Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области
от 26 февраля 2010 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области по рассмотрению дел о нарушении законодательства Российской Федерации о рекламе <_> рассмотрев дело N1181-ФАС52-Р-25-07/12-09, возбужденное в отношении Общества с ограниченной ответственностью "Институт Био Препаратов" по признакам нарушения статьи 25 Федерального закона от 13.03.2006 N38-ФЗ "О рекламе" (далее - ФЗ "О рекламе"), в отсутствии представителя ООО "Институт Био Препаратов", установила:
В ходе осуществления контроля за соблюдением требований Федерального закона от 13.03.2006 N38-ФЗ "О рекламе" (далее - ФЗ "О рекламе") на территории Нижегородской области специалистами Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области выявлено рекламное сообщение Кофе Минс: "Татьяна Нагиева свидетельствует: Как мне удалось похудеть на 19 кг, продолжая при этом есть все, что хочется", опубликованное в журнале "Тещин язык" в N28, содержащее признаки нарушения статьи 25 ФЗ "О рекламе".
Рекламное сообщение опубликовано в журнале "Тещин язык" в виде статьи, в которой указано, что биологически активная добавка "Кофе Минс" не является лекарственным препаратом.
Частью 1 статьи 25 ФЗ "О рекламе" установлены требования к рекламе биологически активных добавок (далее - БАД), реклама БАД не должна:
1) создавать впечатление о том, что они являются лекарственными средствами и (или) обладают лечебными свойствами;
2) содержать ссылки на конкретные случаи излечения людей, улучшения их состояния в результате применения таких добавок;
3) содержать выражение благодарности физическими лицами в связи с применением таких добавок;
4) побуждать к отказу от здорового питания;
5) создавать впечатление о преимуществах таких добавок путем ссылки на факт проведения исследований, обязательных для государственной регистрации таких добавок, а также использовать результаты иных исследований в форме прямой рекомендации к применению таких добавок.
Реклама "Кофе Минс" содержит признаки нарушения пунктов 2, 3 части 1 статьи 25 ФЗ "О рекламе".
Рекламодателем рассматриваемого рекламного сообщения является ООО "Институт Био Препаратов", зарегистрированное в г.Москва.
На основании пункта 6 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбуждённых по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, ФАС России наделил полномочиями Нижегородское УФАС России на возбуждение и рассмотрение дела по признакам нарушения законодательства о рекламе в отношении рекламодателя ООО "Институт Био Препаратов".
24 декабря 2009 года Нижегородским УФАС России возбуждено дело N1181-ФАС52-Р-25-07/12-09 в отношении ООО "Институт Био Препаратов" по признакам нарушения пунктов 2, 3 части 1 статьи 25 ФЗ "О рекламе"
Законный представитель ООО "Институт Био Препаратов" 24 февраля 2010 года заявил ходатайство о рассмотрении дела в отсутствии представителя Общества.
26 февраля 2010 года в Нижегородском УФАС России состоялось рассмотрение дела N1181-ФАС52-Р-25-07/12-09 по существу.
Изучив материалы дела N1181-ФАС52-Р-25-07/12-09, представленные документы, Комиссия Нижегородского УФАС России приходит к следующим выводам.
ООО "Институт Био Препаратов" на основании Договора об оказании рекламных услуг NСР-32/09, заключенного между Коммандитным товариществом Общество с ограниченной ответственностью "Бауэр СНГ" и компания" и ООО "Институт Био Препаратов" 01.01.2009 исх.NСР-32/09 разместило в журнале "Тещин язык" рекламу биологически активной добавки - "Кофе Минс".
Реклама БАД "Кофе Минс" опубликована в журнале "Тещин язык" в виде статьи, в которой от имени физического лица рассказывается о результатах применения БАД "Кофе Минс".
Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.12.2000 N988 "О государственной регистрации новых пищевых продуктов, материалов и изделий" установлено, что биологически активные добавки к пище подлежат государственной регистрации.
