Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю
от 26 февраля 2010 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю по рассмотрению дел о нарушении антимонопольного законодательства, рассмотрев дело N19 по признакам нарушения ЗАО НПФ "Люминофор" части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 года N135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о конкуренции),
УСТАНОВИЛА:
Основанием для возбуждения дела N19 в отношении Закрытого акционерного общества научно-производственная фирма "Люминофор" (далее ЗАО НПФ "Люминофор") послужило обращение в Ставропольское УФАС России ООО "Гедон-Моторс" по созданию препятствий в осуществлении передачи электрической энергии, а именно отказе согласовать акт разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности электрических сетей.
В данном обращение указывалось, что ООО "Гедон-Моторс" с согласия ЗАО НПФ "Люминофор" обратилось в сетевую организацию для получения технических условий для присоединения к электрическим сетям. После выполнения технических условий в установленном законодательством порядке ООО "Гедон-Моторс" обратилось в ЗАО НПФ "Люминофор" с письмом о подписании пакета документов необходимых для заключения договора энергоснабжения, а именно акта разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности сторон и другие документы. ЗАО НПФ "Люминофор" с сентября 2009 года до сегодняшнего дня отказывается в подписании пакета документа без объяснения причины. Уклонение ЗАО НПФ "Люминофор" от подписания документов ущемляет законные права и интересы ООО "Гедон-Моторс", так как снабжения объекта организации электроэнергией в настоящее время осуществляется по временной схеме, по которой все время поступают угрозы отключения. Так же ООО "Гедон-Моторс" при выполнении подключения к сетям ЗАО НПФ "Люминофор" затрачены денежные средства около 1.8 миллиона рублей.
Для проверки полученных материалов запросом 03/9369 от 23.12.2009 года Ставропольское УФАС России были запрошены соответствующие документы.
В письменных пояснениях ЗАО НПФ "Люминофор" указало на то, что в настоящее время производится расширение производства и для этого потребуются все имеющиеся мощности электросетевого оборудования, тем самым ЗАО НПФ "Люминофор" не может дать согласование ООО "Гедон-Моторс".
Проанализировав материалы, полученные от ООО "Гедон-Моторс" и ЗАО НПФ "Люминофор", Ставропольское УФАС России признало их достаточными для возбуждения дела по признакам нарушения ЗАО НПФ "Люминофор" части 1 статьи 10 Закона о конкуренции в части действий (бездействий) хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение, результатом которых являются недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемления интересов других лиц.
Рассмотрев материалы дела, и выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, Комиссия установила следующее.
ООО "Гедон-Моторс" являясь владельцем автосалона, расположенного по адресу ул. 1-ая Промышленная, 4 а, г. Ставрополь, в связи с необходимостью подключения автосалона к сети электроснабжения обратилось в сентябре 2006 года в ООО "Ставропольторг" с заявкой для заключения субабонентского договора и на основании этого договора присоединить ООО "Гедон-Моторс" к электросети. По результатам рассмотрения между сторонами был заключен договор энергоснабжения N1ГМ от 05.09.2006 года и автосалон был подключен к электрической сети. В связи с тем, что подключение автосалона к электросетям было осуществлено по временной схеме, у ООО "Гедон-Моторс" возникла необходимость осуществить подключение к электрическим сетям по постоянной схеме электроснабжения.
ООО "Гедон-Моторс" 26.01.2009 года письмом N348 обратилось к ЗАО НПФ "Люминофор" с просьбой о подключении электрической энергии от подстанции ЗАО НПФ "Люминофор". В своем ответе, от 19.02.2009 года за N28/01-02 ЗАО НПФ "Люминофор" согласовало присоединение к своей электрической сети, предложив ООО "Гедон-Моторс" в качестве вознаграждения за согласование, оплатить ЗАО НПФ "Люминофор" счет на сумму 54990 рублей.
ЗАО НПФ "Люминофор" 05.03.2009 года выдало ООО "Гедон-Моторс" технические условия N23 на подключение электроэнергии. ЗАО НПФ "Люминофор" 26.03.2009 года, направило ООО "Гедон-Моторс" уведомление N 45/01-02 о недействительности ранее выданного технического условия N23, и предложение получить технические условия в соответствующей организации - ОАО "МРСК Северного Кавказа" - "Ставропольэнерго" с последующим согласованием полученных технических условий с владельцем электросетей - ЗАО "Сезар-плюс" и ЗАО НПФ "Люминофор". В данном письме ЗАО НПФ "Люминофор" повторно подтвердило свое согласие на подключение ООО "Гедон-Моторс" к своим электрическим сетям - указав дословно: "точка подключения остается прежней".
ООО "Гедон-Моторс" в установленном порядке получило технические условия в ОАО "МРСК Северного Кавказа" в лице филиала ОАО "МРСК Северного Кавказа" - "Ставропольэнерго" заключив договор N43-03/20 на оказание услуг по технологическому присоединению к электрическим сетям от 09.07.2009 года.
