Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области
от 19 марта 2010 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
председатель комиссии -
члены комиссии:
рассмотрев дело N6209/05-2010 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту распространения в рекламном блоке "Стрим" на телеканале "ТВ-3 Россия" видео-рекламы "Оптика на Камышинской, 27" общества с ограниченной ответственностью "Васса", со-держащей признаки нарушения ч. 7 ст. 24 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Федеральный закон "О рекламе"), выразившиеся в отсутствии предупредительной надписи,
в присутствии представителей лиц, в действиях которых содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе:
- общества с ограниченной ответственностью "Васса" (далее - ООО "Васса"), расположенного по адресу: 432071, г. Ульяновск, ул. Федерации, дом 26 (юридический адрес: 432072, г. Ульяновск, ул. 40 лет Победы, дом 14), - генерального директора общества;
- закрытого акционерного общества "Симбирск КТВ" (далее - ЗАО "Симбирск КТВ"), расположенного по адресу: 432072, г. Ульяновск, пр-т. Ульяновский, дом 4, установила:
В ходе осуществления текущего контроля за соблюдением законодательства Российской Фе-дерации о рекламе 09.01.2010 специалистами Ульяновского УФАС России произведена запись рек-ламного видеоролика "Оптика на Камышинской, 27", транслировавшегося на телеканале "ТВ-3 Рос-сия" в рекламном блоке "Стрим", содержащего признаки нарушения ч. 7 ст. 24 Федерального закона "О рекламе" (служебная записка N67 от 26.02.2010).
Ульяновским УФАС России определением от 26.02.2010 возбуждено дело N6209/05-2010 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту распространения указанной рекламы. К участию в деле в качестве лиц, в действиях которых содержатся признаки на-рушения законодательства Российской Федерации о рекламе, привлечены ООО "Васса" и ЗАО "Симбирск КТВ". Рассмотрение дела назначено на 19.03.2010.
По запросу Ульяновского УФАС России (исх. N784-05 от 15.02.2010) ЗАО "Симбирск КТВ" представлены (исх. N58 от 17.02.2010): договор на оказание рекламных услуг NРКЛ 6/10 от 08.01.2010, заключенный между ЗАО "Симбирск КТВ" (исполнитель) и ООО "Васса" (заказчик), на основании которого транслировался изготовленный ООО "Васса" рекламный ролик "Оптика на Камышинской, 27", бланк-заказ на размещение рекламы "Оптика на Камышинской, 27", запись видеролика с указанной рекламой. Кроме того, в ходе рассмотрения дела N6209/05-2010 ЗАО "Симбирск КТВ" представлен договор NСТ-14/07 от 01.02.2007, заключенный между ЗАО "Телеканал 27" (правообладатель) и ЗАО "Симбирск КТВ" (оператор).
В ходе рассмотрения дела N6209/05-2010 ООО "Васса" представлены: договор на оказание рекламных услуг NРКЛ 6/10 от 08.01.2010, бланк-заказ на размещение рекламы "Оптика на Камышинской, 27", запись видеоролика с указанной рекламой, счет-фактура N00000402 от 28.02.2010, акт приема-передачи выполненных работ N00000311 от 28.02.2010.
На рассмотрении дела 19.03.2010 представитель ООО "Васса", признав факт нарушения рек-ламного законодательства, пояснил, что указанный видеоролик информировал об открытии салона оптики на ул. Камышинской в г. Ульяновске. Рекламный ролик "Оптика на Камышинской, 27" был изготовлен лично генеральным директором ООО "Васса" и в готовом, пригодном для трансляции виде представлен для распространения ЗАО "Симбирск КТВ". При изготовлении видеоролика ди-ректор решил, что предупредительная надпись в данном случае не требуется, поскольку в рекламе не говорится о конкретных медицинских услугах и деятельность ООО "Васса" не подлежит лицензиро-ванию.
