Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области (далее - Ростовское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
Председатель Корнеев В.Г. - руководитель управления;
Комиссии:
Члены Комиссии:
Зиновьев О.Г. - начальник отдела контроля за соблюдением антимонопольного законодательства;
Коробейников Н.А. - специалист-эксперт отдела контроля за соблюдением антимонопольного законодательства,
(далее - Комиссия) рассмотрев дело N1092 от 30.11.2009 года по признакам нарушения ООО "Авалон-Р" (347360, г.Волгодонск Ростовской области, ул.Морская, 5) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 года N135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - ФЗ "О защите конкуренции"),
УСТАНОВИЛА:
25.11.2009 года в Ростовское УФАС России поступило заявление <> о нарушении ООО "Авалон-Р" антимонопольного законодательства, выразившегося в следующем:
ИП Божок О.П. осуществляет свою деятельность в торгово-складском помещении, расположенном по адресу: г.Волгодонск, ул.Морская, 5 (магазин "Быт").
Электроустановка магазина "Быт" по указанному адресу допущена в эксплуатацию в установленном порядке в соответствии с Правилами технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утрвежденным постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 года N861 (далее - Правила).
Подключение электроустановки магазина произведено от РУ-0,4кВ КТП N025 с согласования руководства ООО "Авалон-Р" и Филиалом ОАО "Донэнерго" ВМЭС на основании технических условий ВМЭС N284 от 04.12.2006 года.
С гарантирующим поставщиком ООО "Донэнергосбыт" заключен договор энергоснабжения N213 от 12.07.2007 года.
ООО "Авалон-Р" без согласования с гарантирующим поставщиком Волгодонским филиалом ООО "Донэнергосбыт" 09.10.2009 г. в одностороннем порядке прекратило подачу электрической энергии от КТП-025 на электроустановку <> (магазин "Быт", г.Волгодонск, ул.Морская, 5).
17.10.2009 г. подача электрической энергии была возобновлена и повторно прекращена 20.11.2009 года.
По мнению заявителя, такими действиями были нарушены права Божок О.П. при наличии осуществленного технологического присоединения <> к сетям общества в целях перетока электроэнергии, поставляемой ООО "Донэнергосбыт".
Таким образом, заявитель считает, что ООО "Авалон-Р" занимает доминирующее положение и своими действиями ущемляет его интересы, что является нарушением части 1 статьи 10 ФЗ "О защите конкуренции".
В своих письменных пояснениях ООО "Авалон-Р" сообщило, что договорных отношений с <> не имеет, поставку электроэнергии третьим лицам не осуществляет, действий по прекращению подачи электроэнергии не производило.
Изучив материалы дела, выслушав представителей сторон, Комиссия пришла к следующим выводам:
Согласно статьи 3 Федерального закона от 17.08.1995 года N147-ФЗ "О естественных монополиях" (далее - ФЗ "О естественных монополиях") под естественной монополией понимается состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи, с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров.
Пунктом 4 ФЗ "О естественных монополиях" услуги по передаче электрической энергии включены в сферу деятельности субъектов естественных монополий.
Согласно части 5 статьи 5 ФЗ "О защите конкуренции" доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.
Таким образом, ООО "Авалон-Р" оказывая услуги по передаче электрической энергии, осуществляет деятельность в условиях естественной монополии и, как следствие, занимает доминирующее положение на соответствующем товарном рынке.
ИП Божок О.П. осуществляет свою деятельность в торгово-складском помещении, расположенном по адресу: г.Волгодонск, ул.Морская, 5 (магазин "Быт"), на основании договора аренды с <>
Электроустановка магазина "Быт" по указанному адресу допущена в эксплуатацию в установленном порядке в соответствии с Правилами, что подтверждается актом N180Я от 22.06.2007 года.
Подключение электроустановки магазина произведено от РУ-0,4кВ КТП N025 с согласования руководства ООО "Авалон-Р" и Филиала ОАО "Донэнерго" ВМЭС на основании технических условий ВМЭС N284 от 04.12.2006 года.
