Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области
(опубликовано 16 февраля 2010 г.)
(решение изготовлено в полном объеме 16 февраля 2010 года)
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области по рассмотрению дела N 03-03/96-09 о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
<_>,
с участием: от ЗАО "Верхневолжская управляющая компания" - <_>, от ОАО "Управляющая компания N1" - <_>, от территориальной Администрации Фрунзенского района мэрии г.Ярославля - <_>, от ТСЖ "Калинина-37" - <_><_>., от ТСЖ "Калинина-27" - <_>, от ТСЖ "Фрунзе-73" - <_> <_>., от ТСЖ "Кривова- 55а" - <_>,
рассмотрев на заседании 02.02.2010 дело N 03-03/96-09 о нарушении Открытым акционерным обществом "Управляющая компания N1" (далее - ОАО "УК-1") пункта 1 части 1 статьи 14 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции),
у с т а н о в и л а:
Основанием для возбуждения настоящего дела послужила жалоба ЗАО "Верхневолжская управляющая компания" (далее - Заявитель) (вх. N 4465 от 04.08.2009) о нарушении антимонопольного законодательства ОАО "УК-1", выразившемся, по мнению Заявителя, в распространении сведений, не соответствующих действительности, порочащих деловую репутацию ЗАО "Верхневолжская управляющая компания". К жалобе ЗАО "Верхневолжская управляющая компания" приобщена копия ответа ОАО "Управляющая компания N1" в прокуратуру Фрунзенского района г.Ярославля (исх. N 01-09/485 от 30.03.2009 на запрос прокуратуры N 92ж-09 от 30.03.2009), в тексте которого имеются следующие слова:
_"Коллектив ОАО "Управляющая компания N 1" осуществляет управление жилым фондом Фрунзенского района с января 1998 г., имеет большой опыт работы и длительные хозяйственные отношения с поставщиком услуг, что является определяющим фактором при обеспечении населения услугами своевременно и надлежащего качества. Администрация Фрунзенского района негативно относится к передаче управления вновь созданной ЗАО "Верхневолжская управляющая компания"_
_Все наши действия направлены на соблюдение законности в сфере ЖКХ, на предостережение жителей от принятия непродуманных решений на эмоциональном уровне по выбору компаний-однодневок, не способных в полной мере обеспечить жителей жилищно-коммунальными услугами, и развитию событий по непредсказуемому сценарию".
По мнению ЗАО "Верхневолжская управляющая компания", распространение данной информации, содержащейся в приложенном к жалобе письме, является недобросовестной конкуренцией и противоречит действующему антимонопольному законодательству.
ОАО "УК-1" свою вину в совершении указанных нарушений не признало, обосновывая свою позицию следующим:
В письме от 03.09.2009 N 1425 в ответ на запрос антимонопольного органа ОАО "УК-1" пояснило, что действительно, обществом в ответ на требование было направлено письмо исх. N 01-09/485 от 30.03.2009 в прокуратуру Фрунзенского района г.Ярославля с пояснениями по поводу заключения, действия и условий расторжения договоров управления жилищным фондом N171 от 01.01.2008 (ул. Ньютона, 40), N173 от 01.01.2008 (ул. Ньютона, 44), N131 от 01.01.2008 (ул. Ньютона, 27). 25.02.2009 в адрес ОАО "УК-1" поступили заявления от жильцов указанных выше домов о создании ТСЖ и намерении принять управление домами с 01.03.2009. Это вызвало недоверие со стороны ОАО "УК-1", т.к. все заявления были однотипные, ни один из вновь избранных председателей ТСЖ не явился лично в ОАО "УК-1". "Сведения об управляющих компаниях имели общий характер и относились к компаниям, которые, по мнению органов местного самоуправления, зарекомендовали себя как не лучшие на рынке жилищно-коммунальных услуг".
В письме от 19.10.2009 N 1765 ОАО "УК-1" дополнительно пояснило, что все действия общества направлены на защиту и предостережение жителей "от принятия непродуманных решений на эмоциональном уровне по выбору компаний-однодневок, не способных в полной мере обеспечить жителей жилищно-коммунальными услугами".
По мнению ОАО "УК-1", для установления факта недобросовестной конкуренции необходимо наличие в совокупности трех обстоятельств: а) факта распространения; б) ложность, неточность, искаженность распространяемой информации; в) вероятность причинения распространением информации убытков хозяйствующему субъекту или нанесения ущерба его деловой репутации. Общество информацию не распространяло, а предоставляло ее надзорному органу. В указанном письме в прокуратуру изложено "субъективное оценочное мнение о наличии на рынке жилищно-коммунальных услуг в настоящее время компаний, не имеющих достаточного опыта и материально-технической базы для оказания качественных услуг по управлению многоквартирными домами", но это мнение не о ЗАО "Верхневолжская управляющая компания", а об абстрактных компаниях. Никаких убытков ЗАО "Верхневолжская управляющая компания" и ущерба его деловой репутации ОАО "УК-1" не причиняло.
