Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу
от 21 октября 2015 г. N 02/26972
Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия);
с участием представителя АО "СПб ЭС" (далее - Организатор закупки);
в отсутствие представителей ООО "СУ71" (далее - Заявитель) при надлежащем уведомлении о времени и месте рассмотрения жалобы;
в соответствии с ч.ч. 16, 17 ст. 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон N 135-ФЗ), рассмотрев жалобу ООО "СУ71" (вх.N22103 от 14.10.2015) на действия организатора торгов АО "СПб ЭС" при организации и проведении открытого запроса предложений по отбору подрядчика для организации системы контрольного учета электрической энергии на электросетевых объектах согласно техническому заданию (извещение N 31502836078, далее - Закупка), заслушав пояснения представителей сторон, установила:
08 октября 2015 года на официальном сайте www.zakupki.gov.ru в сети Интернет (далее - Официальный сайт) было опубликовано извещение N31502836078 о проведении открытого запроса предложений по отбору подрядчика для организации системы контрольного учета электрической энергии на электросетевых объектах согласно техническому заданию, включая документацию об открытом многоэтапном конкурсе (далее - Закупочная документация).
1. Закупка проводилась в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон N 223-ФЗ), Положением о закупке товаров, работ, услуг АО "СПб ЭС" (далее - Положение о закупках), утвержденным решением Совета директоров АО "СПб ЭС" от 29.04.2015 г., на момент размещения Закупки опубликованным на официальном сайте www.zаkuрki.gоv.гu в Реестре опубликованных положений о закупках, Закупочной документацией.
N п/п |
Наименование |
Значение |
1. |
Начальная (максимальная) цена |
44 191 796,00 рублей |
2. |
Дата публикации извещения (по местному времени заказчика) |
08.10.2015 |
3. |
Дата и время окончания подачи заявок (по местному времени заказчика) |
15.10.2015 в 10:00 (МСК) |
4. |
Дата и время рассмотрения и оценки заявок (по местному времени заказчика) |
26.10.2015 в 12:00 (МСК) |
5. |
Место рассмотрения и оценки заявок |
Санкт-Петербург, пл. Конституции, д. 7, лит. А, каб. 929 |
2. Доводы жалобы:
1) Заявитель полагает, что Организатором закупки при организации Закупки необоснованно создано ограничение конкуренции путем установления в пп. f п. 4.5.2.1 Закупочной документации требования об обязательном представлении участником Закупки в составе заявки в числе прочих документов копий действующих свидетельств СРО на строительно-монтажные работы, инженерные изыскания и проектные работы. Заявитель считает указанное требование не соответствующим предмету Закупки.
2) Заявитель сообщает, что, по его мнению, установленное пп. i п. 4.5.1 Закупочной документации требование об обязательном наличии у участника Закупки за последние 3 года опыта выполнения аналогичных предмету Закупки работ на общую стоимость не менее 50% от начальной (максимальной) стоимости Закупки является неправомерным и приводит к ограничению конкуренции.
3) Заявитель считает, что в разделе 4.8.3 Закупочной документации не установлен порядок оценки и сопоставления заявок участников Закупки по неценовым критериям, что, по мнению Заявителя, свидетельствует о допущенном Организатором закупки нарушении норм Закона N223-ФЗ.
Представитель Организатора закупки с доводами жалобы не согласился по основаниям, указанным в письменных возражениях на жалобу.
Оригиналы документов, истребованные уведомлением N02/Т-1162 от 16 октября 2015 года, представлены в заседание Комиссии для обозрения.
3. Проанализировав документы, позицию Заявителя, изложенную в жалобе, и Организатора закупки, Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России приходит к следующим выводам:
В соответствии с ч. 1 ст. 18.1 Закона N 135-ФЗ антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
АО "СПб ЭС" относится к хозяйственным обществам, закупка товаров, работ, услуг которыми регулируется Федеральным Законом N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
По первому и второму доводам жалобы Заявителя:
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 3 Закона N223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в том числе, принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
Согласно п. 9 ч. 10 ст. 4 Закона N223-ФЗ в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям.
Как следует из содержания извещения о Закупке, предметом Закупки является организация системы контрольного учета электрической энергии на электросетевых объектах согласно техническому заданию.
Согласно п. 1.1 Технического задания в составе Закупочной документации определен общий перечень работ, а именно:
"В соответствии с настоящим техническим заданием, Победитель открытого запроса предложений обязан:
- Разработать проектно-сметную документацию и согласовать с Заказчиком;
- Провести поверку существующего оборудования, если до окончания действующей поверки осталось менее 1 года;
- Провести закупку необходимого оборудования и материалов для производства работ;
- Выполнить строительно-монтажные работы (СМР) в соответствии с разработанным планом-графиком производства работ;
- Выполнить пусконаладочные работы (ПНР) в соответствии с разработанным планом-графиком производства работ;
- Выполнить расчет потерь электрической энергии для приведения показаний устанавливаемых приборов учета к границе балансовой принадлежности в соответствии с приказом Минэнерго N326 от 30.12.2008 г. Разработка должна осуществляться организацией, имеющей сертификат (лицензию) на выполнение данного вида расчетов".
