Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю
от 15 марта 2010 г.
Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе рассмотрев дело N 18 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту распространения ООО "Туристическое агентство N1" рекламы, содержащей признаки нарушения пункта 1 части 2 статьи 5, пункта 1 части 3 статьи 5, части 7 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 N 38 - ФЗ "О рекламе",
У С Т А Н О В И Л А:
В ходе осуществления государственного контроля за рекламной деятельностью хозяйствующих субъектов было выявлено нарушение законодательства о рекламе. В г. Ставрополе на пересечении ул. Ленина - ул. Артема с июня 2009 года размещена наружная реклама (рекламная перетяжка) ООО "Туристическое агентство N1", следующего содержания: "Туристическое агентство N1 тел.: 520-520".
В данной рекламе указана только часть фирменного наименования юридического лица, а именно: "Туристическое агентство N1". Организационно-правовая форма юридического лица ("ООО"), не указана.
Кроме того, в газете "Ставропольский бизнес" (N6 от 22.02.2010 стр.1) распространяется реклама ООО "Туристическое агентство N1", следующего содержания: "Тур агентство N1, 520-520, ул. Доваторцев 61 ОРТЦ "Ставрополь".". Также, в данной рекламе указано: "эксклюзивный круиз, включающий экскурсионную программу в Чехии и Испании.".
На рассмотрении дела представитель ООО "Туристическое агентство N1" заявил, что не признает нарушение рекламного законодательства, так как рекламируемое туристическое агентство зарегистрировано как ООО "Туристическое агентство N1".
С данным обстоятельством не согласны по следующим основаниям.
Использованное в рекламе высказывание "Туристическое агентство N1" указывает на превосходство данного туристического агентства в сравнении с другими тур. агентствами - конкурентами ООО "Туристическое агентство N1", поскольку "N1" подразумевает, что рекламируемый товар является первым из числа других однородных товаров, обладая более высокими достоинствами и преимуществом перед ними. При этом использование сравнительной характеристики "N1" в рекламе без указания конкретного критерия, по которому осуществляется сравнение, означает возможность проведения такого сравнения по любому критерию.
Поэтому, отсутствие в данной рекламе организационно-правовой формы юридического лица, искажает смысл рекламы и вводит потребителей в заблуждение, так как представляет собой умышленное создание об объекте рекламирования впечатление, которое на самом деле не соответствует его реальным качествам и характеристикам.
Эксклюзивный - единственный, неповторимый. На рынке туристических услуг Ставрополя аналогичную экскурсионную программу предлагают множество туристических агентств - конкуренты ООО "Туристическое агентство N1" (ООО "Дайкири", ООО "Vip-Tur", ООО "Белый лотос, ООО "Вереск", ОАО "Едем.ru", ООО "Ирбис-Тур", ООО "Кэтрин-Тур".).
В соответствии с главой 1 устава ООО "Туристическое агентство N1", полное наименование Общества на русском языке: Общество с ограниченной ответственностью "Туристическое агентство N1". Сокращенное фирменное наименование Общества на русском языке: ООО "Туристическое агентство N1".
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона от 13.03.2006 N 38 - ФЗ "О рекламе", реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержания интереса к нему и его продвижение на рынке.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе", недобросовестной признается реклама, которая содержит некорректные сравнения рекламируемого товара с находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами.
В соответствии с пунктом 1 части 3 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе", недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами.
В соответствии с частью 7 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе", не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.
В соответствии со статьей 1473 Гражданского кодекса РФ, фирменное наименование юридического лица должно содержать указание на его организационно-правовую форму и собственно наименование юридического лица, которое не может состоять только из слов, обозначающих род деятельности.
В соответствии со статьей 1474 Гражданского кодекса РФ, юридическому лицу принадлежит исключительное право использования своего фирменного наименования в качестве средства индивидуализации любым не противоречащим закону способом (исключительное право на фирменное наименование), в том числе путем его указания на вывесках, бланках, в счетах и иной документации, в объявлениях и рекламе, на товарах или их упаковках.
В соответствии с частью 3 статьи 10 Гражданского кодекса РФ, в случаях, когда закон ставит защиту гражданских прав в зависимость от того, осуществлялись ли эти права разумно и добросовестно, разумность действий и добросовестность участников гражданских правоотношений предполагаются.
В соответствии с частью 11 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе", при производстве, размещении и распространении рекламы должны соблюдаться требования законодательства РФ, в том числе требования гражданского законодательства.
В соответствии с частью 6 статьи 38 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе", ответственность за нарушение требований, установленных частями 2,3,7 статьи 5 Федерального закона "О рекламе", несет рекламодатель.
Рекламодателем вышеуказанной рекламы является ООО "Туристическое агентство N1".
Общество имело возможность не нарушать требования законодательства о рекламе, однако не приняло всех зависящих от него мер для соблюдения законодательства.
Таким образом, ООО "Туристическое агентство N1" допущено нарушение пункта 1 части 2 статьи 5, пункта 1 части 3 статьи 5, части 7 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 г. N 38 - ФЗ "О рекламе", выразившееся в размещении рекламы ООО "Туристическое агентство N1", которая содержит некорректные сравнения рекламируемого туристического агентства с другими туристическими фирмами - конкурентами ООО "Туристическое агентство N1"; которая содержит не соответствующие действительности сведения о преимуществах рекламируемого туристического агентства, перед другими туристическими фирмами - конкурентами ООО "Туристическое агентство N1"; в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемой услуге, при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.
Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона "О рекламе" и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия
Р Е Ш И Л А:
1. Признатьненадлежащей рекламу "Туристическое агентство N1 тел.: 520-520", "Тур агентство N1, 520-520, ул. Доваторцев 61 ОРТЦ "Ставрополь", эксклюзивный круиз, включающий экскурсионную программу в Чехии и Испании.", распространенную ООО "Туристическое агентство N1", поскольку в ней нарушены требования пункта 1 части 2 статьи 5, пункта 1 части 3 статьи 5, части 7 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 N 38 - ФЗ "О рекламе".
2. Выдать ООО "Туристическое агентство N1" предписание о прекращении нарушения законодательства РФ о рекламе.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Ставропольского УФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ООО "Туристическое агентство N1".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю от 15 марта 2010 г.
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 20.1.2016