Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области
от 19 октября 2015 г. N 41-04/15
Резолютивная часть решения оглашена "14" октября 2015 года
В полном объеме решение изготовлено "19" октября 2015 года
РЕШЕНИЕ
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) в составе:
Председатель Комиссии: |
-<_>- заместитель руководителя Челябинского УФАС России; |
Члены Комиссии: |
-<_>- начальник отдела антимонопольного контроля Челябинского УФАС России; -<_>- ведущий специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля Челябинского УФАС России, |
рассмотрев дело N 41-04/15 в отношении ОАО "МРСК Урала" по признакам нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), выразившегося в невыполнении мероприятий по технологическому присоединению по договору на технологическое присоединение от 18.11.2014 N 6100027557, заключенному с <_>в срок, установленный пунктом 16 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных Постановлением Правительства от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила присоединения), установила:
06.11.2014 <_> обратилась в ОАО "МРСК Урала" с заявкой на технологическое присоединение жилого дома расположенного по адресу: Челябинская область, Сосновский район, находиться примерно в 1140 м от д. Ключи по направлению на восток и в 5100 м от д. Бухарино на юго-запад, кад. N 74:19:0801002:985.
На основании заявки на технологическое присоединение от 06.11.2014 между <_> и ОАО "МРСК Урала" был заключен договор на технологическое присоединение к электрическим сетям от 18.11.2014 N 6100027557.
20.11.2014 договор на технологическое присоединение к электрическим сетям от 18.11.2014 N 6100027557 был передан в ОАО "МРСК Урала", выданы технические условия для присоединения к электрическим сетям.
Согласно договору на технологическое присоединение к электрическим сетям от 18.11.2014 N 6100027557 сетевая организация принимает на себя обязательства по осуществлению технологического присоединения энергопринимающих устройств заявителя жилого дома, расположенного по адресу: Челябинская область, Сосновский район, находиться примерно в 1140 м от д. Ключи по направлению на восток и в 5100 м от д. Бухарино на юго-запад, кад. N 74:19:0801002:985, в том числе по обеспечению готовности объектов электросетевого хозяйства к присоединению энергопринимающих устройств, урегулированию отношений с третьими лицами в случае необходимости строительства такими лицами принадлежащих им объектов электросетевого хозяйства, с учетом следующих характеристик:
максимальная мощность присоединяемых энергопринимающих устройств 15 кВт;
категория надежности III;
класс напряжения электрических сетей, к которым осуществляется технологическое присоединения 0, 38 кВ;
максимальная мощность, ранее присоединенных энергопринимающих устройств 0 кВт.
Согласно техническим условиям от 12.11.2014 N 6100027557-ЦС-8705-ТУ, выданным заявителю, сетевая организация осуществляет:
строительство ВЛЗ-10кВ от ВЛ-10кВ N 2 ПС "Кременкуль" до проектируемой ТП-10/0,4 кВ протяженностью 700 м (ориентировочно);
установку ТП-10/0,4 кВ с трансформатором расчетной мощности. Проектируемую ТП-10/0,4 кВ с трансформатором расчетной мощности. Проектируемую ТП- 10/0,4 кВ подключить отпайкой через разъединитель к ВЛ-10кВ N 2 от ПС "Кременкуль";
строительство ВЛ-0,4 кВ от проектируемой ТП-10/0,4 кВ до объекта проводом расчетного сечения протяженностью 300 м (ориентировочно), марку и тип провода определить проектом;
монтаж на опоре 0,4 кВ пластикового герметичного шкафа. Шкаф должен иметь закрывающуюся дверцу с возможностью опломбировки для исключения несанкционированного доступа и окно для снятия показаний;
в шкафу должны быть установлены: автоматический выключатель до счетчика (вводной ВЛ), позволяющий безопасно производить замену счетчика, автоматический выключатель на отходящую линию к потребителю (после электросчетчика), электронный счетчик активной электроэнергии прямого включения с ЖК-дисплеем, класса точности не менее 1.
Заявитель осуществляет:
выполнение ответвления от шкафа учета до объекта изолированным проводом или кабелем расчетного сечения. Наличие скруток и паек не допускается;
в случае необходимости разработать проект внешнего электроснабжения. Проект рекомендуется согласовать с ПО ЦЭС и при необходимости представить в представительный орган Ростехнадзора для проверки его соответствия требованиям действующих Правил.
