Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области
от 16 октября 2015 г. N 5864/03
Комиссия по контролю в сфере осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области (далее - Новгородское УФАС России, Управление) (далее - Комиссия) в составе:
Куриков И.А. - председатель Комиссии, заместитель руководителя - начальник отдела Управления;
Петрова А.В. - член Комиссии, главный специалист-эксперт Управления;
Петров Д.А. - член Комиссии, главный специалист-эксперт Управления,
в присутствии представителей:
государственного заказчика - Федерального казенного учреждения "Управление автомобильной магистрали Москва - Санкт - Петербург Федерального дорожного агентства" - Скворцовой Валентины Юрьевны (доверенность б/н от 12.10.2015);
податель жалобы - Общество с ограниченной ответственностью "Экспресс" надлежащим образом уведомлено о времени и месте рассмотрения, представители на рассмотрение жалобы не явились,
рассмотрев жалобу участника закупки (определения поставщика) - Общества с ограниченной ответственностью "Экспресс" (197198, г. Санкт-Петербург, ул. Мончегорская, д. 5, лит. А, пом. 14-Н; далее - ООО "Экспресс") на действия государственного заказчика - Федерального казенного учреждения "Управление автомобильной магистрали Москва - Санкт - Петербург Федерального дорожного агентства" (173007, Великий Новгород, ул. Троицкая, д. 5; далее - ФКУ Упрдор "Россия") при осуществлении закупки путем проведения открытого конкурса на право заключения государственного контракта на капитальный ремонт автомобильной дороги Р-56 Великий Новгород - Сольцы - Порхов - Псков на участке км 60+480 - км 75+400, Новгородская область, извещение N 0336100012515000083 о проведении которого было размещено на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов в сети "Интернет" по адресу: www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт) 22.09.2015, и проведя внеплановую проверку осуществления данной закупки (определения поставщика), установила:
09.10.2015 в Новгородское УФАС России поступила жалоба участника закупки - ООО "Экспресс" на действия государственного заказчика - ФКУ Упрдор "Россия" при осуществлении закупки путем проведения открытого конкурса на право заключения государственного контракта на капитальный ремонт автомобильной дороги Р-56 Великий Новгород - Сольцы - Порхов - Псков на участке км 60+480 - км 75+400, Новгородская область, извещение N 0336100012515000083 о проведении которого было размещено на официальном сайте 22.09.2015 (далее - Жалоба).
Жалоба подана в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), с соблюдением требований, предусмотренных статьей 105 Закона о контрактной системе.
Суть доводов Жалобы сводится к следующему.
По мнению подателя Жалобы, государственным заказчиком в Конкурсной документации установлены требования к содержанию конкурсных заявок участников рассматриваемой закупки (в части описания документа, подтверждающего полномочия лица на осуществление действий от имени участника открытого конкурса - юридического лица), а также требования к их оформлению ненадлежащим образом, в нарушение положений Закона о контрактной системе.
Учитывая изложенное, податель Жалобы - ООО "Экспресс" просит выдать государственному заказчику - ФКУ Упрдор "Россия" предписание об устранении допущенных нарушений.
Государственный заказчик - ФКУ Упрдор "Россия" считает Жалобу необоснованной по основаниям, изложенным в возражениях на нее (вх. N 8524ф от 14.10.2015 Новгородского УФАС России), поскольку не точное воспроизведение в Конкурсной документации положений статьи 51 Закона о контрактной системе само по себе не может повлечь нарушений прав участников закупки, подавших заявки на участие в рассматриваемой закупке, а тем более не может нарушить права лиц, которые не реализовали их в реальности, то есть не участвовали в закупке.
На рассмотрении Жалобы представитель государственного заказчика - ФКУ Упрдор "Россия" поддержал доводы возражений на Жалобу в полном объеме, а также дополнительно указал на злоупотребление подателем Жалобы своими правами.
В результате рассмотрения Жалобы установлено следующее.
1. В сентябре - октябре 2015 года государственным заказчиком - ФКУ Упрдор "Россия" осуществляется закупка путем проведения открытого конкурса на право заключения государственного контракта на капитальный ремонт автомобильной дороги Р-56 Великий Новгород - Сольцы - Порхов - Псков на участке км 60+480 - км 75+400, Новгородская область.
