Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре
от 23 октября 2015 г. N 05-06-41/2015
резолютивная часть решения оглашена "14" октября 2015 года
решение в полном объеме изготовлено "23" октября 2015 года г. Ханты-Мансийск
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее - Ханты-Мансийское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) в составе:
Председатель комиссии:
-
Члены комиссии:
-
-
в отсутствии представителя Администрации города Югорска, надлежащим образом уведомленного о времени и месте рассмотрения дела,
рассмотрев материалы дела N05-06-41/2015 по признакам нарушения Администрацией города Югорска (ул. 40 лет Победы, 11, г.Югорск, ХМАО-Югра, 628260) части 1 статьи 15 Федерального Закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции", установила:
Приказом руководителя Ханты-Мансийского УФАС России от 21.07.2015 N138 "О возбуждении дела и создании Комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства" возбуждено дело N05-06-41/2015 по признакам нарушения Администрацией города Югорска части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.
Основанием для возбуждения дела N05-06-41/2015, в соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 39 Закона о защите конкуренции, послужило непосредственное обнаружение антимонопольным органом признаков нарушения антимонопольного законодательства.
Согласно определению о назначении дела к рассмотрению (исх.N05-06/ОТ-3827 от 21.07.2015), дело возбуждено в связи с не установлением в подпрограмме по развитию малого и среднего предпринимательства муниципальной программы по социально-экономическому развитию и совершенствованию государственного и муниципального управления в городе Югорске, утвержденной Постановлением администрации города Югорска от 31.10.2013 N3278 "О муниципальной программе города Югорска "Социально-экономическое развитие и совершенствованию государственного и муниципального управления в городе Югорске на 2014-2020 годы" условий и порядка оказания поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства; условий, обеспечивающих равный доступ субъектов малого и среднего предпринимательства к участию в целевой программе; требований, обеспечивающих открытость процедур оказания поддержки.
Вышеуказанным Определением о назначении дела, в порядке статьи 25 Закона о защите конкуренции, у Администрации города Югорска (далее - Администрация) истребованы документы и материалы, необходимые для полного, объективного и всестороннего рассмотрения дела.
Определением от 03.09.2015 года об отложении рассмотрения дела N05-06-41/2015 (исх.N05-06/ИП-4664 от 08.09.2015 г.) у Администрации запрошены документы, необходимые для рассмотрения настоящего дела.
Изучив материалы дела N05-06-41/2015, исследовав и оценив в совокупности представленные документы, Комиссия установила следующее.
Согласно пункту 33 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон о местном самоуправлении) к вопросам местного значения городского округа относятся, в том числе, содействие развитию малого и среднего предпринимательства.
Отношения, возникающие между юридическими лицами, физическими лицами, органами местного самоуправления в сфере развития малого и среднего предпринимательства, регулируются Федеральным законом от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (далее - Закон о развитии предпринимательства), который также определяет понятия субъектов малого и среднего предпринимательства, инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, виды и формы такой поддержки.
Пунктом 5 статьи 3 Закона о развитии предпринимательства установлено, что поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства - это деятельность органов местного самоуправления и функционирование инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, направленные на реализацию мероприятий, предусмотренных муниципальными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства.
Формами поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства являются финансовая, имущественная, информационная, консультационная поддержка, поддержка в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации их работников, поддержка в области инноваций и промышленного производства, ремесленничества, поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих внешнеэкономическую и сельскохозяйственную деятельность (часть 1 статьи 16 Закона о развитии предпринимательства)
Пунктом 1 статьи 11 Закона о развитии предпринимательства к полномочиям органов местного самоуправления по вопросам развития малого и среднего предпринимательства отнесено создание условий для развития малого и среднего предпринимательства, в том числе: формирование и осуществление муниципальных программ развития субъектов малого и среднего предпринимательства с учетом национальных и местных социально-экономических, экологических, культурных и других особенностей.
Статьей 14 Закона о развитии предпринимательства определен ряд принципов поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства: заявительный порядок обращения субъектов малого и среднего предпринимательства за оказанием поддержки; доступность инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства для всех субъектов малого и среднего предпринимательства; равный доступ субъектов малого и среднего предпринимательства, соответствующих критериям, предусмотренным федеральными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства, региональными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства, муниципальными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства, к участию в соответствующих программах; оказание поддержки с соблюдением требований, установленных Законом о защите конкуренции.
