Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области
от 19 марта 2010 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
председатель комиссии
члены комиссии: -
рассмотрев дело N6208/05-2010 по признакам нарушения законодательства Российской Фе-дерации о рекламе по факту распространения в рекламном блоке "Стрим" на телеканале "ТВ-3 Рос-сия" видеорекламы санатория "ИТИЛЬ" открытого акционерного общества "Санаторий "ИТИЛЬ", содержащей признаки нарушения ч. 7 ст. 24 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекла-ме" (далее - Федеральный закон "О рекламе"), выразившиеся в отсутствии в рекламе медицинских услуг предупредительной надписи,
в присутствии представителей лиц, в действиях которых содержатся признаки наруше-ния законодательства о рекламе:
- открытого акционерного общества "Санаторий "ИТИЛЬ" (далее - ОАО "Санаторий "ИТИЛЬ"), расположенного по адресу: 432010, г. Ульяновск, ул. Оренбургская, дом 1;
- закрытого акционерного общества "Симбирск КТВ" (далее - ЗАО "Симбирск КТВ"), расположенного по адресу: 432072, г. Ульяновск, пр. Ульяновский, дом 4, установила:
В ходе осуществления текущего контроля за соблюдением законодательства Российской Фе-дерации о рекламе 09.01.2010 специалистами Ульяновского УФАС России произведена запись рек-ламного видеоролика о санатории "ИТИЛЬ", транслировавшегося на телеканале "ТВ-3 Россия" в рекламном блоке "Стрим", содержащего признаки нарушения ч. 7 ст. 24 Федерального закона "О рекламе" (служебная записка N68 от 26.02.2010).
Ульяновским УФАС России определением от 26.02.2010 возбуждено дело N6208/05-2010 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту распростране-ния указанной рекламы. К участию в деле в качестве лиц, в действиях которых содержатся призна-ки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, привлечены ОАО "Санаторий "ИТИЛЬ" и ЗАО "Симбирск КТВ". Рассмотрение дела назначено на 19.03.2010.
По запросу Ульяновского УФАС России (исх. N 784-05 от 15.02.2010) ЗАО "Симбирск КТВ" представлены (исх. N58 от 17.02.2010): договор об оказании рекламных услуг NРКЛ 3/10 от 04.01.2010, заключенный между ЗАО "Симбирск КТВ" (исполнитель) и ОАО "Санаторий "ИТИЛЬ" (заказчик), техническое задание на производство рекламной видеопродукции, бланк-заявка на размещение рекламы, диск с видеорекламой санатория "ИТИЛЬ". Кроме того, в ходе рассмотрения дела N6208/05-2010 ЗАО "Симбирск КТВ" представлен договор NСТ-14/07 от 01.02.2007, заключенный между ЗАО "Телеканал 27" (правообладатель) и ЗАО "Симбирск КТВ" (оператор).
ОАО "Санаторий "ИТИЛЬ" в ходе рассмотрения дела N6208/05-2010 представлены: договор об оказании рекламных услуг NРКЛ 3/10 от 04.01.2010, лицензия на осуществление медицинской деятельности N73-01-000240 от 12.01.2007, выданная Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения и социального развития, форма договора об оказании санаторно-курортных услуг.
На рассмотрении дела 19.03.2010 представители ОАО "Санаторий "ИТИЛЬ" пояснили, что рассматриваемый видеоролик - это имиджевая реклама санатория "ИТИЛЬ". В самом ролике рас-сказ о санатории "ИТИЛЬ" сопровождается видеоэкскурсией по кабинетам санатория. Таким обра-зом, у зрителей формируется интерес к предприятию - санаторию "ИТИЛЬ", который оказывает са-наторно-курортную помощь только по направлениям лечащих врачей пациента, с учетом всех пока-заний и противопоказаний. Учитывая, что в ролике рекламируется санаторий "ИТИЛЬ" (предпри-ятие), а не медицинские услуги, то предупреждение в рекламе не требуется.
Представитель ЗАО "Симбирск КТВ" на рассмотрении дела 19.03.2010 пояснил, что обще-ство поддерживает мнение ОАО "Санаторий "ИТИЛЬ", и считает указанный видеоролик имидже-вой рекламой санатория, которая не должна сопровождаться предупредительной надписью. Изго-товление ролика и последующее его распространение осуществляло ЗАО "Симбирск КТВ" на осно-вании договора на оказание рекламных услуг NРКЛ 3/10 от 04.01.2010, заключенного между ЗАО "Симбирск КТВ" (исполнитель) и ОАО "Санаторий "ИТИЛЬ" (заказчик). Рекламный видеоролик выходил в эфир с 03 января 2010 года. После получения определения Ульяновского УФАС России о возбуждении дела по признакам нарушения законодательства о рекламе в рекламный ролик сана-тория "ИТИЛЬ" внесены изменения - добавлено предупреждение.