Конкурсная документация утверждена распоряжением N 250-р от 28.08.2015 начальника ФКУ Упрдор "Россия" А.А. Мятиева.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать предусмотренные статьей 51 настоящего Федерального закона требования к содержанию, в том числе к описанию предложения участника открытого конкурса, к форме, составу заявки на участие в открытом конкурсе и инструкцию по ее заполнению, при этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников открытого конкурса или ограничение доступа к участию в открытом конкурсе.
В соответствии с подпунктом "в" пункта 1 части 2 статьи 51 Закона о контрактной системе (в ред. от 08.03.2015 N 23-ФЗ) заявка на участие в открытом конкурсе должна содержать всю указанную заказчиком в конкурсной документации информацию, а также информацию и документы об участнике открытого конкурса, в том числе документ, подтверждающий полномочия лица на осуществление действий от имени участника открытого конкурса - юридического лица (копия решения о назначении или об избрании либо копия приказа о назначении физического лица на должность, в соответствии с которыми такое физическое лицо обладает правом действовать от имени участника открытого конкурса без доверенности (далее в настоящей статье - руководитель). В случае, если от имени участника открытого конкурса действует иное лицо, заявка на участие в открытом конкурсе должна содержать также доверенность на осуществление действий от имени участника открытого конкурса, заверенную печатью участника открытого конкурса и подписанную руководителем (для юридического лица) или уполномоченным руководителем лицом, либо засвидетельствованную в нотариальном порядке копию указанной доверенности. В случае, если указанная доверенность подписана лицом, уполномоченным руководителем, заявка на участие в открытом конкурсе должна содержать также документ, подтверждающий полномочия такого лица.
В пункте 2.1 Конкурсной документации государственным заказчиком - ФКУ Упрдор "Россия" установлены требования к содержанию конкурсных заявок.
Аналогичное по содержанию требование, предъявляемое к содержанию конкурсных заявок участников рассматриваемой закупки в части наличия документа, подтверждающего, полномочия лица на осуществление действий от имени участника открытого конкурса - юридического лица, содержится в подпункте "в" пункта 2.1.1 Конкурсной документации.
В соответствии с положениями Федерального закона от 06.04.2015 N 82-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части отмены обязательности печати хозяйственных обществ" (далее - Закон о внесении изменений) редакция подпункта "в" пункта 1 части 2 статьи 51 Закона о контрактной системе изменена в части обязательности проставления печати участника открытого конкурса.
Так, в соответствии с подпунктом "в" пункта 1 части 2 статьи 51 Закона о контрактной системе в редакции Закона о внесении изменений заявка на участие в открытом конкурсе должна содержать всю указанную заказчиком в конкурсной документации информацию, а также информацию и документы об участнике открытого конкурса, в том числе документ, подтверждающий полномочия лица на осуществление действий от имени участника открытого конкурса - юридического лица (копия решения о назначении или об избрании либо копия приказа о назначении физического лица на должность, в соответствии с которыми такое физическое лицо обладает правом действовать от имени участника открытого конкурса без доверенности (далее в настоящей статье - руководитель). В случае, если от имени участника открытого конкурса действует иное лицо, заявка на участие в открытом конкурсе должна содержать также доверенность на осуществление действий от имени участника открытого конкурса, заверенную печатью участника открытого конкурса (при наличии печати) и подписанную руководителем (для юридического лица) или уполномоченным руководителем лицом, либо засвидетельствованную в нотариальном порядке копию указанной доверенности. В случае, если указанная доверенность подписана лицом, уполномоченным руководителем, заявка на участие в открытом конкурсе должна содержать также документ, подтверждающий полномочия такого лица.
Согласно части 5 статьи 51 Закона о контрактной системе требовать от участника открытого конкурса иные документы и информацию, за исключением предусмотренных частью 2 настоящей статьи документов и информации, не допускается.
На момент размещения извещения о проведении рассматриваемого открытого конкурса на официальном сайте (22.09.2015), подпункт "в" пункта 1 части 2 статьи 51 Закона о контрактной системе действует в редакции Закона о внесении изменений: предусмотрено представление участником закупки в составе заявок на участие в открытом конкурсе доверенности на осуществление действий от его имени, заверенной печатью участника открытого конкурса исключительно при ее наличии у участника - юридического лица.
