Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области
от 2 марта 2010 г. N 58
Комиссия Новосибирского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
председатель Комиссии: Лопаткина Т.В. - Заместитель руководителя управления - начальник отдела рекламы,
члены Комиссии: Ю. В. Виногорова - главный специалист-эксперт отдела рекламы,
И.Р. Носкова - ведущий специалист- эксперт отдела рекламы,
Е.А. Скоп - специалист- эксперт отдела рекламы,
рассмотрев дело N 58, возбужденное в отношении Индивидуального предпринимателя по факту размещения в газете "ЛЕВОБЕРЕЖНЫЙ НАВИГАТОР" N 42 (544) от 27.11.2009 г. на странице 17 рекламной информации следующего содержания:
"ЦЕНТР ВОССТАНОВЛЕНИЯ ЗРЕНИЯ _"СветоСлав"_Нехирургическое лечение_глазных заболеваний_Диагностика- БЕСПЛАТНО!_ул. Русская, 39, каб. 105_ПН, СР с 15.00 до 18.00, ВТ, ЧТ с 8.00 до 11.00_333-72-50_8-913-911-62-86_лиц.N 110839 АНО" с признаками нарушения:
- п. 6 ч. 5 ст. 5 Федерального закона от 13.03.2006 г. N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон о рекламе), согласно которому в рекламе не допускается указания на лечебные свойства, то есть на положительное влияние на течение болезни, объекта рекламирования, за исключением такого указания в рекламе лекарственных средств, медицинских услуг, в том числе методов лечения, изделий медицинского назначения и медицинской техники;
- ч.7 ст.5 Закона о рекламе, согласно которой не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы;
- ч.7 ст. 7 Закона о рекламе, согласно которой не допускается реклама товаров, на производство и (или) реализацию которых требуется получение лицензий или иных специальных разрешений, в случае отсутствия таких разрешений.
В присутствии:
представителя лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе - индивидуального предпринимателя, установила:
Новосибирским УФАС России по собственной инициативе была проведена проверка печатных средств массовой информации (СМИ) - газеты "ЛЕВОБЕРЕЖНЫЙ НАВИГАТОР" N 42 (544) от 27.11.2009 г.
В результате проверки установлено, что в N 42 указанного СМИ на странице 17 размещена рекламная информация следующего содержания:
"ЦЕНТР ВОССТАНОВЛЕНИЯ ЗРЕНИЯ _"СветоСлав"_Нехирургическое лечение_глазных заболеваний_Диагностика- БЕСПЛАТНО!_ул. Русская, 39, кааб. 105_ПН, СР с 15.00 до 18.00, ВТ, ЧТ с 8.00 до 11.00_333-72-50_8-913-911-62-86_лиц.N 110839 АНО".
Согласно п.1 ст.3 Закона о рекламе, реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Данная информация является рекламой, т.к. она адресована неопределенному кругу лиц и направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Согласно ч.7 ст.5 Закона о рекламе, не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.
В ходе проверки установлено следующее:
Газета "ЛЕВОБЕРЕЖНЫЙ НАВИГАТОР" зарегистрирована Министерством РФ по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Южно-Сибирским территориальным управлением. Свидетельство о регистрации СМИ N ПИ-12-0084 от 249.06.2000 г. Учредителем газеты является ЗАО "Дельта - АН".
На запрос антимонопольного органа ЗАО был предоставлен договор на рекламно-информационное обслуживание от 19.01.2009 г., заключенный с ИП Согласно данному договору рекламодатель поручает и оплачивает, а редакция (ЗАО "Дельта - АН") берет на себя обязательства по размещению рекламно-информационных материалов в РИГ "Левобережный НАВИГАТОР". Согласно п. 2.1. указанного договора, рекламодатель обязуется подготавливать и предоставлять рекламные материалы не позднее 3 дней до дня их публикации в РИГ "Левобережный НАВИГАТОР" в электронном виде с подтверждением соответствующей информации в распечатанном виде. П. 2.2.: редакция вправе не принимать к публикации материалы, содержание и/или оформление которых, по мнению редакции не соответствуют моральным и этическим нормам, а также противоречит действующему законодательству РФ. П.2.4. предусматривает, что рекламодатель по запросу редакции обязан предоставить документально подтвержденные сведения о соответствии рекламны требованиям законодательства РФ. В п. 4.3. указана ответственность рекламодателя перед редакцией за материальный ущерб, возникший у редакции в связи с предоставлением рекламодателем недостоверной информации, либо если рекламный материал рекламодателя противоречит закону РФ "О рекламе". Также предоставлены заявка на размещение рекламы от 25.11.2009 г., акт сдачи-приемки оказанных услуг N 4917 от 27.11.2009 г., реестр сумм ЗАО, приходный кассовый ордер N 443 от 04.12.2009 г.