29.03.2007 года между ООО "Авалон-Р" и <> был заключен договор N01 на оказание услуг, в соответствии с условиями которого ООО "Авалон-Р" обязалось предоставить <> услугу по технологическому подключению от КТПН 6/0,4 25 квА N25, мощностью 2,5 квт, по ул.Морская, 5, г.Волгодонск.
<> исполнила свои обязательства по оплате указанной в п.2.1 договора суммы в размере 12 500 рублей, что подтверждается квитанцией к приходному кассовому ордеру N135 от 05.04.2007 года.
12.07.2007 года <> заключен договор энергоснабжения N213 с гарантирующим поставщиком ООО "Донэнергосбыт".
09.10.2009 года ООО "Авалон-Р" в одностороннем порядке прекратило переток электрической энергии от КТП-025 на электроустановку <> (магазин "Быт", г.Волгодонск, ул.Морская, 5).
17.10.2009 года подача электрической энергии была возобновлена и повторно прекращена 20.11.2009 года.
Указанные действия были произведены без согласования с гарантирующим поставщиком Волгодонским филиалом ООО "Донэнергосбыт", что усматривается из письма ООО "Донэнергосбыт" N1961 от 22.10.2009 года.
Согласно статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК) по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Договор энергоснабжения заключается с абонентом при наличии у него отвечающего установленным техническим требованиям энергопринимающего устройства, присоединенного к сетям энергоснабжающей организации, и другого необходимого оборудования, а также при обеспечении учета потребления энергии.
В силу действия статьи 546 ГК перерыв в подаче, прекращение или ограничение подачи энергии допускаются по соглашению сторон, за исключением случаев, когда удостоверенное органом государственного энергетического надзора неудовлетворительное состояние энергетических установок абонента угрожает аварией или создает угрозу жизни и безопасности граждан. О перерыве в подаче, прекращении или об ограничении подачи энергии энергоснабжающая организация должна предупредить абонента.
Согласно пункту 1 статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 N35-ФЗ "Об электроэнергетике" технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер.
В соответствии с пунктом 114 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2006 N530 (далее - Правила функционирования), если энергопринимающие устройства потребителя присоединены к сетям сетевой организации через энергопринимающие устройства (энергетические установки) лиц, не оказывающих услуги по передаче, гарантирующий поставщик (энергосбытовая организация) и (или) сетевая организация несут ответственность перед потребителем за надежность снабжения его электрической энергией и ее качество в пределах границ балансовой принадлежности объектов электросетевого хозяйства сетевой организации.
Лицо, владеющее энергопринимающим устройством (энергетической установкой) в установленном законодательством Российской Федерации порядке, отвечает за надежность обеспечения таких потребителей электрической энергией и ее качество в пределах своих границ эксплуатационной ответственности, определенных в соответствующем договоре.
В случае если границы эксплуатационной ответственности не определены, указанные лица отвечают за надежность снабжения потребителей электрической энергией и ее качество в пределах своих границ балансовой принадлежности объектов электросетевого хозяйства.
В силу действия пункта 118 Правил функционирования на организации, к объектам электросетевого хозяйства которых присоединены энергопринимающие устройства потребителей, распространяются положения разделов XII и XIII Правил функционирования, определяющие обязанности сетевых организаций.
Согласно пункту 6 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N861 (далее - Правила недискриминационного доступа), собственники и иные законные владельцы объектов электросетевого хозяйства, через которые опосредованно присоединено к электрическим сетям сетевой организации энергопринимающее устройство потребителя, не вправе препятствовать перетоку через их объекты электрической энергии для такого потребителя и требовать за это оплату.
Указанные собственники и иные законные владельцы объектов электросетевого хозяйства, через которые опосредованно присоединено к электрическим сетям сетевой организации энергопринимающее устройство потребителя, вправе оказывать услуги по передаче электрической энергии с использованием принадлежащих им объектов электросетевого хозяйства после установления для них тарифа на услуги по передаче электрической энергии.
