Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве
от 14 октября 2015 г.
Резолютивная часть решения оглашена "8" октября 2015 года.
В полном объеме решение изготовлено "14" октября 2015 года.
Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении
антимонопольного законодательства в составе: Председателя Комиссии
заместителя руководителя Московского УФАС России <> членов Комиссии:
ведущего специалиста-эксперта отдела антимонопольного контроля финансовых и
товарных рынков Московского УФАС России <> специалиста-эксперта правового
отдела <> (далее - Комиссия), рассмотрев дело N 1-11-697/77-15 по признакам
нарушения ООО "Реалстрой" ИНН 7723837629 (место нахождения: 109559, г.
Москва, ул. Новороссийская, д. 25, корп. 3, офис 41) и
ЗАО "СК СТРОЙИНВЕСТЦЕНТР" ИНН 7727213237 (место нахождения: 117036, г.
Москва, ул. Профсоюзная, д.5, корп. 9) п. 2 ч. 1 ст. 11 Федерального закона от
26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите
конкуренции), установила:
Основанием для возбуждения дела послужило выявление признаков
нарушения антимонопольного законодательства в сведениях, полученных в ответ на
запрос Управления (исх. ЕП/2260 от 27.01.2015) от ОАО "Единая электронная
торговая площадка".
В ходе анализа указанных выше сведений, а также дополнительно полученных
сведений в ответ на запросы Управления (исх. NЕП/5648 и исх. NЕП/5649 от
19.02.2015) от ОАО "Единая электронная торговая площадка" и ЗАО "Сбербанк"
1
(далее - Торговая площадка), установлено что, ООО "Реалстрой" и
ЗАО "СК СТРОЙИНВЕСТЦЕНТР" приняли участие в 7 аукционах в электронной
форме с реестровыми NN 037320008671300006, 0873200000513000009,
0873200000513000045, 0173200021613000030, 0373200086713000220,
0373200086713000221, 0373200086713000260. Ответчики, подав в ходе аукционов по
нескольким ценовым предложениям, отказывались от дальнейшей борьбы. В
результате снижение по аукционам составило от 3,35% до 6% от начальной
(максимальной) цены контракта.
На основании приказа Московского УФАС России от 27.05.2015 N 121 в отношении
ООО "Реалстрой" и ЗАО "СК СТРОЙИНВЕСТЦЕНТР" было возбуждено
дело N 1-11-697/77-15 о нарушении антимонопольного законодательства.
Определением о продлении срока рассмотрения дела и об отложении рассмотрения
дела исх. N 32396 от 13.08.2015 рассмотрение дела было назначено на 1 октября
2015 в 16:00. Однако, по ходатайствам ответчиков в заседании Комиссии был
объявлен перерыв, рассмотрение дела было назначено на 08.10.2015 в 16:00.
На заседании Комиссии, состоявшемся 08.10.2015 в 16.00, присутствовали:
представитель ЗАО "СК СТРОЙИНВЕСТЦЕНТР" - <> действующий на
основании доверенности б/н от 01.07.2015, и представитель ООО "Реалстрой" - <>
действующий на основании доверенности б/н от 09.08.2015.
Рассмотрев материалы дела Комиссия установила следующее.
На Официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о
размещении заказов zakupki.gov.ru ГКУ "Дирекция ЖКХиБ ЮАО", Филиал ГКУ
"Дирекция ЖКХиБ ЦАО", Филиал ГКУ "Дирекция ЖКХиБ ЦАО", Управой
Тверского района города Москвы, в период с 29.04.2013 по 17.10.2013 были
опубликованы 7 аукционов в электронной форме с реестровыми N
0373200086713000067, 0873200000513000009, 0873200000513000045,
0173200021613000030, 0373200086713000220, 0373200086713000221,
0373200086713000260, предметом которых являлось соответственно:
выполнение работ по ремонту кровли по адресу: Чонгарский б-р,
д.14.к.1. Балаклавский пр-т, 12.К.1., Балаклавский пр-т, 12.К.2., Балаклавский пр-т,
Ю.к.2., Симферопольский б-р, д.ЗЗ.к.1, Сумской пр-д д.9., ул. Сумская д.8.к.2. ул. Ак.