Исследовав материалы дела N6208/05-2010, заслушав пояснения представителей лиц, участ-вующих в деле, Комиссия приходит к выводу о необходимости признать рекламу санатория "ИТИЛЬ" ОАО "Санаторий "ИТИЛЬ", транслировавшуюся, в том числе 09.01.2010, в рекламном блоке "Стрим" на канале "ТВ-3 Россия", ненадлежащей. При этом Комиссия исходит из следующе-го.
На телеканале "ТВ-3 Россия" в рекламном блоке "Стрим" транслировался видеоролик следующего содержания.
Сменяющиеся кадры, показывающие процедуры, оказываемые пациентам в санатории, а также изображение логотипа санатория с текстом: "Санаторий "ИТИЛЬ", г. Ульяновск, ул. Орен-бургская, д. 1. Телефон: (8422) 55-15-31, www.itilsanatorium.ru.", сопровождаются голосом за ка-дром: "Санаторий "ИТИЛЬ" оснащен современным медицинским оборудованием с использованием природных лечебных факторов, позволяющим лечить заболевания периферической нервной систе-мы, опорно-двигательного аппарата, органов дыхания, пищеварения и мочеполовой системы. Здесь применяется одна из самых популярных методик - эндоэкологическая реабилитация. Полноценное лечение и отдых получат не только взрослые, но и дети - под наблюдением опытных врачей и ква-лифицированных воспитателей. Наш адрес: г. Ульяновск, ул. Оренбургская, 1". Иная информация в рекламном ролике отсутствует.
В соответствии с п.п. 1, 2 ст. 3 Федерального закона "О рекламе" реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресован-ная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирова-ния, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке; объект рекла-мирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на при-влечение внимания к которым направлена реклама.
В силу п.п. 1, 2 ст. 3 Федерального закона "О рекламе" информация, представленная в ука-занном видеоролике, является рекламой, объектами рекламирования в которой являются как сана-торий "ИТИЛЬ" (лицо, оказывающее услуги), так и оказываемые в нем медицинские услуги в об-ласти санаторно-курортного лечения.
ОАО "Санаторий "ИТИЛЬ" на основании лицензии на осуществление медицинской деятель-ности N73-01-000240 от 12.01.2007 разрешено осуществление медицинской деятельности. Соглас-но приложению к указанной лицензии ОАО "Санаторий "ИТИЛЬ" оказывает следующие работы и услуги: "Доврачебная помощь: акушерское дело, диетология, лечебная физкультура, медицинский массаж, сестринское дело, стоматология, физиотерапия, функциональная диагностика, дезинфекци-онное дело"; "Санаторно-курортная помощь: акушерство и гинекология, гастроэнтерология, кар-диология, неврология, педиатрия, профпатология, пульмонология, терапия, травматология и орто-педия, ультразвуковая диагностика, физиотерапия, эндоскопия, эндокринология"; "Прочие работы и услуги: организация сестринского дела, экспертиза временной нетрудоспособности".
Общероссийским классификатором услуг населению ОК 002-93 (ОКУН), принятым и вве-денным постановлением Госстандарта России от 28.06.1993 N163, к медицинским услугам (код 081000) отнесены санаторно-оздоровительные услуги (код 082000), в том числе: проживание в са-наториях (код 082101), лечение и другое обслуживание в санаториях (код 082107).
В рекламе санатория "ИТИЛЬ" внимание потребителей рекламы привлекается, в том числе, к методике эндоэкологическая реабилитация, то есть к комплексному очищению организма, преду-сматривающему последовательную детоксикацию эндоэкологической среды организма. Данная ме-тодика включает в себя введение в организм химиопрепаратов, препаратов из лекарственных расте-ний и проведение электрофизиотерапевтических процедур (электрофорез (лекарственный электро-форез), лазеротерапия, УВЧ-терапия) и иные процедуры.
Эндоэкологическая реабилитация, включающая в себя комплекс медицинских услуг, имеет ряд противопоказаний, среди которых: кризовое течение гипертонической болезни, кардиомиопа-тия, острый инфаркт миокарда (реабилитационный период - в течение 6 месяцев), бронхиальная ас-тма гормонозависимая, нарушение мозгового кровообращения, онкологические заболевания, тубер-кулез, беременность и т. д.