Представитель ЗАО "Симбирск КТВ" на рассмотрении дела пояснил, что общество осуществ-ляло только распространение готового видеоролика на основании договора на оказание рекламных услуг NРКЛ 6/10 от 08.01.2010, заключенного между ЗАО "Симбирск КТВ" (исполнитель) и ООО "Васса" (заказчик). Рекламный видеоролик вышел в эфир с 09 января 2010 года. После получения определения Ульяновского УФАС России о возбуждении дела по признакам нарушения законода-тельства о рекламе в рекламный ролик "Оптика на Камышинской, 27" внесены изменения - добавле-но предупреждение.
Исследовав материалы дела N6209/05-2010, заслушав пояснения представителей лиц, участ-вующих в деле, Комиссия приходит к выводу о необходимости признать рекламу "Оптика на Камы-шинской, 27" ООО "Васса", транслировавшуюся, в том числе 09.01.2010, в рекламном блоке "Стрим" на телеканале "ТВ-3 Россия", ненадлежащей. При этом Комиссия исходит из следующего.
На телеканале "ТВ-3 Россия" в рекламном блоке "Стрим" транслировался видеоролик "Оптика на Камышинской, 27" следующего содержания.
Сменяющиеся кадры, показывающие работу персонала салона оптики за авторефкеротомет-ром, оказание услуг по подбору очков пациенту, здание, в котором располагается салон, а также текст: "Очки - за час! Ул. Камышинская, 27, тел. 652-652. Сертифицировано", сопровождаются го-лосом за кадром: "Контактная коррекция, компьютерный подбор очков. Качественное изготовление и ремонт. Оптика на Камышинской, 27. Очки - за час!". Иная информация в рекламном ролике отсут-ствует.
В соответствии с п.п. 1, 2 ст. 3 Федерального закона "О рекламе" реклама - информация, рас-пространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке; объект рекламирова-ния - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или прода-вец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение вни-мания к которым направлена реклама.
В силу п.п. 1, 2 ст. 3 Федерального закона "О рекламе" информация, представленная в ука-занном видеоролике, является рекламой, объектом рекламирования в которой являются оптика в це-лом, контактные линзы, очки, услуги по подбору очков, контактная коррекция зрения.
Деятельность по розничной торговле медицинскими товарами и ортопедическими изделиями согласно ст. 17 Федерального закона от 08.08.2001 N128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" не лицензируется. Однако, согласно приказу Минздрава России от 10.04.2001 N113 "О введении в действие Отраслевого классификатора "Простые медицинские услуги" к простым ме-дицинским услугам относятся: "Рефрактометрия" (код 03.26.008), "Офтальмометрия" (код 03.26.009), "Определение параметров контактной коррекции" (код 03.26.010) и др.
Кроме того, согласно Общероссийскому классификатору продукции ОК 005-93, утвержденно-му постановлением Госстандарта России от 30.12.1993 N301, к изделиям медицинской техники (код 94 0000) относятся очки (код 94 4260), линзы для коррекции зрения контактные мягкие (код 94 8870) и др.
Подбор очков и контактных линз осуществляется врачом-офтальмологом. Таким образом, для назначения очков и контактных линз необходимо получение консультации врача-офтальмолога.
Если к назначению очков абсолютных медицинских противопоказаний не имеется, то к на-значению контактных линз имеются и абсолютные, и относительные медицинские противопоказа-ния.
Противопоказаниями к назначению мягких контактных линз являются: психические заболе-вания (в том числе психоэмоциональная неустойчивость); эндокринные офтальмопатии (диабет, ти-реотоксикоз, беременность, климакс); синдром "сухого глаза"; лагофтальм; глаукома; острые воспа-лительные заболевания конъюнктивы, роговицы и сосудистого тракта (на весь период лечения).
Кроме того, при ношении мягких контактных линз могут развиться синдром "красного глаза"; эрозия роговицы; неоваскуляризация роговицы; отек роговицы; фолликулярный конъюнктивит; син-дром "сухого глаза".