В ходе государственной регистрации биологически активных добавок к пище подтверждается соответствие продукции государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам по показателям безопасности, а также определяется, источником каких биологически активных веществ является БАД. Указанная информация вносится в свидетельство о государственной регистрации БАД.
Согласно Свидетельству о государственной регистрации N77.99.23.3.У.14071.12.06 от 20.12.2006 зарегистрирована биологически активная добавка к пище "Кофе Минс" (пакетики по 3г.) для реализации населению через аптечную сеть и специализированные магазины, отделы торговой сети в качестве биологически активной добавки к пище - источника флавоноидов, кофеина, танинов.
Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека утверждена и внесена в Единый реестр систем добровольной сертификации - "Система добровольной сертификации биологически активных добавок к пище, пищевых добавок и пищевых продуктов, полученных из генетически модифицированных источников".
В рамках системы добровольной сертификации предусматривается подтверждение качества продукции и оценка эффективности использования БАД для оптимизации различных видов обмена веществ и нормализации и/или улучшения функционального состояния органов и систем организма человека (в соответствии с СанПиН 2.3.2.1290-03).
В Письмах Роспотребнадзора от 26.04.2006 N0100/4776-06-32, от 07.06.2006 N0100/6272-06-32 указано, что добровольная система сертификации БАД подтверждает эффективность и соответствие свойств продукции, декларированных производителем или импортером, защищает права потребителей в отношении приобретения продукции ненадлежащего качества, опасной для жизни и здоровья, позволит производителю информировать своего потребителя не только о безопасности продукции и количественном содержании биологически активных компонентов в БАД, но и об эффективности БАД в соответствии с заявленными свойствами.
Таким образом, распространение информации об эффективности использования БАД для оптимизации различных видов обмена веществ и нормализации и/или улучшения функционального состояния органов и систем организма человека возможно только после проведения добровольной сертификации БАД и наличии сертификата соответствия Системы добровольной сертификации биологически активных добавок к пище, пищевых добавок и пищевых продуктов, полученных из генетически модифицированных источников.
ООО "Институт Био Препаратов" в ходе рассмотрения дела не представило документов, свидетельствующих о проведении добровольной сертификации БАДа "Кофе Минс".
Таким образом, в ходе рассмотрения дела Комиссия Нижегородского УФАС России установила, что ООО "Институт Био Препаратов" не имеет правовых оснований для распространения иных сведений о "Кофе Минс", кроме указанных в Свидетельстве о регистрации.
Пунктом 2 части 3 статьи 5 "О рекламе" установлено, что недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о любых характеристиках товара, в том числе о его природе, составе, способе и дате изготовления, назначении, потребительских свойствах, об условиях применения товара.
Таким образом, распространение в рекламе "Кофе Минс" сведений об эффективности использования БАД для снижения веса противоречит нормам пункта 2 части 3 статьи 5 "О рекламе".
В Свидетельстве о государственной регистрации N77.99.23.3.У.14071.12.06 от 20.12.2006 указаны рекомендации к применению биологически активной добавки к пище "Кофе Минс": "содержимое 1 пакетика залить стаканом кипятка, принимать взрослым 1 раз в день во время еды в первой половине дня".
Комиссия Нижегородского УФАС России в ходе рассмотрения дела установила, что в рекламе "Кофе Минс" указаны не соответствующие действительности сведения о способах применения БАДа, что является нарушением пункта 2 части 3 статьи 5 "О рекламе", а именно "пить как обычный кофе 1-2 раза в день и при этом худеть".
В рекламе указан интернет сайте www.kofeminc.com, на котором размещены сведения о продукте "Кофе Минс", о способах доставки, а также о способе применения БАД: "один порционный пакетик на стакан кипятка _ пейте кофе не менее 1-2 чашек в день".
