Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю
от 9 марта 2010 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства,
в присутствии представителя Правительства Пермского края Миковой С.А. (по доверенности),
рассмотрев дело N 791-09-а возбужденное по признакам нарушения Правительством Пермского края статьи 15 Федерального закона от 26 июля 2006 г. N135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившимся в необоснованном препятствовании осуществлению деятельности кредитным организациям на рынке банковских услуг, путем издания постановления Правительства Пермского края от 03.06.2009 N345-п "Об утверждении Порядка размещения временно свободных денежных средств бюджета Пермского края на банковские депозиты кредитных организаций, имеющих высокую степень финансово-кредитной стабильности", что привело или могло привести к ограничению конкуренции на рынке банковских услуг, установила:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю поступило обращение Прокуратуры Пермского края с просьбой предоставления заключения на соответствие антимонопольному законодательству Постановления Правительства Пермского края от 03.06.2009 N 345-п "Об утверждении Порядка размещения временно свободных денежных средств бюджета Пермского края на банковские депозиты кредитных организаций, имеющих высокую степень финансово-кредитной стабильности" (далее - Постановление).
Данное Постановление устанавливает Порядок размещения временно свободных денежных средств бюджета Пермского края на банковские депозиты кредитных организаций, имеющих высокую степень финансово-кредитной стабильности (далее - Порядок), который в свою очередь определяет процедуру и условия размещения временно свободных денежных средств бюджета Пермского края на банковские депозиты кредитных организаций, имеющих высокую степень финансово-кредитной стабильности.
Как следует из содержания Порядка, утвержденного Постановлением, размещение временно свободных денежных средств бюджета Пермского края может осуществляться на банковские депозиты кредитных организаций, определенных по результатам отбора, в соответствии с требованиями, предусмотренными данным Порядком.
Пунктом 2.1.2 Порядка установлено такое требование к кредитным организациям, как наличие у кредитной организации собственных средств (капитала) в размере не менее 50 млн. рублей на последнюю отчетную дату, предшествующей дате отбора кредитных организаций.
На заседании Комиссии представитель Правительства Пермского края пояснила следующее.
Согласно абзацу 1 пункта 2 статьи 236 Бюджетного кодекса Российской Федерации порядок размещения бюджетных средств на банковские депозиты определяется соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Абзацем 2 пункта 2 статьи 236 установлено, что требования к кредитным организациям, в которых могут размещаться средства бюджетов субъектов Российской Федерации на банковские депозиты, должны соответствовать требованиям, установленным Правительством российской Федерации к кредитным организациям, в которых могут размещаться средства федерального бюджета на банковские депозиты.
Положениями статьи 48 Закона пермского края от 12.10.2007 N 111-ПК "О бюджетном процессе в Пермском крае" предусмотрено, что временно свободные средства бюджета Пермского края могут размещаться на банковских депозитах. Их размещение осуществляется на основании отбора финансовых организаций, проводимого в соответствии с законодательством Российской Федерации. Порядок размещения определяется Правительством Пермского края в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Размещение средств федерального бюджета осуществляется в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 29.03.2008 N227 "О порядке размещения средств федерального бюджета на банковские депозиты", без применения норм Федерального закона от 21.07.2005 N94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
Постановление Правительства Пермского края разработано и принято в соответствии с положениями статьи 236 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьи 48 Закона Пермского края от 12.10.2007 N111-ПК "О бюджетном процессе в Пермском крае" и постановления Правительства Российской Федерации от 29.03.2008 г. N227 "О порядке размещения средств федерального бюджета на банковские депозиты".
Размещение бюджетных средств Пермского края осуществляется на основе генерального соглашения по аналогии, применяемой на федеральном уровне (пункт 4 постановления правительства Российской Федерации, приказа министерства финансов российской Федерации от 09.04.2008 N42н "Об утверждении типовой формы генерального соглашения Федерального казначейства с кредитной организацией о размещении средств федерального бюджета на банковские депозиты и порядка его заключения").
Также на заседании Комиссии представитель Правительства Пермского края добавила, что во исполнение определения Верховного суда Российской Федерации от 09.12.2009 г. Правительство Пермского края издало Постановление от 29.12.2009 г. N1019-п "О внесении изменений в порядок размещения временно свободных денежных средств бюджета Пермского края на банковские депозиты кредитных организаций, имеющих высокую степень финансово-кредитной стабильности, утвержденный Постановлением Правительства Пермского края от 03.06.2009 N345-п".
Согласно данному Постановлению был признан утратившим силу пункт 2.1.2 Постановления N345-п от 03.06.2009, который содержал требование о "наличие у кредитной организации собственных средств (капитала) в размере не менее 50 млн. рублей на последнюю отчетную дату, предшествующей дате отбора кредитных организаций" и дополнен пункт 2.1.6 следующего содержания "наличие у кредитной организации собственных средств (капитала) в размере не менее 5 млрд. рублей на последнюю отчетную дату".
Изучив представленные документы и информацию, выслушав доводы стороны, Комиссия Пермского УФАС России пришла к следующим выводам.
Постановлением Правительство Пермского края от 03.06.2009 N345-п (далее - Постановление), опубликованным в бюллетене законов Пермского края, правовых актов губернатора Пермского края, Правительства пермского края, исполнительных органов государственной власти Пермского края N22 от 08.06.2009 г., утвержден Порядок размещения временно свободных денежных средств бюджета Пермского края на банковские депозиты кредитных организаций, имеющих высокую степень финансово-кредитной стабильности (далее - Порядок).
Порядок определяет процедуру и условия размещения временно свободных средств бюджета Пермского края на банковские депозиты кредитных организаций, имеющих высокую степень финансово-кредитной стабильности.
