Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области
от 21 октября 2015 г. N 15-01-18.1-04/818
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области по контролю за соблюдением Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Комиссия), в составе:
А.П. Великанова - председателя Комиссии, начальника отдела контроля монополистической деятельности и торговли;
С.И. Богомолова - члена Комиссии, старшего государственного инспектора отдела контроля монополистической деятельности и торговли;
Л.В. Огородовой - члена Комиссии, государственного инспектора отдела контроля монополистической деятельности и торговли;
рассмотрев по правилам статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) жалобу
ООО ЧОП "Столица-щит" (далее также - заявитель) на действия заказчика - открытого акционерного общества "Волгоградстранспригород" (ИНН 3444130430, ОГРН 1063444005459, местонахождение: 400066, г. Волгоград, ул. Комунистическая, 13а, далее также - ОАО "Волгоградстранспригород") и организатора закупки - открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (ИНН 7708503727, ОГРН 1037739877295, местонахождение: 107174, г. Москва, ул. Новая Басманная, д. 2, далее также - ОАО "РЖД"), при закупке товаров, работ, услуг в соответствии с положениями Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" путём проведения закупки N 31502751183 в форме предварительного квалификационного отбора с ограничением срока подачи заявок в электронной форме N 37/ПО-ОАО "Волгоградтранспригород"/2015/РСРТ для оказания охранных услуг для нужд ОАО "Волгоградтранспригород" в Волгоградском регионе (вх. эл. почты N 7581 от 12.10.2015), с участием в заседании Комиссии представителей:
- Литучий В.И., представитель ОАО "Волгоградтранспригород" по доверенности N 9 от 16.10.2015;
- Полеева К.С., представитель ОАО "Волгоградтранспригород" по доверенности N 10 от 16.10.2015;
в отсутствие заявителя (его представителей), представителей организатора закупки и оператора электронной площадки, извещённых о времени и месте рассмотрения жалобы надлежащим образом, установила:
В Управление поступила жалоба 12.10.2015 (вх. эл. почты N 7581)
ООО ЧОП "Столица-щит" на действия заказчика - ОАО "Волгоградстранспригород" и организатора - ОАО "РЖД", при закупке товаров, работ, услуг в соответствии с положениями Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее также - Закон о закупках) путём проведения закупки N 31502751183 в форме предварительного квалификационного отбора с ограничением срока подачи заявок в электронной форме N 37/ПО-ОАО "Волгоградтранспригород"/2015/РСРТ для оказания охранных услуг для нужд ОАО "Волгоградтранспригород" в Волгоградском регионе, в которой выражается мнение о неправомерных действиях заказчика - ОАО "Волгоградстранспригород" и организатора - ОАО "РЖД" при проведении обжалуемой закупки по следующим основаниям:
1.1. Неправомерное требование заказчика к участнику в пункте 2.3 Раздела 2 Квалификационной документации предварительного квалификационного отбора N 37/ПО-ОАО "Волгоградтранспригород"/2015/РСРТ (далее - документация о закупке N 31502751183) о том, что участник должен иметь собственные и/или по договору дежурную службу и группы быстрого реагирования, находящиеся в регионе (месте нахождения объекта) оказания планируемых услуг охраны, для усиления охраны объектов в случае установления более высокого уровня безопасности в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 10.12.2008 N 940.
1.2. Бездействие заказчика и организатора закупки по ответу на запрос заявителя от 25.09.2015 о разъяснении положений документации о закупке N 31502751183 (далее - запрос заявителя) в нарушение п. 296 Положения о закупке товаров, работ, услуг для нужд ОАО "Волгоградтранспригород".
1.3. Отсутствие сведений об объеме оказываемых услуг в извещении и в документации о закупке N 31502751183 в нарушение требований Закона о закупках.
В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 1 Закона о закупках, общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг ОАО "Волгоградтранспригород" (осуществляющим деятельность в организационно-правовой форме общество с ограниченной ответственностью) устанавливаются Законом о закупках.
В силу ч. 1 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции, по правилам указанной статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках, за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В соответствии с ч. 11 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции, уведомление о поступлении жалобы и о приостановлении процедуры закупки (исх. N 04-22/7042 от 15.10.2015) направлено заявителю 15.10.2015 по адресу электронной почты: stalica75@bk.ru; заказчику - 15.10.2015 по адресам электронной почты: rkz_samohvalovaiv@pvrr.ru, poleeva@vtp-rzd.ru, infovtp@mail.ru, организатору - 15.10.2015 по адресу электронной почты: rkz_samohvalovaiv@pvrr.ru; оператору электронной площадки - 15.10.2015 по адресам электронной почты: Pavlovau@center.rzd.ru, pavlovau@center.rzd.ru; а также размещено на сайте антимонопольного органа volgograd.fas.gov.ru. ОАО "Волгоградтранспригород" и ОАО "РЖД" разъяснена обязанность, предусмотренная частью 12 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, известить лиц, подавших заявки на участие в торгах, о факте поступления жалобы, ее содержании, месте и времени ее рассмотрения.