Вместе с тем, пп. f п. 4.5.2.1 Закупочной документации Организатором закупки установлено, что Участник должен включить в состав Предложения, в числе прочих, заверенные Участником копии действующих свидетельств о допуске к определённому виду или видам работ, выданные членам саморегулируемой организации (далее - СРО) (СРО на строительно-монтажные работы, СРО на инженерные изыскания, СРО на проектные работы), с перечнем видов работ, позволяющим выполнять работы в соответствии с предметом запроса предложений.
Ввиду того, что предмет Закупки не включает в себя работы по инженерным изысканиям, Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России приходит к выводу о необоснованности требования к участникам Закупки о предоставлении копии имеющегося СРО на инженерные изыскания.
Согласно пп. i п. 4.5.1 Закупочной документации одним из обязательных требований к Участникам запроса предложений является наличие у Участника закупочной процедуры за последние 3 года опыта выполнения работ, аналогичных предмету закупочной процедуры, на общую стоимость не менее 50% (Пятидесяти процентов) от предельной (начальной) стоимости запроса предложений.
Исходя из изложенного, по первому и второму доводам жалобы Заявителя Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России усматривает в действиях Организатора закупки по установлению в пп. f п. 4.5.2.1, пп. i п. 4.5.1 Закупочной документации содержащихся в них требований нарушения п. 2 ч. 1 ст. 3 Закона N223-ФЗ.
По третьему доводу жалобы Заявителя:
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 3 Закона N223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в том числе, принципом информационной открытости закупки.
Как указано в ч. 6 ст. 3 Закона N223-ФЗ, не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке.
Согласно п. 13 ч. 10 ст.4 Закона N223-ФЗ в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке.
Как указано в п. 4.8.3.3 Закупочной документации, Комиссия проводит ранжирование по степени предпочтительности для Заказчика исходя из следующих критериев:
- цена Договора (значимость данного "ценового" критерия, т.е. весовой коэффициент оценок по данному критерию, составляет 50%);
- оценка сроков выполнения работ (данная информация отражается в проекте Договора, Техническом предложении Участника и в графике выполнения работ) - значимость данного "неценового" критерия, т.е. весовой коэффициент оценок по данному критерию, составляет 10%;
- оценка штатной численности участника, в том числе оценка собственных кадровых ресурсов участника соответствующей квалификации (подтверждается документально путем предоставления оригинала справки о кадровых ресурсах) - значимость данного "неценового" критерия, т.е. весовой коэффициент оценок по данному критерию, составляет 10%;
- оценка опыта выполнения аналогичных работ (данная информация указывается в справке о перечне и объемах выполнения аналогичных договоров и подтверждается рекомендательными письмами, отзывами, копиями акта(ов) приемки законченного строительством объекта или справкой о стоимости выполненных работ (форма N КС-11 Утверждена постановлением Госкомстата России от 30.10.97 N 71а, N КС-3 утверждена постановлением Госкомстата России N100 от 11.11.99г.)- значимость данного "неценового" критерия, т.е. весовой коэффициент оценок по данному критерию, составляет 10%;
- оценка материально-технических ресурсов участника (данная информация указывается в справке о материально-технических ресурсах и подтверждается документально: заверенными Участником копиями товарно-транспортных накладных и паспортов транспортных средств, находящихся в собственности организации, либо заверенными Участником копиями договоров аренды/лизинга транспорта, заверенными Участником копиями договоров аренды оборудования) - значимость данного "неценового" критерия, т.е. весовой коэффициент оценок по данному критерию, составляет 10%;
- наличие ремонтной базы и складских помещений в г. Санкт-Петербурге и Ленинградской области (Оценка производится на основании сведений, включенных в форму "Справка о материально-технических ресурсах", копия свидетельства о собственности, копия договора/копия предварительного договора аренды помещения) (значимость данного "неценового" критерия, т.е. весовой коэффициент оценок по данному критерию, составляет 5%);
- наличие отрицательного опыта (Оценивается наличие отрицательного опыта, по мнению эксперта) (значимость данного "неценового" критерия, т.е. весовой коэффициент оценок по данному критерию, составляет 5%).