Размещение временно свободных денежных средств бюджета Пермского края на банковские депозиты производится с целью получения дохода в бюджет Пермского края в виде процентов.
С целью обеспечения возврата временно свободных денежных средств бюджета Пермского края их размещение осуществляется на банковские депозиты кредитных организаций, имеющих высокую степень финансово-кредитной стабильности.
Пункт 2.1. Порядка устанавливает требования, которым должны соответствовать кредитные организации, в которых могут размещаться временно свободные денежные средства бюджета Пермского края на банковские реквизиты. В частности, пункт 2.1.2 порядка предусматривает необходимость наличия у кредитной организации собственных средств (капитала) в размере не менее 50 млрд. рублей на последнюю отчетную дату, предшествующей дате отбора кредитных организаций.
Согласно части 2 статьи 236 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что порядок размещения бюджетных средств на банковские депозиты определяется соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации, при этом требования к кредитным организациям, в которых могут размещаться средства бюджетов субъектов Российской Федерации на банковские депозиты, должны соответствовать требованиям, установленным Правительством Российской Федерации к кредитным организациям, в которых могут размещаться средства федерального бюджета на банковские депозиты.
Правилами размещения средств федерального бюджета на банковские депозиты, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 марта 2008 года N227, определено, что одним из требований предъявляемым к кредитным организациям, в которых могут размещаться средства федерального бюджета, является наличие у кредитной организации собственных средств (капитала) в размере не менее 5 млрд. рублей по имеющейся в Центральном банке Российской Федерации отчетности на день проверки соответствия кредитной организации установленным требованиям.
Статьей 48 Закона Пермского края от 12.10.2007 N111-ПК "О бюджетном процессе в Пермском крае", предусмотрено, что временное свободные средства бюджета Пермского края могут размещаться на банковских депозитах. Их размещение осуществляется на основании отбора финансовых организаций, проводимого в соответствии с законодательством Российской Федерации. Порядок размещения определяется Правительством Пермского края в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Так, согласно действующему законодательству, наличие у кредитной организации собственных средств (капитала) в размере не менее 5 млрд. рублей является достаточным условием, в соответствии с которым в данной кредитной организации могут быть размещены бюджетные средства на банковские депозиты.
Согласно части 1 статьи 15 Федерального Закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), а также к необоснованному препятствованию осуществления деятельности хозяйствующим субъектам.
Таким образом, Комиссия пришла к выводу о наличии в действиях Правительства Пермского края нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, в части установления ограничивающего требования по наличию у кредитной организации собственных средств (капитала) в размере не менее 50 млрд. рублей в соответствии с Порядком размещения временно свободных денежных средств бюджета Пермского края на банковские депозиты кредитных организаций, имеющих высокую степень финансово-кредитной стабильности, утвержденным постановлением Правительства Пермского края от 03.06.2009 N 345-п, которое приводит (может привести) к необоснованному препятствованию осуществления деятельности хозяйствующим субъектам (кредитным организациям, у которых собственных капитал составляет менее 50 млрд.руб.), а также созданию преимущественных условий деятельности отдельным хозяйствующим субъектам (кредитным организациям, у которых собственный капитал составляет более 50 млрд.руб.), действующих на рынке банковских услуг.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 48 Закона о защите конкуренции Комиссия прекращает рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства в случае добровольного устранения нарушения антимонопольного законодательства и его последствий лицом, совершившим такое нарушение.
В целях добровольного устранения нарушения антимонопольного законодательства и его последствий Правительством Пермского края было издано Постановление от 29.12.2009 г. N1019-п "О внесении изменений в порядок размещения временно свободных денежных средств бюджета Пермского края на банковские депозиты кредитных организаций, имеющих высокую степень финансово-кредитной стабильности, утвержденный Постановлением Правительства Пермского края от 03.06.2009 N345-п".
Согласно данному Постановлению был признан утратившим силу пункт 2.1.2 Постановления N345-п от 03.06.2009, который содержал требование о "наличие у кредитной организации собственных средств (капитала) в размере не менее 50 млрд. рублей на последнюю отчетную дату, предшествующей дате отбора кредитных организаций" и дополнен пункт 2.1.6 следующего содержания "наличие у кредитной организации собственных средств (капитала) в размере не менее 5 млрд. рублей на последнюю отчетную дату".
Учитывая изложенное, а также принимая во внимание добровольное устранение нарушения антимонопольного законодательства и его последствий, Комиссия пришла к выводу об отсутствии оснований для выдачи Правительству Пермского края предписания о прекращении нарушения антимонопольного законодательства
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-3 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия Пермского УФАС России решила:
1. Признать факт нарушения Правительством Пермского края части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившийся в установление ограничивающего требования по наличию у кредитной организации собственных средств (капитала) в размере не менее 50 млрд. рублей в соответствии с Порядком размещения временно свободных денежных средств бюджета Пермского края на банковские депозиты кредитных организаций, имеющих высокую степень финансово-кредитной стабильности, утвержденным постановлением Правительства Пермского края от 03.06.2009 N 345-п, которое приводит (может привести) к необоснованному препятствованию осуществления деятельности хозяйствующим субъектам (кредитным организациям, у которых собственных капитал составляет менее 50 млрд.руб.), а также созданию преимущественных условий деятельности отдельным хозяйствующим субъектам (кредитным организациям, у которых собственный капитал составляет более 50 млрд.руб.), действующих на рынке банковских услуг.
2. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 48 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" прекратить рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства в связи с добровольным устранением Правительством Пермского края нарушения антимонопольного законодательства и его последствий.
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.
наверх
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 9 марта 2010 г.
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 20.1.2016