Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан
от 26 февраля 2010 г.
Комиссия Башкортостанского УФАС России по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе в составе, , рассмотрев, дело NР-194-09 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту размещения рекламы: установила:
В соответствии со статьей 1 Федерального закона "О рекламе" целями настоящего Федерального закона являются развитие рынков товаров, работ и услуг на основе соблюдения принципов добросовестной конкуренции, обеспечение в РФ единства экономического пространства, реализация права потребителей на получение добросовестной и достоверной рекламы, предупреждение нарушения законодательства РФ о рекламе, а также пресечение фактов ненадлежащей рекламы.
Целью любого закона является защита и охрана определенных общественных интересов. Включение законодателем в цели Федерального закона "О рекламе" предотвращения и пресечения ненадлежащей рекламы, говорит о том, что распространение такой рекламы уже является угрозой общественным интересам, охраняемым данным законом.
Согласно пункту 4.1 Положения о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы (приложение к приказу ФАС России от 15.12.2006 N324) территориальный орган осуществляет контроль за соблюдением коммерческими и некоммерческими организациями законодательства о рекламе.
Реклама: "VIP-Сауна Адам и Ева.холодное пиво, алкогольные напитки.", размещенная в N39 июнь 2009 г. в каталоге "Новая Уфа - путевая книжка", рекламодателем которой является сауна "Адам и Ева" имеет признаки нарушения требований части 3 статьи 22 Федерального закона "О рекламе" в части того, что:
Реклама пива и напитков, изготавливаемых на его основе, в каждом случае должна сопровождаться предупреждением о вреде чрезмерного потребления пива и напитков, изготавливаемых на его основе и такому предупреждению должно быть отведено не менее чем десять процентов рекламной площади (пространства).
В данной рекламе такое предупреждение отсутствует.
В соответствии со статьей 38 Федерального закона "О рекламе", ответственность за нарушение требований, установленных частью 3 статьи 22 указанного закона несет как рекламодатель, так и рекламораспространитель.
Так же, вышеуказанная реклама имеет признаки нарушения части 3 статьи 21 Федерального закона "О рекламе", в части того, что:
реклама алкогольной продукции в каждом случае должна сопровождаться предупреждением о вреде ее чрезмерного потребления, причем такому предупреждению должно быть отведено не менее чем десять процентов рекламной площади (пространства). В данной рекламе такое предупреждение отсутствует. Ответственность за нарушение части 3 статьи 21 несет как рекламодатель, так и рекламораспространитель.
На заседании Комиссии Башкортостанского УФАС России 28.09.2009 г. ни законный представитель сауны "Адам и Ева" ни лицо, с надлежаще оформленной доверенностью на участие в рассмотрении дела от сауны "Адам и Ева" не явились. Определение о возбуждении дела N Р-194-09 направленное в адрес сауны "Адам и Ева" г.Уфа, ул.Российская 41, вернулось в Управление с пометкой "Адресат" по указанному адресу не проживает".
28.09.2009 г. Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан вынесено определение об отложении рассмотрения дела N Р-194-09 и назначено к рассмотрению на 07.10.2009 г.
На заседании Комиссии Башкортостанского УФАС России 07.10.2009 г. ни законный представитель сауны "Адам и Ева" ни лицо, с надлежаще оформленной доверенностью на участие в рассмотрении дела от сауны "Адам и Ева" не явились. Определение направленное в адрес сауны "Адам и Ева" г.Уфа, ул.Российская 41, вернулось в Управление с пометкой "Адресат не разыскан".
В соответствии с договором NР-24/09/47 от 25.02.2009 г. представленного рекламораспространителем - ООО "Новая Уфа", заказчиком является ИП. ООО "Новая Уфа" представлен каталог "Новая-Уфа" путевая книжка" N43 за октябрь месяц 2009 года (во исполнение предписания Башкортостанского УФАС России), где данная реклама сауны не распространяется.
07.10.2009 г. Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан вынесено определение об отложении рассмотрения дела N Р-194-09 и назначено к рассмотрению на 02.11.2009 г.
На заседании Комиссии Башкортостанского УФАС России 02.11.2009 г. ни законный представитель сауны "Адам и Ева" ни лицо, с надлежаще оформленной доверенностью на участие в рассмотрении дела от сауны "Адам и Ева" не явились. Определение об отложении рассмотрения дела было направлено в адрес ИП, уведомление о вручении отсутствует.
