Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю
N 06/3807 (опубликовано 28 октября 2015 г.)
Резолютивная часть решения объявлена 23.10.2015
Решение изготовлено в полном объеме 28.10.2015
Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю (Крымское УФАС России) (далее - Комиссия) в составе:
заместителя председателя Комиссии - начальника отдела контроля закупок Крымского УФАС России Н. П. Казаковой;
членов Комиссии:
помощника руководителя Крымского УФАС России Д. Н. Артемьева,
главного специалиста - эксперта отдела контроля рекламы и органов власти Крымского УФАС России Р. А. Левицкого, -
при участии представителя интересов государственного казенного учреждения Республики Крым "Крымский республиканский штаб Народного ополчения - народной дружины Республики Крым" (далее - Заказчик) Е. В. Бен (по доверенности),
представители общества с ограниченной ответственностью "СИБИКС ГРУПП" (далее - Заявитель) на заседание Комиссии не явились, о дате, времени и месте рассмотрения жалобы Заявитель уведомлен надлежащим образом;
рассмотрев жалобу Заявителя от 16.10.2015 N6/10-15 (вх. N806/09 от 16.10.2015) на действия Заказчика при проведении электронного аукциона "Поставка спецодежды" (номер извещения 0875200000415000014) (далее - Аукцион), рассмотрев предоставленные Заявителем и Заказчиком материалы, в соответствии со статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ
"О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и в результате внеплановой проверки, проведенной в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, пунктом 3.31 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом Федеральной антимонопольной службы от 19.11.2014 N727/14, зарегистрированного в Министерстве юстиции Российской Федерации 27.02.2015 за N36262 (далее - Административный регламент от 19.11.2014 N727/14), установила:
В Крымское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, не установившим в техническом задании Аукциона соответствующих требования к закупаемому товару.
Представитель Заказчика не согласился с доводами Заявителя и сообщил, что при проведении Аукциона Заказчик действовал в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
- извещение об осуществлении закупки размещено на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru - 28.09.2015;
- способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Аукцион;
- начальная (максимальная) цена контракта - 4 687 206,67 российских рублей;
- дата окончания подачи заявок - 14.10.2015;
- на участие в Аукционе подано 11 заявок;
- дата окончания срока рассмотрения первых частей заявок участников - 18.10.2015;
- к участию в Аукционе допущены все 11 участников;
- дата проведения аукциона в электронной форме - 21.10.2015;
- в ходе проведения Аукциона предложения о цене контракта предлагали 3 участника, наилучшее предложение цены контракта - 2 484 008,93 российских рублей.
1. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
Согласно пунктам 1, 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
- описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки (пункт 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе);
- использование, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии (пункт 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе).
В силу части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с извещением о проведении Аукциона, документации об Аукционе предметом контракта является поставка спецодежды.
При этом в табличной форме раздела 10 "Техническая часть аукционной документации" документации об Аукционе Заказчиком установлено:
"_
N п/п |
Наименование |
Характеристики |
Кол-во, шт. |
1. |
Куртка утепленная мужская камуфляжная.
|
Ткань: Рип-стоп (RipStop) цифра (или эквивалент) (необходимо указать товарный знак (при наличии), наименование места происхождения или производителя) _ Подкладка куртки со съемным утеплителем (необходимо указать товарный знак (при наличии), наименование места происхождения или производителя) на молнии с длинными рукавами, которая пристегивается к рукавам не менее чем двумя пуговицами. Пуговицы из аминопласта с двумя отверстиями (в заявке необходимо указать товарный знак (при наличии), наименование места происхождения или производителя). _ |
450 |
2. |
Куртка утепленная мужская черная
|
Ткань: Рип-стоп (RipStop) или эквивалент (необходимо указать товарный знак (при наличии), наименование места происхождения или производителя) _ Пуговицы из аминопласта с двумя отверстиями (в заявке необходимо указать товарный знак (при наличии), наименование места происхождения или производителя). _ |
50 |
3. |
Полукомбинезон мужской утепленный камуфляжный |
Ткань: Рип-стоп (RipStop) или эквивалент (необходимо указать товарный знак (при наличии), наименование места происхождения или производителя) _ На поясе брюк расположено не менее четырех и не более пяти широких шлевок под брючный ремень. _ Пуговицы из аминопласта с двумя отверстиями (в заявке необходимо указать товарный знак (при наличии), наименование места происхождения или производителя. |
450 |
4. |
Полукомбинезон мужской утепленный черный |
Ткань: Рип-стоп (RipStop) или эквивалент необходимо указать товарный знак (при наличии), наименование места происхождения или производителя _ На поясе брюк расположено не менее четырех и не более пяти широких шлевок под брючный ремень. _ Пуговицы из аминопласта с двумя отверстиями (в заявке необходимо указать товарный знак (при наличии), наименование места происхождения или производителя. |
50
|
5. |
Плащ - накидка камуфлированная |
Ткань: Оксфорд (Oxford) или эквивалент (необходимо указать товарный знак (при наличии), наименование места происхождения или производителя). _ Вес: 90-110-140 г/м.кв. _ Плащ - накидка фиксируется 3 пуговицами зеленого цвета. Верхняя пуговица находится на уровне нижней части шеи. Нижняя пуговица находится в районе гульфика брюк. В заявке необходимо указать товарный знак (при наличии), наименование места происхождения или производителя. _ |
