Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области
(опубликовано 12 марта 2010 г.)
Резолютивная часть объявлена 03.03.2010
Изготовлено в полном объеме 12.03.2010
РЕШЕНИЕ
ДЕЛО N 6149/04-2009
г. Ульяновск
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
председатель - зам. руководителя управления П.Г. Юдин,
члены - начальник отдела М.С. Степанова;
- специалист - эксперт А.Н.Убина;
- специалист - эксперт А.В.Федорова;
рассмотрев дело N 6149/04-2009 по признакам нарушения ОАО "Нефтеразведка" (433870, Ульяновская обл., р.п.Новоспасское, ул.Заводская, д.3) и ООО Аудиторская фирма "Южный ветер" (410028, Саратовская обл., г.Саратов, ул.Мичурина, 98/102) части 2 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции " (далее - Закон о конкуренции), установила:
В Ульяновское УФАС России входящим от 24.12.2009 N 9671 от Управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Ульяновской области (далее - Росимущество) поступила информация о том, что ОАО "Нефтеразведка" на 2009 год утвердило аудитором ООО Аудиторская фирма "Южный ветер" (далее - ООО АФ "Южный ветер") (протокол N 01-09 от 26.05.2009) без проведения торгов в нарушение требований Федерального закона от 30.12.2008 N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности".
Приказом руководителя управления от 25.01.2010 N 30 возбуждено дело и создана комиссия по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства, выразившегося в заключении договора на оказание аудиторских услуг N 010709/а/14 между ОАО "Нефтеразведка" и ООО АФ "Южный ветер" для проведения аудита за 2009 год без проведения конкурса.
Определением от 18.02.2010 ООО АФ "Южный ветер" было привлечено в качестве ответчика по данному делу.
На заседании комиссии 18.02.2010 представитель ОАО "Нефтеразведка" сообщил, что ОАО "Нефтеразведка" в силу закона дана возможность принять решение о заключении договора с аудитором, как единственным исполнителем, без проведения торгов в соответствии с пунктом 14 части 2 статьи 55 Федерального закона от 21.06.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о размещении заказов): "размещение заказа у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) осуществляется заказчиком в случае, если осуществляются поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд на сумму, не превышающую установленного Центральным банком Российской Федерации предельного размера расчетов наличными деньгами в Российской Федерации между юридическими лицами по одной сделке; при этом заказы на поставки одноименных товаров, выполнение одноименных работ, оказание одноименных услуг заказчик вправе размещать в течение квартала в соответствии с настоящим пунктом на сумму, не превышающую указанного предельного размера расчетов наличными деньгами".
Согласно Указанию Банка России от 20.06.2007 N 1843-У предельный размер расчетов наличными деньгами составляет 100 000 рублей.
В договоре на оказание аудиторских услуг от 01.07.2009 N 010709/а/14 между ОАО "Нефтеразведка" и ООО АФ "Южный ветер" сумма оплаты за услуги составляет 50 000 рублей.
Таким образом, ОАО "Нефтеразведка" считает, что имело право согласно положениям статьи 55 Закона о размещении заказов заключить договор с единственным исполнителем в течение квартала на сумму 100 тыс. рублей.
Кроме того, ОАО "Нефтеразведка" были соблюдены необходимые корпоративные процедуры, установленные законодательством об акционерных обществах; так согласно Протоколу Годового общего собрания акционеров ОАО "Нефтеразведка" от 26.05.2009 N 01-09 большинством голосов был избран аудитор - ООО "АФ "Южный ветер", что соответствует положениям статей 46, 48 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах", которые содержат требование об утверждении аудитора на общем собрании акционеров. Кроме того, в соответствии с требованиями статьи 86 данного закона размер оплаты аудитора был утвержден Решением СД Общества (Протокол N 5/2009 от 3.07.2009).
На заседаниях комиссии 18.02.2010, 24.02.2010, 03.03.2010 представители Росимущества поддержали заявление, указали, что ОАО "Нефтеразведка" должно было проводить открытый конкурс по отбору аудиторских организаций, а не назначать в качестве аудитора большинством голосов на собрании акционеров ООО "АФ "Южный ветер".
На заседании комиссии 03.03.2010 представитель ООО "АФ "Южный ветер" сообщил, что договор на оказание аудиторских услуг N 010709/а/14 от 01.07.2010 был заключен посредством направления оферты ОАО "Нефтеразведка".
При заключении договора ООО АФ "Южный ветер" как добросовестный контрагент запросило у ОАО "Нефтеразведка" копии документов: свидетельство о государственной регистрации юридического лица; свидетельство о постановке на учет в налоговом органе; устав ОАО; протокол общего собрания акционеров с повесткой дня об утверждения аудитором ОАО "Нефтеразведка" ООО АФ "Южный ветер".