В договоре об оказании санаторно-курортных услуг, заключаемом между пациентом и ОАО "Санаторий "ИТИЛЬ", также указывается о возможных противопоказаниях для прохождения сана-торно-курортного лечения. Так, согласно п. 3.1 указанного договора ОАО "Санаторий "ИТИЛЬ" имеет право отказать в приеме пациента в санаторий в случае обнаружения у него противопоказа-ний для лечения (срок выявления противопоказаний составляет 5 дней с момента поступления па-циента в санаторий).
Таким образом, рекламируемые медицинские услуги по диагностике, профилактике и лече-нию, непосредственно оказываемые пациентам в санатории "ИТИЛЬ", имеют противопоказания.
В соответствии с ч. 7 ст. 24 Федерального закона "О рекламе" реклама лекарственных средств, медицинских услуг, в том числе методов лечения, медицинской техники должна сопрово-ждаться предупреждением о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необ-ходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специали-стов. В рекламе, распространяемой в радиопрограммах, продолжительность такого предупреждения должна составлять не менее чем три секунды, в рекламе, распространяемой в телепрограммах и при кино- и видеообслуживании, - не менее чем пять секунд и должно быть отведено не менее чем семь процентов площади кадра, а в рекламе, распространяемой другими способами, - не менее чем пять процентов рекламной площади (рекламного пространства). Требования настоящей части не распро-страняются на рекламу, распространяемую в местах проведения медицинских или фармацевтиче-ских выставок, семинаров, конференций и иных подобных мероприятий, а также в предназначен-ных для медицинских и фармацевтических работников специализированных печатных изданиях, и на иную рекламу, потребителями которой являются исключительно медицинские и фармацевтиче-ские работники.
Согласно ч. 4 ст. 2 Федерального закона "О рекламе" специальные требования и ограниче-ния, установленные настоящим Федеральным законом в отношении рекламы отдельных видов то-варов, распространяются также на рекламу средств индивидуализации таких товаров, их изготови-телей или продавцов, за исключением случая, если реклама средств индивидуализации отдельного товара, его изготовителя или продавца явно не относится к товару, в отношении рекламы которого настоящим Федеральным законом установлены специальные требования и ограничения. В ст. 24 Федерального закона "О рекламе" установлены специальные требования и ограничения к рекламе лекарственных средств, медицинской техники, изделий медицинского назначения и медицинских услуг, в том числе методов лечения. Таким образом, предупреждение, предусмотренное ч. 7 ст. 24 Федерального закона "О рекламе", необходимо в рекламе и в случае, когда объектом рекламирова-ния является только лицо, оказывающее медицинские услуги, в данном случае, санаторий "ИТИЛЬ".
Вид деятельности не может являться объектом рекламирования, исходя из определения са-мого понятия "объект рекламирования", данному в п. 2 ст. 3 Федерального закона "О рекламе".
В рекламе санатория "ИТИЛЬ" отсутствует предупреждение о наличии противопоказаний к применению и использованию рекламируемых медицинских услуг по диагностике, профилактике и санаторно-курортному лечению, необходимости получения консультации специалистов.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона "О рекламе" реклама, не соответствующая тре-бованиям законодательства Российской Федерации, является ненадлежащей.
Согласно п.п. 6-7 ст. 38 Федерального закона "О рекламе" ответственность за нарушение ч. 7 ст. 24 Федерального закона "О рекламе" несут рекламодатель и рекламораспространитель.
В соответствии с п.п. 5-7 ст. 3 Федерального закона "О рекламе рекламодатель - изгото-витель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо; рекламопроизводитель - лицо, осуществляющее полностью или частично приведе-ние информации в готовую для распространения в виде рекламы форму; рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использо-ванием любых средств;
ЗАО "Симбирск КТВ" на основании договора NСТ-14/07 от 01.02.2007 осуществляет прием по спутниковому каналу связи программ "ТВ-3 Россия" ЗАО "Телеканал 27" и их ретрансляцию (доставку) посредством кабельной сети абонентам г. Ульяновска. Также ЗАО "Симбирск КТВ" осуществляет трансляцию рекламы на телеканале "ТВ-3 Россия" в г. Ульяновске.
Реклама санатория "ИТИЛЬ" приведена в форму, пригодную для распространения, и распространена на телеканале "ТВ-3 Россия" ЗАО "Симбирск КТВ" по заказу ОАО "Санаторий "ИТИЛЬ" на основании договора об оказании рекламных услуг NРКЛ 3/10 от 04.01.2010.