В соответствии с ч. 7 ст. 24 Федерального закона "О рекламе" реклама лекарственных средств, медицинских услуг, в том числе методов лечения, медицинской техники должна сопровождаться предупреждением о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов. В рекламе, распространяемой в радиопрограммах, продолжительность такого предупреждения должна состав-лять не менее чем три секунды, в рекламе, распространяемой в телепрограммах и при кино- и видео-обслуживании, - не менее чем пять секунд и должно быть отведено не менее чем семь процентов площади кадра, а в рекламе, распространяемой другими способами, - не менее чем пять процентов рекламной площади (рекламного пространства). Требования настоящей части не распространяются на рекламу, распространяемую в местах проведения медицинских или фармацевтических выставок, семинаров, конференций и иных подобных мероприятий, а также в предназначенных для медицин-ских и фармацевтических работников специализированных печатных изданиях, и на иную рекламу, потребителями которой являются исключительно медицинские и фармацевтические работники.
Таким образом, реклама очков, контактных линз, услуг по их подбору должна сопровождаться предупреждением о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости получения консультации специалистов. Однако, в рекламе "Оптика на Камышинской, 27" преду-преждение о наличии противопоказаний к применению и использованию и необходимости получе-ния консультации врача-офтальмолога отсутствует, что является нарушением ч. 7 ст. 24 Федерально-го закона "О рекламе".
В соответствии со ст. 3 Федерального закона "О рекламе" реклама, не соответствующая тре-бованиям законодательства Российской Федерации, является ненадлежащей.
Согласно п.п. 6-7 ст. 38 Федерального закона "О рекламе" ответственность за нарушение ч. 7 ст. 24 Федерального закона "О рекламе" несут рекламодатель и рекламораспространитель.
В соответствии с п.п. 5-7 ст. 3 Федерального закона "О рекламе рекламодатель - изготови-тель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рек-ламы лицо; рекламопроизводитель - лицо, осуществляющее полностью или частично приведение информации в готовую для распространения в виде рекламы форму; рекламораспространитель - ли-цо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.
ЗАО "Симбирск КТВ" на основании договора NСТ-14/07 от 01.02.2007 осуществляет прием по спутниковому каналу связи программ "ТВ-3 Россия" ЗАО "Телеканал 27" и их ретрансляцию (достав-ку) посредством кабельной сети абонентам г. Ульяновска. Также ЗАО "Симбирск КТВ" осуществляет трансляцию рекламы на телеканале "ТВ-3 Россия" в г. Ульяновске.
Рекламный видеоролик "Оптика на Камышинской, 27" для трансляции представлен ООО "Васса" в готовом виде.
Таким образом, рекламодателем рекламы "Оптика на Камышинской, 27" является ООО "Васса", а рекламораспространителем - ЗАО "Симбирск КТВ".
Нарушение рекламодателями, рекламопроизводителями и рекламораспространителями зако-нодательства Российской Федерации о рекламе влечет за собой ответственность в соответствии с за-конодательством Российской Федерации об административных правонарушениях (ч. 4 ст. 38 Феде-рального закона "О рекламе"). Административная ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе предусмотрена ст. 14.3 Кодекса Российской Федерации об админи-стративных правонарушениях.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 2 части 1 и пунктом 1 части 2 статьи 33, час-тями 1-5 статьи 36 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе", в соответствии с пунк-тами 37-45 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нару-шения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных постановлением Прави-тельства Российской Федерации от 17.08.2006 N 508, Комиссия решила:
1. Признать рекламу "Оптика на Камышинской, 27" ООО "Васса", транслировавшуюся в рекламном блоке "Стрим" на канале "ТВ-3 Россия" (в том числе 09.01.2010), ненадлежащей, по-скольку в ней нарушены требования части 7 статьи 24 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе".
2. Выдать ООО "Васса" предписание о прекращении нарушения законодательства о рекла-ме.
3. Выдать ЗАО "Симбирск КТВ" предписание о прекращении нарушения рекламного зако-нодательства
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Управления Федераль-ной антимонопольной службы по Ульяновской области для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административ-ных правонарушениях.
