Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области
(опубликовано 5 февраля 2010 г.)
резолютивная часть решения оглашена 26.01.2010
решение изготовлено в полном объеме 05.02.2010
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства в составе:
- Гребнев Ю.Н. |
- |
председатель комиссии, заместитель руководителя управления; |
- Кипяткова О.И. |
- |
член комиссии, начальник отдела контроля естественных монополий; |
- Довгаль Р.Ю. |
- |
член комиссии, заместитель начальника отдела контроля естественных монополий; |
- Капитула Д.А. |
- |
член комиссии, специалист-эксперт отдела контроля естественных монополий; |
с участием:
- Попова Г.В. |
- |
законного представителя ООО "Тосол-Синтез-Энерго" (решение единственного учредителя ООО "Тосол-Синтез-Энерго" от 22.10.07 N 01/07); |
- Попенака Л.В. |
- |
представителя ООО "Тосол-Синтез-Энерго" (доверенность от 18.01.10 N 03/10); |
- Дулиной Н.М. |
- |
представителя ООО "Тосол-Синтез-Энерго" (доверенность от 18.01.10 N 03/10); |
- Беловой Е.С. |
- |
представителя ООО "Тосол-Синтез-Энерго" (доверенность от 18.01.10 N 03/10); |
рассмотрев дело N1026-ФАС52-ТР-10-03/11-09 по признакам нарушения обществом с ограниченной ответственностью "Тосол-Синтез-Энерго" (606000, Нижегородская область, город Дзержинск, улица Ватутина, д. 31А) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции",
установила:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области (далее - Нижегородское УФАС России, Управление) поступило заявление открытого акционерного общества "ДВК" (далее также ОАО "ДВК", Заявитель) о наличии в действиях общества с ограниченной ответственностью "Тосол-Синтез-Энерго" (далее - ООО "Тосол-Синтез-Энерго") признаков нарушения антимонопольного законодательства.
В ходе рассмотрения заявления в действиях ООО "Тосол-Синтез-Энерго", выразившихся в нарушении порядка ценообразования на тепловую энергию и услуги по передаче тепловой энергии, обнаружены признаки нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона "О защите конкуренции".
По результатам рассмотрения заявления Нижегородским УФАС России принято решение о возбуждении в отношении общества с ограниченной ответственностью "Тосол-Синтез-Энерго" дела о нарушении антимонопольного законодательства, о чем на основании части 4 статьи 44 Федерального закона "О защите конкуренции" Управлением издан приказ от 23.11.2009 N 538.
На заседании комиссии Заявитель заявил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие. Пояснил, что в настоящий момент все споры между заявителем и ответчиком урегулированы.
Представители ООО "Тосол-Синтез-Энерго" факт нарушения антимонопольного законодательства не признали по основаниям, изложенным в пояснении и ходатайстве, представленным на рассмотрение дела. Просили производство по делу прекратить.
Комиссия, заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела о нарушении антимонопольного законодательства N1026-ФАС52-ТР-10-03/11-09, считает установленными следующие фактические обстоятельства.
Между ООО "Тосол-Синтез-Энерго" и ОАО "ДВК" 01.08.2008 был заключен договор энергоснабжения тепловой энергией N751/08.
Согласно условиям договора цена за тепловую энергию составляла 478,48 руб./Гкал, цена за услуги по передаче тепловой энергии через тепловые сети составляла 235,00 руб. за 1 тонну.
В соответствии с пунктом 8.13 договора N751/08 срок договора установлен с 01.08.2008 по 31.12.2008 и считается продленным на следующий календарный год, если до окончания срока ни одна из сторон не заявит о его прекращении или изменении либо о заключении нового договора.
ООО "Тосол-Синтез-Энерго" письмом N159/э от 05.02.2009 направило в адрес ОАО "ДВК" новый договор энергоснабжения тепловой энергией N ТС-91/09 от 01.01.2009. По условиям нового договора стоимость тепловой энергии составила 973,58 руб./Гкал.
Указанный договор на поставку тепловой энергии с Заявителем исполнялся.
Кроме того, ООО "Тосол-Синтез-Энерго" письмом N325/Э от 08.06.2009 уведомило заявителя об образовавшемся долге за тепловую энергию в размере 1 668 942,32 руб., а также о том, что для пуска тепловой энергии заявителю необходимо погасить задолженность.
