Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю
от 22 октября 2015 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
председатель Комиссии <_> и.о. руководителя управления;
члены Комиссии:
<_> главный специалист-эксперт отдела рекламы и недобросовестной конкуренции;
<_> ведущий специалист-эксперт отдела рекламы и недобросовестной конкуренции;
рассмотрев дело N 4-05/78 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе в отношении ООО "ТК" "Стейл-Хабаровск" по факту распространения рекламы алкогольной продукции, в присутствии - <_> - представителя ООО "Стейл- Хабаровск" (по доверенности), установила:
При осуществлении государственного надзора за соблюдением требований рекламного законодательства Хабаровским УФАС России 21 сентября 2015 г. отслежена реклама следующего содержания: "Кубанские вина на розлив. Широкий ассортимент. Уникальный вкус. Настойки на коньяке, чача, коньяк. Акция! Бутылка вина в подарок при заказе на сумму от 1500 рублей".
Распространение рекламы, зафиксированное в ходе фото- и видеосъемки, осуществляется методом светодиодной бегущей строки на электронном табло над входом в торговый центр "Радуга" по адресу: г. Хабаровск, ул. Брестская, 24.
Основная цель рекламы - привлечение внимания потребителей к алкогольным напиткам, реализуемым в магазине "Радуга", и возможности участия в акции с получением материального поощрения - бутылки вина при покупке алкоголя на сумму от 1500 рублей.
Согласно статье 2 Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" под алкогольной продукцией понимается пищевая продукция, которая произведена с использованием или без использования этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, и (или) спиртосодержащей пищевой продукции, с содержанием этилового спирта более 0,5 процента объема готовой продукции.
В соответствии с информацией, содержащейся на официальном сайте производителя кубанских вин - ООО "Кубань Алко", данная алкогольная продукция производится с содержанием этилового спирта 10-12% объема готовой продукции.
На основании ГОСТа 31732-2012 "Коньяк. Общие технические условия" "Коньяк" - это винодельческий продукт с объемной долей этилового спирта не менее 40,0%.
Согласно определением, содержащимся в свободной универсальной интернет-энциклопедии "Википедия", "Чача" - крепкий спиртной напиток, относящйся к классу виноградных бренди.
ГОСТ Р 52190-2003 к крепким ликероводочным изделиям относит напитки крепостью от 30 до 60%.
Таким образом, все рекламируемые спиртные напитки относятся к алкогольной продукции с содержанием этилового спирта более 5%, соответственно их реклама должна соответствовать требованиям, предъявляемым к рекламе этого товара.
В соответствии с частью 2.1 статьи 21 Федерального закона "О рекламе" реклама алкогольной продукции с содержанием этилового спирта пять и более процентов объема готовой продукции разрешается только в стационарных торговых объектах, в которых осуществляется розничная продажа алкогольной продукции, в том числе в дегустационных залах таких торговых объектов.
Из данной нормы следует, что реклама алкоголя с объемной долей этилового спирта более 5% должна быть размещена таким образом, чтобы быть направленной непосредственно на потребителей, находящихся внутри отделов продаж данной продукции.
В спорном случае размещение рекламы крепких спиртных напитков бегущей строкой над входом в многопрофильный торговый центр "Радуга" дает возможность для восприятия ее потребителями, находящимися вне отдела продажи алкоголя, а именно, посетителями парикмахерской, ателье по пошиву и ремонту одежды, мастерской по ремонту обуви и изготовлению ключей, пункта по выдаче займов.
Данная реклама формирует интерес лиц к кубанским винам, коньяку и настойкам на его основе, чаче, не имеющих намерение при посещении торгового цента "Радуга" приобрести спиртную продукцию.
Соответственно, такая реклама нарушает положения названного части 2.1 статьи 21 Федерального закона "О рекламе" и является ненадлежащей.
Кроме того, в соответствии с пунктом 5 части 2 статьи 21 ФЗ "О рекламе" реклама алкогольной продукции не должна размещаться с использованием технических средств стабильного территориального размещения (рекламных конструкций), монтируемых и располагаемых на крышах, внешних стенах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их.
Таким образом, распространение рекламы алкогольной продукции - кубанских вин, настоек на коньяке, коньяка, чачи методом текстовой бегущей строки на электронном табло на фасаде здания торгового центра "Радуга", осуществлено запрещенным способом.
Согласно части 7 статьи 38 ФЗ "О рекламе" ответственность за нарушение требований пункта 5 части 2 и части 2.1 статьи 21 Федерального закона "О рекламе" несет рекламораспространитель.