Янгеля д.14.к.4;
выполнение работ по капитальному ремонту перекрытий,
общестроительные работы в многоквартирных жилых домах на территории ЦАО
города Москвы в районах Таганский, Тверской, Пресненский;
выполнение работ по ремонту квартир N 25,27 многоквартирного жилого
дома по адресу: 2-й Щипковский пер., д. 11/13 на территории района Замоскворечье
Центрального административного округа города Москвы;
выполнение работ по ремонту квартир участников ВОВ и супругов
погибшего (умершего) инвалида ВОВ, проживающих на территории Тверского
района города Москвы;
выполнение работ по ремонту кровли по адресу: Шипиловский проезд,
д.43, корп.5 на территории ЮАО в 2013 году;
2
выполнение работ по ремонту кровли по адресам: ул. Кантемировская,
д.23, ул. Кантемировская, д.25, ул. Медиков, д.6;
выполнение работ по ремонту отдельных конструктивных элементов и
инженерных систем в жилых домах района Орехово-Борисово Северное в 2014 году.
Аукционы состоялись в период с 04.05.2013 по 17.10.2013, в них приняли
участие два хозяйствующих субъекта: ООО "Реалстрой" и
ЗАО "СК СТРОЙИНВЕСТЦЕНТР".
Общая начальная (максимальная) цена контрактов (далее - НМЦ) составила
40 604 332,13 руб.
Данные о реестровых номерах аукционов, их предметах, начальных
(максимальных) ценах торгов (далее - НМЦ), датах публикации, датах проведения,
победителях, ценовых предложениях, снижениях и участниках сведены в таблицу
N 1.
3
Таблица N 1
N заказа Заказчик Предмет заказа НМЦ Дата
опубликования
заказа
Дата проведения
аукциона
Победитель Предложение
победителя
Снижение Другой
участник
Предложение
другого
участника
Снижение
037320008671300006
Государственное
казенное учреждение
города Москвы
"Дирекция заказчика
жилищно-
коммунального
хозяйства и
благоустройства
Южного
административного
округа"
Открытый аукцион в электронной
форме на право заключения контракта
на выполнение работ по ремонту
кровли по адресу: Чонгарский б-р,
д.14.к.1., Балаклавский пр-т, 12.К.1.,
Балаклавский пр-т, 12.К.2.,
Балаклавский пр-т, Ю.к.2.,
Симферопольский б-р, д.ЗЗ.к.1,
Сумской пр-д д.9., ул. Сумская д.8.к.2.
ул. Ак. Янгеля д.14.к.4.
9 785 527,45 29.04.13 24.05.13 ООО
"Реалстрой" 9 457 509,61 -3,35
ЗАО "СК
Стройинвест
центр"
9 545 521,46 -2,45
0873200000513000009 Филиал ГКУ "Дирекция
ЖКХиБ ЦАО"
Открытый аукцион в электронной
форме на право заключения
государственного контракта на
выполнение работ по капитальному
ремонту перекрытий,
общестроительные работы в
многоквартирных жилых домах на
территории ЦАО города Москвы в
районах Таганский, Тверской,
Пресненский.
