Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю
от 11 марта 2010 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства, рассмотрев дело N4 по признакам нарушения ООО "Полигон Яр" и Комитетом экономического развития и торговли администрации города Ставрополя статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 года N135 -ФЗ "О защите конкуренции" в части повышения и поддержания цен (тарифов) на услуги по приему и захоронению твердых бытовых отходов,
УСТАНОВИЛА:
В управление Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю обратилось ЗАО "САХ" г. Ставрополя с жалобой на действия ООО "Полигон Яр".
ООО "Полигон Яр" предоставляет услуги по утилизации твердых бытовых отходов. В соответствии с ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" N210-ФЗ от 30.12.2004 г тарифы на утилизацию (захоронение) твердых бытовых отходов подлежат регулированию органами местного самоуправления.
Постановлением Главы города Ставрополя "Об установлении предельного тарифа на услуги, оказываемые ООО "Полигон Яр", по приему и захоронению твердых бытовых отходов" N385 от 29.12.2008 г с 01.01.2009 г установлен предельный тариф на данные услуги в размере 49,14 руб. за 1 м3 твердых бытовых отходов.
Решением Арбитражного суда Ставропольского края от 27 мая 2009 г по делу NА63-1018/2009-С6-37 признано недействующим постановление Главы города Ставрополя N385 от 29.12.2008 г как несоответствующее пункту 1.2 постановления Региональной тарифной комиссии Ставропольского края от 30.10.2008 г N30/1 "Об утверждении индексов максимально возможного изменения установленных тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса с учетом надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, предельных индексов изменения размеров платы граждан за жилое помещение и предельных индексов изменения размеров платы граждан за коммунальные услуги на 2009 год".
Основанием для такого решения послужило превышение установленного предельного индекса максимально возможного изменения установленных тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, вместо 117,2% был применен индекс 138.07%.
Доводы Главы города Ставрополя и Комитета экономического развития и торговли администрации города Ставрополя о соответствии установленного тарифа на услуги ООО "Полигон Яр" на 2009 год предельному индексу его изменения, установленному постановлением Региональной тарифной комиссии, судом были отклонены, поскольку сравнение величины изменения тарифа должно осуществляться в сопоставимом значении с учетом НДС или без учета НДС. Необходимость данного подхода обусловлена основным принципом регулирования тарифов и надбавок, а именно: достижение баланса интересов потребителей товаров и услуг организаций коммунального комплекса и интересов, указанных организаций, обеспечивающего доступность этих товаров и услуг для потребителей и эффективное функционирование организаций коммунального комплекса. Данный принцип закреплен пунктом 1 части 1 статьи 3 Федерального закона "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" N210 от 30.12.2004 г.
Федеральный Арбитражный суд Северо-Кавказского округа своим постановлением от 04.09.2009 г оставил решение Арбитражного суда Ставропольского края от 27 мая 2009 г по делу NА63-1018/2009-С6-37 в силе.
Глава города Ставрополя во исполнение решения суда принял постановление N1020 от 15.10.2009 г "О признании утратившим силу постановления Главы г. Ставрополя от 29.12.2008 г N385 "Об установлении предельного тарифа на услуги, оказываемые обществом с ограниченной ответственностью "Полигон Яр", по приему и захоронению твердых бытовых отходов". В тоже время администрацией не было указано, каким же тарифом должно пользоваться ООО "Полигон Яр" при расчетах с потребителями с 27 мая 2009 г.