Выполненный проектной организацией - "Творческой мастерской архитектора В.А. Божукова" проект наружных электрических сетей, ООО "Гедон_Моторс" согласовало со всеми заинтересованными организациями, в том числе и с ЗАО НПФ "Люминофор".
ОАО "МРСК Северного Кавказа" в лице филиала ОАО "МРСК Северного Кавказа" - "Ставропольэнерго" 21.07.2009 года за N1286-08-01 выдало ООО "Гедон-Моторс" справку о выполнении технических условий. В справке было указано, что на электроустановку потребителя может быть подано напряжение от ТП-7 по Ф-702, Ф-709 ПС "Лесная" после оформления допуска в территориальном управлении Ростехнадзора по СК.
Осуществление технологического присоединения к электрическим сетям подтверждается разрешением на подключение мощности, выданное филиалом ОАО "МРСК Северного Кавказа" - "Ставропольэнерго" от 13.08.2009 года за N43-03/2657, а также актом осмотра электроустановки N046-1049 от 11.08.2009 года и разрешением на допуск в эксплуатацию электроустановки N046-1049 от 11.08.2009 года выданные Управлением по технологическому надзору и экологическому надзору по Ставропольскому краю.
ООО "Гедон-Моторс" обратилось к гарантирующему поставщику для заключения договора энергоснабжения. ОАО "Ставропольэнергосбыт" направил в адрес ООО "Гедон-Моторс" договор энергоснабжения для рассмотрения. Для исполнения договора энергоснабжения ЗАО НПФ "Люминофор" необходимо подписать приложения к договору, а именно акт разграничения балансовой принадлежности электросетей и эксплуатационной ответственности сторон и другие документы.
ООО "Гедон-Моторс" направило в адрес ЗАО НПФ "Люминофор" письмо от 01.10.2009 года N481 с просьбой заключить договор абонента с сетедержателем, между ООО "Гедон-Моторс" и ЗАО НПФ "Люминофор", и подписать акт согласования границ балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности сторон, приложение к договору энергоснабжения электрической энергией между ОАО "Ставропольэнергосбыт" и ООО "Гедон-Моторс", а также фактически подключить проложенный кабель к своей ТП.
14.10.2009 года ООО "Гедон-Моторс" дополнительно направило в адрес ЗАО НПФ "Люминофор" письмо с приложениями к договору энергоснабжения, для подписания указанных документов.
ЗАО НПФ "Люминофор" приложения к договору энергоснабжения не подписало, мотивированного отказа в адрес ООО "Гедон-Моторс" не направило. Таким образом, отказ ЗАО НПФ "Люминофор" от подписания акта разграничения балансовой принадлежности электросетей и эксплуатационной ответственности сторон и иных приложений к договору, является препятствием для осуществления перетока электрической энергии.
Таким образом, при наличии выполненного технологического присоединения к электрическим сетям ЗАО НПФ "Люминофор" ООО "Гедон-Моторс" не имеет возможность получать электрическую энергии ввиду отказа ЗАО НПФ "Люминофор" согласовать акт разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности к договору энергоснабжения и иные документы, являющиеся его неотъемлемой частью.
В тоже время в адрес ООО "Гедон-Моторс" ООО "Ставропольторг" направило уведомление от 03.12.2009 года за исходящим номером 603, что в связи с ограничением потребляемой мощности для ООО "Ставропольторг", ООО "Ставропольторг" не имеет возможности предоставлять ООО "Гедон-Моторс" электрическую энергию согласно договора N1/Г-М на передачу электрической энергии субабаонету от 05.09.2006 года. В соответствии с п. 7.1 договора N1/Г-М на передачу электрической энергии субабаоненту от 05.09.2006 года, ООО "Ставропольторг" уведомляет о расторжении договора с 11.01.2010 года и об отключении электрической энергии подаваемой на объект ООО "Гедон-Моторс", расположенного по адресу: г. Ставрополь, 1 Промышленная, 4 а - 11.01.2010 года в 10 часов 00 минут.
Абзацем 3 части 4 статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 года N35-ФЗ "Об электроэнергетике" закреплено, что сетевая организация или иной владелец объектов электросетевого хозяйства, к которым в надлежащем порядке технологически присоединены энергопринимающие устройства или объекты электроэнергетики, не вправе препятствовать передаче электрической энергии на указанные устройства или объекты и (или) от указанных устройств или объектов, в том числе заключению в отношении указанных устройств или объектов договоров купли-продажи электрической энергии, договоров энергоснабжения, договоров оказания услуг по передаче электрической энергии, и по требованию собственника или иного законного владельца энергопринимающих устройств или объектов электроэнергетики в установленные законодательством Российской Федерации сроки обязаны предоставить или составить документы, подтверждающие технологическое присоединение и (или) разграничение балансовой принадлежности объектов электросетевого хозяйства и энергопринимающих устройств или объектов электроэнергетики и ответственности сторон за нарушение правил эксплуатации объектов электросетевого хозяйства.