В письме от 29.10.2009 N 1819 ОАО "УК-1" дополнительно пояснило об отсутствии признака ложности, неточности, искаженности рассматриваемой информации: "в пояснениях прокуратуре изложено субъективное оценочное мнение о негативном отношении Администрации Фрунзенского района к передаче домов в управление вновь созданному ЗАО "Верхневолжская управляющая компания". Данное утверждение ОАО "УК-1" базируется на основании "фактических обстоятельств по позиции Администрации Фрунзенского района, как лица, уполномоченного голосовать по вопросу выбора управляющей организации, в качестве собственника муниципального жилого фонда, расположенного во Фрунзенском районе". ОАО "УК-1" в письме указало в качестве примера, что на общем собрании собственников дома N73 по пр.Фрунзе Администрация Фрунзенского района голосовала против прекращения отношений с ОАО "УК-1" и заключения договора управления ТСЖ с ЗАО "Верхневолжская управляющая компания".
Принимая решение, Комиссия исходит из следующего:
Предметом рассмотрения данного дела явилась информация, содержащаяся в письме ОАО "УК-1" исх. N 01-09/485 от 30.03.2009 в прокуратуру Фрунзенского района в ответ на требование прокуратуры о предоставлении сведений (N 92ж-09 от 30.03.2009)
ОАО "Управляющая компания N 1" подтверждает, что в Прокуратуру Фрунзенского района г.Ярославля действительно был дан ответ на представленное требование, в котором давались пояснения по поводу заключения, действия и условий расторжения договоров управления жилищным фондом.
Однако, запрос Прокуратуры Фрунзенского района г.Ярославля о предоставлении сведений (N 92ж-09 от 30.03.2009) касался конкретных договоров на управление многоквартирными домами с конкретными товариществами собственников жилья и не содержал требований высказаться о ЗАО "Верхневолжская управляющая компания".
ОАО "Управляющая компания N 1" и ЗАО "Верхневолжская управляющая компания" являются конкурентами на рынке оказания услуг по управлению многоквартирными домами.
Содержащиеся в письме ОАО "Управляющая компания N 1" (исх. N 01-09/485 от 30.03.2009) приведенные выше высказывания в отношении ЗАО "Верхневолжская управляющая компания" следует расценивать, как распространение неточных или искаженных сведений, которые могут причинить убытки либо нанести ущерб деловой репутации ЗАО "Верхневолжская управляющая компания".
Содержащаяся в письме информация - "Администрация Фрунзенского района негативно относится к передаче управления вновь созданной ЗАО "Верхневолжская управляющая компания" - является неточной и искаженной. Представитель территориальной администрации Фрунзенского района г.Ярославля пояснил, что в соответствии с подпунктами 4, 8 пункта 3.1 "Положения о территориальной администрации мэрии г. Ярославля" (решение муниципалитета г. Ярославля N 307 от 12.09.2006) территориальная администрация в соответствии с возложенной на нее задачей осуществляет следующие функции, в том числе: участвует в общих собраниях собственников помещений в многоквартирном доме, осуществляя все полномочия собственника муниципального жилищного фонда г. Ярославля по вопросам, входящим в компетенцию общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме; осуществляет от имени города Ярославля полномочия собственника муниципального жилищного фонда, связанные с членством в товариществах собственников жилья в объеме всех прав и обязанностей, предусмотренных Жилищным Кодексом РФ. Как представитель собственника муниципального жилого фонда, администрация Фрунзенского района участвовала в общих собраниях собственников жилых помещений при выборе управляющей компании и голосовала "за" ОАО "Управляющая компания N 1", но это не значит, что она против других управляющих компаний.
В письме ОАО "Управляющая компания N 1" N 01-09/485 от 30.03.2009 речь идет заключенных договорах на управление многоквартирными домами N171 от 01.01.2008 (ул. Ньютона, 40), N173 от 01.01.2008 (ул. Ньютона, 44), N131 от 01.01.2008 (ул. Ньютона, 27). Собственники жилых помещений этих домов создали ТСЖ и изъявили желание расторгнуть договоры управления с ОАО "Управляющая компания N 1". В письме говорится, что документы о создании ТСЖ в ОАО "Управляющая компания N 1" принес представитель ЗАО "Верхневолжская управляющая компания", избранного общими собраниями собственников управляющей компанией. Следующим абзацем письма N 01-09/485 от 30.03.2009 является высказывание: "Коллектив ОАО "Управляющая компания N 1" осуществляет управление жилым фондом Фрунзенского района с января 1998 г., имеет большой опыт работы и длительные хозяйственные отношения с поставщиком услуг, что является определяющим фактором при обеспечении населения услугами своевременно и надлежащего качества. Администрация Фрунзенского района негативно относится к передаче управления вновь созданной ЗАО "Верхневолжская управляющая компания". Данное высказывание бесспорно относится к ЗАО "Верхневолжская управляющая компания". Больше в этом письме ни о каких других отношениях речи не идет, кроме как о желании собственников трех конкретных домов перейти из управления одной управляющей компании (ОАО "Управляющая компания N 1") в управление другой (ЗАО "Верхневолжская управляющая компания"). Поэтому последний абзац письма - "Все наши действия направлены на соблюдение законности в сфере ЖКХ, на предостережение жителей от принятия непродуманных решений на эмоциональном уровне по выбору компаний-однодневок, не способных в полной мере обеспечить жителей жилищно-коммунальными услугами, и развитию событий по непредсказуемому сценарию" - по смыслу всего письма относится к ЗАО "Верхневолжская управляющая компания".