В соответствии с пунктом 1.8 договора от 18.11.2014 N 6100027557 срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению составляет 6 месяцев со дня заключения настоящего договора, т. е. до 20.05.2015 (с даты передачи заявителем второго экземпляра договора на технологическое присоединение в сетевую организацию).
Согласно пункту 3.1 договора от 18.11.2014 N 6100027557 размер платы за технологическое присоединение определяется в соответствии с Постановлением ГК "ЕТО Челябинской области" N 58/1 от 19.12.2013 и составляет 550 (пятьсот пятьдесят) рублей 00 копеек, в том числе НДС (18 %) 83 (восемьдесят три) рубля 90 копеек.
Оплата по договору на технологическое присоединение к электрическим сетям от 18.11.2014 N 6100027557 произведена <_> в полном объеме, в размере 550 руб.
08.07.2015 в Челябинское УФАС России поступило заявление <_> (вх. N 10180) на бездействие ОАО "МРСК Урала", выразившееся в нарушении срока осуществления мероприятий по технологическому присоединению по заключенному договору от 18.11.2014 N 6100027557.
Приказом Челябинского УФАС России от 21.09.2015 N 297 возбуждено дело N 41-04/15 о нарушении ОАО "МРСК Урала" части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции и пункта 16 Правил присоединения, выразившемся в нарушении сроков технологического присоединения энергопринимающих устройств <_>
<_> уведомлена надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела N 41-04/15, на заседание комиссии не явилась, письменных пояснений не представила, представителя не направила.
ОАО "МРСК-Урала" уведомлено надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела N 41-04/15, на заседание комиссии не явилось, представило письменные пояснения и документы.
ОАО "МРСК Урала" сообщило, что на сегодняшний день со стороны сетевой организации исполнены только строительно-монтажные работы. Для завершения процедуры присоединения и подачи напряжения на объект необходимо уведомление со стороны заявителя о готовности к подаче напряжения.
В силу взаимности обязательств по договору от 18.11.2014 N 6100027557 завершение технологического присоединения возможно при взаимных действиях сторон, заявитель должен исполнить свою часть мероприятий и известить сетевую организацию о готовности к подаче напряжения на объект. Заявитель не указал в заявлении и не представил доказательства того, что исполнил принятые на себя обязательства и известил об этом сетевую организацию (п. 2.2.2 договора).
Неисполнение заявителем принятых на себя обязательств по договору свидетельствует о просрочке кредитора (ст. 406 ГК РФ). Указанные обстоятельства подтверждают факт отсутствия какого-либо ущемления прав заявителя и нарушения антимонопольного законодательства.
Однако, ОАО "МРСК Урала" не представило доказательств выполнения мероприятий по договору от 18.11.2014 N 6100027557 на технологическое присоединение.
Изучив материалы дела, Комиссия пришла к выводу о нарушении ОАО "МРСК Урала" части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции" и пункта 16 Правил присоединения по следующим основаниям.
Статья 10 Закона о защите конкуренции предусматривает запреты на действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе навязывание.
В соответствии с пунктом 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" услуги по передаче электрической энергии относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий. Следовательно, ОАО "МРСК Урала", как хозяйствующий субъект, оказывающий услуги по передаче электрической энергии, является субъектом естественной монополии.
Таким образом, в силу части 5 статьи 5 Закона защите конкуренции положение ОАО "МРСК Урала" на данном товарном рынке признается доминирующим.
В силу своего доминирующего положения на рынке услуг по передаче электрической энергии и технологическому присоединению к электрическим сетям ОАО "МРСК Урала" обязано соблюдать запреты, установленные статьей 10 Закона о защите конкуренции, в том числе не допускать действий, которые имеют либо могут иметь своим результатом недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.
Согласно статье 23 Закона о защите конкуренции антимонопольные органы уполномочены возбуждать и рассматривать дела о нарушении антимонопольного законодательства.
В соответствии с абзацем 2 пункта 2 постановления Правительства РФ от 27.12.2004 N 861 Федеральная антимонопольная служба является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим контроль за соблюдением Правил присоединения в рамках своих полномочий.
В соответствии с пунктом 3 Правил присоединения сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению и не вправе отказать обратившемуся к ней лицу в услуге по технологическому присоединению и заключении соответствующего договора при условии соблюдения им настоящих Правил и наличия технической возможности технологического присоединения.
