Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю
от 26 октября 2015 г.
Резолютивная часть решения объявлена 21 октября 2015 года.
Решение изготовлено в полном объеме 26 октября 2015 года.
Комиссия по контролю в сфере закупок города федерального значения Севастополя (далее - Комиссия) Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополь (далее - Управление) в составе:
Токарев В.С.-заместитель руководителя Крымского УФАС России, Председатель Комиссии;
Саакян А.И. - начальник отдела контроля за соблюдением антимонопольного законодательства, рекламы и контроля закупок города Севастополя (далее - Отдел) Управления, заместитель председателя Комиссии;
Лагойский О.Л. - специалист-эксперт Отдела Управления, член Комиссии, в присутствии представителей:
Общества с ограниченной ответственностью "ИТЭБ" (далее - ООО "ИТЭБ", Заявитель): Макарова В.Н. (по доверенности от 20 октября 2015 года N 59), Минаева С.В. (по доверенности от 21 октября 2015 года N 62);
Департамента архитектуры и градостроительства города Севастополь (далее - Заказчик): Юнда О.Б. (по доверенности от 10 июля 2015 года N 01-14/741-Д-исх), Суслина Е.Н. (по доверенности от 21 октября 2015 года N 01-10/1790-Д-исх);
Управления государственного заказа (далее - Уполномоченный орган): Бутеец М.М. (по доверенности от 20 октября 2015 года N 500/01-06/2-15),
рассмотрев жалобу Заявителя от 13 октября 2015 года N 15/656 (вх. N 784/09 от 14 октября 2015 года) на действия Заказчика при проведении открытого конкурса на оказание услуг по разработке и утверждению проекта организации дорожного движения на автомобильных дорогах города Севастополя и схемы размещения рекламных конструкций на земельных участках независимо от форм собственности в городе Севастополе, извещение N 0174200001915000545 (далее - открытый конкурс, закупка), заслушав пояснения представителей Заявителя и представителя Заказчика, рассмотрев представленные сторонами материалы, в соответствии со статьей 106 Федерального закона от 05 апреля 2013 года N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), руководствуясь Приказом ФАС России от 19 ноября 2014 года N 727/14 "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Административный регламент), установила:
Извещение о проведении открытого конкурса, конкурсная документация, протоколы заседаний конкурсной комиссии размещены на официальном сайте http://zakupki.gov.ru в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Заявитель обжалует следующие действия Заказчика.
По мнению Заявителя, в конкурсной документации объединены услуги, которые относятся к разным ОКВЭД, регламентируются разными Федеральными законами и ГОСТами. Заявитель считает неправомерным объединение двух схем в один комплексный документ.
Так же, Заявитель указывает на то, что при выполнении работ по разработке проекта организации дорожного движения нет необходимости создания инженерно-топографического плана. В то время как создание схемы размещения рекламных конструкций требует создание инженерно-топографического плана улиц с учетом застройки. По мнению Заявителя, эти документы технологически и функционально не связаны друг с другом.
В пункте 6 Технического задания приведен перечень материалов, подлежащих сбору и анализу. Заявитель считает, что из данной информации не понятно какие именно данные будут предоставлены Заказчиком и будут ли они предоставлены в требуемом объеме и виде.
Кроме этого, Заявитель считает нецелесообразным требование пункта 5.1 проекта контракта о том, что исполнитель обязан привлечь на субподряд субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных не коммерческих организаций, так как у организации может быть возможность выполнения услуг самостоятельно.
Более того, в конкурсной документации указан перечень улиц, где, кроме улиц города Севастополя, указаны автомобильные дороги, такие как: а/д Севастополь-Кача-Евпатория, а/д Севастополь-Ялта. Заявитель не понимает, какое отношение эти дороги имеют к городу Севастополю.
На основании вышеизложенного, Заявитель просит разобраться в правомерности проведения данного конкурса.
Заказчик с доводами Заявителя не согласился по основаниям, изложенным в представленных возражениях от 19 октября 2015 года N 01-14/1744-Д-исх на жалобу ООО "ИТЭБ" от 13 октября 2015 года N 15/656 (вх. N 784/09 от 14 октября 2015 года).