На рассмотрении дела представитель ООО "Полигон Яр" пояснил следующее. На 2009 год постановлением Главы города Ставрополя от 29.12.2008 г N385 был установлен предельный тариф на услуги, оказываемые ООО "Полигон Яр", по приему и захоронению твердых бытовых отходов в размере 49,14 рублей за 1 м3. С 27 мая 2009 г решением Арбитражного суда Ставропольского края данный тариф был отменен. Решение вступило в силу немедленно. После решения арбитражных судов ООО "Полигон Яр" обратился в администрацию города об установлении тарифа. Общество считало, что пересмотр тарифа будет производиться по ранее представленным документам. Однако администрация потребовала новый пакет документов. Установление тарифа затянулось до конца года. С мая по декабрь месяцы 2009 года образовался период в течение, которого, ООО "Полигон Яр" должно было применять ранее установленный тариф, то есть, установленный до мая - 49.14 руб.м3. ООО "Полигон Яр" самостоятельно тариф на свои услуги изменить или установить не может.
Представители комитета коммунального хозяйства администрации города Ставрополя пояснили, что ООО "Полигон Яр" представил в комитет свою производственную программу в октябре месяце 2009 года. Комитет проанализировал данную программу и признал, что мероприятия программы, объемы выполнения работ соответствуют нормативным документам, регламентирующим деятельность полигонов твердых бытовых отходов, существующим проектам выполнения работ на полигоне ООО "Полигон Яр". Производственная программа соответствует требованиям экологических и технических нормативов предъявляемым к полигонам твердых бытовых отходов. Свое заключение от 22.10.2009 г N08-04/7031вх-12 комитет коммунального хозяйства направил Главе города Ставрополя для расчета тарифа ООО "Полигон Яр" на услуги по приему и захоронению твердых бытовых отходов на 2009 г в соответствии с данной программой.
Представители администрации города Ставрополя и комитета экономического развития и торговли администрации города Ставрополя на заседании комиссии по рассмотрению дела пояснили следующее.
Тариф на утилизацию твердых бытовых отходов на 2009 год в размере 49,14 руб. за 1м3 был установлен органом местного самоуправления в пределах его компетенции, в соответствии с ФЗ "Об общих принципах организаций местного самоуправления в Российской Федерации", ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса", а также решением Ставропольской городской Думы от 30.08.2006 г N96 "Об утверждении Положения о порядке установления цен (тарифов) на товары (работы, услуги), подлежащих регулированию органами местного самоуправления города Ставрополя".
При принятии оспариваемого постановления орган местного самоуправления руководствовался ФЗ от 30.12.2004 г N210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса", постановлением Правительства РФ от 14.07.2008 г N520 "Об основах ценообразования и порядке регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса", приказом Федеральной службы по тарифам от 05.08.2008 г N128-э/2 "Об утверждении индексов максимально возможного изменения установленных тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, оказывающих услуги в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов с учетом надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, оказывающих услуги в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов на 2009 год", постановлением Региональной тарифной комиссии Ставропольского края от 30.10.2008 г N30/1 "Об утверждении индексов максимально возможного изменения установленных тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса с учетом надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, предельных индексов изменения размеров платы граждан за жилое помещение и предельных индексов изменения платы граждан за коммунальные услуги на 2009 год"
Ранее действующий тариф по приему и захоронению ТБО был установлен постановлением главы г. Ставрополя от 05.06.2006 г N2302 "Об установлении предельного тарифа на услуги, оказываемые ООО "Полигон Яр" по приему и захоронению твердых бытовых отходов" в размере 42 рублей за 1м3 с учетом НДС.
Постановлением главы г. от 18.07.2007 г N2013 "О внесении изменения в постановление Главы города Ставрополя от 05.06.2006 г N2302 "Об установлении предельного тарифа на услуги, оказываемые ООО "Полигон Яр" по приему и захоронению твердых бытовых отходов" были внесены изменения в части продления срока действия установленного тарифа до 12 июля 2008 года
Постановлением Главы города Ставрополя от 24.12.2008 N354 "О внесении изменения в постановление Главы города Ставрополя от 05.06.2006 г N2302 "Об установлении предельного тарифа на услуги, оказываемые ООО "Полигон Яр" по приему и захоронению твердых бытовых отходов" были внесены изменения в части продления срока действия установленного тарифа до 31 декабря 2008 года.
Таким образом, срок действия тарифа составил два года пять месяцев: с 12.07.2006 г по 31.12.2008 г.