Частью 1 статьи 25 ФЗ "О рекламе" установлено, что реклама биологически активных добавок не должна:
2) содержать ссылки на конкретные случаи излечения людей, улучшения их состояния в результате применения таких добавок;
3) содержать выражение благодарности физическими лицами в связи с применением таких добавок.
Реклама БАД Кофе Минс опубликована в журнале "Тещин язык" в виде статьи, в которой повествование идет от имени физического лица, описывающего уникальные свойства кофе для похудения и указывающего на улучшение состоянии здоровья в результате применения рекламируемого БАД:
- "_много узнала о молодых женщинах примерно моего возраста, которым удалось похудеть на 10, 15, и даже 25 килограммов совсем без усилий, без лекарств, без необходимости перехода на какую-либо диету. Речь идет о специальном кофе для похудения Cafe Mince (Кофе Минс). Это легко, не требует усилий_";
- "Кофе Минс меня заинтересовал и, кроме того, оказалось, что применять его легко. Я стала читать инструкцию и поняла, что Кофе Минс - это высококачественный натуральный кофе, который я могу пить как обычный кофе 1-2 раза в день и при этом худеть!";
- "я все больше верила, что с Кофе Минс смогу потерять все свои лишние килограммы. И была права. Я продолжала худеть_";
- "Я действительно похудела на 19 кг. без всяких диет. Сейчас, через год, я вешу 52 кг. (в сравнении с 71)";
- "Одна из них (из подруг, которым порекомендовали Кофе Минс) похудела ни много ни мало на 26 кг, и это после того, как на протяжении 20 лет имела избыточный вес".
В связи с тем, что реклама БАД не должна содержать ссылки на конкретные случаи улучшения состояния людей в результате применения таких добавок, реклама "Кофе Минс" противоречит требованиям пункта 2 части 1 статьи 25 ФЗ "О рекламе".
Также реклама содержит выражение благодарности физического лица, от имени которого идет повествование - Татьяны Нагиевой, в связи с применением биологически активной добавки - "Кофе Минс", что является нарушением пункта 3 части 1 статьи 25 ФЗ "О рекламе":
- "Всем своим подругам, у которых были проблемы с весом, я порекомендовала этот Кофе Минс, и все они стали его сторонницами".
Частью 7 статьи 5 "О рекламе" установлено, что не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.
Свидетельство о государственной регистрации N77.99.23.3.У.14071.12.06 от 20.12.2006 содержит сведения о возможных противопоказаниях применения БАДа: "индивидуальная непереносимость компонентов, беременность, кормление грудью, повышенная нервная возбудимость, бессонница, повышенное артериальное давление, нарушение ритма сердечной деятельности, прием в вечернее время. Перед применением рекомендуется проконсультироваться с врачом".
В рекламном сообщении мелким шрифтом (составляет 0,7% рекламной площади) указано: "БАД "Кофе Минс" не является лекарственным препаратом. Перед употреблением необходимо проконсультироваться с врачом. Имеются противопоказания".
Продажа БАД "Кофе Минс" осуществляется посредством почтового заказа, поэтому предварительная консультация врача при покупке БАД не возможна.
В связи с тем, что в рекламе БАД "Кофе Минс" отсутствуют указания на весь перечень возможных противопоказаний, указанных в Свидетельстве о государственной регистрации N77.99.23.3.У.14071.12.06 от 20.12.2006, реклама противоречит требованиям части 7 статьи 5 "О рекламе".
Частью 6 статьи 38 ФЗ "О рекламе" установлено, что ответственность за нарушение требований пункта 2 части 3 статьи 5, части 7 статьи 5, пункта 2, 3 части 1 статьи 25 ФЗ "О рекламе" ФЗ "О рекламе", несет рекламодатель.
В соответствии с пунктом 3 статьи 3 ФЗ "О рекламе", рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.