12 314 735,88 16.07.13 12.08.13
ЗАО "СК
Стройинвест
центр"
11 697 561,32 -5,01 ООО
"Реалстрой" 11 945 293,80 -3
0873200000513000045 Филиал ГКУ "Дирекция
ЖКХиБ ЦАО"
Открытый аукцион в электронной
форме на право заключения
государственного контракта на
выполнение работ по ремонту квартир
N 25,27 многоквартирного жилого
дома по адресу: 2-й Щипковский пер.,
д. 11/13 на территории района
Замоскворечье Центрального
административного округа города
Москвы
1 598 628,94 24.07.13 09.08.13
ЗАО "СК
Стройинвест
центр"
1 517 965,34 -5,05 ООО
"Реалстрой" 1 552 006,86 -2,92
0173200021613000030 управа Тверского района
города Москвы
Открытый аукцион в электронной
форме среди субъектов малого
предпринимательства на право
заключения государственного
контракта на выполнение работ по
ремонту квартир участников ВОВ и
супругов погибшего (умершего)
инвалида ВОВ, проживающих на
территории Тверского района города
Москвы
893 000,00 29.07.13 12.08.13
ЗАО "СК
Стройинвест
центр"
839 420,00 -6 ООО
"Реалстрой" 884 070,00 -1
0373200086713000220 Государственное
казенное учреждение
города Москвы
Открытый аукцион в электронной
форме на право заключения контракта
на выполнение работ по ремонту
1 826 665,71 30.09.13 17.10.13 ООО
"Реалстрой"
1 762 732,40 -3,5 ЗАО "СК
Стройинвест
центр"
1 771 865,73 -3
"Дирекция заказчика
жилищно-
коммунального
хозяйства и
благоустройства
Южного
административного
округа"
кровли по адресу: Шипиловский
проезд, д.43, корп.5 на территории
ЮАО в 2013 году
0373200086713000221
Государственное
казенное учреждение
города Москвы
"Дирекция заказчика
жилищно-
коммунального
хозяйства и
благоустройства
Южного
административного
округа"
Открытый аукцион в электронной
форме на право заключения контракта
на выполнение работ по ремонту
кровли по адресам: ул.
Кантемировская, д.23, ул.
Кантемировская, д.25, ул. Медиков, д.6
1 546 240,40 30.09.13 17.10.13 ООО
"Реалстрой" 1 484 390,80 -4
ЗАО "СК
Стройинвест
центр"
1 492 122,00 -3,5
0373200086713000260
Государственное
казенное учреждение
города Москвы
"Дирекция заказчика
жилищно-
коммунального
хозяйства и
благоустройства
Южного
административного
округа"
Открытый аукцион в электронной
форме на право заключения контракта
на выполнение работ по ремонту
отдельных конструктивных элементов и
инженерных систем в жилых домах
района Орехово-Борисово Северное в
2014 году
12 639 533,75 17.10.13 02.12.13 ООО
"Реалстрой" 12 070 754,72 -4,5
ЗАО "СК
Стройинвест
центр"
12 133 952,39 -4
По итогам 7 аукционов ООО "Реалстрой" заключило контракты на сумму 24 775
387,53 руб., а ЗАО "СК СТРОЙИНВЕСТЦЕНТР" на сумму 14 054 946,66 руб.
На основании полученных в ответ на запрос Управления сведений от Торговых
площадок было установленно, что подача заявок и ценовых предложений, а также
подписание контрактов, ООО "Реалстрой" и ЗАО "СК СТРОЙИНВЕСТЦЕНТР",
осуществлялось с одного и того же 1Р-адреса 188.123.237.11.
Согласно сведениям с сайта ФПС России, а также информации с Выписок из
Единого государственного реестра юридических лиц, поданных ООО "Реалстрой" и
ЗАО "СК СТРОЙИНВЕСТЦЕНТР" для участия в вышеуказанных аукционах в
электронной форме, местом нахождения ответчиков на даты рассматриваемых
аукционов являлось соответственно:
- г. Москва, ул. Новороссийская, д. 25, корп. 3, офис 41;
- г. Москва, Улица Каховка, д. 30, пом. 1, ком. 13.
Таким образом, ООО "Реалстрой" и ЗАО "СК СТРОЙИНВЕСТЦЕНТР" имеют
разные адреса, с которых мог осуществляться выход в сеть Интернет для реализации
юридически значимых действий на рассматриваемых аукционах.
Предоставление одного и того же IP-адреса по разным фактическим адресам, в
том числе одним и тем же провайдером, невозможно, в силу того что действующие
стандарты DHCP (англ. Dynamic Host Configuration Protocol - протокол
динамической настройки узла - сетевой протокол, позволяющий компьютерам
получать IP-адрес и другие параметры, необходимые для работы в сети TCP/IP) не
позволяют организовывать повторяющуюся IP-адресацию, как для статических, так и
для динамических адресов. При попытке искусственного создания повторяющегося
IP-адреса происходит блокировка отправителей с последующей блокировкой IP-
адреса.
