Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области
от 11 марта 2010 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства в составе:
Председатель Комиссии: Коренченко К.А. - зам. руководителя управления - начальник отдела контроля органов власти;
Члены Комиссии: Частников В.Л. - зам. начальника отдела контроля органов власти;
Кочарян О.С. - старший специалист 3 разряда отдела контроля органов власти,
рассмотрев дело N 1151 от 15.12.2009 г. по признакам нарушения Главой Песчанокопского района Ростовской области (347570, Ростовская обл., с. Песчанокопское, ул. Суворова, 4) части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - ФЗ "О защите конкуренции"),
УСТАНОВИЛА:
29.10.2009 г. в Ростовское УФАС России поступило заявление жителей Песчанокопского района Ростовской области (с. Красная Поляна, с. Дальнее Поле, с. Жуковское, пос. Ток) о том, что с октября 2009 г. на территории района прекратилась реализация хлебобулочных изделий ИП Демьянова А.А. (Ставропольский край). Магазины отказываются закупать продукцию у данного производителя в связи с запретом местных администраций.
В этой связи, на основании приказа Ростовского УФАС России от 16.11.2009 г. N 661, в целях проверки обстоятельств, указанных в заявлении, Ростовским УФАС России была проведена внеплановая выездная проверка деятельности Администрации Песчанокопского района Ростовской области на предмет соблюдения требований антимонопольного законодательства. В ходе проверки установлено, что 29.09.2009 г. по инициативе Главы Песчанокопского района Ростовской области (далее - глава района) был проведен семинар-совещание на тему продвижения в торговой сети Песчанокопского района продукции местных производителей: ОАО "Песчанокопский молочный завод" (молочные изделия) и ООО "АгроТехноДар" (хлебобулочные изделий). На совещании приняли участие главы сельских поселений, входящих в состав Песчанокопского района, а также руководители торговых предприятий, реализующих на территории района вышеуказанные продукты питания. При этом присутствие на совещании последних поручалось обеспечить руководителям местных администраций.
Вышеуказанные обстоятельства послужили основанием для возбуждения в отношении главы района настоящего дела.
В ответ на определение о возбуждении дела ответчик представил отзыв, в котором указал, что семинар-совещание от 29.09.2009 г. был проведен согласно постановлению Администрации Ростовской области от 30.12.2008 г. N 617, а также Планов действий по обеспечению устойчиво-социального развития Ростовской области и Песчанокопского района.
В материалы дела представлены объяснения ИП Демьянова А.А., в которых указано: в октябре 2009 г. резко снизился объем поставок хлебобулочных изделий на территорию Песчанокопского района; магазины Песчанокопского района отказываются с ним работать, объясняя это тем, что на них производится давление со стороны Администрации Песчанокопского района; восстановить поставки не удалось, т.к. в магазинах проводятся проверки в составе представителей администрации и ООО "АгроТехноДар".
В материалы дела представлены объяснения Администраций Краснополянского, Рассыпненского, Зареченского, Песчанокопского сельских поселений, согласно которым, ими не совершалось действий по устранению ИП Демьянова А.А. с рынка реализации хлебобулочных изделий на подведомственной им территории.
В материалы дела представлены объяснения ИП Степанцевой О.С. (с. Песчанокопское) и ООО "Анастасия" (с. Красная Поляна), которые, поясняя причину отказа от закупки продукции ИП Демьянова А.А. в пользу местных производителей, в т.ч. ООО "АгроТехноДар", указали, что продукция последних более высокого качества, дешевле, пользуется спросом у населения.
Выступивший на заседании Комиссии представитель ответчика поддержал, позицию, изложенную в отзыве.
Комиссия, изучив материалы дела, приходит к следующим выводам.
ИП Демьянов А.А. зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя на территории Ставропольского края. Основным видом деятельности ИП Демьянова А.А. является производство хлеба и оптовая торговля хлебобулочными изделиями. ИП Демьянов А.А. поставляет хлеб на территорию Песчанокопского района (Песчанокопское, Краснополянское, Жуковское, Лесницкое, Рассыпненское сельские поселения, с Дальнее Поле) с 2004 г.
В октябре 2009 г. объем поставок хлебобулочных изделий ИП Демьянова А.А. на территорию Песчанокопского района (Песчанокопского, Краснополянского, Жуковского сельских поселений и с. Дальнее Поле) резко сократился; до октября 2009 г. поставки носили стабильный характер и имели положительную динамику (Таблица N 1). При этом в октябре 2009 г. ИП Демьяновым А.А. не изменялись условия поставок.