Независимо от наличия или отсутствия технической возможности технологического присоединения на дату обращения заявителя сетевая организация обязана заключить договор с лицами, указанными в пунктах 12.(1), 14 и 34 Правил присоединения, обратившимися в сетевую организацию с заявкой на технологическое присоединение энергопринимающих устройств, принадлежащих им на праве собственности или на ином предусмотренном законом основании (далее - заявка), а также выполнить в отношении энергопринимающих устройств таких лиц мероприятия по технологическому присоединению (абзац 2 пункт 3 Правил присоединения).
При этом в пункте 6 Правил присоединения указано, что технологическое присоединение осуществляется на основании договора, заключаемого между сетевой организацией и юридическим или физическим лицом, в сроки, установленные данными правилами.
<_> относится к категории заявителей, указанных в пункте 14 Правил присоединения (заявитель - физическое лицо, максимальная мощность энергопринимающих устройств составляет не более 15 кВт включительно).
Согласно пункту 16 Правил технологического присоединения договор должен содержать существенные условия, в том числе срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению, который исчисляется со дня заключения договора и не может превышать 6 месяцев - для заявителей, указанных в пунктах 12 (1), 14 и 34 Правил, если технологическое присоединение осуществляется к электрическим сетям, уровень напряжения которых составляет до 20 кВ включительно, и если расстояние от существующих электрических сетей необходимого класса напряжения до границ участка заявителя, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства, составляет более 300 метров в городах и поселках городского типа и не более 500 метров в сельской местности.
Таким образом, в данном случае срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению должен быть определен в соответствии с пунктом 16 Правил и не может превышать 6 месяцев.
В соответствии с пунктом 18 Правил присоединения мероприятия по технологическому присоединению предусматривают несколько этапов выполнения обязанностей как со стороны сетевой организации, так и со стороны заказчика (гражданина):
а) подготовку, выдачу сетевой организацией технических условий и их согласование с системным оператором (субъектом оперативно-диспетчерского управления в технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах), а в случае выдачи технических условий электростанцией - согласование их с системным оператором (субъектом оперативно-диспетчерского управления в технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах) и со смежными сетевыми организациями;
б) разработку сетевой организацией проектной документации согласно обязательствам, предусмотренным техническими условиями;
в) разработку заявителем проектной документации в границах его земельного участка согласно обязательствам, предусмотренным техническими условиями, за исключением случаев, когда в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности разработка проектной документации не является обязательной;
г) выполнение технических условий заявителем и сетевой организацией, включая осуществление сетевой организацией мероприятий по подключению энергопринимающих устройств под действие аппаратуры противоаварийной и режимной автоматики в соответствии с техническими условиями;
д) проверку сетевой организацией выполнения заявителем технических условий;
е) осмотр (обследование) присоединяемых энергопринимающих устройств должностным лицом федерального органа исполнительной власти по технологическому надзору при участии сетевой организации и собственника таки х устройств, а также соответствующего субъекта оперативно-диспетчерского управления в случае, если технические условия подлежат в соответствии с настоящими Правилами согласованию с таким субъектом оперативно-диспетчерского управления (для лиц, указанных в пунктах 12.1 - 14 данных Правил, осмотр присоединяемых энергопринимающих устройств должен осуществляться с участием сетевой организации и заявителя);
ж) осуществление сетевой организацией фактического присоединения объектов заявителя к электрическим сетям и включение коммутационного аппарата (фиксация коммутационного аппарата в положении "включено").
Пункт 19 Правил присоединения предусматривает, что по окончании осуществления мероприятий по технологическому присоединению стороны составляют следующие документы:
акт об осуществлении технологического присоединения;
акт разграничения границ балансовой принадлежности сторон;
акт разграничения эксплуатационной ответственности сторон.
Согласно материалам дела процедура технологического присоединения объекта жилого дома заявителя не осуществлена в срок, поскольку ОАО "МРСК Урала" в рамках исполнения договора от 18.11.2014 N 6100027557 вело работу по выбору подрядной организации, необходимой для выполнения сетевой организацией мероприятий, в соответствии с техническими условиями и отсутствовала финансовая возможность выполнения работ по технологическому присоединения жилого дома <_> в связи с чем процедура технологического присоединения необоснованно затянута на 5 месяцев, были ущемлены права и законные интересы<_>
Предпринятые ОАО "МРСК Урала" действия по исполнению договора от 18.11.2014 (производство строительно-монтажных работ, строительство пяти линий, отсутствие финансовой возможности) не обеспечили возможность выполнения мероприятий по технологическому присоединению в императивно установленный законодательством срок.