Соответственно Комиссия пришла к выводу, что ООО "Реалстрой" и ЗАО "СК
СТРОЙИНВЕСТЦЕНТР" совершали юридически значимые действия на
рассматриваемых аукционах, такие, как подача заявок, подача ценовых предложений
и подписание контрактов, используя совместно единую инфраструктуру.
В результате анализа свойств файлов, полученных Торговой площадкой, с одних
и тех же IP-адресов, от ООО "Реалстрой" и ЗАО "СК СТРОЙИНВЕСТЦЕНТР"
установлено совпадение учетных записей, на которых создавались и изменялись
файлы заявок, а также в некоторых случаях их наименований (данные сведены в
Таблицу N2).
Таблица N2
Наименование участника Наименование файла в составе заявки Учетная запись создавшая файл Учетная запись изменявшая
файл
Аукцион N0173200021613000030
1_часть Борис Борис
ЗАО "СК Стройинвестцентр" В ч асть__2_для_субъе кто в Борис
ИНФО__во__2ч Борис
1_часть Борис Борис
ООО "Реалстрой" Декларация__компании Борис
Информационное__письмо User Борис
6
Аукцион N0873200000513000009
ЗАО "СК Стройинвестцентр"
инфор.письмо участника Борис
СМП Борис
1 часть заявки Борис Борис
ООО "Реалстрой" декларация смп Борис
инф. письмо Борис
Аукцион N0873200000513000045
ЗАО "СК Стройинвестцентр" ИНФО для ООО во 2 ч Борис
ООО "Реалстрой"
1 часть Борис Борис
письмо User Борис
Аукцион N0373200086713000067
ЗАО "СК Стройинвестцентр" 2 часть заявки Борис Борис
инф. письмо К17 Борис
ООО "Реалстрой" 1 часть Борис Борис
2 часть заявки Борис Борис
Аукцион N0373200086713000220
2 часть заявки Борис Борис
ЗАО "СК Стройинвестцентр" 1 часть Борис Борис
инф. письмо Борис
инф. письмо Борис
ООО "Реалстрой" 1 часть Борис Борис
2 часть заявки Борис Борис
Аукцион N0373200086713000221
2 часть заявки Борис Борис
ЗАО "СК Стройинвестцентр" 1 часть Борис Борис
инф. письмо Е1ес5 Борис
1 часть Борис Борис
ООО "Реалстрой" 2 часть заявки Борис Борис
инф. письмо User Борис
Аукцион N0373200086713000260
1 часть Борис
ЗАО "СК Стройинвестцентр" 2 часть заявки Борис Борис
инф. письмо Борис
ООО "Реалстрой"
2 часть заявки Борис Борис
инф. письмо Борис
Также установлено, что учетные записи, на которых создавались и изменялись
файлы, поданные для участия в вышеуказанных аукционах ООО "Реалстрой" и
ЗАО "СК СТРОЙИНВЕСТЦЕНТР", отличны от учетных записей файлов,
размещенных заказчиком в составе аукционной документации.
Совпадение одних и тех же учетных записей, а также их наименования,
свидетельствует об использовании и обмене файлами заявок ООО "Реалстрой" и
ЗАО "СК СТРОЙИНВЕСТЦЕНТР" между собой и осуществлении координации по
подготовке заявок на аукционы.
Тот факт, что заказчиком ни одна заявка не отклонена, косвенно указывает на то,
что обмен информацией между ООО "Реалстрой" и
ЗАО "СК СТРОЙИНВЕСТЦЕНТР" осуществлялся в целях допуска всех участников
7
до аукционов.
Вышеизложенное свидетельствует об использовании конкурентами единой
инфраструктуры. Использование самостоятельными субъектами гражданского
оборота единой инфраструктуры возможно только в случае кооперации и
консолидации. При этом такие действия осуществляются для достижения единой для
всех цели. Однако коммерческие организации в аналогичных ситуациях, конкурируя
между собой, не действуют в интересах друг друга. Следовательно, такие действия
ООО "Реалстрой" и ЗАО "СК СТРОЙИПВЕСТЦЕПТР" возможны исключительно в
результате достигнутых договоренностей.