Пояснения представителей Заказчика, Уполномоченного органа в ходе рассмотрения настоящей жалобы и представленные сторонами документы подтверждают следующие обстоятельства.
Объектом закупки является выполнение работ по проектированию организации дорожного движения на автомобильных дорогах города Севастополя и разработке схемы размещения рекламных конструкций на земельных участках независимо от форм собственности в городе Севастополе. Данное мероприятие предусмотрено Государственной программой "Развитие градостроительной деятельности в городе Севастополе на 2015-2020 годы". Объект закупки соответствует коду ОКПД 74.20.10.190 - работы графические для архитектурных, инженерно- технических и других целей прочие. Более того, схема по размещению рекламных конструкций зависит от наличия графического отображения расположения элементов дорожной инфраструктуры (светофоров, разметки, дорожных знаков и ограждений, остановочных пунктов и т. д.). Документом, раскрывающим графическое отображение расположения элементов дорожной инфраструктуры, является схема организации дорожного движения.
Таким образом, довод Заявителя о том, что в объекте закупки объединены услуги по выполнению работ, технологически и функционально не связанных друг с другом, является необоснованным.
Согласно пункту 6 Технического задания (приложение N1 к государственному контракту), материалами, подлежащими сбору и анализу, являются:
- имеющаяся утвержденная градостроительная документация;
- сведения о рекламных конструкциях, установленных на основании ранее выданных разрешений;
- сведения о наличии ограничений (охранных зон) объектов инженерно-технического обеспечения на территории города Севастополя.
Так же, данным пунктом установлено, что сбор материалов производится Исполнителем самостоятельно при содействии Заказчика.
В соответствии с частью 3 статьи 33 Закона о контрактной системе, не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.
Таким образом, Заказчик установил требование к наличию у исполнителя ресурсов, необходимых для оказания услуги, являющейся предметом контракта, тем самым нарушая положения части 3 статьи 33 Закона о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 5.1 проекта государственного контракта, исполнитель обязан привлечь к исполнению Контракта соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций (за исключением социально ориентированных некоммерческих организаций, учредителями которых являются Российская Федерация, субъекты Российской Федерации или муниципальные образования) на объем услуг, составляющий 10 процентов цены Контракта, указанной в пункте 2.3. Контракта.
В соответствии с частью 5 статьи 30 Закона о контрактной системе, Заказчик при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) вправе установить в извещении об осуществлении закупки требование к поставщику (подрядчику, исполнителю), не являющемуся субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией, о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.
Таким образом, данное требование может быть применено только к поставщикам, не являющимся субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией. Заказчик, в нарушение части 5 статьи 30 Закона о контрактной системе, установил данное требование для всех участников закупки, независимо от их принадлежности к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям.
Согласно части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе, Заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований настоящего Федерального закона.
На основании вышеизложенного, Комиссия приходит к выводу о том, что в действиях Заказчика присутствуют признаки нарушения части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Кроме этого, довод Заявителя о том, что автодороги а/д Севастополь-Кача-Евпатория, а/д Севастополь-Ялта не имеют отношения к городу Севастополю не является обоснованным, так как указанные дороги находятся в границах города Севастополя.
В ходе проведения внеплановой проверки на основании статьи 99 Закона о контрактной системе, Комиссией было установлено следующее.
Заявителем в адрес Заказчика были направлены запросы о даче разъяснений от 24 сентября 2015 года N 609, от 29 сентября 2015 года N 629. В соответствии с порядком предоставления разъяснений положений конкурсной документации, установленным пунктом 23 документации, Заявителю были предоставлены разъяснения от 28 сентября 2015 года N 02-13/5398-Д и от 01 октября 2015 года N 02-13/5484-Д.
В соответствии с частью 8 статьи 50 Закона о контрактной системе, в течение одного рабочего дня с даты направления разъяснений положений конкурсной документации такие разъяснения должны быть размещены заказчиком в единой информационной системе с указанием предмета запроса, но без указания лица, от которого поступил запрос. Разъяснения положений конкурсной документации не должны изменять ее суть.
