Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области
от 11 февраля 2010 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области (далее - Комиссия) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: заместителя руководителя Самарского УФАС России, главного специалиста-эксперта отдела контроля финансовых рынков, ЖКХ и природных ресурсов, специалиста-эксперта отдела контроля финансовых рынков, ЖКХ и природных ресурсов, рассмотрев дело N 5216-09/7 по признакам нарушения Открытым акционерным обществом "Российские железные дороги" пунктов 8, 11 части 1 статьи 18 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции),
УСТАНОВИЛА:
В Самарское УФАС России поступило заявление ОАО "Военно-страховая компания", в лице Самарского филиала (далее - Заявитель) на действия Куйбышевской железной дороги - филиала ОАО "Российские железные дороги" при проведении открытого конкурса на право заключения договора страхования КАСКО и полисов ОСАГО автомобильного парка Куйбышевской железной дороги - филиала ОАО "Российские железные дороги" на период с ноября 2009 года по октябрь 2012 года.
Согласно доводам Заявителя, конкурсная документация на проведение вышеуказанного конкурса не содержит начальной цены контракта, а также точное указание на объем требуемых услуг. В связи с чем, ОАО "Военно-страховая компания" было лишено возможности определить страховой тариф для страхования автомобилей ОАО "Российский железные дороги" и предложить наилучшие условие для заключения договора. Кроме того, информация о проведении данного конкурса и конкурсная документация были размещены на официальном сайте ОАО "РЖД" (www.rzd.ru), а не на официальном сайте Российской Федерации (www.zakupki.gov.ru), что существенным образом нарушает право участника конкурса получить достоверную конкурсную документацию.
На основании изложенного, Заявитель просит признать действия ОАО "Российские железные дороги" в лице филиала "Куйбышевская железная дорога" при проведении вышеуказанного открытого конкурса нарушающими требования законодательства о размещении заказов и выдать предписание об отмене протокола N 53 оценки и сопоставления заявок на участие в открытом конкурсе от 27.10.2009 г.
По результатам рассмотрения указанного заявления, Самарским УФАС России было возбуждено дело по признакам нарушения Открытым акционерным обществом "Российские железные дороги" пунктов 8, 11 части 1 статьи 18 Закона о защите конкуренции.
11 декабря 2009 г. в Самарское УФАС России поступило ходатайство от Заявителя об отзыве направленного в адрес Самарского УФАС России заявления (вх. N 11852 от 11.12.2009 г.).
Между тем, в соответствии с Законом о защите конкуренции, Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по возбуждению и рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства Российской Федерации (утвержден приказом ФАС России от 25.12.2007 г. N 447), отзыв заявления не является основанием прекращения дела, возбужденного по признакам нарушения антимонопольного законодательства.
С доводами Заявителя ОАО "РЖД" не согласно и считает их необоснованными по основаниям, изложенным в письменных пояснениях (вх. N 12001 от 15.12.2009 г., N 1177 от 09.02.2010 г.).
Рассмотрев материалы дела, заслушав объяснения сторон, Комиссия установила следующее.
ОАО "РЖД" в лице филиала "Куйбышевская железная дорога" проведен открытый конкурс на право заключения договора страхования КАСКО и полисов ОСАГО автомобильного парка Куйбышевской железной дороги - филиала ОАО "Российские железные дороги" на период с ноября 2009 года по октябрь 2012 года (далее - Открытый конкурс).
Согласно части 1 статьи 16 Закона о размещении заказов официальное печатное издание для опубликования информации о размещении государственных или муниципальных заказов, а также официальный сайт определяются соответственно Правительством Российской Федерации, высшим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или местной администрацией.
Печатное издание и сайт в сети "Интернет" для опубликования субъектами естественных монополий сведений, предусмотренных статьями 16, 21, 23, 24, 28 Закона о размещении заказов, при проведении в соответствии со статьей 18 Закона о защите конкуренции открытого конкурса/аукциона не определены.
При этом необходимо отметить, что в соответствии с частью 1 статьи 21 Закона о размещении заказов и пунктом 2 статьи 448 Гражданского кодекса Российской Федерации субъектами естественных монополий должно быть сделано извещение о проведении открытого конкурса/аукциона.
Таким образом, ОАО "РЖД", разместив извещение о проведении Открытого конкурса на официальном сайте ОАО "РЖД" (www.rzd.ru), выполнило требование части 1 статьи 21 Закона о размещении заказов.