В соответствии с п. 4.8.3.5 Закупочной документации каждый "неценовой" критерий/подкритерий, кроме подкритериев "Оценка опыта выполнения аналогичных работ", "Место регистрации и действия Участника закупки г. Санкт-Петербург и Ленинградская область, в том числе базирование персонала и материально-технической базы в г. Санкт-Петербурге и Ленинградской области", получает оценку в баллах по десятибалльной шкале. Критерии оцениваются в зависимости от степени соответствия предложения участника требованиям документации по следующей шкале абсолютных оценок:
Оценка, балл |
Оценка сроков выполнения работ |
Оценка опыта выполнения аналогичных работ |
Оценка материально-технических ресурсов участника |
Оценка штатной численности участника, в том числе оценка собственных кадровых ресурсов участника соответствующей квалификации |
Наличие ремонтной базы и складских помещений в г. Санкт-Петербурге и Ленинградской области |
Наличие отрицательного опыта |
-5 |
Не оценивается |
Не оценивается |
Оценивается уменьшение от уровня минимального соответствия по мнению эксперта |
Оценивается уменьшение от уровня минимального соответствия по мнению эксперта |
Не оценивается |
Не оценивается |
-4 | ||||||
-3 | ||||||
-2 | ||||||
-1 | ||||||
0 |
Минимальное соответствие |
|||||
1 |
Оценивается уменьшение сроков выполнения работ - "не более 5" баллов; отсутствие уменьшения сроков выполнения работ - "0" баллов |
Оценивается: наличие опыта - "не более 5" баллов; Отсутствие опыта - "0" баллов |
Оценивается превышение над уровнем минимального соответствия по мнению эксперта |
Оценивается превышение над уровнем минимального соответствия по мнению эксперта |
Оценивается: Наличие - "5" баллов; Отсутствие - "0" баллов. |
Оценивается: Отсутствие отрицательного опыта - "5" баллов; Наличие отрицательного опыта - "0" |
2 | ||||||
3 | ||||||
4 | ||||||
5 |
На основании изложенного Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России приходит к выводу о том, что порядок оценки с использованием шкалы абсолютных оценок, размещенной в п. 4.8.3.5 Закупочной документации, не позволяет фактически проводить оценку заявок участников Закупки, а принцип оценки согласно указанной шкале абсолютных оценок базируется на личном мнении экспертов, вследствие чего потенциальный участник Закупки не имеет возможности определить по какому принципу и в каком размере заявкам участников Закупки будут начисляться баллы по неценовым критериям согласно указанной в п. 4.8.3.5 Закупочной документации шкале.
Исходя из изложенного по третьему доводу жалобы Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России усматривает в действиях Организатора закупки нарушения требований п. 13 ч. 10 ст.4 Закона N223-ФЗ, а также несоблюдение принципа информационной открытости закупки, определенного п. 1 ч. 1 ст. 3 Закона N223-ФЗ.
4. Согласно ч. 17 ст. 18.1 Закона N 135-ФЗ, в случае, если в ходе рассмотрения жалобы комиссией антимонопольного органа установлены иные нарушения в действиях (бездействии) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, комиссия антимонопольного органа принимает решение с учетом всех выявленных нарушений.
В соответствии с ч. 8 ст. 4 Закона N223-ФЗ сведения, содержащиеся в извещении о закупке, должны соответствовать сведениям, содержащимся в документации о закупке.
Как следует из содержания извещения о Закупке, предметом Закупки является организация системы контрольного учета электрической энергии на электросетевых объектах согласно техническому заданию, классификация по ОКДП - 4500000 УСЛУГИ СТРОИТЕЛЬНЫЕ И ОБЪЕКТЫ СТРОИТЕЛЬСТВА, классификация по ОКВЭД - 45.21 Производство общестроительных работ.
Вместе с тем, как было указано выше, п. 1.1 Технического задания в составе Закупочной документации определен общий перечень работ, а именно:
"В соответствии с настоящим техническим заданием, Победитель открытого запроса предложений обязан:
- Разработать проектно-сметную документацию и согласовать с Заказчиком;
- Провести поверку существующего оборудования, если до окончания действующей поверки осталось менее 1 года;
- Провести закупку необходимого оборудования и материалов для производства работ;
- Выполнить строительно-монтажные работы (СМР) в соответствии с разработанным планом-графиком производства работ;
- Выполнить пусконаладочные работы (ПНР) в соответствии с разработанным планом-графиком производства работ;
- Выполнить расчет потерь электрической энергии для приведения показаний устанавливаемых приборов учета к границе балансовой принадлежности в соответствии с приказом Минэнерго N326 от 30.12.2008 г. Разработка должна осуществляться организацией, имеющей сертификат (лицензию) на выполнение данного вида расчетов".