450
|
6. |
Плащ- накидка черная
|
Ткань: Оксфорд (Oxford) или эквивалент необходимо указать товарный знак (при наличии), наименование места происхождения или производителя _ Вес: 90-110-140 г/м.кв. _ |
50
|
7. |
Жилет сигнальный
|
Жилет изготовлен из 100% полиэстера или эквивалент. Цвет желтый, оранжевый флуоресцентный необходимо указать товарный знак (при наличии), наименование места происхождения или производителя. |
20 |
8. |
Комбинезон инспектор-водитель. |
Ткань смесовая или эквивалент: 65% полиэстер 35%, цвет черный, синий обеспечивающая защиту от дождя, снега и всевозможных загрязнений. (необходимо указать товарный знак (при наличии), наименование места происхождения или производителя). Ткань смесовая: 65% полиэстер, 35%, обеспечивающая защиту от дождя, снега и всевозможных загрязнений. (необходимо указать товарный знак (при наличии), наименование места происхождения или производителя) Комбинезон выполнен из смесовой ткани на молнии. Состав синтетического волокна натурального расширяет качественный состав изделия из такой ткани и позволяет получить ткань высокой комфорема, ширина плаща сделана с учетом одевания поверх зимней одежды, прочную и долговечную. Брюки прямого силуэта, с гульфиком, застегивающимся на пуговицы, с притачным поясом. На поясе брюк расположено не менее четырех и не более пяти шлевок. _ |
20 |
9. |
Конфедератка из камуфляжной ткани.
|
Ткань: Рип-стоп (RipStop) или эквивалент (необходимо указать товарный знак (при наличии), наименование места происхождения или производителя) _ Состав: 43% полиэстер+57 _ |
450 |
10. |
Конфедератка черная |
Ткань: Рип-стоп (RipStop) или эквивалент (необходимо указать товарный знак (при наличии), наименование места происхождения или производителя) _ Состав: 43% полиэстер+57 _ |
50 |
_" (цитата документации об Аукционе).
Согласно части 2 статьи 8 Закона о контрактной системе запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок. В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о контрактной системе законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из Закона о контрактной системе и других федеральных законов, регулирующих отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд.
Одним из таких законов является Федеральный закон от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), целью которого является обеспечение единства экономического пространства в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков (часть 2 статьи 1 Закона о защите конкуренции).
Запреты на ограничивающие конкуренцию действия организаторов или заказчиков торгов при проведении закупок на поставки товаров для государственных нужд, установленные законодательством, также взаимосвязаны.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описание объекта закупки не должны включаться требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки.
Кроме того, частью 3 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена Законом о контрактной системе.
В соответствии с частью 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции. В силу части 2 статьи 17 Закона о защите конкуренции наряду с установленными частью 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции запретами при проведении торгов, если организаторами или заказчиками торгов являются федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, государственные внебюджетные фонды, а также при проведении торгов на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд запрещается не предусмотренное федеральными законами или иными нормативными правовыми актами ограничение доступа к участию в торгах.
Исходя из буквального и смыслового толкования нормативных положений статьи 17 Закона о защите конкуренции, запрещаются любые действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции при проведении торгов, поскольку перечень запретов, перечисленных в статье 17 Закона о защите конкуренции, не является исчерпывающим.
Учитывая, что Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки, поставляющего товар, иметь сведения о происхождении материалов, из которого сделан данный товар, подлежащие указанию в соответствии с требованиями документации об Аукционе, вышеприведенные примеры изложения в документации об Аукционе требований к описанию участниками закупок сведений о товарных знаках, наименовании места происхождения или наименования производителя ткани, подкладок, пуговиц (пункты 1-10 табличной формы технического задания документации об Аукционе), используемых при изготовлении закупаемых товаров, ограничивают возможность участников закупки предоставить надлежащее предложение в составе заявок на участие в Аукционе, и как следствие, приводит к ограничению конкуренции.
При этом в нарушение требований части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе в техническом задании документации об Аукционе Заказчик не указал надлежащие показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, установленным Заказчиком требованиям, а именно: показатели веса (пункты 5, 6 табличной формы технического задания документации об Аукционе) и состава (пункты 9, 10 табличной формы технического задания документации об Аукционе) ткани, из которой изготавливается закупаемый товар.
Таким образом, действия Заказчика, необоснованно установившего дополнительные требования к описанию участниками закупок сведений о товарных знаках, наименовании места происхождения или наименования производителя ткани, подкладок, пуговиц, используемых при изготовлении закупаемых товаров, а также отсутствие надлежащих показателей к ткани, нарушают требования пунктов 1, 2 части 1 статьи 33, частей 2, 3 статьи 33, пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной и содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
2. По результатам внеплановой проверки, проведенной в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, пунктом 3.31 Административного регламента от 19.11.2014 N727/14, Комиссия установила следующее.