В соответствии с подпунктом 1.1.8 пункта 1.1 раздела I Конкурсной документации, начальная (максимальная) цена Договора (размер тарифа, уплачиваемого Заказчиком по договору страхования КАСКО) составляет 3,95 % от страховой стоимости транспортного средства в год. Расчет страховой премии по ОСАГО производится строго в соответствии с тарифами и правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Согласно подпункта 1.1.9 пункта 1.1 раздела I Конкурсной документации, начальная (максимальная) цена Договора (размер тарифа, уплачиваемого Заказчиком по договору страхования КАСКО) формируется исходя из общего объема передаваемых на страхование автомобилей, а также с учетом фактических размеров применяемых в настоящее время страховых тарифов.
В соответствии с подпунктами 4.2.1., 4.2.2. Конкурсной документации, страхуемый парк автомобилей по страхованию ОСАГО - парк автотранспортных средств Куйбышевской железной дороги - филиала ОАО "РЖД" в количестве 2 350 штук с условием допуска неограниченного числа водителей к управлению данными автотранспортными средствами. По страхованию КАСКО - все автомобили иностранного производства, в том числе те, чье производство налажено на территории Российской Федерации (иностранный бренд), в количестве не более 30 штук стоимостью от 400 000 рублей до 4 500 000 рублей.
В соответствии с частью 4 статьи 21 Федерального закона от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказания услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о размещении заказов), в извещении о проведении открытого конкурса должны быть указаны сведения, в частности о предмете контракта с указанием объема оказываемых услуг и начальную (максимальную) цену контракта.
Также, согласно пункта 4.1. части 4 статьи 22 Закона о размещении заказов, конкурсная документация должна содержать начальную (максимальную) цену контракта.
Согласно статье 11 Закона Российской Федерации от 27.11.1992 N 4015-1 "Об организации страхового дела в Российской Федерации" страховой тариф - ставка страховой премии с единицы страховой суммы с учетом объекта страхования и характера страхового риска.
Следовательно, в конкурсной документации обязательно определяется начальная (максимальная) цена контракта, а начальная (максимальная) цена за единицу товара только в ряде случаев, к которым не относится закупка услуг по ОСАГО и КАСКО.
Таким образом, определение цены контракта исходя из размера страхового тарифа как ставки страховой премии с единицы транспортного средства, подлежащего добровольному страхованию (на условиях КАСКО), не соответствует статье 22 Закона о размещении заказов.
Таким образом, информация, содержащаяся в конкурсной документации, относительно предмета конкурса не позволяет участникам размещения заказа определить ни объем оказываемых услуг, ни начальную (максимальную) цену контракта, что не соответствует части 4 статьи 21 Закона о размещении заказов.
В соответствии с частью 2.1 статьи 10 Закона о размещении заказов, в отношении каждого лота заключается отдельный государственный или муниципальный контракт.
Между тем, в соответствии с Конкурсной документацией, предметом Открытого конкурса является один лот, который предусматривает оказание услуг КАСКО и ОСАГО.
В соответствии с пунктом 1.11.1 Конкурсной документации победитель Конкурса должен подписать проекты Договоров в установленном законодательством порядке по формам Приложения N 4 к настоящей Конкурсной документации в течение 10 (десяти) календарных дней со дня передачи Заказчиком победителю Конкурса проектов Договоров.
Приложением N 4 Конкурсной документации являются проекты договоров ОСАГО и КАСКО.
Таким образом, по результатам проведенного Открытого конкурса по одному лоту заключается два договора, что противоречит части 2.1 статьи 10 Закона о размещении заказов.
Пунктом 1.10.4 Конкурсной документации установлены критерии оценки и сопоставления заявок на участие в Открытом конкурсе:
1. Цена договора:
1.1. Размер страхового тарифа, в соответствии с которым определяется размер страховой премии, уплачиваемой Заказчиком по договору КАСКО, в % (участник размещения заказа должен предложить тариф по КАСКО, единый для всех транспортных средств);
1.2. Размер страховой премии по договору ОСАГО.
Значимость критериев - 50%.
2. Качество услуг и квалификация Участника конкурса. Данный критерий содержит 8 подкритериев, их суммарная значимость составляет 20%;
3. Сроки оказания услуг (в рабочих днях) - значимость 30%.
3.1. Срок перечисления страхового возмещения со дня получения от потерпевшего полного пакета необходимых документов;
3.2. Срок выдачи направления транспортного средства на восстановительный ремонт со дня получения от потерпевшего полного пакета необходимых документов.