Рассмотрение жалобы заявителя назначено на 19.10.2015 в 10 часов 00 минут. Комиссией Управления объявлен перерыв в заседании до 21.10.2015, 15 часов 00 минут. Рассмотрение жалобы по существу завершено 21.10.2015.
Представителями заказчика представлены письменные объяснения на жалобу (исх. ОАО "Волгоградтранспригород" N 1746/ВТП от 19.10.2015).
Исследовав, имеющиеся в материалах дела сведения, документы и доводы лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, Комиссия Управления пришла к следующим выводам.
Извещение о проведении закупки N31502751183 размещено 11.09.2015 (с изменением 05.10.2015) на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (www.zakupki.gov.ru; далее - официальный сайт).
Закупка N 31502751183 осуществляется в соответствии с планом закупок товаров, работ и услуг ОАО "Волгоградтранспригород" на 2015 г. (исх. ОАО "Волгоградтранспригород" N 17/56/ВТП от 20.10.2015).
1.1. Между заказчиком и организатором заключен договор оказания услуг N 107-УКЗ от 05.08.2013. Согласно п. 2.1 договора оказания услуг N 107-УКЗ от 05.08.2013, организатор обязуется оказать услуги по организации и проведению процедур по размещению заказов заказчика.
Заявителем в ходе осуществления спорной закупки составлен и направлен в адрес заказчика запрос о разъяснении положений закупочной документации, полученный заказчиком 25.09.2015. Заказчиком разъяснения на запрос заявителя представлены организатору 02.10.2015 (исх. ОАО "Волгоградтранспригород" от 02.10.2015 N 1663/ВТП). Организатор, в соответствии с п. 3.2.6 договора оказания услуг N 107-УКЗ от 05.08.2013, разместил разъяснения заказчика на запрос заявителя 05.10.2015 на официальном сайте и на электронной торгово-закупочной площадке ОАО "РЖД" (www.etzp.rzd.ru)
Исходя из пунктов 204, 296 Положения о закупке товаров, работ, услуг для нужд ОАО "Волгоградтранспригород" и в соответствии с п. 6.2.5 документации о закупке N31502751183, разъяснения документации о закупке N 31502751183 представляются в течение 5 (пяти) рабочих дней со дня поступления запроса.
Согласно пунктам 204, 296 Положения о закупке товаров, работ, услуг для нужд ОАО "Волгоградтранспригород" и в соответствии с п. 6.2.6 документации о закупке N31502751183, разъяснения размещаются на официальном сайте и на электронной торгово-закупочной площадке ОАО "РЖД" не позднее 3 (трех) дней со дня предоставления разъяснений.
В соответствии с пунктами 204, 296 Положения о закупке товаров, работ, услуг для нужд ОАО "Волгоградтранспригород" и п. 6.2.5 документации о закупке N31502751183, заказчик направил на 5 (пятый) рабочий день со дня поступления запроса заявителя.
В силу пунктов 204, 296 Положения о закупке товаров, работ, услуг для нужд ОАО "Волгоградтранспригород", п. 6.2.6 документации о закупке N31502751183 и договором оказания услуг N 107-УКЗ от 05.08.2013, организатор закупки разместил разъяснения заказчика на запрос заявителя на 3 (третий) день со дня предоставления данных разъяснений.
Следовательно, довод заявителя о том, что заказчик и организатор неправомерно бездействовали, не ответив на запрос заявителя, опровергается фактическими обстоятельствами осуществления закупки и материалами дела.
1.2. В пункте 2.3 Раздела 2 Квалификационной документации предварительного квалификационного отбора N 37/ПО-ОАО "Волгоградтранспригород"/2015/РСРТ (далее - документация о закупке N 31502751183) установлено требование о том, что участник должен иметь собственные и/или по договору дежурную службу и группы быстрого реагирования, находящиеся в регионе (месте нахождения объекта) оказания планируемых услуг охраны, для усиления охраны объектов в случае установления более высокого уровня безопасности в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 10.12.2008 N 940.
