Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми
от 21 октября 2015 г. N 05-14/9406
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров в составе: <_> рассмотрев жалобу акционерного общества "Страховая компания "ПАРИ" поступившую из ФАС России (исх. от 12.10.2015 N АЦ/55482/15, вх. N 2550 эл от 12.10.2015, N 6032 от 20.10.2015) на действия общества с ограниченной ответственностью "Газпром трансгаз Ухта" при организации запроса предложений в электронной форме N 152/15/2.1/0040389/ТГУхта/30.09.15/ЗЭПГОС на страхование грузов, перевозимых железнодорожным транспортом для нужд ООО "Газпром трансгаз Ухта" в 2016 году, извещение на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети Интернет N 31502805297 (далее - запрос предложений; закупка),
при участии: <_> - заместителя начальника ОП и ПКЗ общества с ограниченной ответственностью "Газпром трансгаз Ухта" (далее - ООО "Газпром трансгаз Ухта"), по доверенности от 19.10.2015;
<_> - юрисконсульта ООО "Газпром трансгаз Ухта", по доверенности от 19.10.2015;
<_> - ведущего экономиста группы по корпоративным отношениям и страхованию отдела управления имуществом ООО "Газпром трансгаз Ухта", по доверенности от 19.05.2015, установила:
В жалобе содержится требование о признании незаконными действий ООО "Газпром трансгаз Ухта" в виде включения в документацию о запросе предложений требования к участнику процедуры закупки о наличии рейтинга надежности не ниже А++ по классификации рейтингового агентства "Эксперт РА", с подтверждением копии сертификата выданного данным рейтинговым агентством.
Представители ООО "Газпром трасгаз Ухта" возражают против заявленных требований. Считает жалобу необоснованной и не подлежащей удовлетворению.
К участию в рассмотрении жалобы привлечены: ООО "Газпром трансгаз Ухта" место нахождения: Республика Коми, город Ухта, улица Ленина, дом 39/2, акционерное общество "Страховая компания "ПАРИ" место нахождения: город Москва, улица Расковой, дом 34, строение 14, оператор электронной площадки "Группа Газпромбанка", место нахождения: город Москва, улица Миклухо-Маклая, дом 40.
Жалоба рассмотрена в порядке статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции).
Федеральный закон от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц) устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 1 Закона о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц настоящий Федеральный закон устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг: государственными корпорациями, государственными компаниями, субъектами естественных монополий, организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности в сфере электроснабжения, газоснабжения, теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод, утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов, государственными унитарными предприятиями, муниципальными унитарными предприятиями, автономными учреждениями, а также хозяйственными обществами, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в совокупности превышает пятьдесят процентов.
Частью 1 статьи 2 Закона о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц определено, что при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).
Частью 2 статьи 2 Закона о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц определено, что положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
Частью 3 статьи 3 Закона о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц определено, что в положении о закупке могут быть предусмотрены иные (помимо конкурса или аукциона) способы закупки. При этом заказчик обязан установить в положении о закупке порядок закупки указанными способами.
Частью 5 статьи 3 Закона о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц определено, что участником закупки может быть любое юридическое лицо или несколько юридических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала либо любое физическое лицо или несколько физических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, в том числе индивидуальный предприниматель или несколько индивидуальных предпринимателей, выступающих на стороне одного участника закупки, которые соответствуют требованиям, установленным заказчиком в соответствии с положением о закупке.
В соответствии с пунктом 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям.
В соответствии с частью 10 статьи 8 Закона о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц до ввода в эксплуатацию единой информационной системы информация и документы, предусмотренные настоящим Федеральным законом, размещаются на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (www.zakupki.gov.ru) (далее - официальный сайт (www.zakupki.gov.ru) в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Положение о закупках товаров, работ, услуг ПАО "Газпром" и Компаний Группы Газпром (далее - Положение о закупках ПАО "Газпром" и Компаний Группы Газпром) утверждено решением совета директоров ОАО "Газпром" (от 25 сентября 2015 г. N 2600), размещено на официальном сайте 30.09.2015.