В соответствии с частью 4 статьи 64 Закона о контрактной системе к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации. При этом согласно требованиям части 6 статьи 65, части 2 статьи 70 Закона о контрактной системе по истечении срока для внесения изменений в документацию об электронном аукционе не предусмотрена возможность изменения заказчиком положений проекта контракта, за исключением необходимости включения в проект контракта, прилагаемый к документации о таком аукционе, цены контракта, предложенной участником электронного аукциона, с которым заключается контракт, информации о товаре (товарном знаке и (или) конкретных показателях товара), указанной в заявке на участие в таком аукционе его участника.
Частью 1 статьи 34 Закона о контрактной системе определено, что контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с Законом о контрактной системе извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.
Согласно части 1 статьи 96 Закона о контрактной системе заказчиком в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке, проекте контракта, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом, должно быть установлено требование обеспечения исполнения контракта.
Частью 3 статьи 96 Закона о контрактной системе определено, что исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям статьи 45 настоящего Федерального закона, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта определяется участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно.
В соответствии с частью 4 статьи 96 Закона о контрактной системе контракт заключается после предоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В силу части 6 статьи 96 Закона о контрактной системе размер обеспечения исполнения контракта должен составлять от пяти до тридцати процентов начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении об осуществлении закупки. В случае, если начальная (максимальная) цена контракта превышает пятьдесят миллионов рублей, заказчик обязан установить требование обеспечения исполнения контракта в размере от десяти до тридцати процентов начальной (максимальной) цены контракта, но не менее чем в размере аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса). В случае, если аванс превышает тридцать процентов начальной (максимальной) цены контракта, размер обеспечения исполнения контракта устанавливается в размере аванса. В случае, если предложенная в заявке участника закупки цена снижена на двадцать пять и более процентов по отношению к начальной (максимальной) цене контракта, участник закупки, с которым заключается контракт, предоставляет обеспечение исполнения контракта с учетом положений статьи 37 настоящего Федерального закона.
В извещении о проведении Аукциона, разделе 9 "Информационная карта электронного аукциона (ИКА)" документации об Аукционе Заказчик указал размер обеспечения исполнения контракта - 5% начальной (максимальной) цены контракта или 234 360,33 российских рублей.
Комиссия, изучив проект контракта на поставку спецодежды, приведенный в разделе 11 документации об Аукционе (далее - проект контракта), не установила наличия в нем размера и порядка обеспечения исполнения контракта.
Действия Заказчика, не установившего в проекте контракта размер и порядок обеспечения исполнения контракта, нарушают требования частей 1, 3, 6 статьи 96 Закона о контрактной системе и содержат признаки административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного, руководствуясь частью 1 статьи 2, частями 15, 22 статьи 99, частью 8 статьи 106, частью 1 статьи 112 Закона о контрактной системе, пунктом 3.34 Административного регламента от 19.11.2014 N727/14, Комиссия решила:
1. Признать жалобу Заявителя обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения пунктов 1, 2 части 1 статьи 33, частей 2, 3 статьи 33, пункта 1 части 1 статьи 64, частей 1, 3, 6 статьи 96 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
4. Передать соответствующему должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю материалы дела N06/900-15 для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Предписание
по делу N06/900-15
о нарушении законодательства
Российской Федерации о контрактной системе
23.10.2015 г. Симферополь
Резолютивная часть предписания объявлена 23.10.2015
Предписание изготовлено в полном объеме 28.10.2015
Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю (Крымское УФАС России) (далее - Комиссия) в составе:
заместителя председателя Комиссии - начальника отдела контроля закупок Крымского УФАС России Н. П. Казаковой;
членов Комиссии:
помощника руководителя Крымского УФАС России Д. Н. Артемьева,
главного специалиста - эксперта отдела контроля рекламы и органов власти Крымского УФАС России Р. А. Левицкого, -
на основании решения Комиссии от 23.10.2015 по делу N06/900-15 по итогам рассмотрения жалобы общества с ограниченной ответственностью "СИБИКС ГРУПП" от 16.10.2015 N6/10-15 (вх. N806/09 от 16.10.2015) на действия государственного казенного учреждения Республики Крым "Крымский республиканский штаб Народного ополчения - народной дружины Республики Крым" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона "Поставка спецодежды" (номер извещения 0875200000415000014) (далее - Аукцион), руководствуясь статьями 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ
"О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом Федеральной антимонопольной службы от 19.11.2014 N727/14, зарегистрированным в Министерстве юстиции Российской Федерации 27.02.2015 за N36262, предписывает:
1. Заказчику отменить Аукцион.
2. Заказчику в срок до 10.11.2015 исполнить настоящее предписание и представить в Крымское УФАС России подтверждение исполнения настоящего предписания в письменном виде, а также по факсимильной связи (3652) 252-431 или электронной почте по адресу: to82@fas.gov.ru.
Невыполнение в установленный срок предписания органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление контроля в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд, его территориального органа влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере пятидесяти тысяч рублей в соответствии с частью 7 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Настоящее предписание может быть обжаловано в суд (арбитражный суд) в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю N 06/3807 (опубликовано 28 октября 2015 г.)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 20.1.2016