Согласно п. 1 постановления Правительства РФ от 10.12.2008 N 940, установлены следующие уровни безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств:
уровень N 1 - степень защищенности транспортного комплекса от потенциальных угроз, заключающихся в наличии совокупности вероятных условий и факторов, создающих опасность совершения акта незаконного вмешательства в деятельность транспортного комплекса;
уровень N 2 - степень защищенности транспортного комплекса от непосредственных угроз, заключающихся в наличии совокупности конкретных условий и факторов, создающих опасность совершения акта незаконного вмешательства в деятельность транспортного комплекса;
уровень N 3 - степень защищенности транспортного комплекса от прямых угроз, заключающихся в наличии совокупности условий и факторов, создавших опасность совершения акта незаконного вмешательства в деятельность транспортного комплекса.
В соответствии с п. 3 постановления Правительства РФ от 10.12.2008 N 940, уровни безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств N2 и 3 объявляются (устанавливаются) и отменяются субъектами транспортной инфраструктуры на основании:
- решения руководителей образованных в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 15.02.2006 N 116 Федерального оперативного штаба, оперативных штабов в субъектах Российской Федерации (уполномоченных ими должностных лиц) об изменении степени угрозы совершения носящего террористический характер акта незаконного вмешательства в деятельность транспортного комплекса;
- решения Министра внутренних дел Российской Федерации либо Министра транспорта Российской Федерации (уполномоченных ими должностных лиц) об изменении степени угрозы совершения, не носящего террористический характер, акта незаконного вмешательства в деятельность транспортного комплекса.
Несмотря на то, что на момент проведения закупки N 31502751183 ситуация, связанная с наступлением обстоятельств, требующих усиления охраны объектов заказчика в связи с установлением более высокого уровня безопасности (в соответствии с постановлением Правительства РФ от 10.12.2008 г. N940), не возникла, учитывая, в том числе, террористические акты на объекте транспортной инфраструктуры и транспортных средствах в г. Волгограде в 2013 году, обстоятельства, требующие усиления охраны объектов заказчика в связи с установлением более высокого уровня безопасности могут возникнуть в любой момент и иметь продолжительный период (до нескольких месяцев).
При этом п. 2.3 Раздела 2 документации о закупки N 31502751183 не обязывает участника закупки иметь собственные группы быстрого реагирования, находящиеся в регионе (месте нахождения объекта) оказания планируемых услуг охраны, для усиления охраны объектов в случае установления более высокого уровня безопасности в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 10.12.2008 N 940 и нести связанные с их содержанием затраты.
Согласно п. 2.3 Раздела 2 документации о закупки N 31502751183, участник также вправе иметь по договору дежурную службу и группы быстрого реагирования, находящиеся в регионе (месте нахождения объекта) оказания планируемых услуг охраны, для усиления охраны объектов в случае установления более высокого уровня безопасности в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 10.12.2008 N 940.
Утверждение заявителя о неправомерности требования заказчика к участнику в пункте 2.3 Раздела 2 документации о закупке N 31502751183 обосновывается заявителем исключительно ссылкой на решение Саратовского УФАС России N68-14/тр-ж от 12.11.2014.
Однако решение Саратовского УФАС России N68-14/тр-ж от 12.11.2014 принято по иным фактическим обстоятельствам (применительно к иной закупке), судебной проверки не проходило, указанное решение антимонопольного органа не имеет преюдициального значения применительно к настоящему спору. Указанное решение не послужило основанием для выдачи заказчику каких-либо обязательных для исполнения предписаний, в том числе в будущем и применительно к спорной закупке; по своему содержанию оно является ненормативным правовым актом, рассчитанным на однократность и индивидуальность правоприменения, а потому позиция, выраженная в указанном решении, не может иметь какого-либо правового значения при разрешении настоящего спора. Кроме того в решении Саратовского УФАС России N68-14/тр-ж от 12.11.2014 не дана оценка обстоятельствам в случае возникновения 2 или 3 уровня безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств.
Таким образом, довод заявителя о неправомерности требования заказчика к участнику в пункте 2.3 Раздела 2 документации о закупке N 31502751183, в части того, что участник должен иметь собственные и/или по договору дежурную службу и группы быстрого реагирования, находящиеся в регионе (месте нахождения объекта) оказания планируемых услуг охраны, для усиления охраны объектов в случае установления более высокого уровня безопасности в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 10.12.2008 N 940, Комиссией отклоняется.
1.3. Исходя из п. 3 ч. 9 ст. 4 Законом о закупках, в извещении о закупке должен быть указан предмет договора с указанием объема оказываемых услуг.
Однако в извещении о закупке N 31502751183 заказчиком не указан объем охранных услуг для нужд ОАО "Волгоградтранспригород" в Волгоградском регионе.
Таким образом, не указание в извещении о закупке N 31502751183 заказчиком объема охранных услуг для нужд ОАО "Волгоградтранспригород" в Волгоградском регионе является нарушением п. 3 ч. 9 ст. 4 Законом о закупках.