Комиссия не принимает довод ОАО "МРСК Урала" о том, что задержка выполнения мероприятий по технологическому присоединению вызвана неисполнением заявителем обязательств, указанных в технических условиях, а также неуведомлением сетевой организации об исполнении пункта 2.2.2 договора от 18.11.2014.
Исходя из характера обязательств, выполняемых сторонами по договору о технологическом присоединении, обязательства должны выполняться сторонами приблизительно одновременно.
Согласно статьи 328 Гражданского кодекса РФ в случае непредставления обязанной стороной обусловленного договором исполнения обязательства либо наличия обстоятельств, очевидно свидетельствующих о том, что такое исполнение не будет произведено в установленный срок, сторона, на которой лежит встречное исполнение, вправе приостановить исполнение своего обязательства либо отказаться от исполнения этого обязательства и потребовать возмещения убытков.
Если обусловленное договором исполнение обязательства произведено не в полном объеме, сторона, на которой лежит встречное исполнение, вправе приостановить исполнение своего обязательства или отказаться от исполнения в части, соответствующей непредоставленному исполнению.
Ни договором о технологическом присоединении, ни Правилами присоединения не предусмотрена возможность приостановления выполнения обязательств по договору о технологическом присоединении по причине того, что другая сторона по договору не выполняет возложенные на нее обязательства.
Нарушение договорных обязательств заявителем не может рассматриваться в качестве правового основания для невыполнения сетевой организацией мероприятий по технологическому присоединению, о чем также свидетельствует тот факт, что ответственность за своевременное выполнение технических условий по договору технологического присоединения согласно пункту 3 Правил присоединения несет непосредственно сетевая организация, а не заявитель.
Таким образом, материалами дела не подтверждается причинно-следственная связь между неисполнением заявителем обязательств, указанных в технических условиях, а также неуведомлением сетевой организации об исполнении пункта 2.2.2 договора от 18.11.2014 и необходимостью подключить объект к электросетевому оборудованию ОАО "МРСК Урала" и затягиванию со стороны ОАО "МРСК Урала" мероприятий по технологическому присоединению объектов Черновой В.В.
В соответствии с частью 2 статьи 1 Закона о защите конкуренции целями принятия указанного закона и деятельности антимонопольного органа являются защита конкуренции, создание условий для эффективного функционирования товарных рынков. Именно поэтому требования части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции направлены не на защиту интересов хозяйствующих субъектов, а на защиту гражданских прав, нарушенных вследствие их ущемления, злоупотребления доминирующим положением, ограничения конкуренции.
Более того, в соответствии с абзацем 5 пунктом 1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного суда РФ от 30.06.2008 N 30 "не подлежит признанию недействительным решение или предписание антимонопольного органа только на основании квалификации соответствующих правоотношений с участием хозяйствующего субъекта, которому выдано предписание антимонопольного органа или к которому данным органом подан иск, как гражданско-правовых".
Перечень части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции не является исчерпывающим (абзацем 3 пункта 4 Постановления N 30), поэтому антимонопольный орган вправе признать нарушением антимонопольного законодательства и иные действия (бездействие), кроме установленных частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.
При этом, согласно пункту 4 Постановления ВАС РФ от 30.06.2008 N 30 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства" антимонопольному органу, оценивая такие действия (бездействия) как злоупотребление доминирующим положением, следует учитывать положения статьи 10 ГК РФ, части 2 статьи 10 Закона о защите конкуренции, и, в частности определять, совершены ли данные действия в допустимых пределах гражданских прав либо ими налагаются на контрагентов неразумные ограничения или ставятся необоснованные условия реализации контрагентами своих прав.
В силу своего доминирующего положения на рынке услуг по передаче электрической энергии и технологическому присоединению к электрическим сетям ОАО "МРСК Урала" обязано соблюдать запреты, установленные статьей 10 Закона о защите конкуренции, в том числе не допускать действий, которые имеют либо могут иметь своим результатом недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.