Расчетные материалы ООО "Полигон Яр" по обоснованию затрат на прием и захоронение 1м3 ТБО на 2009 год были рассмотрены Комитетом экономического развития и торговли администрации г. Ставрополя в соответствии с установленной компетенцией.
Для обоснования тарифа на 2009 год в комитет экономического развития и торговли администрации города Ставрополя ООО "Полигон Яр" были представлены следующие материалы:
- производственная программа по обеспечению оказания услуг по приему и захоронению твердых бытовых отходов на 2009т год;
- заключение городского хозяйства администрации города Ставрополя о согласовании мероприятий, включенных в производственную программу;
- материалы по расчету планируемого тарифа в целях обеспечения финансовых потребностей, необходимых для выполнения данной производственной программы.
Основанием для пересмотра тарифа является прогнозный рост цен на горюче-смазочные материалы, электрическую энергию, запасные части для транспортных средств, увеличение фонда оплаты труда работников на 2009 г, а также иные обстоятельства, в том числе и переход организации на упрощенный режим налогообложения. На 2009 год организацией был заявлен тариф в размере 50,40 руб. за 1м3 ТБО.
Поскольку ООО "Полигон Яр" с 2008 года находится на специальном налоговом режиме - упрощенной системе налогообложения, и планирует указанный налоговый режим на 2009 год, то в заявленный тариф были включены отдельные расходы с учетом НДС (затраты на приобретение (оплату) материалов, запасных частей, топлива, коммунальных и иных услуг и т.д.) Согласно действующему порядку учета расходов, принятому при бухгалтерском учете организации, находящейся на упрощенной системе налогообложения, сумма уплаченного НДС, является отдельным видом расходов.
Комитетом городского хозяйства города Ставрополя было представлено заключение о согласовании мероприятий, включенных в производственную программу, и о размере плановых финансовых потребностей, необходимых для выполнения указанных мероприятий.
Комитетом экономического развития и торговли администрации города Ставрополя была детально рассмотрена экономическая обоснованность плановых затрат, включаемых в расчет тарифа. В результате рассмотрения были произведены корректировки отдельных статей расходов и уменьшен объем денежных средств, необходимый для выполнения производственной программы ООО "Полигон Яр", на сумму 1007032 руб. Исходя из экономически обоснованных планируемых затрат был рассчитан соответствующий тариф на прием и захоронение ТБО.
Постановлением Главы города Ставрополя от 29.12.2008 г N385 "Об установлении предельного тарифа на услуги, оказываемые обществом с ограниченной ответственностью "Полигон Яр" по приему и захоронению твердых бытовых отходов" с 1 января 2009 года установлен тариф в размере 49,14 рублей за один кубический метр ТБО, который является экономически обоснованным.
Индекс роста установленного Главой города Ставрополя ООО "Полигон Яр" тарифа на прием и захоронение ТБО в сравнении с действующим на конец предыдущего периода регулирования составил 117.0% и, таким образом, не превысил индекс, предусмотренный постановлением Региональной тарифной комиссии Ставропольского края от 30.10.2008 г N30/1 в размере 117,2%.
Вместе с тем, решением Арбитражного суда Ставропольского края от 27.05.2009 г было признано недействующим постановление Главы города Ставрополя от 29.12.2008 г N385, как несоответствующее п.1.2 постановления Региональной тарифной комиссии Ставропольского края от 30.10.2008 г N30/1. Постановление кассационной инстанции от 04.09.2009 г указанный судебный акт оставлен без изменений.
Согласно решению суда положения нормативного правового акта, признанные недействующими не подлежат применению с момента вступления в законную силу решения суда и должны быть приведены в соответствие с указанными положениями постановление региональной тарифной комиссии Ставропольского края от 30.10.2008 г N30/1.
Во исполнение решения суда постановлением администрации города Ставрополя от 15.10.2009 г N1020 постановление Главы города Ставрополя от 29.12.2008 г N385 было признано утратившим силу.