Таким образом, рекламодателем рекламы санатория "ИТИЛЬ" является ОАО "Санаторий "ИТИЛЬ", а рекламопроизводителем и рекламораспространителем - ЗАО "Симбирск КТВ".
Техническим заданием на производство рекламной продукции, утвержденным исполнительным директором ЗАО "Симбирск КТВ" и согласованным генеральным директором ОАО "Санаторий "ИТИЛЬ", сопровождение рекламы санатория "ИТИЛЬ" предупреждением, обязательным в рекламе медицинских услуг в силу ч. 7 ст. 24 Федерального закона "О рекламе", не предусмотрено.
Нарушение рекламодателями, рекламопроизводителями и рекламораспространителями зако-нодательства Российской Федерации о рекламе влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях (ч. 4 ст. 38 Фе-дерального закона "О рекламе"). Административная ответственность за нарушение законодатель-ства Российской Федерации о рекламе предусмотрена ст. 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с ч. 1 ст. 36 Федерального закона "О рекламе" по результатам рассмотрения дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе антимонопольный орган принимает решения и выдает предписания. Согласно ч. 3 ст. 36 Федерального закона "О рек-ламе" предписания о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе выдаются на основании решения антимонопольного органа о признании рекламы ненадлежащей.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 2 части 1 и пунктом 1 части 2 статьи 33, час-тями 1-5 статьи 36 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе", в соответствии с пунктами 37-45 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2006 N 508, Комиссия решила:
1. Признать рекламу санатория "ИТИЛЬ" ОАО "Санаторий "ИТИЛЬ", транслировавшую-ся в рекламном блоке "Стрим" на телеканале "ТВ-3 Россия" (в том числе 09.01.2010), ненадлежа-щей, поскольку в ней нарушены требования части 7 статьи 24 Федерального закона от 13.03.2006 N38-ФЗ "О рекламе".
2. Выдать ОАО "Санаторий "ИТИЛЬ" предписание о прекращении нарушения законода-тельства о рекламе.
3. Выдать ЗАО "Симбирск КТВ" предписание о прекращении нарушения рекламного за-конодательства
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Управления Феде-ральной антимонопольной службы по Ульяновской области для возбуждения дела об администра-тивном правонарушении, предусмотренном статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об адми-нистративных правонарушениях.
Решение изготовлено в полном объеме 02.04.2010.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председатель Комиссии
Члены комиссии:
ЗАО "Симбирск КТВ"
Пр-т Ульяновский д. 4, г. Ульяновск, 432072
ПРЕДПИСАНИЕ N 7
о прекращении нарушения законодательства
Российской Федерации о рекламе
19.03.2010 г. Ульяновск
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
председатель комиссии -
члены комиссии: -
на основании своего решения от 19 марта 2010 года по делу N6208/05-2010 о признании рекламы санатория "ИТИЛЬ" открытого акционерного общества "Санаторий "ИТИЛЬ", транслиро-вавшейся на телеканале "ТВ-3 Россия" в рекламном блоке "Стрим", ненадлежащей, поскольку в ней нарушены требования части 7 статьи 24 Федерального закона от 13.03.2006 N38-ФЗ "О рекламе", в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 33, частями 1, 3 статьи 36 Федерального закона "О рекла-ме", пунктами 44-45 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по при-знакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных постановле-нием Правительства Российской Федерации от 17.08.2006 N508, предписывает:
1. Закрытому акционерному обществу "Симбирск КТВ", расположенному по адресу: г. Ульяновск, пр-т Ульяновский, дом 4, в десятидневный срок со дня получения настоящего предпи-сания прекратить нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе, а именно, прекра-тить распространение рекламы санатория "ИТИЛЬ" в том виде, в котором она транслировалась в рекламном блоке "Стрим" на телеканале "ТВ-3 Россия", в том числе 09.01.2010, то есть без преду-преждения, предусмотренного частью 7 статьи 24 Федерального закона "О рекламе".
2. Закрытому акционерному обществу "Симбирск КТВ", расположенному по адресу: г. Уль-яновск, пр-т Ульяновский, дом 4, представить в Ульяновское УФАС России документальные дока-зательства исполнения пункта 1 настоящего предписания до 23 апреля 2010 года.
В случае невыполнения в установленный срок предписания о прекращении нарушения зако-нодательства о рекламе Ульяновское УФАС России вправе в соответствии с частью 2.4 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях наложить на должностных лиц штраф в размере от двенадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от трех-сот тысяч до пятисот тысяч рублей.
Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьёй 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председатель Комиссии
Члены Комиссии
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области от 19 марта 2010 г.
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 20.1.2016