В соответствии с пунктом 2 статьи 16 Закона о развитии предпринимательства условия и порядок оказания поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, устанавливаются нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, принимаемыми в целях реализации государственных программ (подпрограмм) Российской Федерации, государственных программ (подпрограмм) субъектов Российской Федерации, муниципальных программ (подпрограмм).
Частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции установлено, что федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).
Согласно части 2 статьи 7 Закона о местном самоуправлении по вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, могут приниматься муниципальные правовые акты на основании и во исполнение положений, установленных соответствующими федеральными законами и (или) законами субъектов Российской Федерации.
Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации (часть 4 статьи 7 Закона о местном самоуправлении).
Из совокупности вышеприведенных норм законодательства следует, что издаваемые органами местного самоуправления акты не должны противоречить Закону о развитии предпринимательства, так как в случае несоответствия законодательству их реализация способна привести к ограничению конкуренции, что будет являться нарушением части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.
Как следует из материалов дела, постановлением Администрации города Югорска от 31.10.2013 N3278 "О муниципальной программе города Югорска "Социально-экономическое развитие и совершенствованию государственного и муниципального управления в городе Югорске на 2014-2020 годы" утверждена муниципальная программа (далее - Программа).
Разделом 2 подпрограммы II "Развитие малого и среднего предпринимательства" предусмотрены следующие виды поддержки:
- имущественная поддержка, включающая в себя формирование перечня муниципального имущества, предназначенного для поддержки Субъектов, применение понижающего коэффициента при аренде муниципального имущества Субъектами, осуществляющими деятельность в социально значимых (приоритетных) направлениях, и Субъектов, относящихся к особой категории;
- информационная поддержка, включающая в себя размещение на официальном сайте администрации Березовского района в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" средствах массовой информации информацию о видах и формах поддержки Субъектов, о проводимых мероприятиях, а также издания буклетов, статей о Субъектах и для Субъектов, содействие в организации проведения выставок, ярмарок, конкурсов с привлечением Субъектов к участию в подобных мероприятиях, проводимых на территории города и за его пределами.
- консультационная поддержка, включающая в себя предоставление консультаций по вопросам ведения предпринимательской деятельности.
- образовательная поддержка, включающая в себя семинары, тренинги, деловые игры, круглые столы.
- финансовая поддержка включает в себя предоставление Субъектам субсидий, с объемом финансирования.
Как следует из материалов дела, предоставление финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства осуществляется в соответствии с порядком, установленным постановлением Администрации города Югорска от 20.06.2014 N2786 "О порядке предоставления грантов в форме субсидий начинающим субъектам малого и среднего предпринимательства", постановлением администрации Югорска от 20.06.2014 N2787 "О порядке предоставления грантов в форме субсидий на реализацию проектов в сфере социального предпринимательства". Комиссия, проведя анализ указанного постановления, приходит к выводу о соответствии его требованиям Закона о развитии предпринимательства.
Пунктом 3.2.5 раздела 3 подпрограммы II "Развитие малого и среднего предпринимательства" установлено, что предоставление в пользование муниципального имущества согласно утвержденному реестру - оказание имущественной поддержки субъектам малого и среднего бизнеса осуществляется в виде передачи во владение и (или) в пользование муниципального имущества, в том числе земельных участков, зданий, строений, сооружений, нежилых помещений, оборудования, машин, механизмов, установок, транспортных средств, инвентаря, инструментов на возмездной или безвозмездной основах. Порядок и условия оказания имущественной поддержки Субъектов и Организаций устанавливается в соответствии с Порядком управления и распоряжения имуществом, находящимся в собственности муниципального образования городской округ город Югорск, Положением о приватизации имущества муниципального образования городской округ город Югорск, другими муниципальными правовыми актами.
В силу требований части 2 статьи 16, части 4.1 статьи 18 Закона о развитии предпринимательства условия и порядок оказания поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, а также порядок и условия предоставления в аренду имущества устанавливаются муниципальными правовыми актами.
Комиссией установлено, что с момента действия муниципальной программы (31.10.2013 г.) и до возбуждения настоящего дела (21.07.2015 г.) нормативных актов, устанавливающих порядок и условия предоставления в аренду имущества субъектам МСП, в рамках реализации муниципальной программы Администрацией города Югорска не выносились.