Региональной тарифной комиссией Ставропольского края, в ответ на запрос администрации города Ставрополя, было сообщено, что размер предельного тарифа на услуги, оказываемые ООО "Полигон Яр" в размере 49,14 руб. за 1м3 ТБО не превышает предельный индекс в размере 117,2% и не противоречит вышеуказанному постановлению РТК СК.
В связи с этим было подготовлено и принято постановление администрации города Ставрополя от 30.12.2009 г N1897 "Об установлении предельного тарифа на услуги, оказываемые обществом с ограниченной ответственностью "Полигон Яр" по приему и захоронению твердых бытовых отходов", которым установлен тариф в размере 49,14 руб. за 1м3
Выслушав доводы сторон, изучив представленные и дополнительно полученные материалы Комиссия пришла к следующим выводам:
1. ООО "Полигон Яр" является единственным в г. Ставрополе полигоном по захоронению твердых бытовых отходов и находится в реестре хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более 35%.
2. В соответствии с Федеральным законом от 30.12.2004 г N210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" тарифы на услуги по приему и захоронению твердых бытовых отходов подлежат регулированию. В соответствии с данным законом органы муниципального образования регулируют тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса, осуществляющих утилизацию (захоронение) твердых бытовых отходов.
В соответствии с Положением о порядке установления цен (тарифов) на товары (работы, услуги), подлежащих регулированию органами местного самоуправления города Ставрополя, утвержденным Решением Ставропольской городской думы от 30.08.2006 г N96 на комитет экономического развития и торговли администрации города Ставрополя возложены обязанности по рассмотрению предложений об установлении цен (тарифов) и проверка соответствия, указанных предложений требованиям действующему законодательству.
3. Постановлением Главы города Ставрополя от 18.07.2007 г N2013 "Об установлении предельного тарифа на услуги, оказываемые обществом с ограниченной ответственностью "Полигон Яр" по приему и захоронению твердых бытовых отходов" был установлен тариф на 2008 год в размере 42 руб. с НДС за 1м3 твердых бытовых отходов.
С 01 января 2008 года ООО "Полигон Яр" перешло на упрощенную систему налогообложения, исключающую НДС.
Несмотря на упрощенный порядок налогообложения ООО "Полигон Яр" в период с 01.01.2008 по 23.07.2008 осуществляло расчеты с ЗАО "САХ" с применением тарифа 42 рубля за 1 куб.м без выделения суммы НДС.
Впоследствии ООО "Полигон Яр" произвело перерасчет суммы оказанных ЗАО "САХ" услуг путем снижения тарифа на 18% с направлением Актов приемки выполненных работ за период 2008 года с указанием тарифа в сумме 35 рубля 59 копейки, что соответствует тарифу, установленному Постановлением Главы города Ставрополя, без учета НДС.
Постановлением Главы города Ставрополя от 29.12.2008 г N385 "Об установлении предельного тарифа на услуги, оказываемые обществом с ограниченной ответственностью "Полигон Яр" по приему и захоронению твердых бытовых отходов" был установлен тариф на 2009 год в размере 49,14 руб. за 1м3 твердых бытовых отходов.
4. В силу части 3 статьи 4 Федерального закона от 30.12.2004 N 210 "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с предельными индексами, установленными федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов и надбавок, устанавливают предельные индексы по муниципальным образованиям до принятия закона субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации на очередной финансовый год. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации вправе установить только индексы максимально возможного изменения установленных тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса с учетом надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса. Указанные предельные индексы устанавливаются исходя из объемов производимых товаров и оказываемых услуг организаций коммунального комплекса с учетом утвержденных представительными органами местного самоуправления инвестиционных программ организаций коммунального комплекса, а также с учетом местных и иных особенностей.
