезды, в подъездах, и в лифтах многоквартирных жилых домом на территории города Нижнего Новгорода, в том числе на ул. Пятигорской рекламы Центра красоты и здоровья "Стиль", содержащей, по мнению заявителя, признаки нарушения рекламного законодательства.
Заявитель сообщил, что реклама содержит образ медицинского работника, к обращению приложена фотография рекламного сообщения следующего содержания:
"Центр красоты и здоровья СТИЛЬ открытие в сентябре!
- Групповые занятия;
- Аэробика;
- Уникальные методики лечения позвоночника и нарушений осанки под наблюдением специалистов;
- Массаж.
Составление программы занятий - бесплатно! Только до конца сентября.
Есть противопоказания, необходима консультация специалиста".
В рекламе использован образ медицинского работника в белом халате, на шее врача висит стетофонендоскоп.
Пунктом 1 статьи 3 ФЗ "О рекламе" определено, что реклама - это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 ФЗ "О рекламе" объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара. Пунктом 3 статьи 3 Федерального закона "О рекламе" определено, что товар это продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.
Рассматриваемое сообщение является рекламой, так как ориентировано на неопределенный круг лиц и направлено на привлечение внимания к объекту рекламирования - Центру красоты и здоровья "Стиль", товаром в данном случае являются услуги по организации спортивных групповых занятий, а также медицинские услуги: "Уникальные методики лечения позвоночника и нарушений осанки" и "массаж".
В соответствии с пунктом 4 части 5 статьи 5 ФЗ "О рекламе" в рекламе не допускается использование образов медицинских и фармацевтических работников, за исключением такого использования в рекламе медицинских услуг, средств личной гигиены, в рекламе, потребителями которой являются исключительно медицинские и фармацевтические работники, в рекламе, распространяемой в местах проведения медицинских или фармацевтических выставок, семинаров, конференций и иных подобных мероприятий, в рекламе, размещенной в печатных изданиях, предназначенных для медицинских и фармацевтических работников.
В связи с тем, что рассматриваемое рекламное сообщение Центра красоты и здоровья "Стиль" содержит рекламу медицинских услуг - "уникальная методика лечения позвоночника и нарушений осанки" и "массаж", в данном случае, использование в рекламе образа медицинского работ, не противоречит требованиям рекламного законодательства.
Таким образом, Комиссия Нижегородского УФАС России признаков нарушения пункта 4 части 5 статьи 5 ФЗ "О рекламе" не установила.
Реклама медицинских услуг регулируется статьей 24 ФЗ О рекламе" - "Реклама лекарственных средств, медицинских изделий и медицинских услуг, методов профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, методов народной медицины".
В соответствии с частью 7 статьи 24 ФЗ "О рекламе" реклама лекарственных препаратов, медицинских услуг, в том числе методов профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, медицинских изделий должна сопровождаться предупреждением о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов.
Рекламное сообщение Центра красоты и здоровья "Стиль" содержит рекламу медицинских услуг, в связи с этим, содержание в рекламном сообщении предупреждения о наличии противопоказаний, в данном случае, является обязательным. Данное предупреждение содержится в рассматриваемом рекламном сообщении. Таким образом, нарушения статьи 24 ФЗ "О рекламе" в рекламе Центра красоты и здоровья "Стиль" не установлено.
В соответствии с пунктом 7 статьи 7 ФЗ "О рекламе" не допускается реклама товаров (услуг), на производство и (или) реализацию которых требуется получение лицензий или иных специальных разрешений, в случае отсутствия таких разрешений.
Рекламное сообщение содержит рекламу медицинских услуг (массаж), однако наличие у рекламодателя лицензии на рекламируемый вид деятельности не подтвержден рекламораспространителем.
Таким образом, рекламное сообщение противоречит требованиям пункта 7 статьи 7 ФЗ "О рекламе".
В соответствии с частью 7 статьи 38 ФЗ "О рекламе" рекламораспространитель несет ответственность за нарушение требований, установленных статьей 7 Закона.
В соответствии с пунктом 7 статьи 3 ФЗ "О рекламе" рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.