Часть 6 статьи 28 Закона о размещении заказов предусматривает, что значимость критериев, указанных в пунктах 1 и 1.1 части 4 настоящей статьи, а имен:
1) функциональные характеристики (потребительские свойства) или качественные характеристики товара;
1.1) качество работ, услуг и (или) квалификация участника конкурса при размещении заказа на выполнение работ, оказание услуг
не может составлять более двадцати процентов.
Статья 10 Федерального закона от 25 апреля 2002 года N 40-ФЗ
"Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" предусматривает, что срок действия договора обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств составляет один год.
Вместе с тем, оценка подкритериев по критерию "срок оказания услуг" - "срок перечисления страхового возмещения со дня получения от потерпевшего полного пакета необходимых документов" и "срок выдачи направления транспортного средства на восстановительный ремонт со дня получения от потерпевшего полного пакета необходимых документов" в соответствии с частью 4 статьи 28 Закона о размещении заказов возможна только по критерию "качество услуг".
Таким образом, суммарное значение критериев, отражающих функциональные характеристики (потребительские свойства), качество услуг и квалификацию участника конкурса составляет 50%, что противоречит части 6 статьи 28 Закона о размещении заказов.
ОАО "РЖД", являясь субъектом естественной монополии, в соответствии со статьей 18 Закона о защите конкуренции обязано осуществлять отбор финансовых организаций путем проведения открытого конкурса или открытого аукциона в соответствии с положениями федерального закона о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд для оказания определенных финансовых услуг, в том числе для страхования имущества и страхования ответственности.
Действия ОАО "РЖД" при проведении Открытого конкурса привели к нарушению положений Закона о размещении заказов, а следовательно, к нарушению статьи 18 Закона о защите конкуренции.
Таким образом, ОАО "РЖД" в лице филиала "Куйбышевская железная дорога" нарушило пункты 8, 11 части 1 статьи 18 Закона о защите конкуренции, в части нарушения положений Закона о размещении заказов при проведении Открытого конкурса.
Руководствуясь статьей 23, статьи. 1 статьи 39, частями 1- 4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Закона о защите конкуренции,
РЕШИЛА:
1. Признать в действиях ОАО "Российские железные дороги" нарушение пунктов 8, 11 части 1 статьи 18 Закона о защите конкуренции.
2. Выдать ОАО "Российские железные дороги" предписание об устранении нарушения антимонопольного законодательства.
ПРЕДПИСАНИЕ
11 февраля 2010 г. г. Самара
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области (далее - Комиссия) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: заместителя руководителя, главного специалиста-эксперта отдела контроля финансовых рынков, ЖКХ и природных ресурсов, специалиста-эксперта отдела контроля финансовых рынков, ЖКХ и природных ресурсов,
руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" на основании своего решения от 02 декабря 2009 г. по делу N 5216-09/7 о нарушении Открытым акционерным обществом "Российские железные дороги" пунктов 8, 11 части 1 статьи 18 Закона о защите конкуренции,
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
Открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" прекратить нарушение пунктов 8, 11 части 1 статьи 18 Закона о защите конкуренции, выразившееся в нарушении положений Федерального закона от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказания услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о размещении заказов) при проведении открытого конкурса на право заключения договора страхования КАСКО и полисов ОСАГО автомобильного парка Куйбышевской железной дороги - филиала ОАО "Российские железные дороги" на период с ноября 2009 года по октябрь 2012 года (далее - Открытый конкурс).
Открытому акционерному обществу "Российские железные дороги":
- не заключать договоры с победителем Открытого конкурса, определенном на
основании оценки и сопоставлении заявок (протокол оценки и сопоставления заявок от 27.10.2009 N 53).
В срок до 15 марта 2010 г.:
- отменить протокол вскрытия конвертов с заявками от 13.10.2009 N 47;
- отменить протокол рассмотрения заявок от 20.10.2009 N 50;
- отменить протокол оценки и сопоставления заявок от 27.10.2009 N 53;
- привести конкурсную документацию по Открытому конкурсу в соответствии с требованиями Закона о размещении заказов, внеся в неё соответствующие изменения.
О выполнении настоящего Предписания сообщить в срок до 15 марта 2010 г., направив в адрес Самарского УФАС России надлежащим образом заверенные копии документов, подтверждающих исполнение Предписания.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области от 11 февраля 2010 г.
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 20.1.2016