Постановлением Региональной тарифной комиссии N 30/1 от 30.10.2008 "Об утверждении индексов максимально возможного изменения установленных тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса с учетом надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, предельных индексов изменения размеров платы граждан за жилое помещение и предельных индексов изменения размеров платы граждан за коммунальные услуги на 2009 год" установлено, что предельный индекс максимально возможного изменения установленных тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, оказывающих услуги в сфере утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов, установлен на 2009 год в размере 117,2% в среднем по каждому муниципальному образованию Ставропольского края.
Пункт 7 части 2 статьи 5 Федерального закона от 30.12.2004 N 210 "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" предусматривает право органов местного самоуправления устанавливать тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса и надбавки к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса в соответствии с предельным индексом, установленным органом регулирования субъекта Российской Федерации для соответствующего муниципального образования.
Соответственно тарифы на услуги организаций коммунального комплекса, установленные органом местного самоуправления, должны соответствовать предельному индексу, установленному органом регулирования субъекта Российской Федерации.
В виду того, что установленный Постановлением от 29.12.2008 г N385 тариф на 2009 год в размере 49,14 руб. за 1м3 твердых бытовых отходов, превысил установленный предельный индекс максимально возможного изменения установленных тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, а именно фактически был применен индекс 138.07%, против 117,2%, установленного РТК СК, ЗАО "САХ" обжаловало данное постановление в судебном порядке.
5. Решением арбитражного суда Ставропольского края от 27 мая 2009 г по делу NА63-1018/2009-С6-37 было признано недействующим постановление Главы города Ставрополя от 29.12.2008 г N385 "Об установлении предельного тарифа на услуги, оказываемые обществом с ограниченной ответственностью "Полигон Яр" по приему и захоронению твердых бытовых отходов", как несоответствующим пункту 1.2 постановления Региональной тарифной комиссии Ставропольского края от 30.10.2008 г N30/1 "Об утверждении индексов максимально возможного изменения установленных тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса с учетом надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, предельных индексов изменения размеров платы граждан за жилое помещение и предельных индексов изменения платы граждан за коммунальные услуги на 2009 год".
Судом были отклонены доводы Главы администрации и Комитета экономического развития и торговли администрации города Ставрополя о соответствии установленного тарифа на услуги ООО "Полигон Яр" на 2009 год предельному индексу его изменения, установленному указанным постановлением Региональной тарифной комиссии, поскольку сравнение величины изменения тарифа должно осуществляться в сопоставимом значении с учетом НДС или без учета НДС. Необходимость данного подхода обусловлена основным принципом регулирования тарифов и надбавок, а именно: достижение баланса интересов потребителей товаров и услуг организаций коммунального комплекса и интересов указанных организаций, обеспечивающего доступность этих товаров и услуг для потребителей и эффективное функционирование организаций коммунального комплекса. Данный принцип закреплен пунктом 1 части 1 статьи 3 Федерального закона "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" N210-ФЗ от 30.12.2004 г.
Решением суда установлено, что тарифы, установленные постановлением N 385 превышают предельный индекс максимально возможного изменения тарифов на услуги ООО "Полигон Яр" (117,2%), предусмотренные постановлением РТК СК N 30/1, следовательно, не соответствуют Закону "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса". До конца 2008 года ООО "Полигон Яр" был установлен тариф на услуги по приему и захоронению твердых бытовых отходов в размере 42 рублей с НДС 18%. С января 2008 года ООО "Полигон Яр" перешло на упрощенную систему налогообложения. Несмотря на упрощенный порядок налогообложения ООО "Полигон Яр" в период с 01.01.2008 по 23.07.2008 осуществляло расчеты с ЗАО "САХ" с применением тарифа 42 рубля за 1 куб. м без выделения суммы НДС. Впоследствии ООО "Полигон Яр" произвело перерасчет суммы оказанных ЗАО "САХ" услуг путем снижения тарифа на 18% с указанием тарифа в сумме 35 рублей 59 копеек, что соответствует тарифу, установленному ООО "Полигон Яр" без учета НДС.