В ходе рассмотрения дела Комиссия Нижегородского УФАС России установила, что реклама БАД "Кофе Минс" распространялась на территории Нижегородской области не только в журнале "Тещин язык", но и в журналах "Скатерть-самобранка" N2, 2010 (197), "Огород" N1 (257), 2010, "Лучшие рецепты" N1, 2010, "Щедрый стол" N1 (118) январь 2010.
На основании пункта 2 части 1 статьи 33, частей 1, 2 статьи 36 Федерального закона "О рекламе", в соответствии с пунктами 37-44 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбуждённых по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия решила:
1. Признать ненадлежащей рекламу, распространяемую Обществом с ограниченной ответственностью "Институт Био Препаратов" поскольку в ней нарушены требования пункта 2 части 3 статьи 5, части 7 статьи 5, пункта 2, 3 части 1 статьи 25 Федерального закона от 13.03.2006 N38-ФЗ "О рекламе".
2. Выдать Обществу с ограниченной ответственностью "Институт Био Препаратов" предписание о прекращении нарушения Федерального закона от 13.03.2006 N38-ФЗ "О рекламе".
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях в отношении ООО "Институт Био Препаратов".
Решение изготовлено в полном объеме 05 марта 2010 года.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
ПРЕДПИСАНИЕ N1181-ФАС52-Р-25-07/12-09-01
о прекращении нарушения законодательства
Российской Федерации о рекламе
26 февраля 2010 года
г.Н.Новгород
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области по рассмотрению дел о нарушении законодательства Российской Федерации о рекламе <_> на основании решения от 26.02.2010 по делу N1121-ФАС52-Р-25-07/12-09 о признании ненадлежащей рекламы Общества с ограниченной ответственностью "Институт Био Препаратов", поскольку в ней нарушены требования пункта 2 части 3 статьи 5, части 7 статьи 5, пункта 2, 3 части 1 статьи 25 Федерального закона от 13.03.2006 N38-ФЗ "О рекламе" и в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 33, частями 1, 3 статьи 36 Федерального закона "О рекламе", пунктами 44, 45 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 августа 2006 года N 508, предписывает:
1. Обществу с ограниченной ответственностью "Институт Био Препаратов" в срок до 26 марта 2010 года прекратить нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе, а именно: не распространять рекламу БАД "Кофе Минс", содержащую сведения об эффективности использования БАД "Кофе Минс" для снижения веса.
2. Обществу с ограниченной ответственностью "Институт Био Препаратов" в срок до 26 марта 2010 года прекратить нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе, а именно: не распространять рекламу БАД "Кофе Минс", содержащую не соответствующие действительности сведения о способах применения БАДа "Кофе Минс".
3. Обществу с ограниченной ответственностью "Институт Био Препаратов" в срок до 26 марта 2010 года прекратить нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе, а именно: прекратить указания в рекламе БАД "Кофе Минс" на конкретные случаи улучшения состояния людей в результате применения БАДа.
4. Обществу с ограниченной ответственностью "Институт Био Препаратов" в срок до 26 марта 2010 года прекратить нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе в части указания в рекламе биологически активной добавки "Кофе Минс" благодарности физического лица в связи с применением БАДа.
5. Обществу с ограниченной ответственностью "Институт Био Препаратов" в срок до 26 марта 2010 года прекратить нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе, а именно: указывать в рекламе биологически активной добавки "Кофе Минс" наличие всех противопоказаний к применению, указанных в Свидетельстве о государственной регистрации N77.99.23.3.У.14071.12.06 от 20.12.2006.
6. Обществу с ограниченной ответственностью "Институт Био Препаратов" представить в Нижегородское УФАС России письменные доказательства исполнения настоящего предписания до 31 марта 2010 года.
Предписание может быть обжаловано в Арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного кодекса Российской Федерации.
В случае невыполнения в установленный срок предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе Нижегородское УФАС России вправе, в соответствии с пунктом 2.4 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях наложить на должностных лиц штраф в размере от двенадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает общество от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области от 26 февраля 2010 г.
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 20.1.2016