Электронное табло установлено над входом в торговый центр "Радуга" - в месте нахождения ООО "ТК" "Стейл-Хабаровск" (ул. Брестская, 24), осуществляющее деятельность по реализации алкогольных напитков по указанному адресу, следовательно, названное общество является рекламораспространителем.
В ходе рассмотрения дела представитель ООО "ТК" "Стейл-Хабаровск" признал, что реклама содержит нарушения рекламного законодательства, однако к распространению рекламы алкогольной продукции на электронном табло общество не имеет никакого отношения. Продавцы отдела алкогольной продукции ТЦ "Радуга" самостоятельно установили светодиодный экран и запустили в нем строку алкогольной продукции, не уведомив директора о монтаже наружной рекламы. Данная конструкция не закреплена за обществом и не имеет праворазрешительных документов Департамента муниципальной собственности г. Хабаровска.
Данные пояснения не приняты Комиссией в качестве аргумента непричастности ООО "ТК" "Стейл-Хабаровск" к распространению наружной рекламы алкогольной продукции по следующим основаниям.
Торговый центр "Радуга" у входа в здание имеет 2 вывески: "Радуга. Промышленные товары" и "Радуга. Продукты". На обеих вывесках содержатся данные "ООО "ТК" "Стейл-Хабаровск", ИНН 2724150396, следовательно, оба торговых отдела относятся к одному названному юридическому лицу.
На уличном электронном табло на фасаде здания, по которому зарегистрировано ООО "ТК" "Стейл-Хабаровск", помимо строки рекламы алкоголя распространяется другая информация: "Ремонт одежды", "Пошив на заказ", "Продукты пчеловодства", "Биологически активные добавки", "Чаи", "Взвары" и др.
Таким образом, поскольку и реклама алкогольной продукции, и другая информация размещены в месте нахождения ООО "ТК" "Стейл-Хабаровск" (ул. Брестская, 24) и осуществления его деятельности, общество является лицом, в чьих интересах распространена реклама, то есть, рекламораспространителем.
В данном случае не имеет правового значения, каким именно лицом (сотрудником) произведена установка электронного табло.
Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона "О рекламе" и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия решила:
1. Признать ненадлежащей рекламу "Кубанские вина на розлив. Широкий ассортимент. Уникальный вкус. Настойки на коньяке, чача, коньяк. Акция! Бутылка вина в подарок при заказе на сумму от 1500 рублей, распространенную методом светодиодной бегущей строки на электронном табло над входом в торговый центр "Радуга" по адресу: г. Хабаровск, ул. Брестская, 24, поскольку в ней нарушены требования пункта 5 части 1 и части 2.1 статьи 21 Федерального закона "О рекламе".
2. Выдать ООО "ТК" "Стейл-Хабаровск" предписание о прекращении нарушения законодательства РФ о рекламе.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Хабаровского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Решение изготовлено в полном объеме 22 октября 2015 г.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Предписание
о прекращении нарушения законодательства
Российской Федерации о рекламе
22 октября 2015 года г. Хабаровск
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
председатель Комиссии - <_> и.о. руководителя управления;
члены Комиссии:
<_> главный специалист-эксперт отдела рекламы и недобросовестной конкуренции;
<_> ведущий специалист-эксперт отдела рекламы и недобросовестной конкуренции;
на основании своего решения от 22 октября 2015 года по делу N 4-05/78 о признании ненадлежащей рекламы "Кубанские вина на розлив. Широкий ассортимент. Уникальный вкус. Настойки на коньяке, чача, коньяк. Акция! Бутылка вина в подарок при заказе на сумму от 1500 рублей", и в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 33, частями 1, 3 статьи 36 Федерального закона "О рекламе", пунктами 44, 45 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, предписывает:
1. ООО "ТК" "Стейл-Хабаровск" (ИНН 2724150396, место нахождения: 680011, г. Хабаровск, ул. Брестская, 24) в пятидневный срок со дня получения настоящего предписания прекратить распространение рекламы алкогольной продукции методом светодиодной бегущей строки на электронном табло над входом в торговый центр "Радуга" по адресу: г. Хабаровск, ул. Брестская, 24.
2. ООО "ТК" "Стейл-Хабаровск" (ИНН 2724150396, место нахождения: 680011, г. Хабаровск, ул. Брестская, 24) представить в Хабаровское УФАС России письменные доказательства исполнения пункта 1 настоящего предписания до _09 ноября _2015 г.
В случае неисполнения в установленный срок предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе Хабаровское УФАС России в праве в соответствии с частью 2.4. статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях наложить на должностных лиц штраф в размере от двенадцати до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот до пятисот тысяч рублей.
Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (в трехмесячный срок).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю от 22 октября 2015 г.
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 20.1.2016