Однако, в Конкурсной документации подпункт "в" пункта 1 части 2 статьи 51 Закона о контрактной системе воспроизведен в недействующей редакции Закона о контрактной системе (в ред. от 08.03.2015 N 23-ФЗ).
Таким образом, в действиях государственного заказчика - ФКУ Упрдор "Россия" содержатся нарушения пункта 4 части 1 статьи 50, части 5 статьи 51 Закона о контрактной системе, выразившиеся в ненадлежащем установлении требований к содержанию заявок на участие в открытом конкурсе и неправомерном требовании документов и информации, не предусмотренных частью 2 статьи 51 Закона о контрактной системе, в их составе.
2. В соответствии с частью 4 статьи 51 Закона о контрактной системе (в ред. от 08.03.2015 N 23-ФЗ) все листы поданной в письменной форме заявки на участие в открытом конкурсе, все листы тома такой заявки должны быть прошиты и пронумерованы. Заявка на участие в открытом конкурсе и том такой заявки должны содержать опись входящих в их состав документов, быть скреплены печатью участника открытого конкурса (для юридического лица) и подписаны участником открытого конкурса или лицом, уполномоченным участником открытого конкурса. Соблюдение участником открытого конкурса указанных требований означает, что информация и документы, входящие в состав заявки на участие в открытом конкурсе и тома заявки на участие в открытом конкурсе, поданы от имени участника открытого конкурса и он несет ответственность за подлинность и достоверность этих информации и документов. Не допускается устанавливать иные требования к оформлению заявки на участие в открытом конкурсе, за исключением предусмотренных настоящей частью требований к оформлению такой заявки. При этом ненадлежащее исполнение участником открытого конкурса требования о том, что все листы таких заявки и тома должны быть пронумерованы, не является основанием для отказа в допуске к участию в открытом конкурсе.
Законом о внесении изменений редакция части 4 статьи 51 Закона о контрактной системе изменена.
Согласно части 4 статьи 51 Закона о контрактной системе все листы поданной в письменной форме заявки на участие в открытом конкурсе, все листы тома такой заявки должны быть прошиты и пронумерованы. Заявка на участие в открытом конкурсе и том такой заявки должны содержать опись входящих в их состав документов, быть скреплены печатью участника открытого конкурса при наличии печати (для юридического лица) и подписаны участником открытого конкурса или лицом, уполномоченным участником открытого конкурса. Соблюдение участником открытого конкурса указанных требований означает, что информация и документы, входящие в состав заявки на участие в открытом конкурсе и тома заявки на участие в открытом конкурсе, поданы от имени участника открытого конкурса и он несет ответственность за подлинность и достоверность этих информации и документов. Не допускается устанавливать иные требования к оформлению заявки на участие в открытом конкурсе, за исключением предусмотренных настоящей частью требований к оформлению такой заявки. При этом ненадлежащее исполнение участником открытого конкурса требования о том, что все листы таких заявки и тома должны быть пронумерованы, не является основанием для отказа в допуске к участию в открытом конкурсе.
Следовательно, на момент размещения извещения о проведении рассматриваемого открытого конкурса на официальном сайте (22.09.2015), требования к оформлению заявки на участие в открытом конкурсе предусматривают необходимость ее скрепления печатью участника открытого конкурса - юридического лица исключительно при наличии у него соответствующей печати.
Однако, государственным заказчиком - ФКУ Упрдор "Россия" в пункте 2.2 Конкурсной документации установлено, что заявка на участие в открытом конкурсе и том такой заявки должны в любом случае быть скреплены печатью участника открытого конкурса (для юридического лица) и подписаны участником открытого конкурса или лицом, уполномоченным участником открытого конкурса.
Таким образом, в действиях государственного заказчика - ФКУ Упрдор "Россия" содержится нарушение части 4 статьи 51 Закона о контрактной системе, выразившееся в неправомерном установлении требований к оформлению заявки на участие в открытом конкурсе в части необходимости ее обязательного скрепления печатью участника конкурса - юридического лица.
Следовательно, доводы Жалобы в ходе рассмотрения нашли свое подтверждение.
Кроме того, на основании пункта 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе Новгородским УФАС России проведена внеплановая проверка осуществления закупки (определения поставщика) путем проведения открытого конкурса.
При проведении внеплановой проверки осуществления рассматриваемой закупки установлено следующее.