Аналогична норма закреплена в п.6 Правил недискрименнационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утв. постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 года N861 - собственники и иные законные владельцы объектов электросетевого хозяйства, через которые опосредованно присоединено к электрическим сетям сетевой организации энергопринимающее устройство потребителя, не вправе препятствовать перетоку через их объекты электрической энергии для такого потребителя и требовать за это оплату.
Указанные собственники и иные законные владельцы объектов электросетевого хозяйства, через которые опосредованно присоединено к электрическим сетям сетевой организации энергопринимающее устройство потребителя, вправе оказывать услуги по передаче электрической энергии с использованием принадлежащих им объектов электросетевого хозяйства после установления для них тарифа на услуги по передаче электрической энергии. В этом случае к отношениям по передаче электрической энергии применяются положения настоящих Правил, предусмотренные для сетевых организаций.
Потребители услуг, опосредованно присоединенные к электрическим сетям, оплачивают услуги по передаче электрической энергии в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов.
ЗАО НПФ "Люминофор" является балансодержателем электрических сетей и предоставляет услуги по передаче электрической энергии в границах их балансовой принадлежности.
Согласно ст. 3 Федерального закона от 26.03.2003 года N35-ФЗ "Об электроэнергетике" услуги по передаче электрической энергии - комплекс организационно и технологически связанных действий, в том числе по оперативно-технологическому управлению, обеспечивающих передачу электрической энергии через технические устройства электрических сетей в соответствии с требованиями технических регламентов.
Услуги по передаче электрической энергии не могут быть заменены в потреблении никакими другими услугами (товарами, работами). Продуктовые границы рассматриваемого рынка - услуги по передаче электрической энергии.
Балансодержателями электрических сетей в этом районе является ЗАО НПФ "Люминофор" и ЗАО "Сезар Плюс", но только ТП N7, принадлежащая ЗАО НПФ "Люминофор", в Северо-Западном районе г. Ставрополя, имеет возможность для подключения дополнительной нагрузки. Географические границы рассматриваются на локальном рынке г. Ставрополя - в границах балансовой принадлежности электрических сетей ЗАО НПФ "Люминофор".
В рассматриваемых географических границах ЗАО НПФ "Люминофор" является единственным поставщиком услуг по передаче электрической энергии в зоне балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности собственных электрических сетей. Получателями электроэнергии является само ЗАО НПФ "Люминофор" и сторонние потребители, получившие необходимые разрешения и фактически присоединившихся к его сетям. ООО "Гедон-Моторс" не может получать услуги по передаче электрической энергии от других организаций из-за отсутствия у них возможности для дополнительной нагрузки.
В соответствии со ст. 4 Закона РФ от 17.08.1995 года N147-ФЗ "О естественных монополиях" услуги по передаче электрической энергии является сферой деятельности естественных монополий. ЗАО НПФ "Люминофор" является субъектом естественной монополии на рынке услуг по передаче электрической энергии через собственные электрические сети и занимает доминирующее положение.
В соответствии с частью 1 статьей 10 Федерального закона "О защите конкуренции" запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц. ЗАО НПФ "Люминофор" допустило злоупотребление доминирующим положением, выразившееся в препятствии перетоку электрической энергии через свои сети ООО "Гедон-Моторс" путем отказа согласовать документы, подтверждающие разграничение балансовой принадлежности объектов электросетевого хозяйства и энергопринимающих устройств, тем самым нарушает требования части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N135 - ФЗ "О защите конкуренции".
Руководствуясь статьями 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 года N135-ФЗ "О защите конкуренции",
РЕШИЛА:
1. Признать ЗАО НПФ "Люминофор" нарушившим часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 года N135-ФЗ "О защите конкуренции".
2. Выдать ЗАО НПФ "Люминофор" предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства, а именно в срок до 26.03.2010 года ЗАО НПФ "Люминофор" согласовать ООО "Гедон-Моторс" акт разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности сторон.
Председатель Комиссии
Члены Комиссии:
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.
Примечание: За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.
ПРЕДПИСАНИЕ N10
о прекращении нарушений антимонопольного законодательства
26.02.2010 года, г. Ставрополь
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю по рассмотрению дел о нарушении антимонопольного законодательства Руководствуясь статьями 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 года N135-ФЗ "О защите конкуренции" на основании своего решения от 26.02.2010 года по делу N19 о нарушении ЗАО НПФ "Люминофор" части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 года N135-ФЗ "О защите конкуренции",
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
1. ЗАО НПФ "Люминофор" в срок до 26.03.2010 года прекратить нарушение части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 года N135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившиеся в отказе согласовать документы, подтверждающие разграничение балансовой принадлежности объектов электросетевого хозяйства и энергопринимающих устройств.
2. ЗАО НПФ "Люминофор" в срок до 26.03.2010 года ЗАО НПФ "Люминофор" согласовать ООО "Гедон-Моторс" акт разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности сторон.
О выполнении настоящего Предписания сообщить в срок до 01.04.2010 года.
Председатель Комиссии
Члены Комиссии:
Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи.
Примечание: За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю от 26 февраля 2010 г.
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 20.1.2016