Решение изготовлено в полном объеме 02.04.2010.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном стать-ей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председатель Комиссии
Члены Комиссии
ООО "Васса"
Ул. Федерации, д. 26, г. Ульяновск, 432071
ПРЕДПИСАНИЕ N 8
о прекращении нарушения законодательства
Российской Федерации о рекламе
19.03.2010 г. Ульяновск
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
председатель комиссии -
члены комиссии: -
на основании своего решения от 19 марта 2010 года по делу N6209/05-2010 о признании рек-ламы "Оптика на Камышинской, 27" общества с ограниченной ответственностью "Васса", трансли-ровавшейся на телеканале "ТВ-3 Россия" в рекламном блоке "Стрим", ненадлежащей, поскольку в ней нарушены требования части 7 статьи 24 Федерального закона от 13.03.2006 N38-ФЗ "О рекла-ме", в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 33, частями 1, 3 статьи 36 Федерального закона "О рекламе", пунктами 44-45 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных постанов-лением Правительства Российской Федерации от 17.08.2006 N508, предписывает:
1. Обществу с ограниченной ответственностью "Васса", расположенному по адресу: 432071, г. Ульяновск, ул. Федерации, дом 26 (юридический адрес: 432072, г. Ульяновск, ул. 40 лет Победы, дом 14), в десятидневный срок со дня получения настоящего предписания прекратить на-рушение законодательства Российской Федерации о рекламе, а именно, прекратить распространение рекламы "Оптика на Камышинской, 27" в том виде, в котором она транслировалась в рекламном блоке "Стрим" на телеканале "ТВ-3 Россия", в том числе 09.01.2010, то есть без предупреждения, предусмотренного частью 7 статьи 24 Федерального закона "О рекламе".
2. Обществу с ограниченной ответственностью "Васса", расположенному по адресу: 432071, г. Ульяновск, ул. Федерации, дом 26 (юридический адрес: 432072, г. Ульяновск, ул. 40 лет Победы, дом 14), представить в Ульяновское УФАС России документальные доказательства исполнения пункта 1 настоящего предписания до 23 апреля 2010 года.
В случае невыполнения в установленный срок предписания о прекращении нарушения зако-нодательства о рекламе Ульяновское УФАС России вправе в соответствии с частью 2.4 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях наложить на должностных лиц штраф в размере от двенадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от трех-сот тысяч до пятисот тысяч рублей.
Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьёй 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председатель Комиссии
Члены Комиссии
ЗАО "Симбирск КТВ"
Пр-т Ульяновский д. 4, г. Ульяновск, 432072
ПРЕДПИСАНИЕ N 9
о прекращении нарушения законодательства
Российской Федерации о рекламе
19.03.2010 г. Ульяновск
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
председатель комиссии -
члены комиссии:
на основании своего решения от 19 марта 2010 года по делу N6209/05-2010 о признании рек-ламы "Оптика на Камышинской, 27" общества с ограниченной ответственностью "Васса", трансли-ровавшейся на телеканале "ТВ3" в рекламном блоке "Стрим", ненадлежащей, поскольку в ней нару-шены требования части 7 статьи 24 Федерального закона от 13.03.2006 N38-ФЗ "О рекламе", в соот-ветствии с пунктом 1 части 2 статьи 33, частями 1, 3 статьи 36 Федерального закона "О рекламе", пунктами 44-45 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных постановлением Пра-вительства Российской Федерации от 17.08.2006 N508, предписывает:
1. Закрытому акционерному обществу "Симбирск КТВ", расположенному по адресу: г. Ульяновск, пр-т Ульяновский, дом 4, в десятидневный срок со дня получения настоящего предписа-ния прекратить нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе, а именно, прекратить распространение рекламы "Оптика на Камышинской, 27" в том виде, в котором она транслировалась в рекламном блоке "Стрим" на телеканале "ТВ-3 Россия", в том числе 09.01.2010, то есть без преду-преждения, предусмотренного частью 7 статьи 24 Федерального закона "О рекламе".
2. Закрытому акционерному обществу "Симбирск КТВ", расположенному по адресу: г. Улья-новск, пр-т Ульяновский, дом 4, представить в Ульяновское УФАС России документальные доказа-тельства исполнения пункта 1 настоящего предписания до 23 апреля 2010 года.
В случае невыполнения в установленный срок предписания о прекращении нарушения зако-нодательства о рекламе Ульяновское УФАС России вправе в соответствии с частью 2.4 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях наложить на должностных лиц штраф в размере от двенадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от трех-сот тысяч до пятисот тысяч рублей.
Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьёй 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председатель Комиссии
Члены Комиссии
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области от 19 марта 2010 г.
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 20.1.2016