В подпункте "г.2" пункта 2.1.1 Конкурсной документации государственным заказчиком - ФКУ Упрдор "Россия" установлено требование о представлении участниками закупки в составе заявок на участие в конкурсе декларации о соответствии участника конкурса требованиям, установленным в соответствии с пунктами 3 - 10 (а именно пунктам 3, 4, 5, 7, 9, 10) части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 10 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает среди прочих единых требований к участникам закупки требование о том, что участник закупки не является офшорной компанией.
Согласно подпункту "г" пункта 1 части 2 статьи 51 Закона о контрактной системе заявка на участие в открытом конкурсе среди прочей информации и документов об участнике открытого конкурса, подавшем заявку на участие в открытом конкурсе, должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника открытого конкурса требованиям к участникам конкурса, установленным заказчиком в конкурсной документации в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, или копии таких документов, а также декларацию о соответствии участника открытого конкурса требованиям, установленным в соответствии с пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона.
Следовательно, в соответствии с подпунктом "г" пункта 1 части 2 статьи 51 Закона о контрактной системе заказчик не вправе требовать в составе заявки на участие в конкурсе декларацию о соответствии участника закупки требованию, предусмотренному пунктом 10 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе (участник закупки не является офшорной компанией).
Проверка факта отсутствия у участника закупки регистрации на определенных территориях со льготным режимом налогообложения осуществляется комиссией заказчика самостоятельно и не зависит от декларации участника.
Согласно части 5 статьи 51 Закона о контрактной системе требовать от участника открытого конкурса иные документы и информацию, за исключением предусмотренных частью 2 настоящей статьи документов и информации, не допускается.
Таким образом, государственным заказчиком - ФКУ Упрдор "Россия" нарушены положения пункта 4 части 1 статьи 50, части 5 статьи 51 Закона о контрактной системе, выразившиеся в установлении неправомерных требований к содержанию заявки участника закупки.
Вышеуказанные нарушения законодательства о контрактной системе, установленные в действиях государственного заказчика - ФКУ Упрдор "Россия" способны существенно повлиять на результаты закупки, в том числе на количество ее возможных участников, на их законные права, поскольку невыполнение участниками рассматриваемой закупки изначально неправомерно установленных требований к содержанию и оформлению заявок на участие в конкурсе может повлечь отказ в допуске к участию в открытом конкурсе, что дает основания для выдачи предписания об устранении допущенных нарушений законодательства о контрактной системе.
Руководствуясь статьями 31, 50, 51, пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 6 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом, утверждённым приказом Федеральной антимонопольной службы от 19.11.2014 N 727/14, Комиссия решила:
1. Признать жалобу участника закупки (определения поставщика) - Общества с ограниченной ответственностью "Экспресс" (197198, г. Санкт-Петербург, ул. Мончегорская, д. 5, лит. А, пом. 14-Н) на действия государственного заказчика - Федерального казенного учреждения "Управление автомобильной магистрали Москва - Санкт - Петербург Федерального дорожного агентства" (173007, Великий Новгород, ул. Троицкая, д. 5) при осуществлении закупки путем проведения открытого конкурса на право заключения государственного контракта на капитальный ремонт автомобильной дороги Р-56 Великий Новгород - Сольцы - Порхов - Псков на участке км 60+480 - км 75+400, Новгородская область, извещение N 0336100012515000083 о проведении которого было размещено на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов в сети "Интернет" по адресу: www.zakupki.gov.ru 22.09.2015, обоснованной.
2. Признать в действиях государственного заказчика - Федерального казенного учреждения "Управление автомобильной магистрали Москва - Санкт - Петербург Федерального дорожного агентства" нарушения пункта 4 части 1 статьи 50, частей 4, 5 статьи 51 Закона о контрактной системе.
3. Выдать государственному заказчику - Федеральному казенному учреждению "Управление автомобильной магистрали Москва - Санкт - Петербург Федерального дорожного агентства" обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
4. Передать материалы Жалобы и внеплановой проверки осуществления закупки уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении должностного лица государственного заказчика - Федерального казенного учреждения "Управление автомобильной магистрали Москва - Санкт - Петербург Федерального дорожного агентства".
Председатель Комиссии И.А. Куриков
Члены Комиссии А.В. Петрова
Д.А. Петров
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области от 16 октября 2015 г. N 5864/03
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 20.1.2016