02.11.2009 вынесено определение о приостановлении производства по делу NР-194-09 в связи с невозможностью установления местонахождения ИП.
02.11.2009 г. управлением направлен запрос в МВД РБ (исх. N69415 от 02.11.2009 г.) с просьбой установить местонахождение ИП.
В связи с получением ответа из МВД РБ по вопросу установления местонахождения ИП 11.01.2010 г. вынесено определение о возобновлении рассмотрения дела NР-194-09.
27.01.2010 г. ни ИП, ни его представитель по доверенности на заседание Комиссии не явились, уведомление о своевременном извещении ИП о времени и месте рассмотрения данного дела в управление не поступало.
10.02.2010 г. ни ИП, ни его представитель по доверенности на заседание Комиссии не явились, уведомление о своевременном извещении ИП о времени и месте рассмотрения данного дела в управление не поступало.
Анализ материалов дела показал, что при размещении рекламы: VIP-Сауна Адам и Ева.холодное пиво, алкогольные напитки.", размещенной в N39 за июнь 2009 г. в каталоге "Новая Уфа - путевая книжка", рекламодателем которой является ИП сауна "Адам и Ева" нарушает требования части 3 статьи 22 Федерального закона "О рекламе" и части 3 статьи 21 Федерального закона "О рекламе", в связи со следующим.
1. Существуют атрибуты, соответствующие понятию сауны. Это те, предметы и услуги, без которых осуществление услуг сауны не представляется возможным. Это, к примеру - банные полотенца, парная и т.д. Упоминание в данном случае о пиве и алкогольных напитках не является обязательным для услуг сауны. А если данная реклама имеет место, значит упоминание пива и алкогольных напитков преследует свои рекламные цели, с целью привлечения внимания у потребителей рекламы ( в том числе и у несовершеннолетних), и эти цели не совпадают с оздоровительными целями и задачами услуг сауны. Поэтому трактовать данную рекламу как рекламу только услуг сауны не представляется возможным, так как данный рекламный модуль включает в себя не только услуги сауны, но и рекламу пива и алкогольных напитков.
2. Реклама пива и алкогольных напитков в данном конкретном случае полностью подпадает под понятие рекламы, которое закреплено в статье 3 Федерального закона "О рекламе", а именно:
реклама - это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Таким образом, имеет место информация, адресованная неопределенному кругу лиц и направлена эта информация на привлечение внимания к объекту рекламирования, продвижение товара на рынке, поддержание к нему интереса. В данном случае пиво и алкогольные напитки так же является объектом рекламирования, как и сама сауна, что свидетельствует о том, что в данной рекламе имеет место нарушение законодательства о рекламе в части нарушения части 3 статьи 22, части 3 статьи 21 ФЗ "О рекламе".
3. Так же, в данном случае затронуты права несовершеннолетних, у которых может сложиться ложное впечатление о том, что употребление пива и алкогольных напитков в сауне (в том числе и чрезмерное) может способствовать улучшению здоровья, а вовсе не ухудшить его. Отсутствие в данном случае предупреждения о вреде чрезмерного употребления пива и алкоголя может нанести непоправимый вред, в том числе и подрастающему поколению.
Таким образом, реклама: VIP-Сауна АДАМ и ЕВА Отдыхайте по-королевски! К Вашим услугам:.холодное пиво.", размещенная в N39 июнь 2009 г. в каталоге "Новая Уфа - путевая книжка", рекламораспространителем которой является ООО "Новая Уфа", нарушает часть 3 статьи 21 и часть 3 статьи 22 Федерального закона "О рекламе", в части тог, что в данной рекламе отсутствует предупреждение о вреде чрезмерного потребления пива и отсутствует предупреждение о вреде чрезмерного потребления алкогольных напитков.
Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона "О рекламе" и в соответствии с п.п. 37-44 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия решила:
1. Признать ненадлежащей рекламу: VIP-Сауна АДАМ и ЕВА Отдыхайте по-королевски! К Вашим услугам:.холодное пиво.", размещенную в N39 июнь 2009 г. в каталоге "Новая Уфа - путевая книжка", рекламораспространителем которой является ООО "Новая Уфа", так как данная реклама нарушает ч.3 ст.21 и ч.3 ст.22 Федерального закона "О рекламе.
2. В соответствии с п.47 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, в связи с устранением данного нарушения, предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе - не выдавать.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Башкортостанского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.3.КоАП РФ.
Решение изготовлено в полном объеме 26.02.2010 г. Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан от 26 февраля 2010 г.
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 20.1.2016