Однако на официальном сайте информация о предоставлении разъяснений положений конкурсной документации по закупке N 0174200001915000545 отсутствует. Таким образом, действия Заказчика нарушают положения части 8 статьи 50 Закона о контрактной системе, в части не размещения разъяснений в единой информационной системе.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь статьей 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом, Комиссия Управления решила:
1. Признать жалобу ООО "ИТЭБ" от 13 октября 2015 года N 15/656 (вх. N 784/09 от 14 октября 2015 года) на действия Заказчика при проведении запроса котировок, извещение N 0174200001915000545, обоснованной в части нарушения части 6 статьи 31, части 3 статьи 33 Закона о контрактной системе.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе, в части установления требований к участникам закупки, нарушающих положения настоящего закона.
3. Признать в действиях Заказчика нарушение части 3 статьи 33 Закона о контрактной системе, в части установления требования к наличию у исполнителя ресурсов, необходимых для оказания услуги, являющейся предметом контракта.
4. Признать в действиях Заказчика нарушение части 8 статьи 50 Закона о контрактной системе, в части не размещения разъяснений в единой информационной системе.
5. Выдать Департаменту архитектуры и градостроительства города Севастополя обязательное для исполнения предписание об устранении нарушения.
6. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Крымского УФАС России для рассмотрения вопроса о наличии в действиях должностных лиц Департамента архитектуры и градостроительства города Севастополя и признаков административного правонарушения
ПРЕДПИСАНИЕ
по делу N 08/885-15 о нарушении
законодательства об осуществлении закупок
26 октября 2015 года г. Севастополь
Комиссия по контролю в сфере закупок города федерального значения Севастополя (далее - Комиссия) Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополь (далее - Управление) в составе:
Токарев В.С. - заместитель руководителя Управления, Председатель Комиссии;
Саакян А.И. - начальник отдела контроля за соблюдением антимонопольного законодательства, рекламы и контроля закупок города Севастополя (далее - Отдел) Управления, заместитель председателя Комиссии;
Лагойский О.Л. - специалист-эксперт Отдела Управления, член Комиссии;
руководствуясь статьей 99 Федерального закона от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Приказом ФАС России от 19 ноября 2014 года N 727/14 "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд" на основании своего решения от 21 октября 2015 года по делу N 08/885-15 при рассмотрении жалобы Общества с ограниченной ответственностью "ИТЭБ" от 13 октября 2015 года N 15/656 (вх. N 784/09 от 14 октября 2015 года) на действия Департамента архитектуры и градостроительства города Севастополь при проведении открытого конкурса на оказание услуг по разработке и утверждению проекта организации дорожного движения на автомобильных дорогах города Севастополя и схемы размещения рекламных конструкций на земельных участках независимо от форм собственности в городе Севастополе, извещение N 0174200001915000545 (далее - открытый конкурс) предписывает:
Департаменту архитектуры и градостроительства города Севастополь:
отменить протокол рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе от 22 октября 2015 NПРО1 для закупки N 0174200001915000545;
внести изменения в документацию о проведении открытого конкурса с учетом вынесенного решения от 21 октября 2015 года по делу N 08/885-15 (N извещения 0174200001915000545);
провести процедуру определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о закупках;
в срок до 10 ноября 2015 года представить в адрес Управления документальное подтверждение исполнения пункта 1 настоящего предписания.
Настоящее предписание может быть обжаловано в суд (арбитражный суд) в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Примечание: в соответствии с частью 25 статьи 99 Закона о контрактной системе, в случае поступления информации о неисполнении выданного в соответствии с пунктом 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе предписания, контрольный орган в сфере закупок вправе применить к не исполнившему такого предписания лицу меры ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с частью 7 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 года N 195-ФЗ (далее - КоАП РФ), невыполнение должностным лицом заказчика, должностным лицом уполномоченного органа, должностным лицом уполномоченного учреждения, членом комиссии по осуществлению закупок, оператором электронной площадки, специализированной организацией в установленный срок законного предписания, требования органа, уполномоченного на осуществление контроля в сфере закупок, за исключением органов, указанных в частях 7.1 и 7.2 статьи 19.5 КоАП, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - пятисот тысяч рублей
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю от 26 октября 2015 г.
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 20.1.2016