Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю
от 10 марта 2010 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе, рассмотрев дело N 060-10-р по признакам нарушения ст.16 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" в отношении ООО "Пресса-ТОМ" (618740, Пермский край, г. Добрянка, ул. К. Маркса, 80), возбужденное по заявлению Трутнева М.В. (614002, г. Пермь, ул. Островского, 113-104),
в присутствии директора ООО "Пресса-ТОМ" - Крохалевой Т.П. (Протокол N 2 от 14.10.2005 г)
в присутствии Трутнева М.В. (предъявлен паспорт), установила:
В Пермское УФАС России поступило заявление Трутнева М.В. (вх. N 16133-09 от 30.12.2009 г) о ненадлежащей рекламе, распространяемой в газете "ЗОРИ ПЛЮС" N 46 (214) (далее - Газета).
В целях рассмотрения заявления по существу Управлением направлен запрос (исх. N 0167-10 от 15.01.2010 г) в адрес учредителя и издателя газеты "ЗОРИ ПЛЮС" - ООО "Пресса-ТОМ".
В результате представленной информации установлено следующее.
На странице 4 Газеты в рубрике "Наши права" размещена информационная статья "К бою с чинушами готовсь!", содержащая сведения рекламного характера о юридических услугах, оказываемых адвокатом Андреем Вижовитовым, а именно: "В редакцию газеты обратился адвокат Андрей Вижовитов. Он столкнулся с фактами нарушения закона органами муниципальной власти и призывает не мириться с беззаконием_" (далее по тексту идет перечисление фактов нарушений администрацией Добрянского муниципального района законных интересов граждан в сфере жилищных отношений) "_Я (Андрей Вижовитов) в свою очередь обещаю правовую поддержку настолько, насколько мне позволят время и силы_предлагаю обращаться к вашему покорному слуге с такой информацией. Заявляю, что анонимность я гарантирую. И привлекать правоохранительные органы будем лишь по согласованию с вами_Обращаться ко мне можно по телефону 8-912-78-243-71".
Данная информация не содержит пометки "реклама" или пометки "на правах рекламы" и, следовательно, противоречит требованиям ст.16 Федерального закона "О рекламе".
Газета "ЗОРИ ПЛЮС" зарегистрирована в качестве средства массовой информации 27 октября 2006 года, номер свидетельства ПИ N ФС 18-3031. Примерная тематика и (или) специализация - информационная, реклама менее 40%.
На заседании Комиссии по делу N 060-10-р директор ООО "Пресса-ТОМ" - Крохалева Т.П. факт нарушения законодательства о рекламе не признала, считая, что указанная информация не является рекламой, поскольку была размещена в Газете на безвозмездной основе, и не направлена на привлечение внимания потенциальных потребителей к деятельности адвоката Андрея Вижовитова.
Комиссия не может согласиться с доводом представителя ООО "Пресса-ТОМ" по следующим основаниям.
В силу нормативного определения понятия "рекламы", содержащегося в п.1 статьи 3 Федерального закона от 13.03.2006 N38-ФЗ "О рекламе", под рекламой понимается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Из приведенного определения понятия "реклама" следует, что реклама может распространяться в любой форме. Согласно Толковому словарю русского языка под ред. С.И. Ожегова, Н.Ю. Шведовой (М.: Азъ, 1993), форма - это способ существования содержания, неотделимый от него и служащий его выражением. В данном случае спорная реклама распространена в печатной форме.
Также, согласно определению, закрепленному ст.3 Федерального закона "О рекламе" реклама может распространяться с помощью любых средств. В данном случае таким средством является газета "ЗОРИ ПЛЮС" N 46 (214).
Рекламная информация должна быть направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования. Под объектом рекламирования в силу п.2 ст.3 Федерального закона "О рекламе" понимается товар, средство его индивидуализации, изготовитель или продавец товара, на привлечение внимания к которым направлена реклама. Соответственно, товар определен законодателем как продукт деятельности (работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.
Информация, в частности: "_Я (адвокат Андрей Вижовитов) в свою очередь обещаю правовую поддержку настолько, насколько мне позволят время и силы_предлагаю обращаться к вашему покорному слуге с такой информацией. Заявляю, что анонимность я гарантирую. И привлекать правоохранительные органы будем лишь по согласованию с вами_Обращаться ко мне можно по телефону 8-912-78-243-71", размещенная адвокатом Вижовитовым на странице 4 Газеты направлена на привлечение внимание к оказываемым им юридическим услугам, а также формирует и поддерживает интерес к этим услугам.
Кроме того, Федеральный закон "О рекламе" не устанавливает такой признак отнесения информации к рекламе как оплата этой информации.
Таким образом, информация о юридических услугах, оказываемых адвокатом Вижовитовым, размещенная на странице 4 Газеты, отвечает всем признакам понятия "реклама", закрепленного ст.3 Федерального закона "О рекламе", т.е. является рекламной.
Согласно ст.16 Федерального закона от 13.03.2006 г N 38-ФЗ "О рекламе" размещение текста рекламы в периодических печатных изданиях, не специализирующихся на сообщениях и материалах рекламного характера, должно сопровождаться пометкой "реклама" или пометкой "на правах рекламы"
В соответствии с п.4 ст.3 Федерального закона "О рекламе" реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации, является ненадлежащей.
Согласно ч.7 ст.38 Федерального закона "О рекламе" ответственность за нарушение требований, установленных ст.16 несёт рекламораспространитель.
В соответствии с п.7 ст.3 Федерального закона "О рекламе" рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.
Следовательно, рекламораспространителем данной рекламы является ООО "Пресса-ТОМ" (618740, Пермский край, г. Добрянка, ул. К. Маркса, 80) - учредитель и издатель газеты "ЗОРИ ПЛЮС".
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. 33 и ч. 1 ст. 36 Федерального закона "О рекламе", и в соответствии с п.п. 37-45 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия решила:
1. Признать ненадлежащей рекламу юридических услуг, оказываемых адвокатом Вижовитовым, размещенную на странице 4 газеты "ЗОРИ ПЛЮС" N 46 (214), поскольку в ней нарушены требования ст.16 Федерального закона от 13.03.2006 г N 38-ФЗ "О рекламе".
2. Выдать ООО "Пресса-ТОМ" предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
3. Передать материалы дела уполномоченному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении в отношении ООО "Пресса-ТОМ" административного дела по статье 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение изготовлено в полном объеме 10 марта 2010 года.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
наверх
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 10 марта 2010 г.
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 20.1.2016