Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области
от 1 июля 2015 г. N 08-72/2015
На основании приказа начальника ДВУ Госморнадзор от 13.07.2015 N 249-Н/65с Сахалинским линейным отделом ДВУ Госморнадзора в период с 15.07.2015 по 21.07.2015 проведена внеплановая документарная проверка деятельности ООО "РН-Востокнефтепродукт" (далее - ООО "РН-ВНП") (филиал N 5). Предметом проверки являлось соблюдение обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами.
Материалами проверки установлено, что Сахалинский линейный отдел является структурным подразделением Дальневосточного управления Госморнадзора в г. Владивостоке, следовательно, не является юридическим лицом, ответственность в данном случае несет Дальневосточного управления Госморнадзора в г. Владивостоке.
Так, причал N 6 Северного района Корсаковского морского порта, бухта Лососей (кадастровый номер 65:0000037:0056:64:415:001:000036340, свидетельство о государственной регистрации права от 07.12.2007, 65-АБ N 059303), закреплен за ФГУП "Росморпорт" на праве хозяйственного ведения, находиться в аренде ООО "РН-Востокнефтепродукт" на основании договора аренды недвижимого имущества заключенного с ФГУП "Росморпорт" от 01.03.2010 N 636/ДО-09 сроком на 49 лет, договор зарегистрирован в Управлении Федеральной службе государственной регистрации кадастра и картографии по Сахалинской области от 08.11.2010. Назначение причала - переработка нефтепродуктов.
По итогам проверки 21.07.2015 ООО "РН-ВНП" выдано предписание N 16/15-СЛО, согласно которому, до внесения изменений в обязательные постановления по порту Корсаков, запрещена постановка судов к причалу N 6 морского порта Корсаков, длина которых превышает длину причала N 6.
Согласно предписанию, постановка к причалу N 6 морского порта Корсаков судов, чья длина превышает длину причала N 6 (110 метров), является нарушением п.п. 124, 126 Общих правил плавания и стоянки судов в морских портах Российской Федерации и на подходах к ним, утвержденных приказом Минтранса РФ от 20.08.2009 N 140.
В тоже время, комиссии отметила, что предписание N 16/15-СЛО требованиям законности не отвечает в силу следующего.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 08.11.2007 N 261-ФЗ "О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты" владельцы объектов инфраструктуры морского порта должны осуществлять их эксплуатацию в соответствии с требованиями обеспечения промышленной базой, экологической безопасности, пожарной безопасности и требованиям технических регламентов.
Пунктом 191 Технического регламента о безопасности объектов морского транспорта, утвержденного постановлением Правительства РФ от 12.08.2010 N 620 установлено, что не допускается швартовка к причалу судна с параметрами больше, чем параметры расчетного судна, указанного в техническом паспорте сооружения.
Согласно паспорту причала N 6 морского порта Корсаков, изготовленного 07.04.2014 ООО "Балтморпроект" следует, что параметры расчетного судна для причала составляют: длина 120 метров, ширина 20 метров, осадка 7.2 метров.
Согласно заключению по результатам проверочных расчетов конструкции причала N 6 Северного района морского порта Корсаков ООО "Балтморпроект" от 09.04.2014 N ГД-264/9 следует, что проверочные расчеты конструкции причала N 6 Северного района показали, что при проектной глубине у причала 8.0 метров в качестве расчетного судна, которое может швартоваться у причала N 6, принято судно со следующим показателями: водоизмещение - 10 000 тон, длина до 120,0 метров, ширина до 20,0 метров, осадка груза до 7,2 метров.
Таким образом, постановка к причалу судна, длиной, не превышающей 120 метров, не будет противоречить действующему законодательству.
Кроме того, в нарушении требований п. 2 ст. 17 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" вынесенным предписанием контролирующий орган фактически запретил ООО "РН-ВНП" осуществлять определенные виды деятельности на причале (постановку судов длинной свыше 110 метров), в то время как законодателем предусмотрен иной порядок запрета деятельности юридических лиц.
Указанной нормой закона оговорено, что в случае выявления органом, осуществляющим государственный контроль, факт выполнения работ или предоставление услуг представляющих непосредственную угрозу причинения вреда жизни, здоровью граждан, орган может принять меры по временному запрету деятельности юридических лиц в порядке, установленным КоАП РФ.
Так, целями Федерального закона "О защите конкуренции" являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков (ч. 2 ст. 1 Закона о защите конкуренции).
Согласно пункту 8 статьи 4 Закона о защите конкуренции, дискриминационные условия - это условия доступа на товарный рынок, условия производства, обмена, потребления, приобретения, продажи, иной передачи товара, при которых хозяйствующий субъект или несколько хозяйствующих субъектов поставлены в неравное положение по сравнению с другим хозяйствующим субъектом или другими хозяйствующими субъектами.
При этом, 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" устанавливает запрет на принятие федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, иными органами или организациями, осуществляющими функции указанных выше органов власти и местного самоуправления, организациями, участвующими в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственными внебюджетными фондами, ЦБ РФ ограничивающих конкуренцию актов и совершение ограничивающих конкуренцию действий (бездействий).
Часть 1 ст.15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" вводит прямой запрет указанными органами (организациями) принимать акты и осуществлять действия (бездействия), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
Поэтому, приостановление деятельности по использованию причала ООО "РН-ВНП" путем вынесения предписания противоречило указанным выше нормам права и свидетельствовали о превышении полномочий должностными лицами, представленных для выполнения функции государственного контроля.
Более того, неправомерно установленные предписанием ограничения использования причала нарушают права участников экономической деятельности, как ООО "РН-ВНП", так и иного неограниченного круга лиц, реальных и потенциальных пользователей нефтеналивного причала порта Корсаков, находящегося в государственной собственности.
Анализируя материалы дела, пояснения заинтересованных лиц, а также нормативно правовые акты по данному вопросу, Комиссия полагает, что в результате осуществления контрольных (надзорных) полномочий должностные лица СЛО ДВУ Госморнадзора своими неправомерными действиями ограничили конкуренцию и создали административные барьеры для субъектов предпринимательской деятельности.
Однако согласно решению об отмене предписания от 18.08.2015 N 1904, вынесенное начальником Дальневосточного управления Госморнадзора в г. Владивостоке Турищевым И.П., следует, что предписание от 22.07.2015 N 16/15-СЛО выданное ООО "РН-ВНП" - отменить.
С учетом изложенного, Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области, рассмотрев материалы дела N 08-72/2015, руководствуясь, частью 20 статьи 18.1 Закона "О защите конкуренции", решила:
1. Признать Ответчика, Дальневосточного управления Госморнадзора в г. Владивостоке нарушившим требования ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившееся в вынесении предписания N 16/15-СЛО от 21.07.2015 о запрете постановки судов к причалу N 6 Северного района порта Корсаков.
2. Передать материалы должностному лицу для возбуждения административного производства в отношении должностного лица, которое вынесло предписание N 16/15-СЛО от 21.07.2015 о запрете постановки судов к причалу N 6 Северного района порта Корсаков.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области от 1 июля 2015 г. N 08-72/2015
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 20.1.2016