Рекламное сообщение Центра красоты и здоровья "Стиль" размещено в соответствии с Договором N 287/15 от 13.08.2015 г., заключенным между Шемяковым Е.В. (заказчик, рекламодатель) и ООО "ЛифтБорд-НН 2" (исполнитель), в соответствии которым, заказчик поручает, а исполнитель принимает на себя обязательства по оказанию рекламных услуг в виде размещения и технического обслуживания предоставленной заказчиком рекламной информации, на рекламных информационных стендах (рекламоносителях) в подъездах и/или лифтах жилых домов в г. Нижнем Новгороде.
Таким образом, рекламораспространителем является ООО "ЛифтБорд-НН 2".
В ходе рассмотрения дела представитель ООО "ЛифтБорд-НН 2" сообщил, что договор на размещение рекламного сообщения Центра красоты и здоровья "Стиль" был заключен бывшими работниками организации, а также при руководстве бывшего директора ООО "ЛифтБорд-НН 2".
Договор на размещение рекламы не подписан сторонами, т.к. заказчик взял договор на подпись и не вернул. При заключении договора заказчик не представил лицензию на рекламируемый вид деятельности, а менеджеры по рекламе при заключении договора не обратили внимания, что, в данном случае, рекламное сообщение содержит рекламу медицинских услуг. Заказчик Шемяков Е.В. оплатил денежные средства за размещение рекламы, после чего полностью прекратил какие-либо контакты с организацией: не отвечал на телефонные звонки и на электронные письма.
В соответствии с договором N 287/15 от 13.08.2015 г., рекламное сообщение распространялось в период с 16 по 31 августа 2015 года. На момент рассмотрения дела рекламное сообщение Центра красоты и здоровья "Стиль" не распространяется.
Комиссия Нижегородского УФАС России считает, что рассматриваемое рекламное сообщение Центра красоты и здоровья "Стиль" содержит рекламу медицинских услуг, в связи с этим, рекламораспространитель должен был при заключении договора на распространение рекламы убедиться о наличии у рекламодателя лицензии на рекламируемый вид деятельности, для чего при оформлении договора запросить у заказчика соответствующий документ.
В ходе рассмотрения дела представитель ООО "ЛифтБорд-НН 2" признал факт нарушения пункта 7 статьи 7 ФЗ "О рекламе".
В связи с тем, что на момент рассмотрения дела реклама не распространяется, Комиссия Нижегородского УФАС России считает нецелесообразным выдачу предписания об устранении выявленного нарушения.
Рассматриваемое рекламное сообщение Центра красоты и здоровья "СТИЛЬ" не содержит информации об адресе места нахождения, не указан телефон, адрес сайта в интернете, либо другая информация, позволяющая потребителю рекламы - потенциальному покупателю услуг, воспользоваться рекламируемой услугой.
В соответствии с частью 7 статьи 5 ФЗ "О рекламе" не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.
В соответствии с частью 6 статьи 38 ФЗ "О рекламе" рекламодатель несет ответственность за нарушение требований, установленных частью 7 статьи 5, статьи 7 Закона.
Комиссия Нижегородского УФАС России считает необходимым выделить в отдельное производство дело отношении рекламодателя - Шемякова Е.В. по признакам нарушения части 7 статьи 5, статьи 7 ФЗ "О рекламе".
Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона "О рекламе", и в соответствии с пунктами 37 - 44 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 августа 2006 года N 508, Комиссия, решила:
1. Признать ненадлежащей рекламу Центра красоты и здоровья "Стиль", распространенную в период с 16 по 31 августа 2015 года на рекламных информационных стендах в подъездах и в лифтах многоквартирных жилых домов на территории города Нижнего Новгорода, поскольку их распространение противоречит требованиям пункта 7 статьи 7 ФЗ "О рекламе".
2. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председатель Комиссии С.В. Смирнов
Члены Комиссии Д.А. Гришков
Н.В. Михайлова
Исп.: Гришков Д.А.
тел.:430-55-74
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области от 29 октября 2015 г. N 1454-ФАС52-07/15
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 20.1.2016