В соответствии с ч. 20 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции, по результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного п. 3.1 ч. 1 ст. 23 Закона о защите конкуренции.
Учитывая обстоятельства настоящего дела, изложенные выше, а именно признание одного из доводов жалобы обоснованным, Комиссия Управления считает необходимым признать жалобу заявителя обоснованной.
2. В соответствии с ч. 17 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции, при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии. В случае, если в ходе рассмотрения жалобы комиссией антимонопольного органа установлены иные нарушения в действиях (бездействии) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, комиссия антимонопольного органа принимает решение с учётом всех выявленных нарушений.
В соответствии с ч. 5 ст. 3 Закона о закупах участником закупки может быть любое юридическое лицо или несколько юридических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала либо любое физическое лицо или несколько физических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, в том числе индивидуальный предприниматель или несколько индивидуальных предпринимателей, выступающих на стороне одного участника закупки, которые соответствуют требованиям, установленным заказчиком в соответствии с положением о закупке.
Исходя из п. 1 ч. 1 ст. 3 Закона о закупках, при закупке товаров, работ, услуг, заказчики руководствуются принципом информационной открытости закупки.
Согласно п. 6 и 7 ч. 10 ст. 4 Законом о закупках, в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные пп. 6 и 7 п. 200 Положения о закупке товаров, работ, услуг для нужд ОАО "Волгоградтранспригород", в том числе:
- форма, сроки и порядок оплаты услуг;
- порядок формирования цены договора (с учетом или без учета расходов на перевозку, страхование, уплату таможенных пошлин, налогов и других обязательных платежей).
Однако в документации о закупке N 31502751183 заказчиком не указаны:
- форма, сроки и порядок оплаты охранных услуг для нужд ОАО "Волгоградтранспригород";
- порядок формирования цены договора охранных услуг для нужд ОАО "Волгоградтранспригород" (с учетом или без учета расходов на перевозку, страхование, уплату таможенных пошлин, налогов и других обязательных платежей).
Следовательно, неуказание в документации о закупке N 31502751183 заказчиком формы, сроков, порядка оплаты охранных услуг для нужд ОАО "Волгоградтранспригород" в Волгоградском регионе, а также порядка формирования цены договора охранных услуг для нужд ОАО "Волгоградтранспригород" (с учетом или без учета расходов на перевозку, страхование, уплату таможенных пошлин, налогов и других обязательных платежей) является нарушением п. 6 и 7 ч. 10 ст. 4 Закона о закупках.
Между заказчиком и организатором заключен договор оказания услуг N 107-УКЗ от 05.08.2013. Согласно п. 2.1 договора оказания услуг N 107-УКЗ от 05.08.2013, организатор обязуется оказать услуги по организации и проведению процедур по размещению заказов заказчика.
Учитывая обязанности ОАО "РЖД" (договор оказания услуг N 107-УКЗ от 05.08.2013) по оказанию услуг по организации и проведению процедур по размещению заказов ОАО "Волгоградстранспригород", Комиссия пришла к выводу о необходимости выдачи предписания не только заказчику - ОАО "Волгоградстранспригород", но и организатору - ОАО "РЖД".
На основании изложенного, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", решила:
Признать жалобу ООО ЧОП "Столица-щит" (вх. эл. почты N 7581 от 12.10.2015) на действия заказчика - ОАО "Волгоградстранспригород" и организатора - ОАО "РЖД" при закупке товаров, работ, услуг в соответствии с положениями Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" путём проведения закупки N 31502751183 в форме предварительного квалификационного отбора с ограничением срока подачи заявок в электронной форме N 37/ПО-ОАО "Волгоградтранспригород"/2015/РСРТ для оказания охранных услуг для нужд ОАО "Волгоградтранспригород" в Волгоградском регионе обоснованной.
Признать заказчика - ОАО "Волгоградстранспригород" нарушившим п. 3 ч. 9, п. 6 и 7 ч. 10 ст. 4 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
Выдать заказчику - ОАО "Волгоградстранспригород" и организатору - ОАО "РЖД" обязательное для исполнения предписание, предусмотренное п. 3.1 ч. 1 ст. 23 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" об устранении нарушений п. 3 ч. 9, п. 6 и 7 ч. 10 ст. 4 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" при проведении закупки N 31502751183 в форме предварительного квалификационного отбора с ограничением срока подачи заявок в электронной форме N 37/ПО-ОАО "Волгоградтранспригород"/2015/РСРТ для оказания охранных услуг для нужд ОАО "Волгоградтранспригород" в Волгоградском регионе.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области от 21 октября 2015 г. N 15-01-18.1-04/818
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 20.1.2016