Согласно пункту 1.1.3. Положения о закупках ПАО "Газпром" и Компаний Группы Газпром настоящее Положение регулирует отношения, связанные с осуществлением ПАО "Газпром" и Компаниями Группы Газпром закупочной деятельности, в том числе устанавливает единые правила и порядок закупок товаров, работ, услуг.
Согласно пункту 1.5.1. Положения о закупках ПАО "Газпром" и Компаний Группы Газпром при проведении закупок устанавливаются следующие обязательные требования к участникам закупки:
- соответствие участников закупки требованиям, устанавливаемым в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом закупки;
- отсутствие процесса ликвидации участника закупки - юридического лица и решения арбитражного суда о признании участника закупки - юридического лица, индивидуального предпринимателя банкротом и об открытии конкурсного производства;
- неприостановление деятельности участника закупки в порядке, предусмотренном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, на дату заключения договора.
Согласно пункту 1.5.3. Положения о закупках ПАО "Газпром" и Компаний Группы Газпром при проведении закупок могут быть установлены квалификационные требования к участникам закупки, в том числе:
- наличие у участников закупки соответствующих производственных мощностей, технологического оборудования, финансовых и трудовых ресурсов, профессиональной компетентности для производства (поставки) товаров, 16 выполнения работ и оказания услуг, являющихся предметом закупки, а также положительной репутации;
- осуществление участниками закупки за последние три года, предшествующих дате окончания срока подачи заявок на участие в конкурентной закупке, поставок товаров, выполнение работ (оказание услуг), аналогичных поставкам товаров, выполнению работ (оказанию услуг), являющихся предметами закупок.
Согласно пункту 1.5.5. Положения о закупках ПАО "Газпром" и Компаний Группы Газпром при проведении закупок могут быть установлены другие требования к участникам закупки, не противоречащие настоящему Положению.
Согласно пункту 1.5.6. Положения о закупках ПАО "Газпром" и Компаний Группы Газпром установленные к участникам закупки требования, а также к привлекаемым ими для исполнения договора соисполнителям (субподрядчикам), предъявляются в равной мере ко всем участникам закупки и соисполнителям (субподрядчикам), и должны быть указаны в документации о закупке. Предъявление к участникам закупки и соисполнителям (субподрядчикам) иных требований, кроме установленных документацией о закупке, не допускается.
Согласно документам, предоставленным ООО "Газпром трансгаз Ухта" исх. N 41-15054 от 20.10.2015 (вх. N 2654 эл от 20.10.2015) председателем комиссии по подведению итогов Запросов предложений ООО "Газпром трансгаз Ухта" утверждена документация о запросе предложений на страхование грузов, перевозимых железнодорожным транспортом для нужд ООО "Газпром трансгаз Ухта" в 2016 году (далее - документация о запросе предложений).
Разделом 4 документации о запросе предложений является Информационная карта запроса предложений.
Пунктом 4.1.21 установлены требования к участникам процедур закупки.
Подпунктом 4 пункта 4.1.21 установлено требование "Участник должен иметь рейтинг надежности не ниже А++ по классификации рейтингового агентства "Эксперт РА", что подтверждается копией сертификата, выданного рейтинговым агентством "Эксперт РА".
Исходя из пункта 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц следует, что заказчик вправе самостоятельно устанавливать требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям.
Как следует из содержания пункта 1.5.5. Положения о закупках ПАО "Газпром" и Компаний Группы Газпром данное Положение также предусматривает установление дополнительных требований к участникам закупки.
В действиях ООО "Газпром трансгаз Ухта" в виде установления требования к участнику закупки в виде наличия рейтинга надежности не ниже А++ по классификации рейтингового агентства "Эксперт РА" с подтверждением копией сертификата, выданного рейтинговым агентством "Эксперт РА" отсутствует нарушение порядка организации торгов, предусмотренные Законом о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц.
В жалобе АО "СК "ПАРИ" ссылается на статью 31 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
Закон о контрактной системе регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд. Действие Закона о контрактной системе не распространяется на процедуры закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц.
Согласно части 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии. В случае, если в ходе рассмотрения жалобы комиссией антимонопольного органа установлены иные нарушения в действиях (бездействии) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, комиссия антимонопольного органа принимает решение с учетом всех выявленных нарушений.