В Центр восстановления зрения "СвятоСлав" 4.12.2009 г. антимонопольным органом был направлен запрос (исх. N 06-6467) с требованием о предоставлении документов на рекламное объявление (договора с рекламораспространителем, платежных документов, акта, заявки, макета, лицензии на осуществление медицинской деятельности, свидетельств, приказ о назначении руководителя, письменные пояснения). ИП (Центр восстановления зрения "СвятоСлав") были предоставлены: договор на рекламно-информационное обслуживание от 19.01.2009 г., счет N 3108 от 19.11.2009 г., счет-фактура N 4917 от 27.11.2009 г., акт сдачи-приемки оказанных услуг N 4917 от 27.11.2009 г., свидетельствующих об оплате за размещение рекламного материала. Согласно письменным пояснениям о рекламируемых услугах за подписью индивидуального предпринимателя, в Центре восстановления зрения "СветоСлав" рекомендуют и обучают методам оздоровления всего организма и зрения в частности: - соляризация - солнцетерапия (восход, закат); - гимнастика для глаз по методу У.Г. Бейтсона; массаж глазных яблок; - контрастные ванночки для глаз; - здоровый образ жизни; литература для изучения: У.Г. Бейтс "Улучшение зрения без очков", М. Норбекова "Как избавиться от очков"; О.П.Панков "Очки-убийцы"; В. Синельников "Возлюби болезнь свою" и др. Из пояснений следует, что вышеперечисленные методы оздоровления не подлежат лицензированию.
В рассматриваемом рекламном сообщении имеется указание на номер лицензии (данная лицензия не была предоставлена по запросу антимонопольного органа), также, в качестве объекта рекламирования указано не юридическое лицо и не вид деятельности, осуществляемый им, а наименование медицинской услуги "лечение глазных заболеваний". Однако как видно из письменных пояснений Жорова В.Т., оказываемые услуги носят не лечебный характер, как указано в объявлении, а оздоровительный, посредством ознакомления потенциальных потребителей со здоровым образом жизни, специальной литературой по указанной тематике, проведению массажа для глаз, ванночек, гимнастики, соляризации.
Данные обстоятельства указывают на наличие в рассматриваемом объявлении нарушения ч.7 ст.5 Закона о рекламе.
Согласно п. 6 ч. 5 ст. 5 Закона о рекламе, в рекламе не допускается указания на лечебные свойства, то есть на положительное влияние на течение болезни, объекта рекламирования, за исключением такого указания в рекламе лекарственных средств, медицинских услуг, в том числе методов лечения, изделий медицинского назначения и медицинской техники. В данном случае, в рекламном объявление указано на то, что производится нехирургическое лечение глазных заболеваний, т.е. получение положительного эффекта от использования объекта рекламирования выраженного в исцелении от глазных заболеваний.
На рассмотрении дела по признакам нарушения законодательства о рекламе Комиссией 02.02.2010 г. ИП был представлен отзыв (вх. N 517 от 28.01.2010 г.), согласно которому в рекламном макете размещено приглашение на "нехирургическое лечение глазных заболеваний", что само по себе включает и подразумевает физические методы лечения.
На запрос антимонопольного органа был получен ответ от Территориального органа Федеральной Службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития по НСО (N 02-06-155 от 02.03.2010 г.). Согласно которому, соляризация - солнцетерапия (восход, закат) к медицинским услугам не относится, гимнастика для глаз по методу У.Г. Бейтсона, массаж глазных яблок, контрастные ванночки для глаз и диагностика глазных заболеваний относятся к медицинским услугам. Следовательно, в данном случае нарушение п. 6 ч. 5 ст. 5 Закона о рекламе не установлено.