Таблица N 1
Объем поставок хлебобулочной продукции ИП Демьянова А.А. за период январь-октябрь 2009 г. в разрезе сельских поселений Песчанокопского района
Наименование сельского поселения |
Объем отгруженной хлебобулочной продукции (тонн) |
|||||||||
январь |
февраль |
март |
апрель |
май |
Июнь |
июль |
август |
сентябрь |
октябрь |
|
Песчанокопское сельское поселение |
8,4 |
7,0 |
7,3 |
7,0 |
7,9 |
8,1 |
7,9 |
8,3 |
8,6 |
4,6 |
Красно-полянское сельское поселение |
2,8 |
3,2 |
3,5 |
3,5 |
2,8 |
3,0 |
3,2 |
3,4 |
4,3 |
1,6 |
Жуковское сельское поселение |
1,6 |
1,2 |
1,6 |
1,7 |
1,6 |
1,6 |
1,7 |
1,8 |
1,9 |
1,1 |
с. Дальнее Поле |
2,0 |
1,7 |
1,9 |
1,9 |
2,1 |
2,0 |
1,9 |
1,9 |
1,5 |
0,5 |
Итого |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
В октябре 2009 г. объем хлебобулочной продукции, реализованной на территории сельских поселений, указанных в Таблице N 1, иными производителями хлеба (помимо ИП Демьянова А.А.), не претерпел аналогичного резкого сокращения, напротив, у отдельных из них объемы поставок увеличились (Таблица N 2).
Таблица N 2
Объем хлебобулочной продукции, реализованной на территории Песчанокопского района в период сентябрь-октябрь 2009 г. в разрезе поставщиков
Наименование поставщика |
Объем отгруженной хлебобулочной продукции (тонн) |
|
сентябрь |
Октябрь |
|
ИП Рязанов С.Ф. |
3,5 |
3,5 |
ОАО "Сальский хлебокомбинат" |
6,4 |
6,4 |
ООО "Авир" |
1,2 |
1,4 |
ИП Слабунов В.П. |
13,1 |
14,3 |
ЗАО "Рассвет" |
2,8 |
2,3 |
ООО "АгроТехноДар" |
22,7 |
27,5 |
В связи с изложенным, у Комиссии отсутствуют основания для вывода о том, что сокращение в октябре 2009 г. объемов поставок хлеба ИП Демьянова А.А. на территорию Песчанокопского района обусловлено экономическими предпосылками, в т.ч. общим снижением спроса на хлебобулочную продукцию.
В этой связи, Комиссия с доверием относится к объяснениям жителей Песчанокопского района и ИП Демьянова А.А., согласно которым отказ хозяйствующих субъектов от закупок у ИП Демьянова А.А. хлебобулочной продукции, носил вынужденный характер и обусловлен действиями Администрации Песчанокопского района и Администраций сельских поселений, входящих в состав Песчанокопского района.
Как следует из материалов дела, вышеуказанные действия были совершены после того, как 29.09.2009 г. по инициативе главы района был проведен семинар-совещание по вопросу продвижения в торговой сети продукции местных производителей, где приняли участие главы сельских поселений, на территории которых осуществлялась реализация хлебобулочных изделий ИП Демьянова А.А. При этом согласно протоколу семинара-совещания, на нем обсуждались причины закупок хлебобулочной продукции у одного неместного производителя - ИП Демьянова А.А. (хотя на рынке хлеба Песчанокопского района присутствуют хлебозаводы и из других районов).
Также ИП Демьяновым А.А. представлен список хозяйствующих субъектов, которые в октябре 2009 г. значительно снизили объемы закупок его продукции (в т.ч. ИП Христов, ИП Абакумова, ИП Золотухина, ИП Лашина, ИП Мнацаканян, ИП Степанян, ИП Рыбинцев, ИП Стадникова, ИП Степанцева, ИП Бондарь, ИП Карнаухова, ИП Барков, ИП Сасина, ИП Шашурин, ИП Ширеева, ООО "Анастасия"). Сравнительный анализ объемов закупок хлеба, произведенных вышеперечисленными субъектами у ООО "АгроТехноДар" в сентябре-октябре 2009 г., показал, что снижение объемов закупок хлеба у ИП Демьянова А.А. в октябре 2009 г. сопровождался одновременным увеличением закупок хлеба у ООО "АгроТехноДар".
В связи с изложенным, учитывая, что антиконкурентные действия исполнительно- распорядительных органов местного самоуправления Песчанокопского района были совершены после проведения семинара-совещания от 29.09.2009 г., носили массовый и единовременный характер, а результаты таких действий соответствуют целям проведения указанного семинара-совещания, Комиссия считает возможным прийти к выводу, что совершение указанных действий находится в причинно-следственной связи с действиями главы района по проведению соответствующего семинара-совещания.
В силу ч. 1 ст. 8 Конституции РФ в Российской Федерации гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности.