В ходе рассмотрения жалобы Комиссией установлено следующее.
Частью 5 статьи 4 Закона о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц установлено, что в единой информационной системе при закупке размещается информация о закупке, в том числе извещение о закупке, документация о закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке, изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые в ходе закупки, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено настоящим Федеральным законом и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 настоящей статьи.
Согласно пункту 1.6.3. Положения о закупках ПАО "Газпром" и Компаний Группы Газпром в единой информационной системе размещается информация об открытой конкурентной закупке, в том числе извещение о закупке, документация о закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке, изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые в ходе закупки, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено Федеральным законом от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ и настоящим Положением.
Пунктом 9.3. Положения о закупках ПАО "Газпром" и Компаний Группы Газпром установлены требования к содержанию документации о запросе предложений.
ООО "Газпром трансгаз Ухта" 29.09.2015 на официальном сайте в разделе "Документы закупки" размещен архивированный файл "Документация для публикации".
В состав данного файла включены: документация о запросе предложений, приложения NN 1-4 к документации о запросе предложений: проект договора, техническая часть, методика оценки, коммерческое предложение.
ООО "Газпром трансгаз Ухта" 09.10.2015 на официальном сайте размещен документ "Изменения и продления".
Согласно абзацу 2 данного документа извещение, документацию о закупке и приложения к ней: Приложение 1 "Проект договора", Приложение 2 "Техническая часть" и Приложение 4 "Коммерческое предложение" по лотам 1-3 читать в новой редакции.
ООО "Газпром трансгаз Ухта" 09.10.2015 на официальном сайте размещен новый архивированный файл "Документация с изменениями".
Файл "Документация с изменениями" помечен на официальном сайте как действующий.
В составе архивированного файла "Документация с изменениями" отсутствует Документация о запросе предложений.
Согласно пояснениям представителей ООО "Газпром трансгаз Ухта" на заседании Комиссии неразмещение на официальном сайте документации о запросе предложений вызвано технической ошибкой.
Бездействие ООО "Газпром трансгаз Ухта" в виде неразмещения на официальном сайте (www.zakupki.gov.ru) действующей редакции документации о запросе предложений противоречит части 5 статьи 4 Закона о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц.
Жалоба АО "СК "ПАРИ" в части требований, основанных на нормах антимонопольного законодательства будет рассмотрена в порядке статьи 44 Закона о защите конкуренции.
На основании изложенного, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия решила:
Признать жалобу АО "СК "ПАРИ" необоснованной.
Признать ООО "Газпром трансгаз Ухта" нарушившим часть 5 статьи 4 Закона о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц в части бездействия в виде неразмещения на официальном сайте (www.zakupki.gov.ru) действующей документации о запросе предложений.
Выдать ООО "Газпром трансгаз Ухта" предписание о размещении действующей редакции документации о запросе предложений на официальном сайте (www.zakupki.gov.ru).
Председатель Комиссии |
<_> |
Члены Комиссии |
<_> |
|
<_> |
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.
Управление Федеральной антимонопольной службы по республике Коми
| ||
ПРЕДПИСАНИЕ | ||
21 октября 2015 года |
г. Сыктывкар |
N 05-14/9406 |
|
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров в составе: <_> руководствуясь пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", на основании своего решения от 21 октября 2015 года о нарушении обществом с ограниченной ответственностью "Газпром трансгаз Ухта" (далее - ООО "Газпром трансгаз Ухта"), место нахождения: Республика Коми, город Ухта, улица Ленина, дом 39/2, части 5 статьи 4 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", предписывает:
ООО "Газпром трансгаз Ухта" в течение трех дней со дня получения настоящего предписания разместить на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (www.zakupki.gov.ru) действующей редакции документации о запросе предложений на страхование грузов, перевозимых железнодорожным транспортом для нужд ООО "Газпром трансгаз Ухта" в 2016 году.
О выполнении настоящего предписания сообщить в Коми УФАС России не позднее пяти дней со дня его выполнения.
Председатель Комиссии |
|
<_> |
Члены Комиссии |
|
<_> |
|
|
<_> |
Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми от 21 октября 2015 г. N 05-14/9406
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 20.1.2016