Решением суда установлено, что максимальный тариф на услуги ООО "Полигон Яр" без учета НДС на 2009 год должен составлять не более 41 рубля 71 копейки (35 рублей 59 копеек х 117,2 %). Судом отмечено, что в случае сравнения тарифов с учетом НДС и без его учета изменение фактического тарифа для конкретного потребителя услуг ООО "Полигон Яр" может превысить предельно допустимый индекс. В рассматриваемом случае изменение тарифа без учета НДС для ЗАО "САХ" в 2009 году по сравнению с 2008 годом составил 138,07% (49.14 руб.: 35.59 руб. х 100%).
Решение Арбитражного суда Ставропольского края вступило в силу немедленно после его принятия, то есть с 27.05.2009 года, и резолютивной частью решения постановлено, что положения нормативного правового акта, признанные настоящим решением арбитражного суда недействующими, не подлежат применению с момента вступления в законную силу решения суда и должны быть приведены Главой города Ставрополя в соответствие с указанными положениями Постановления Региональной тарифной комиссии Ставропольского края от 30.10.2008 года N 30/1, имеющего большую юридическую силу, в месячный срок со дня получения настоящего решения в окончательной форме.
6. Постановлением Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 04.09.2009 г решение арбитражного суда Ставропольского края оставлено без изменений.
При этом, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа не принимал обеспечительных мер в виде приостановления действия решения арбитражного суда Ставропольского края, о чем подтвердили стороны на рассмотрении дела. Соответственно решение арбитражного суда Ставропольского края подлежало немедленному исполнению как со стороны администрации города Ставрополя, так и со стороны ООО "Полигон Яр".
7. Доказательства о невозможности исполнения решения арбитражного суда Ставропольского края в установленные сроки сторонами представлено не было.
8. Повторно тариф для ООО "Полигон Яр" на услуги по приему и захоронению твердых бытовых отходов в размере 49,14 руб. за 1м3 был установлен Постановлением администрации города Ставрополя от 30.12.2009 г N1897. Новый тариф был установлен в том же размере, что и тариф который был отменен судом ввиду его завышенности. Кроме того, и это на заседании комиссии было подтверждено представителями администрации и ООО "Полигон Яр", к вновь установленному тарифу была представлена обществом и одобрена комитетом коммунального хозяйства администрации г. Ставрополя та же производственная программа, что и к тарифу, утвержденному постановлением Главы города Ставрополя от 29.12.2008 г N385.
9. Процедура установления цен (тарифов) на товары (работы, услуги), подлежащие регулированию органами местного самоуправления города Ставрополя определена "Положением о порядке установления цен (тарифов) на товары (работы, услуги), подлежащие регулированию органами местного самоуправления города Ставрополя, утвержденным Решением Ставропольской городской Думы от 30.08.2006 г N96".
Доводы администрации и комитета экономического развития и торговли о том, что инициатива по установлению тарифа на прием и захоронение ТБО должна исходить от ООО "Полигон Яр" не принимаются в связи с тем, что пункт 9 "Инициатива установления цен (тарифов)", вышеназванного Положения - предусматривает:
Предложения об установлении цен (тарифов) могут вносить:
- хозяйствующие субъекты, осуществляющие производство (реализацию) товаров (выполнение работ, оказание услуг, цены (тарифы) на которые подлежат регулированию органами местного самоуправления города Ставрополя;
- комитет экономического развития и торговли администрации города Ставрополя и иные отраслевые органы администрации города Ставрополя по поручению Главы города Ставрополя, вице-мера города Ставрополя, первого заместителя (заместителя) главы города Ставрополя или по собственной инициативе.
Комитет экономического развития и торговли администрации города Ставрополя, имея обязанность по установлению, подлежащего регулированию тарифа на прием и захоронение твердых бытовых отходов, не проявил инициативу по обращению в ООО "Полигон Яр" о предоставлении требуемых материалов для утверждения нового тарифа.