В связи с тем, что осуществление мероприятий по технологическому присоединению необходимо было произвести для объекта - жилого дома, расположенного по адресу: Челябинская область, Сосновский район, находиться примерно в 1140 м от д. Ключи по направлению на восток и в 5100 м от д. Бухарино на юго-запад, кад. N 74:19:0801002:985, который необходим для проживания заявителя. Однако, мероприятия по технологическому присоединению указанного объекта не выполнены, в том числе в установленные Правилами присоединения сроки, что привело к невозможности проживания <_> по указанному адресу, и соответственно, ущемило её интересы.
У ОАО "МРСК Урала" отсутствовали препятствия и имелась возможность для соблюдения норм антимонопольного законодательства Российской Федерации, а именно: осуществить мероприятия по технологическому присоединению объекта <_> в установленный законом 6 месячный срок, однако ОАО "МРСК Урала" не приняло необходимых и достаточных мер по соблюдению законодательства Российской Федерации и допустило нарушение антимонопольного законодательства.
Учитывая изложенное, Комиссия Челябинского УФАС России считает вину ОАО "МРСК Урала" в совершенном правонарушении установленной.
На основании изложенного, Комиссия расценивает действия ОАО "МРСК Урала", выразившиеся в нарушении сроков осуществления мероприятий по технологическому присоединению по договору от 18.11.2014 N 6100027557, заключенному с <_> нарушением части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции и пункта 16 Правил присоединения.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган выдает в случаях, указанных в настоящем Федеральном законе, хозяйствующим субъектам обязательные для исполнения предписания о прекращении злоупотребления хозяйствующим субъектом доминирующим положением и совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции.
Поскольку фактическое присоединение объекта - жилого дома, расположенного по адресу: Челябинская область, Сосновский район, находиться примерно в 1140 м от д. Ключи по направлению на восток и в 5100 м от д. Бухарино на юго-запад, кад. N 74:19:0801002:985<_> к электрическим сетям не осуществлено, не составлен акт об осуществлении технологического присоединения, Комиссия Челябинского УФАС России приходит к выводу о необходимости выдать ОАО "МРСК Урала" предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.
руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, пунктом 16 Правил присоединения, Комиссия решила:
Признать действия ОАО "МРСК Урала", выразившиеся в нарушении сроков осуществления мероприятий по технологическому присоединению по договору от 18.11.2014 N 6100027557, заключенному с <_> нарушением части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" и пункта 16 Правил присоединения.
Выдать ОАО "МРСК Урала" предписание о прекращении злоупотребления хозяйствующим субъектом доминирующим положением.
Передать материалы настоящего дела должностному лицу Челябинского УФАС России, уполномоченному составлять протоколы об административных правонарушениях.
ПРЕДПИСАНИЕ N 20
14 октября 2015 года г. Челябинск
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Челябинское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) в составе:
Председатель Комиссии: |
<_>-- заместитель руководителя Челябинского УФАС России; |
Члены Комиссии: |
-<_>- начальник отдела антимонопольного контроля Челябинского УФАС России; |
|
-<_>- ведущий специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля Челябинского УФАС России, |
руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), на основании своего решения по делу N 41-04/15 о нарушении ОАО "МРСК Урала" части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившимся в невыполнении мероприятий по технологическому присоединению по договору на технологическое присоединение от 18.11.2014 N 6100027557, заключенному с <_> в срок, установленный пунктом 16 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных Постановлением Правительства от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила), предписывает:
1. ОАО "МРСК Урала", прекратить нарушение части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, выразившееся в нарушении сроков осуществления мероприятий по технологическому присоединению по договору на технологическое присоединение от 18.11.2014 N 6100027557, заключенному с <_> путем совершения действий, указанных в пункте 2 настоящего предписания.
2. ОАО "МРСК Урала" осуществить технологическое присоединение жилого дома <_> расположенному по адресу: Челябинская область, Сосновский район, находиться примерно в 1140 м от д. Ключи по направлению на восток и в 5100 м от д. Бухарино на юго-запад, кад. N 74:19:0801002:985, в соответствии с мероприятиями, указанными в технических условиях к договору от 12.11.2014 N 6100027557-ЦС-8705-ТУ в тридцатидневный срок, с момента получения настоящего предписания либо с момента вступления в силу судебного акта, которым будет подтверждена законность настоящего предписания.
3. О выполнении указанного предписания ОАО "МРСК Урала" сообщить в Челябинское УФАС России в течение 3 дней с момента исполнения, с приложением подтверждающих документов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 19 октября 2015 г. N 41-04/15
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 20.1.2016