Правовой формой осуществления аудиторской деятельности выступает договор оказания аудиторских услуг. Договорные отношения регулируются гражданским законодательством, в частности главой 39 "Договор возмездного оказания услуг" Гражданского Кодекса Российской Федерации.
Сторонами договора оказания аудиторских услуг являются исполнитель и заказчик. Исполнителем по договору выступает аудиторская организация, индивидуальный аудитор. Заказчиком - аудируемое лицо, другие лица, заключившие такой договор.
Договор на оказание аудиторских услуг N 010709/а/14 от 01.07.2009, заключенный между ОАО "Нефтеразведка" и ООО АФ "Южный ветер", содержит раздел 5, в котором прописано, что исполнительный орган Заказчика заверяет, что порученное Исполнителю проведение аудиторской проверки согласовано администрацией (исполнительным органом) с участниками, учредителями или собственниками Заказчика и не вызовет осложнений при докладе Исполнителя участникам, учредителям или собственникам о результатах аудита, а также при оплате услуг специалистов Исполнителя.
Таким образом, ООО АФ "Южный ветер" считает, что привлечение его в качестве ответчика по данному делу является неосновательным.
Пояснил, что в настоящее время исполнение договора на оказание аудиторских услуг N 010709/а/14 от 01.07.2009 приостановлено в связи с рассмотрением дела в Ульяновском УФАС России.
Изучив представленные материалы дела и заслушав пояснения, комиссия пришла к выводу о наличии нарушения части 2 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" ОАО "Нефтеразведка" и ООО АФ "Южный ветер" при заключении договора на оказание аудиторских услуг N 010709/а/14 от 01.07.2009 без проведения торгов. При этом комиссия исходила из следующего.
48,99% акций ОАО "Нефтеразведка" принадлежит Российской Федерации (учредителем является Департамент государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области), в соответствии со списком лиц, имеющих право на участие во внеочередном общем собрании по состоянию на 19.09.2007 ОАО "Нефтеразведка".
В соответствии с Федеральным законом от 30.12.2008 N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности" договор на проведение обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности организации, в уставном (складочном) капитале которой доля государственной собственности составляет не менее 25 процентов, а также на проведение бухгалтерской (финансовой) отчетности государственного унитарного предприятия или муниципального унитарного предприятия заключается по итогам размещения заказа путем проведения торгов в форме открытого конкурса в порядке, предусмотренном Законом о размещении заказов.
Таким образом, вышеуказанный хозяйствующий субъект при выборе аудиторской организации должен был проводить открытый конкурс в соответствии с Законом о размещении заказов.
Согласно части 2 статьи 11 Закона о конкуренции установлен запрет на соглашения между хозяйствующими субъектами (за исключением "вертикальных" соглашений, которые признаются допустимыми в соответствии со статьей 12 Закона о конкуренции) или иные согласованные действия хозяйствующих субъектов, если такие соглашения или согласованные действия приводят или могут привести к ограничению конкуренции.
Договор есть соглашение, то есть договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах.
В данном случае это соглашение между двумя сторонами: ОАО "Нефтеразведка" и ООО АФ "Южный ветер". Обе стороны проявили волеизъявление при заключении договора на оказание аудиторских услуг N 010709/а/14 от 01.07.2009.
Довод ОАО "Нефтеразведка" о том, что ему в силу закона дана возможность принять решение о заключении договора с аудитором, как единственным исполнителем, без проведения торгов в соответствии с пунктом 14 части 2 статьи 55 Закона о размещении заказов несостоятельна, так как Федеральным законом от 30.12.2008 N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности" прямо предусмотрена обязанность в подобных случаях проводить торги в форме открытого конкурса в порядке, предусмотренном Законом о размещении заказов.
Заключение договора на оказание аудиторских услуг N 010709/а/14 от 01.07.2009 ограничило конкуренцию на рынке аудиторских услуг.
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции " комиссия, решила:
1. Признать договор на оказание аудиторских услуг N 010709/а/14 от 01.07.2009, заключенный между ОАО "Нефтеразведка" и ООО АФ "Южный ветер", противоречащим части 2 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
2. Выдать ОАО "Нефтеразведка" и ООО "Аудиторская фирма "Южный ветер" предписания, направленные на прекращение нарушения антимонопольного законодательства, путем прекращения действия и исполнения договора на оказание аудиторских услуг N 010709/а/14 от 01.07.2009 и проведения отбора аудиторских организаций в соответствии с требованиями Федерального закона от 30.12.2008 N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности".
3. Передать материалы дела должностному лицу Ульяновского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела в соответствии со статьей 14.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Председатель комиссии П.Г. Юдин
Члены комиссии
М.С. Степанова
А.Н.Убина
А.В.Федорова
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области (опубликовано 12 марта 2010 г.)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 20.1.2016