Кроме того, ООО "Реалстрой" 13.08.2015 (вх. N28860) представило заявление о
том, что при участии в электронных аукционах NN037320008671300006,
0873200000513000009, 0873200000513000045, 0173200021613000030,
0373200086713000220, 0373200086713000221, 0373200086713000260, было
реализовано соглашение, заключенное в устной форме с
ЗАО "СК СТРОЙИПВЕСТЦЕПТР" о совместном участии в аукционах по
государственному заказу и совместной подготовке заявок на аукционы.
Также ООО "Реалстрой" сообщено об отказе от участия в соглашении с
ЗАО "СК СТРОЙИПВЕСТЦЕПТР", в подтверждение чего приложен отказ от
участия в недопустимом в соответствии с антимонопольным законодательством
соглашении, направленный в адрес ЗАО "СК СТРОЙИПВЕСТЦЕПТР".
Па заседании Комиссии, состоявшемся 08.10.2015 представитель второго
ответчика - ЗАО "СК СТРОЙИПВЕСТЦЕПТР", подтвердил факты изложенные в
заявлении ООО "Реалстрой". ЗАО "СК СТРОЙИПВЕСТЦЕПТР" также представило
заявление о заключении недопустимого в соответствии с антимонопольным
законодательством РФ соглашения (вх. N 36395) - 09.10.2015.
Сведения, изложенные в заявлениях ООО "Реалстрой" и
ЗАО "СК СТРОЙИПВЕСТЦЕПТР" и представленные доказательства
свидетельствуют о наличии заключенного устного соглашения в отношении
аукционов с реестровыми NN 037320008671300006, 0873200000513000009,
0873200000513000045, 0173200021613000030, 0373200086713000220,
0373200086713000221,0373200086713000260.
Все участники соглашения отказались от дальнейшего участия в соглашении,
оказали содействие в установлении обстоятельств, подлежащих установлению по
делу.
Согласно сведениям с сайта ФПС России, а также информации имеющейся в
материалах дела, установлено, что ООО "Реалстрой" и
ЗАО "СК СТРОЙИПВЕСТЦЕПТР" не входят в одну группу лиц (на даты
рассматриваемых аукционов и в настояще время) по признакам, предусмотренным ч.
7,8 ст. 11 Закона о защите конкуренции.
В соответствии с п. 18 ч. 1 ст. 4 Закона о защите конкуренции соглашение -
договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких
документах, а также договоренность в устной форме.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 11 Закона о защите конкуренции признаются
картелем и запрещаются соглашения между хозяйствующими субъектами-
конкурентами, то есть между хозяйствующими субъектами, осуществляющими
продажу товаров на одном товарном рынке, если такие соглашения приводят или
могут привести к повышению, снижению или поддержанию цен на торгах.
На основании вышеизложенного Комиссия пришла к выводу о том, что
0 0 0 "Реалстрой" и ЗАО "СК СТРОЙИНВЕСТЦЕНТР" нарушены требования п. 2 ч.
1 ст. 11 Закона о защите конкуренции, что выразилось в заключении устного
картельного соглашения, реализация которого привела к поддержанию цен на
аукционах в электронной форме с реестровыми NN037320008671300006,
0873200000513000009, 0873200000513000045, 0173200021613000030,
0373200086713000220, 0373200086713000221, 0373200086713000260, предметом
которых являлось соответственно:
выполнение работ по ремонту кровли по адресу: Чонгарский б-р,
д.14.к.1. Балаклавский пр-т, 12.К.1., Балаклавский пр-т, 12.К.2., Балаклавский пр-т,
Ю.к.2., Симферопольский б-р, д.ЗЗ.к.1, Сумской пр-д д.9., ул. Сумская д.8.к.2. ул. Ак.