В силу ч. 1 ст. 34 Конституции РФ каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности.
В силу ч. 1 ст. 1 ГК РФ гражданское законодательство основывается на признании равенства участников регулируемых им отношений, неприкосновенности собственности, свободы договора, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела, необходимости беспрепятственного осуществления гражданских прав.
Согласно ст. 23 Устава Муниципального образования "Песчанокопский район", утв. решением Собрания депутатов Песчанокопского района от 18.08.2009 г. N 369, глава района входит в структуру органов местного самоуправления Песчанокопского района.
Таким образом, в действиях главы района, выразившихся в проведении семинара-совещания от 29.09.2009 г, содержится нарушение ч. 1 ст. 15 ФЗ "О защите конкуренции", в соответствии с которой органам местного самоуправления запрещается осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности запрещается:
- необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами;
- ограничений прав хозяйствующих субъектов на продажу товаров;
- установление для приобретателей товаров ограничений выбора хозяйствующих субъектов, которые предоставляют такие товары.
Комиссия критически относится к объяснениям ИП Степанцевой О.С. (с. Песчанокопское) и ООО "Анастасия" (с. Красная Поляна) ввиду следующего:
Как следует из материалов дела, в октябре 2009 г. ООО "Анастасия" закупило у ООО "АгроТехноДар" 873 единицы хлебобулочных изделий, притом, что в сентябре 2009 г. ООО "Анастасия" закупило у ИП Демьянова А.А. 1367 единиц хлебобулочных изделий, которые были реализованы в полном объеме. В этой связи, не принимается довод ООО "Анастасия", что отказ от продукции ИП Демьянова А.А. обусловлен повышенным спросом на продукцию ООО "АгроТехноДар".
Как следует из материалов дела, в сентябре 2009 г. ИП Степанцева О.С. закупила у ООО "АгроТехноДар" 64 единицы хлебобулочных изделий (в октябре 2009 г. - 417 единиц). В этой связи не принимается довод ИП Степанцевой О.С., что отказ от продукции ИП Демьянова А.А. обусловлен более высоким качеством и низкой ценой продукции ООО "АгроТехноДар", т.к. до октября 2009 г. данные обстоятельства, сами по себе, не влияли на объем закупаемой у него продукции.
Руководствуясь ст. 23, ч. 1 ст. 39, ч. 1 - 4 ст. 41, ч. 1 ст. 49 ФЗ "О защите конкуренции",
РЕШИЛА:
1. Признать Главу Песчанокопского района Ростовской области нарушившим ч. 1 ст. 15 ФЗ "О защите конкуренции".
2. Выдать Главе Песчанокопского района Ростовской области предписание о прекращении нарушения требований ч. 1 ст. 15 ФЗ "О защите конкуренции".
Председатель Комиссии: К.А. Коренченко
Члены Комиссии: В. Л. Частников, О.С. Кочарян
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.
Предписание N 71
11 марта 2010 г.
г. Ростов-на-Дону
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства в составе:
Председатель Комиссии: Коренченко К.А. - зам. руководителя управления - начальник отдела контроля органов власти;
Члены Комиссии: Частников В.Л. - зам. начальника отдела отдела контроля органов власти;
Кочарян О.С. - старший специалист 3 разряда отдела контроля органов власти,
руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции", на основании своего решения от 11.03.2010 г. по делу N 1151 о нарушении Главой Песчанокопского района Ростовской области (347570, Ростовская обл., с. Песчанокопское, ул. Суворова, 4) части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - ФЗ "О защите конкуренции"),
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
Главе Песчанокопского района Ростовской области в срок до 16 апреля 2010 г. прекратить нарушение части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившееся в проведении 29.09.2009 г. семинара-совещания "О продвижении продукции местных производителей".
Главе Песчанокопского района Ростовской области в срок до 16 апреля 2010 г. разместить в печатном средстве массовой информации, уполномоченном на публикацию муниципальных актов, следующую информацию: "Во исполнение предписания Комиссии Ростовского УФАС России N 71 от 11.03.2010 г. довожу до сведения заинтересованных лиц, что хозяйствующие субъекты, осуществляющие на территории Песчанокопского района деятельность по розничной реализации хлебобулочной продукции, вправе закупать указанную продукцию у любого хозяйствующего субъекта, вне зависимости от места его регистрации/нахождения.".
О выполнении настоящего предписания Главе Песчанокопского района Ростовской области сообщить в Ростовское УФАС России в срок до 26 апреля 2010 г. (с приложением документов, подтверждающих исполнение предписания).
Председатель Комиссии: К.А. Коренченко
Члены Комиссии: В.Л. Частников, О.С. Кочарян
Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области от 11 марта 2010 г.
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 20.1.2016