В этом случае к их отношениям по передаче электрической энергии применяются положения Правил, предусмотренные для сетевых организаций.
Таким образом, при наличии осуществленного технологического присоединения <> к сетям общества в целях перетока электроэнергии, поставляемой ООО "Донэнергосбыт", на общество распространяются обязанности сетевой организации в отношении <> в том числе обязанность поддерживать надежность обеспечения электрической энергией.
Указанная позиция выражена в Постановлении Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 25.12.2009 года по делу NА53-8541/2009.
Группой лиц признается совокупность физических лиц и (или) юридических лиц, соответствующих одному или нескольким признакам, определенным в части 1 статьи 9 ФЗ "О защите конкуренции".
Учитывая, что собственник электротехнического оборудования Резванов А.В. является учредителем ООО "Авалон-Р", т.е. входит в одну группу лиц, довод ООО "Авалон-Р" о том, что общество не обладало полномочиями по согласованию и выдачи технических условий <> несостоятельны.
Кроме того, в ходе рассмотрения дела Комиссией установлено, что ООО "Авалон-Р", в нарушении пункта 6 Правил недискриминационного доступа, взимало плату за пользование объектами электросетевого хозяйства с потребителей электрической энергии.
Частью 1 статьи 10 ФЗ "О защите конкуренции" запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.
Вышеизложенное свидетельствует о том, что действия ООО "Авалон-Р", выразившиеся в прекращении передачи электрической энергии на электроустановку <> и взимании платы за пользование объектами своего электросетевого хозяйства, ущемляют интересы ИП Божок О.П., и нарушают положения части 1 статьи 10 ФЗ "О защите конкуренции".
На основании изложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, частью 1 статьи 49 ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия
РЕШИЛА
1. Признать ООО "Авалон-Р" нарушившим часть 1 статьи 10 ФЗ "О защите конкуренции".
2. Выдать ООО "Авалон-Р" предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.
Председатель Комиссии В.Г.Корнеев
Члены Комиссии: О.Г.Зиновьев, Н.А.Коробейников
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.
За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 2.2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнять решение антимонопольного органа.
Предписание N 34
15 февраля 2010 года
г. Ростов-на-Дону
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области (далее - Ростовское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
Председатель Комиссии: Корнеев В.Г. - руководитель управления;
Члены Комиссии:
Зиновьев О.Г. - начальник отдела контроля за соблюдением антимонопольного законодательства;
Коробейников Н.А. - специалист-эксперт отдела контроля за соблюдением антимонопольного законодательства,
(далее - Комиссия) руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - ФЗ "О защите конкуренции"), на основании своего решения от 15.02.2010 года по делу N1092 о нарушении ООО "Авалон-Р" (347360, г.Волгодонск Ростовской области, ул.Морская, 5) части 1 статьи 10 ФЗ "О защите конкуренции",
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
1. ООО "Авалон-Р" прекратить нарушение части 1 статьи 10 ФЗ "О защите конкуренции", выразившееся в прекращении передачи электрической энергии на электроустановку Божок С.В.
2. ООО "Авалон-Р" во исполнение пункта 1 настоящего Предписания в 5 дневный срок с момента получения настоящего предписания:
2.1. Восстановить снабжение Божок С.В. электрической энергией.
2.2. Прекратить взимать плату за пользование объектами электросетевого хозяйства с потребителей электрической энергии.
3. Об исполнении настоящего Предписания ООО "Авалон-Р" сообщить в Ростовское УФАС России в 10 дневный срок с момента получения настоящего предписания (с приложением копий подтверждающих документов).
Председатель Комиссии В.Г.Корнеев
Члены Комиссии: О.Г.Зиновьев, Н.А.Коробейников
Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи.
За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа частью 2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области от 15 февраля 2010 г.
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 20.1.2016