Кроме того, Комиссия приходит к выводу об отсутствии в рассматриваемом рекламном сообщении нарушения ч.7 ст.5 Закона о рекламе, исходя из анализа рассмотренных выше документов и обстоятельств.
В ходе рассмотрения дела на заседании Комиссии 02.02.2010 г., лицом, в отношении которого было возбуждено дело, были предоставлены документы, а также указаны сведения, которые указывают на признаки нарушения п.7 ст. 7 Закона о рекламе, согласно которой не допускается реклама товаров, на производство и (или) реализацию которых требуется получение лицензий или иных специальных разрешений, в случае отсутствия таких разрешений.
В рекламном сообщении, размещенном в газете "ЛЕВОБЕРЕЖНЫЙ НАВИГАТОР" N 42 (544) от 27.11.2009 г. была сделана ссылка на лицензию N 110839 АНО. В ходе рассмотрения дела было установлено, что на момент выхода рекламной информации у ИП отсутствовала лицензия на осуществление медицинской деятельности. Из его пояснений (Протокол заседания Комиссии Новосибирского УФАС России по признакам нарушения законодательства о рекламе от 02.02.2010 г.) также следует, что указанная в рекламе лицензия не действует, на момент публикации рекламы срок ее истек, но в настоящее время подготовлены документы на получение новой лицензии, которая в ближайшее время должна быть получена.
Определением об отложении дела N 58 от 02.02.2010 г. у "_" была запрошены следующие документы: копия лицензии, указанной в рекламном сообщении; действующая лицензия (в случае ее получения).
09.02.2010 г. "_", была предоставлена лицензия N 540228/04 от 05.07.2004 г. выданная Главным Управлением охраны здоровья населения Новосибирской области, на следующие виды медицинской деятельности: амбулаторно-поликлиническую помощь: работы и услуги по специальности офтальмология сроком действия с 20.11.2002 г. по 20.11.2007 г. и представлена новая лицензия NЛО-54-01-000662 от 04.02.2010 г.
Кроме того, в вышеназванном ответе Территориального органа Федеральной Службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития по НСО (N 02-06-155 от 02.03.2010 г.) также подтверждается данная информация и указывается срок действия лицензии, выданной данному лицу с 04.02.2010 г. по 04.02.2015 г.
Следовательно, на дату выхода рекламного сообщения 27.11.2009 г. лицензия, имеющаяся у ИП не имела действия. Кроме того, в рекламном сообщении указан номер лицензии, которым ИП не выдавалась. Таким образом, в действиях ИП имеется нарушение ч. 7 ст. 7 Закона о рекламе.
Согласно п.4 абз. 1 ст. 3 Федерального закона "О рекламе", ненадлежащая реклама - реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации. Ненадлежащая реклама не допускается.
Рассмотрев материалы дела, Комиссия, руководствуясь пунктом 1 части 2 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона "О рекламе" N 38-ФЗ от 13 марта 2006 г. и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, решила:
1. Признать рекламу, размещенную в газете "ЛЕВОБЕРЕЖНЫЙ НАВИГАТОР" N 42 (544) от 27.11.2009 г. на странице 17 следующего содержания: "ЦЕНТР ВОССТАНОВЛЕНИЯ ЗРЕНИЯ _"СветоСлав"_Нехирургическое лечение_глазных заболеваний_Диагностика- БЕСПЛАТНО!_ул. Русская, 39, каб. 105_ПН, СР с 15.00 до 18.00, ВТ, ЧТ с 8.00 до 11.00_333-72-50_8-913-911-62-86_лиц.N 110839 АНО", ненадлежащей рекламой,
а индивидуального предпринимателя "_"нарушившим требования:
§ п.7 ст. 7 Закона о рекламе, согласно которой не допускается реклама товаров, на производство и (или) реализацию которых требуется получение лицензий или иных специальных разрешений, в случае отсутствия таких разрешений.
2. В связи с добровольным устранением нарушения индивидуальному предпринимателю Жорову В.Т. предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе не выдавать.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Новосибирского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение изготовлено в полном объеме "09" марта 2010 г.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председатель Комиссии ____________Т. В. Лопаткина
Члены Комиссии _____________Ю. В. Виногорова
_____________И.Р. Носкова
____________ Е.А. Скоп
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области от 2 марта 2010 г. N 58
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 20.1.2016