Янгеля д.14.к.4;
выполнение работ по капитальному ремонту перекрытий,
общестроительные работы в многоквартирных жилых домах на территории ЦАО
города Москвы в районах Таганский, Тверской, Пресненский;
выполнение работ по ремонту квартир N 25,27 многоквартирного жилого
дома по адресу: 2-й Щипковский пер., д. 11/13 на территории района Замоскворечье
Центрального административного округа города Москвы;
выполнение работ по ремонту квартир участников ВОВ и супругов
погибшего (умершего) инвалида ВОВ, проживающих на территории Тверского
района города Москвы;
выполнение работ по ремонту кровли по адресу: Шипиловский проезд,
д.43, корп.5 на территории ЮАО в 2013 году;
выполнение работ по ремонту кровли по адресам: ул. Кантемировская,
д.23, ул. Кантемировская, д.25, ул. Медиков, д.6;
выполнение работ по ремонту отдельных конструктивных элементов и
инженерных систем в жилых домах района Орехово-Борисово Северное в 2014 году.
На основании документов и информации, имеющихся в материалах дела.
Комиссия пришла к выводу, что в результате реализации картельного соглашения,
ООО "Реалстрой" признано победителем в 4 аукционах, по итогам которых
обществом был получен доход в размере 24 775 387,53 руб., а
ЗАО "СК СТРОЙИНВЕСТЦЕНТР" смогло выиграть 3 аукциона, по итогам которых
обществом был получен доход в размере 14 054 946,66 руб.
Исходя из вышеизложенного, руководствуясь статьей 23, часть 1 статьи 39,
частями 1 - 4 статьи 41, часть 1 статьи 49, статьей 50 Закона о защите конкуренции.
Комиссия решила:
1. Признать ООО "Реалстрой" и ЗАО "СК СТРОЙИНВЕСТЦЕНТР"
нарушившими требования п. 2 ч. 1 ст. 11 Закона о защите конкуренции посредством
заключения устного картельного соглашения, реализация которого привела к
9
поддержанию цен на 7 аукционах в электронной форме с реестровым N
N037320008671300006, 0873200000513000009, 0873200000513000045,
0173200021613000030, 0373200086713000220, 0373200086713000221,
0373200086713000260, предметом которых являлось соответственно:
- выполнение работ по ремонту кровли по адресу: Чонгарский б-р, д.14.к.1.
Балаклавский пр-т, 12.к. 1., Балаклавский пр-т, 12.К.2., Балаклавский пр-т, Ю.к.2.,
Симферопольский б-р, д.ЗЗ.к.1, Сумской пр-д д.9., ул. Сумская д.8.к.2. ул. Ак. Янгеля
д.14.к.4;
-выполнение работ по капитальному ремонту перекрытий, общестроительные
работы в многоквартирных жилых домах на территории ЦАО города Москвы в
районах Таганский, Тверской, Пресненский;
-выполнение работ по ремонту квартир N 25,27 многоквартирного жилого дома
по адресу: 2-й Щипковский пер., д. 11/13 на территории района Замоскворечье
Центрального административного округа города Москвы;
- выполнение работ по ремонту квартир участников ВОВ и супругов погибшего
(умершего) инвалида ВОВ, проживающих на территории Тверского района города
Москвы;
- выполнение работ по ремонту кровли по адресу: Шипиловский проезд, д.43,
корп.5 на территории ЮАО в 2013 году;
-выполнение работ по ремонту кровли по адресам: ул. Кантемировская, д.23,
ул. Кантемировская, д.25, ул. Медиков, д.6;
- выполнение работ по ремонту отдельных конструктивных элементов и
инженерных систем в жилых домах района Орехово-Борисово Северное в 2014 году.
2. В соответствии с п.п. д, н) п. 2 ч. 1 ст. 23, ст. 50 Закона о защите
конкуренции выдать ООО "Реалстрой" и ЗАО "СК СТРОЙППВЕСТЦЕПТР"
предписание о недопущении действий, которые могут являться препятствием для
возникновения конкуренции и (или) могут привести к ограничению, устранению
конкуренции и нарушению антимонопольного законодательства, а также о
совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции.
3. Материалы по делу N 1-11-697/77-15 о нарушении антимонопольного
законодательства передать должностному лицу для проведения административного
расследования в соответствии со статьей 14.32 Кодекса Российской Федерации об
административных правонарушениях.
Председатель комиссии: <>
Члены комиссии: <>
<>
Решение может быть обжаловано в течение шести месяцев со дня его принятия
в арбитражный суд.
10
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 14 октября 2015 г.
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 20.1.2016