Таким образом, в нарушение требований части 2 статьи 16, части 4.1 статьи 18 Закона о развитии предпринимательства Администрация города Югорска не разработав нормативные акты, устанавливающие порядок и условия предоставления в аренду имущества субъектам МСП, в рамках реализации муниципальной программы, проявила бездействие, вследствие чего, субъекты МСП лишены возможности получить имущественную поддержку. Отсутствие порядка предоставления в аренду имущества субъектам МСП, способно привести к непроизвольным, неправомерным действиям со стороны Администрации города Югорска в случае принятия решений о предоставлении такого имущества субъектам МСП.
Таким образом, не разработав нормативные акты, определяющие порядок предоставления имущественной поддержки субъектам МСП, в рамках реализации муниципальной программы, Администрации города Югорска допустила бездействие, что является нарушением части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.
Администрацией города Югорска приняты меры по устранению нарушения действующего законодательства до вынесения решения антимонопольным органом решения путем вынесения постановления от 29.07.2015 N2675 "Об утверждении Положения о порядке формирования, ведения и опубликования перечня муниципального имущества муниципального образования городской округ город Югорск, предоставляемого во владение и (или) в пользование субъектам малого и среднего предпринимательства, а также порядке и условиях предоставления в аренду включенного в перечень имущества" (далее - Положение), постановления от 09.10.2015 N3124 "О внесении изменений в постановление администрации города Югорска от 29.07.2015".
Данное Положение предусматривает предоставление имущественной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства.
Пунктом 1.4 Положения установлено, что включенное в перечень имущество используется только в целях предоставления его в аренду на долгосрочной основе субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, и не подлежит отчуждению в частную собственность, за исключением возмездного отчуждения такого имущества в собственность субъектов малого и среднего предпринимательства в соответствии с Федеральным законом от 22.07.2008 N159-ФЗ "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося государственной собственности Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Согласно пункту 3.4 Положения проведение конкурсов или аукционов на право заключения договора аренды муниципального имущества осуществляется в порядке, установленном Приказом ФАС России от 10.02.2010 N67 "О порядке проведения конкурсов или аукционов на право заключения договора аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав в отношении государственного или муниципального имущества, и перечне видов имущества, в отношении которого заключение указанных договоров может осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса".
Комиссией также установлено что, Администрацией приняты меры по устранению нарушения действующего законодательства до вынесения антимонопольным органом решения путем вынесения постановления от 29.07.2015 N2675 "Об утверждении Положения о порядке формирования, ведения и опубликования перечня муниципального имущества муниципального образования городской округ город Югорск, предоставляемого во владение и (или) в пользование субъектам малого и среднего предпринимательства, а также порядке и условиях предоставления в аренду включенного в перечень имущества", постановления от 09.10.2015 N3124 "О внесении изменений в постановление администрации города Югорска от 29.07.2015".
По мнению Комиссии, такой порядок предоставления имущественной поддержки является прозрачным, равнодоступным и конкурентным, поскольку направлен на привлечение большего круга лиц и выявления из числа таких лиц, других заинтересованных субъектов МСП в получении имущественной поддержке.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 48 Закона о защите конкуренции Комиссия прекращает рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства в связи с добровольным устранением нарушения антимонопольного законодательства и его последствий лицом, совершившим такое нарушение.
Таким образом, Администрацией города Югорска добровольно устранены нарушения антимонопольного законодательства и его последствия.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, статьи 45, статьи 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия решила:
Признать бездействие Администрации города Югорска, выразившееся в не утверждении нормативно-правовых актов, определяющих порядок и условия предоставления имущественной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства, в рамках реализации муниципальной программы, утвержденной постановлением Администрации города Югорска от 31.10.2013 N3278 "О муниципальной программе города Югорска "Социально-экономическое развитие и совершенствованию государственного и муниципального управления в городе Югорске на 2014-2020 годы", нарушением части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Прекратить рассмотрение дела N 05-06-41/2015, возбужденного по признакам нарушения Администрацией города Югорска части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции", в связи с добровольным устранением нарушения антимонопольного законодательства и его последствий лицом, совершившим такое нарушение, на основании пункта 1 части 1 статьи 48 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Председатель Комиссии
Члены Комиссии:
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в арбитражный суд.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре от 23 октября 2015 г. N 05-06-41/2015
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 20.1.2016