Таким образом, Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России приходит к выводу о наличии в действиях Организатора закупки по указанию в Закупочной документации сведений о предмете Закупки, не соответствующих указанным в извещении о Закупке, нарушения требования ч. 8 ст. 4 Закона N223-ФЗ.
5. Рассмотрев жалобу ООО "СУ71" (вх.N22103 от 14.10.2015) на действия организатора торгов АО "СПб ЭС" при организации и проведении открытого запроса предложений по отбору подрядчика для организации системы контрольного учета электрической энергии на электросетевых объектах согласно техническому заданию (извещение N 31502836078), сопоставив доводы жалобы с пояснениями Организатора закупки, с документами, представленными в заседание комиссии, Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России выявила в действиях закупочной комиссии организатора торгов АО "СПб ЭС" нарушения требований п. 2 ч. 1, ч. 6 ст. 3 Закона N 223-ФЗ; в действиях организатора торгов АО "СПб ЭС" - нарушение требований п. 1 ч. 1 ст. 3 Закона N 223-ФЗ.
На основании изложенного, руководствуясь частью 20 статьи 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России решила:
1. Признать жалобу ООО "СУ71" (вх.N22103 от 14.10.2015) на действия организатора торгов АО "СПб ЭС" при организации и проведении открытого запроса предложений по отбору подрядчика для организации системы контрольного учета электрической энергии на электросетевых объектах согласно техническому заданию (извещение N 31502836078) обоснованной.
2. Признать в действиях АО "СПб ЭС" при организации и проведении открытого запроса предложений по отбору подрядчика для организации системы контрольного учета электрической энергии на электросетевых объектах согласно техническому заданию (извещение N 31502836078) нарушения:
- п. 2 ч.1 ст. 3 Закона N223-ФЗ, выразившиеся в несоблюдении принципа равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, допущенные вследствие установления в пп. f п. 4.5.2.1, пп. i п. 4.5.1 Закупочной документации требований, необоснованно ограничивающих конкуренцию.
- п. 1 ч. 1 ст. 3, п. 13. ч. 10 ст. 4 Закона N223-ФЗ, выразившиеся в несоблюдении принципа информационной открытости закупки, а также требований нормы статьи, допущенные путем неуказания в Закупочной документации порядка оценки заявок по неценовым критериям, который позволял бы фактически проводить оценку заявок участников Закупки;
- ч. 8 ст. 4 Закона N223-ФЗ, выразившееся в несоблюдении требований нормы статьи, допущенное в результате указания в Закупочной документации сведений о предмете Закупки, не соответствующих указанным в извещении о Закупке.
3. Организатору закупки АО "СПб ЭС" выдать обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений, допущенных при организации и проведении открытого запроса предложений по отбору подрядчика для организации системы контрольного учета электрической энергии на электросетевых объектах согласно техническому заданию (извещение N 31502836078) путем:
- отмены всех протоколов и иных юридически значимых документов, составленных в ходе организации и проведения Закупки;
- возврата заявок на участие в Закупке участникам Закупки;
- внесения изменений в Закупочную документацию с учетом выявленных нарушений;
- продления срока подачи заявок на участие в Закупке, проведения и завершения процедуры Закупки в соответствии с условиями Закупочной документации, Положения о закупках и требованиями Закона N223-ФЗ.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Санкт-Петербургского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства.
Решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.
ПРЕДПИСАНИЕ
21 октября 2015 года Санкт-Петербург
Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия) на основании решения Комиссии от 21.10.2015 по жалобе N Т02-525/15 на действия организатора торгов АО "СПб ЭС" при организации и проведении открытого запроса предложений по отбору подрядчика для организации системы контрольного учета электрической энергии на электросетевых объектах согласно техническому заданию (извещение N 31502836078, далее - Закупка), руководствуясь ч. 20 ст. 18.1, п. 3.1 ч. 1 ст. 23 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" предписывает:
Организатору торгов АО "СПб ЭС" совершить действия, направленные на устранение нарушения процедуры проведения торгов путем:
- отмены всех протоколов и иных юридически значимых документов, составленных в ходе организации и проведения Закупки;
- возврата заявок на участие в Закупке участникам процедуры Закупки;
- внесения изменений в документацию о Закупке, устраняющих нарушения, выявленные при рассмотрении жалобы N Т02-525/15;
- продления срока подачи заявок на участие в Закупке, проведения и завершения процедуры Закупки в соответствии с условиями документации о Закупке, положением о закупках АО "СПб ЭС" и требованиями Закона N223-ФЗ.
Об исполнении настоящего предписания сообщить в Санкт-Петербургское УФАС в срок до 11 ноября 2015 года с приложением подтверждающих документов.
Предписание может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 21 октября 2015 г. N 02/26972
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 20.1.2016