10. В тоже время, тарифы на оказываемые услуги ООО "Полигон Яр" подлежат государственному регулированию. Поскольку решением суда от 27.05.2009 г утвержденный тариф для ООО "Полигон Яр" был отменен, указанное общество было обязано обратиться в комитет экономического развития и торговли администрации города Ставрополя с пакетом документов для утверждения тарифа на прием и захоронение твердых бытовых отходов. Однако образовавшийся правовой вакуум был выгоден обществу, поскольку позволял в течении длительного времени оказывать услуги по приему ТБО с использованием тарифа, признанного судом завышенным и, в следствие этого, незаконным.
11. Вышеизложенное обстоятельство свидетельствует о том, что как ООО "Полигон Яр", так и администрация города Ставрополя были обязаны принять меры к скорейшему установлению тарифа на оказание услуг по приему и захоронению ТБО. Однако таких мер не было принято без объективных на то причин, что свидетельствует о наличии согласованных действий комитета экономического развития и торговли администрации города Ставрополя и ООО "Полигон Яр" на затягивание процедур установления тарифа.
Материалами дела подтверждено, что органы местного самоуправления, после отмены судом тарифа на прием и захоронение твердых бытовых отходов на 2009 год, не предприняли никаких мер по исполнению своей обязанности по установлению нового тарифа. С 27.05.2009 г и до 07.10.2009 г, когда ООО "Полигон Яр" обратился в администрацию города Ставрополя об установлении нового тарифа, не предпринималось ни каких мер по установлению тарифа. Тариф был установлен только 30.12.2009 г постановлением администрации г. Ставрополя N1897, сроком до 31.12.2009 г и вступал в действие с момента опубликования его в газете "Вечерний Ставрополь". Постановление было опубликовано 31.12.2009 г. Таким образом, тариф был установлен на один день.
12. Комиссия отклоняет доводы ООО "Полигон Яр" о том, что в период мая - декабря 2009 г., ООО "Полигон Яр" должно было применять ранее установленный тариф, то есть, установленный до мая - 49.14 руб.м3, в виду следующего. Данный тариф 49.14 руб/м3 решением суда признан недействующим и не подлежащим применению с момента вступления в законную силу решения суда. Следовательно, ООО "Полигон Яр" должно было применять тариф действующий до принятия Постановления N 385 от 29.12.2008 г., который к тому же на 2008 ООО "Полигон Яр" применял, произведя перерасчет суммы оказанных ЗАО "САХ" услуг путем снижения тарифа на 18% с указанием тарифа в сумме 35 рублей 59 копеек, что соответствует тарифу, установленному ООО "Полигон Яр" без учета НДС.
13. Комиссия отклоняет доводы администрации города Ставрополя и комитета экономического развития и торговли администрации города Ставрополя об обосновании своей позиции, разъяснениями Региональной тарифной комиссией Ставропольского края, о том что размер предельного тарифа на услуги, оказываемые ООО "Полигон Яр" в размере 49,14 руб. за 1м3 ТБО не превышает предельный индекс в размере 117,2% и не противоречит вышеуказанному постановлению РТК СК. Данное разъяснение дает переоценку обстоятельств установленных судом и выводов решения суда.
В силу выводов решения суда администрация города Ставрополя должна была утвердить тариф на 2009 год, не превышающий предельного индекса 117,2%. Администрацией этого сделано не было. Вместо этого в конце декабря 2009 года был утвержден тариф 49,14 руб/м3, т.е. в том же размере, что и отмененный решением суда как превышающий предельный индекс и нарушающий Федеральный закон "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса". Тем самым была предпринята попытка легализовать действия ООО "Полигон Яр" по продолжению взимания тарифа в размере, отмененном решением суда.
14. В результате выше указанных действий Комитета экономического развития и торговли администрации города Ставрополя, Администрации города Ставрополя, ООО "Полигон Яр" продолжал применять при расчетах с контрагентами тариф, признанный судом недействительным, ввиду его завышенности.