Оценивая приведенные фактические обстоятельства, Комиссия приходит к следующим выводам.
1) В соответствии с частью 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции" запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых является или может являться ущемление интересов других лиц.
Статья 4 Федерального закона от 14.08.1995 N147-ФЗ "О естественных монополиях" определяет передачу тепловой энергии как естественно-монопольный вид деятельности.
Юридическое лицо, занятое производством (реализацией) товара в условиях естественной монополии, является субъектом естественной монополии (статья 3 Федерального закона "О естественных монополиях").
В силу прямого указания закона положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии, признается доминирующим (часть 5 статьи 5 Федерального закона "О защите конкуренции"). ООО "Тосол-Синтез-Энерго", как субъект естественной монополии, занимает доминирующее положение на рынке услуг по передаче тепловой энергии, географическими границами которого являются границы тепловых сетей, присоединенных к источнику теплоты, эксплуатируемому ООО "Тосол-Синтез-Энерго".
Кроме того, ООО "Тосол-Синтез-Энерго" занимает доминирующее положение на рынке реализации тепловой энергии в географических границах тепловых сетей, присоединенных к принадлежащему обществу источнику теплоты. Указанное подтверждается имеющимся в материалах дела аналитическим отчетом, составленным по результатам анализа данных товарных рынков, проведенного в соответствии с Административным регламентом ФАС России по исполнению государственной функции по установлению доминирующего положения хозяйствующего субъекта при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства и при осуществлении контроля за экономической концентрацией, утвержденного приказом ФАС России от 17.01.2007 N5.
Таким образом, Ответчик доминирует на рынке реализации тепловой энергии (реализация тепловой энергии и услуги по ее передаче) в границах присоединенных сетей, следовательно, действия ООО "Тосол-Синтез-Энерго" могут быть предметом оценки антимонопольного органа на соответствие требованиям части 1 статьи 10 Федерального закона "О защите конкуренции".
2) В соответствии со статьей 6 Федерального закона "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" от 14.04.95 N41-ФЗ, пунктами 54 и 66 "Основ ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 N109, тарифы на тепловую энергию, а также услуги по передаче тепловой энергии подлежат государственному регулированию.
Согласно пунктам 3.1.2., 3.1.3 Положения о региональной службе по тарифам Нижегородской области, утвержденного постановлением Правительства Нижегородской области от 15.05.2006 N171, в Нижегородской области установление тарифов на тепловую энергию осуществляет региональная служба по тарифам Нижегородской области.
Вместе с тем у ООО "Тосол-Синтез-Энерго" в период с 01.01.2009 по 30.06.2009 отсутствовали установленные региональной службой по тарифам Нижегородской области тарифы на тепловую энергию.
Таким образом, Ответчик в указанный период осуществлял теплоснабжение объектов контрагентов, взимая с них плату по самостоятельно установленному тарифу. Всего с 01.01.2009 по 30.06.2009 им получено за услуги по теплоснабжению 27431517 рублей 70 копеек.
Обсуждая вопрос о выдаче предписания, предусмотренного статьей 50 Федерального закона "О защите конкуренции", комиссия принимает во внимание, что ответчиком были предприняты меры по устранению нарушения антимонопольного законодательства: им направлены необходимые документы в региональную службу по тарифам Нижегородской области, которая решением своего Правления от 23.06.2009 N 21/1 с 01.07.2009 установила и ввела в действие тарифы на тепловую энергию, отпускаемую ООО "Тосол-Синтез-Энерго".
Вышеуказанное обстоятельство свидетельствует о добровольном устранении нарушения Ответчиком антимонопольного законодательства.
С учетом изложенного комиссия, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, статьей 41, пунктом 1 части 1 статьи 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона "О защите конкуренции",
решила:
1. Признать факт нарушения обществом с ограниченной ответственностью "Тосол-Синтез-Энерго" части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции" в части нарушения порядка ценообразования на тепловую энергию.
2. Производство по делу N1026-ФАС52-ТР-10-03/11-09, возбужденному в отношении ООО "Тосол-Синтез-Энерго", прекратить в связи с добровольным устранением нарушения антимонопольного законодательства и его последствий лицом, совершившим такое нарушение.
Решение антимонопольного органа может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области (опубликовано 5 февраля 2010 г.)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 20.1.2016