Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Магаданской области
от 24 февраля 2010 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Магаданской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе в составе: председатель Комиссии:
Задорожный В.Г. - руководитель управления; члены Комиссии:
Долгачёва Л.В. - начальник отдела контроля антимонопольного
рекламного законодательства и органов власти;
Лукина В.И. - ведущий специалист-эксперт отдела контроля антимонопольного, рекламного законодательства
и органов власти,
рассмотрев дело N 02-38/4р-2010, возбуждённое по признакам нарушения пунктов 6 частей 1 и 2, а также части 3 статьи 22 Федерального закона от 13.03.2006 г. N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон "О рекламе") в присутствии лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе - представителя ООО "Дальпродукт" (г. Хабаровск, ул. Волочаевская, 33, оф.1) - директора обособленного подразделения в г. Магадане по доверенности N 27-01/210483 от 11.02.2010 УСТАНОВИЛА:
При осуществлении контроля соблюдения рекламного законодательства хозяйствующими субъектами при распространении наружной рекламы в городе Магадане установлены признаки нарушения Федерального Закона от 13 марта 2006 г. N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон о рекламе) в связи с распространением ООО "Дальпродукт" (г. Хабаровск, ул. Волочаевская, 33, офис 1, ОГРН 1052701556544 по месту нахождения в ИФНС по Индустриальному району г. Хабаровска. ИНН 2723074230, КПП 272301991) в лице обособленных подразделений в г. Магадане наружной рекламы "Пиво на разлив":
- на здании жилого дома N 65 по пр. К.Маркса, рядом с входом в магазин "Первый пивной" сети магазинов разливного пива ООО "Дальпродукт" по месту нахождения обособленного подразделения "Дальпродукт" (в МИФНС N 1 по Магаданской области присвоен КПП 490945001);
- на здании жилого дома N 26 по ул. Гагарина, рядом с входом в магазин "Первый пивной" сети магазинов разливного пива ООО "Дальпродукт" по месту нахождения обособленного подразделения "Дальпродукт" (в МИФНС N 1 по Магаданской области присвоен КПП 490945002);
- на здании рынка "Урожай" и в его торговом зале (ул. Дзержинского, 28) по месту нахождения обособленного подразделения "Дальпродукт" (в МИФНС N 1 по Магаданской области присвоен КПП 490945003) место 73;
На расстоянии 50 м от дома N 65 по пр. К. Маркса находится муниципальное учреждение детского образования "Детская художественная школа" (согласно выкопировке из кадастрового плана г. Магадана, предоставленного департаментом САТЭК мэрии города Магадана по запросу Магаданского УФАС России.
В соответствии с пунктом 6 части 2 статьи 22 Закона о рекламе, реклама пива не должна распространяться в детских, образовательных, медицинских. организациях и на расстоянии ближе чем сто метров от занимаемых ими зданий, строений, сооружений.
В соответствии с частью 3 статьи 22 Закона о рекламе, реклама пива и напитков, изготавливаемых на его основе, в каждом случае должна сопровождаться предупреждением о вреде чрезмерного потребления пива и напитков, изготавливаемых на его основе, и такому предупреждению должно быть отведено не менее чем 10% рекламной площади (пространства).
В наружной рекламе "Пиво на разлив", размещавшейся на зданиях домов N 26 по ул. Гагарина (до 01.01.2010), N 65 по пр. К.Маркса, N 28 по ул. Дзержинского (до 17.02.2010), а также в торговом зале рынка "Урожай", такое предупреждение отсутствовало.
В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 22 Закона о рекламе реклама пива и напитков, изготавливаемых на его основе, не должна использовать образы людей и животных. Причём, в соответствии с разъяснениями ФАС России от 03.06.2009 N 231 в ответ на обращение Председателя Исполнительного комитета Союза российских производителей пиво-безалкогольной продукции В.И. Мамонтова об использовании образов людей в рекламе пива запрет, содержащийся в указанном пункте 6, касается не только визуального образа человека, но и любых визуальных и иных средств, формирующих образ человека в сознании потребителя рекламы (например, демонстрация частей тела). Кроме того, реклама пива в которой действия, не могут происходить без непосредственного участия человека, признаются использующими его образ, который формируется в сознании потребителя рекламы независимо от того, что визуальное изображение человека отсутствует.
В рассматриваемой рекламе изображены руки людей, сдвигающие поднятые кружки пива, что формирует в сознании потребителей рекламы впечатление присутствия человека и свидетельствует о признаках нарушения пункта 6 части 1 статьи 22 Закона о рекламе.
Факт размещения ненадлежащей рекламы ООО "Дальпродукт" в лице обособленных подразделений в г. Магадане подтверждается фотографиями в цифровом формате и на бумажном носителе, а также фрагментами из кадастрового плана г. Магадана, предоставленными Департаментом САТЭК мэрии г. Магадана.
Согласно пункту 4 статьи 3 Закона о рекламе реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации является ненадлежащей.