15. В результате указанных действий Администрации города, ее структурных подразделений и ООО "Полигон Яр", последний применял недействующий тариф на прием и захоронение твердых бытовых отходов, чем были ущемлены интересы ЗАО "САХ" как хозяйствующего субъекта и затронуты его материальные интересы.
Согласно абзаца 2 пункта 5 Постановления Пленума Высшего арбитражного суда Российской Федерации от 30.06.2008 г N30 необходимо учитывать, что прекращая нарушение антимонопольного законодательства, антимонопольный орган не вправе в рамках своей компетенции разрешать гражданско-правовые споры хозяйствующих субъектов. В частности, он не полномочен защищать субъективные гражданские права потерпевшего от такого нарушения путем вынесения предписания нарушителю об уплате контрагенту задолженности или о возможности понесенных убытков.
Следовательно констатируя и принимая меры к устранению выявленного нарушения, комиссия УФАС не правомочна принимать меры к проведению перерасчета тарифа для ЗАО "САХ". ЗАО "САХ" вправе обратиться по вопросу пересчета выставленного ему тарифа в 2009 году в арбитражный суд Ставропольского края.
16. Статья 16 Федерального закона "О защите конкуренции" запрещает соглашения между федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерацией или между ними и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности к повышению, снижению или поддержанию цен (тарифов), за исключением случае, если такие соглашения предусмотрены федеральными законами или нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.
17. Вышеизложенное свидетельствует о наличии в действиях ООО "Полигон Яр" и администрации города Ставрополя в лице комитета экономического развития и торговли администрации города Ставрополя согласованных действий, направленных на поддержанию тарифов по приему и захоронению твердых бытовых отходов в размере, признанном судом необоснованно завышенным.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49, частью 1 статьи 50 Федерального закона от 26.07.2006 г. N135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать ООО "Полигон Яр" и Комитет экономического развития и торговли администрации города Ставрополя своими действиями нарушившим пункт 1 статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 г. N135-ФЗ "О защите конкуренции" в части повышения и поддержания цен (тарифов) на прием и захоронение твердых бытовых отходов
2. Выдать ООО "Полигон Яр", Комитету экономического развития и торговли администрации города Ставрополя и Администрации города Ставрополя предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства вследствие чего:
- при утверждении тарифа на прием и захоронение твердых бытовых отходов руководствоваться действующим законодательством в части не превышения предельных индексов максимально возможных изменений тарифов на товары (услуги) организаций коммунального комплекса
Председатель Комиссии
Члены Комиссии
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.
Примечание: За невыполнения в установленный срок законного предписания антимонопольного органа частью 2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.
ПРЕДПИСАНИЕ N23
о прекращении нарушений антимонопольного законодательства
11 марта 2010 года, г. Ставрополь
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 N135 - ФЗ "О защите конкуренции" на основании своего решения от 11 марта 2010 года по делу N4, возбужденного в отношении ООО "Полигон Яр" и Комитета экономического развития и торговли администрации города Ставрополя о нарушении статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 года N135 -ФЗ "О защите конкуренции" в части повышения и поддержания цен (тарифов) на услуги по приему и захоронению твердых бытовых отходов,
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
1. ООО "Полигон Яр", Комитету экономического развития и торговли администрации города Ставрополя и Администрации города Ставрополя прекратить нарушение антимонопольного законодательства в связи с чем:
- при утверждении тарифа на прием и захоронение твердых бытовых отходов руководствоваться действующим законодательством в части не превышения предельных индексов максимально возможных изменений тарифов на товары (услуги) организаций коммунального комплекса
2. О выполнении настоящего Предписания сообщить в Ставропольское УФАС России в срок до 14 мая 2010 года.
Председатель Комиссии
Члены Комиссии
Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.
Примечание: За невыполнения в установленный срок законного предписания антимонопольного органа частью 2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю от 11 марта 2010 г.
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 20.1.2016