Под распространением сведений следует понимать опубликование их в печати, трансляцию по радио и телевидению, демонстрацию в других средствах массовой информации, в том числе в сети Интернет, изложение в служебных характеристиках, публичных выступлениях, заявлениях, адресованных должностным лицам, или сообщение в той или иной, в том числе устной, форме хотя бы одному лицу.
В данном случае, письмо было направлено в прокуратуру Фрунзенского района г. Ярославля. Учитывая, что ОАО "Управляющая компания N 1" долгое время осуществляло деятельность на рынке управления жилым фондом, и сведения относительно ЗАО "Верхневолжская управляющая компания", содержащиеся в письме N 01-09/485 от 30.03.2009, могли быть расценены, как соответствующие действительности, у прокуратуры могло сложиться негативное впечатление о деятельности ЗАО "Верхневолжская управляющая компания". В соответствии Федеральным законом РФ от 17 января 1992 года N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" прокуратура Российской Федерации - единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации. Прокуратура Фрунзенского района г.Ярославля помимо того, что представляет собой структурное подразделение, осуществляющее надзор за соблюдением и исполнением законов, является также субъектом, владеющим имуществом, расположенным во Фрунзенском районе, и может быть потенциальным потребителем услуг по управлению своим имуществом. Сложившееся негативное отношение к ЗАО "Верхневолжская управляющая компания" могло привести к тому, что выбор управляющей компании у прокуратуры Фрунзенского района, как субъекта, владеющего имуществом, мог пасть на другую управляющую компанию.
Целью письма было создание негативного образа ЗАО "Верхневолжская управляющая компания" у контрагентов и контролирующих органов, подрыв деловой репутации предприятия путем распространения сведений о низком качестве оказываемых услуг предприятия
Таким образом, сведения, распространенные ОАО "Управляющая компания N 1" в письме в прокуратуру, могли нанесли ущерб деловой репутации ЗАО "Верхневолжская управляющая компания" и причинить убытки хозяйствующему субъекту.
Действия ОАО "Управляющая компания N 1" по направлению в прокуратуру Фрунзенского района г.Ярославля письма N 01-09/485 от 30.03.2009, содержащего искаженные и неточные сведения относительно качества оказания услуг по управлению жилым фондом и негативного отношения Администрации Фрунзенского района к передаче управления вновь созданной ЗАО "Верхневолжская управляющая компания", образуют состав нарушения антимонопольного законодательства, а именно п. 1 ч. 1 ст. 14 Федерального закона N135-ФЗ "О защите конкуренции".
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции",
решила:
1. Признать Открытое акционерное общество "Управляющая компания N1" нарушившим пункт 1 части 1 статьи 14 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
2. Выдать хозяйствующему субъекту ОАО "Управляющая компания N1"" предписание о прекращении недобросовестной конкуренции и недопущении действий, которые могут являться препятствием для возникновения конкуренции и (или) могут привести к ограничению, устранению конкуренции и нарушению антимонопольного законодательства.
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 2.2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.
П Р Е Д П И С А Н И Е
по делу N 03-03/96-09
02 февраля 2010 года г. Ярославль
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области по рассмотрению дела N 03-03/96-09 о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
<_>,
руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" на основании своего решения от 02 февраля 2010 г. по делу N 03-03/96-09 о нарушении Открытым акционерным обществом "Управляющая компания N1" пункта 1 части 1 статьи 14 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции",
п р е д п и с ы в а е т:
Открытому акционерному обществу "Управляющая компания N1" прекратить недобросовестную конкуренцию путем совершения действий, направленных на изменение содержания письма в прокуратуру Фрунзенского района г.Ярославля (исх. N01-09/485 от 30.03.2009) - исключение из письма неточных, искаженных сведений, порочащих деловую репутацию ЗАО "Верхневолжская управляющая компания". Предписание исполнить в срок до 01 марта 2010.
Не допускать в будущем действий, которые могут являться препятствием для возникновения конкуренции и (или) могут привести к ограничению, устранению конкуренции и нарушению антимонопольного законодательства: действий, направленных на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречащих законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости, которые причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам-конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации, а также могут привести к отказу от самостоятельных действий на рынке услуг по управлению многоквартирными домами.
Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области (опубликовано 16 февраля 2010 г.)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 20.1.2016