Таким образом, распространённая ООО "Дальпродукт" в лице обособленных подразделений в г. Магадане реклама "Пиво на разлив" с использованием образа человека, ближе чем 100 метров от МУДО "Детская художественная школа" и без предупреждения о вреде чрезмерного потребления пива, указывает на признаки нарушения требований пункта 6 части 1, пункта 6 части 2 и части 3 статьи 22 Закона о рекламе и является ненадлежащей.
В соответствии с пунктом 5 статьи 3 Закона о рекламе изготовитель либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержания рекламы лицо является рекламодателем.
Согласно пункту 7 статьи 3 Закона о рекламе лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств является рекламораспространителем.
В соответствии с частями 6 и 7 статьи 38 Закона о рекламе рекламодатель несёт ответственность за нарушение требований, установленных частями 1 и 3 статьи 22, а рекламораспространитель несет ответственность за нарушение требований, установленных частями 2-4 статьи 22 данного закона.
Таким образом, ООО "Дальпродукт" в лице обособленных подразделений в г. Магадане, как рекламодатель и рекламораспространитель ненадлежащей рекламы должно нести ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе.
На заседании Комиссии представитель ООО "Дальпродукт" пояснил, что рассматриваемая наружная реклама "Пиво на разлив" была размещена по инициативе должностного лица обособленных подразделений, но, в настоящее время демонтирована. В подтверждение сказанного представителем ООО "Дальпродукт" в г. Магадане 17.02.2010 г. были представлены управлению фотографии рекламных мест по указанным выше адресам на бумажном носителе.
Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Закона "О рекламе" и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия РЕШИЛА:
1. Признать ненадлежащей рекламу ООО "Дальпродукт" "Пиво на разлив" распространявшуюся до 17.02.2010 на рекламных баннерах, размещённых на зданиях домов N 65 по пр. К.Маркса, N 28 по ул. Дзержинского, N 26 по ул. Гагарина (до 01.01.2010), а также в торговом зале рынка "Урожай", поскольку в ней нарушены требования пунктов 6 частей 1 и 2 и части 3 статьи 22 Федерального закона "О рекламе".
2. Выдать рекламораспространителю - ООО "Дальпродукт" (г. Хабаровск, ул. Волочаевская, 33) предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Магаданского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном статьёй 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение изготовлено в полном объеме 24 февраля 2010 года. Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председатель Комиссии В.Г. Задорожный
Члены Комиссии Л.В. Долгачева
В.И. Лукина ПРЕДПИСАНИЕ N __
О ПРЕКРАЩЕНИИ НАРУШЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О РЕКЛАМЕ
24 февраля 2010 г. г. Магадан
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Магаданской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
председатель Комиссии:
Задорожный В.Г. - руководитель управления;
члены Комиссии:
Долгачёва Л.В. - начальник отдела контроля антимонопольного
рекламного законодательства и органов власти;
Лукина В.И. - ведущий специалист-эксперт отдела контроля
антимонопольного, рекламного законодательства
и органов власти,
на основании своего решения от 24 февраля 2010 г. по делу N 02-38/4р-2010 о признании ненадлежащей наружной рекламы "Пиво на разлив", распространявшейся на рекламных баннерах, размещённых на зданиях домов N 65 по пр. К.Маркса, N 28 по ул. Дзержинского, N 26 по ул. Гагарина (до 01.01.2010), а также в торговом зале рынка "Урожай" и в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 33, частями 1, 3 статьи 36 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон о рекламе), пунктами 44, 45 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, ПРЕДПИСЫВАЕТ:
1. ООО "Дальпродукт" (г. Хабаровск, ул. Волочаевская, 33, оф.1) в лице обособленных подразделений в г. Магадане (г. Магадан, К.Маркса, 65, ул. Гагарина, 26, ул. Дзержинского, 28) в двухнедельный срок со дня получения настоящего предписания прекратить нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, а именно: прекратить в дальнейшем при размещении рекламы "Пиво на разлив" на рекламных баннерах на зданиях домов N 65 по пр. К.Маркса, N 28 по ул. Дзержинского, N 26 по ул. Гагарина, а также в торговом зале рынка "Урожай" использование образа человека, размещение рекламы ближе чем 100 метров от МУДО "Детская художественная школа" и без предупреждения о вреде чрезмерного потребления пива, что является нарушением пунктов 6 частей 1, 2 и части 3 статьи 22 Закона о рекламе.
2. ООО "Дальпродукт" представить в Магаданское УФАС России доказательства исполнения пункта 1 настоящего предписания до 10 марта 2010 года.
В случае невыполнения в установленный срок предписания о прекращении в дальнейшем нарушения законодательства о рекламе Магаданское УФАС России вправе в соответствии с пунктом 2.4 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях наложить на юридическое лицо штраф в размере от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председатель Комиссии В.Г. Задорожный
Члены Комиссии Л.В. Долгачева
В. И. Лукин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Магаданской области от 24 февраля 2010 г.
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 20.1.2016