Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области
от 24 марта 2010 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
председатель комиссии -
члены комиссии: -,
рассмотрев дело N6205/05-2010 по признакам нарушения законодательства Российской Фе-дерации о рекламе по факту распространения в информационной программе "Местное время. Вести - Ульяновск" на телеканале "Россия-1" рекламы "Тарифный план "Z" закрытого акционерного об-щества "Ульяновск-GSM" (далее - ЗАО "Ульяновск-GSM"), содержащей признаки нарушения ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 13.03.2006 N38-ФЗ "О рекламе" (далее - Федеральный закон "О рек-ламе"),
в присутствии представителя лица, в действиях которого содержатся признаки наруше-ния законодательства о рекламе, - федерального государственного унитарного предприятия "Всероссийская государственная телевизионная и радиовещательная компания", в лице филиала "Государственная телевизионная и радиовещательная компания "Волга" (далее - Филиал ФГУП "ВГТРК" "ГТРК "Волга"), расположенного по адресу: 432071, г. Ульяновск, ул. Симбирская, дом 5, установила:
В ходе осуществления текущего контроля за соблюдением законодательства Российской Фе-дерации о рекламе 03.11.2009 специалистами Ульяновского УФАС России произведена запись рек-ламного видеоролика "Тарифный план "Z" ЗАО "Ульяновск-GSM", транслировавшегося в инфор-мационной программе "Местное время. Вести - Ульяновск" на телеканале "Россия-1", содержащего признаки нарушения ч. 1 ст. 14 Федерального закона "О рекламе" (служебная записка N57 от 16.02.2010).
Ульяновским УФАС России определением от 26.02.2010 возбуждено дело N6205/05-2010 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту распростране-ния указанной рекламы. К участию в деле в качестве лица, в действиях которого содержатся при-знаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, привлечен Филиал ФГУП "ВГТРК" "ГТРК "Волга". Рассмотрение дела назначено на 24.03.2010.
На рассмотрении дела 24.03.2010 представитель Филиала ФГУП "ВГТРК" "ГТРК "Волга" пояснил, что филиал факт нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе признает. Распространение рекламного видеоролика тарифного плана "Z" ЗАО "Ульяновск-GSM" без предва-рительного сообщения о последующей трансляции рекламы произошло из-за недостаточного кон-троля и надзора со стороны работников канала, ответственных за выход сюжетов в эфир, в частно-сти, руководителя рекламной (коммерческой) группы Корниловой Елизаветы Владимировны.
Исследовав материалы дела N6205/05-2010, заслушав пояснения представителя лица, участ-вующего в деле, Комиссия приходит к выводу о необходимости признать рекламу "Тарифный план "Z" ЗАО "Ульяновск-GSM", транслировавшуюся в информационной программе "Местное время. Вести - Ульяновск" на телеканале "Россия-1", ненадлежащей. При этом Комиссия исходит из сле-дующего.
03.11.2009 в 20 час. 30 мин в информационной программе "Местное время. Вести - Ульяновск" в разделе "Деловые новости" транслировался видеоролик следующего содержания.
Ведущий выпуска новостей Наталья Степанова сообщает: "С середины осени жители Улья-новской области могут значительно уменьшить свои траты на мобильную связь. Специально для самых общительных и рациональных компания "Ульяновск-GSM" представляет новый тариф "Z", сильными преимуществами которого являются безлимитные sms по всей России, уникальная по доступности стоимость звонков и мобильного Интернета".
Далее транслируется видеоролик с кадрами, в которых присутствует реклама тарифа "Z", размещенная на наружной рекламной конструкции, съемка распространения листовок с рекламой тарифа "Z" на улицах города Ульяновска, а также демонстрируются реклама тарифа "Z", сотовый телефон и монитор компьютера с информацией о тарифе "Z".
Данный видеоролик сопровождаются закадровым комментарием: "Пришло время "Z" - пози-тивный, заметный, дерзкий. Многие сначала заинтересовались яркой креативной рекламой, а затем и содержанием этого нового тарифного плана от "Ульяновск-GSM". Недорогие звонки, безлимит-ные sms по всей России, доступный мобильный Интернет".
Елена Савельева, заместитель генерального директора по маркетингу ЗАО "Ульяновск-GSM": "С новым тарифом "Z" абоненты "Ульяновск-GSM" могут общаться по супервыгодным ценам. На "Z" можно звонить внутри своей сети от 0 копеек за минуту. Также на "Z" есть пакет без-лимитных sms, который позволяет отправлять неограниченное количество sms-сообщений в любые регионы России. Поскольку "Z" - для самых активных и продвинутых пользователей, то и мобиль-ным Интернетом можно пользоваться по 15 копеек за мегабайт".
Далее следуют кадры с рекламой тарифа "Z" и съемок в салонах обслуживания ЗАО "Улья-новск-GSM", сопровождаемые закадровым комментарием: "Ульяновск-GSM" внимательно отно-сится к пожеланиям своих абонентов. Специально для жителей нашей области предназначена мо-дификация нового предложения - тариф "Z - регион".
Елена Савельева, заместитель генерального директора по маркетингу ЗАО "Ульяновск-GSM": "Тариф "Z - регион" - также новое предложение из линейки "Z", которое специально адре-совано для жителей области и малых городов. Всего 5 копеек - это цена звонков и sms, которая го-ворит сама за себя. А звонить в соседние с нашей областью регионы можно по местным ценам, то есть по полтора рубля за минуту. Надо сказать, эти предложения уже стали сверхпопулярными сре-ди наших абонентов, а это значит, что "Z" - новый востребованный стиль общения".
Затем следуют видеокадры с рекламой тарифа "Z", в которых присутствуют говорящие по сотовому телефону люди и кадры с улиц города Ульяновска, сопровождающемся голосом за ка-дром: "Специалисты уверены, что с появлением бренда "Z" доверие абонентов к своему родному оператору станет еще выше. Ведь теперь можно общаться по настоящему свободно, выгодно и с отличным качеством связи. Так что подключайтесь, "Z" - ваш пропуск в мир безграничного обще-ния!".
В соответствии с п.п. 1, 2 ст. 3 Федерального закона "О рекламе" реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресован-ная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирова-ния, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке; объект рекла-мирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на при-влечение внимания к которым направлена реклама.
Видеоролик о тарифном плане "Z" ЗАО "Ульяновск-GSM", транслировавшийся в информа-ционной телепрограмме "Местное время. Вести - Ульяновск", был доступен для просмотра неогра-ниченному кругу лиц, направлен на привлечение внимания к тарифу "Z" оператора сотовой связи ЗАО "Ульяновск-GSM" (используются видеокадры с изображением рекламы тарифа "Z" ЗАО "Ульяновск-GSM"), формирует (в видеоролике рассказывается о преимуществах данного тарифа: безлимитные sms по всей России, звонки внутри своей сети - от 0 копеек за минуту, мобильный Интернет - по 15 копеек за мегабайт и т. д.) интерес к тарифному плану "Z" ЗАО "Ульяновск-GSM" и способствует его продвижению на рынке.
Таким образом, видеоролик о тарифе "Z" оператора сотовой связи ЗАО "Ульяновск-GSM" является рекламой указанного тарифного плана.
В соответствии с ч. 1 ст. 14 Федерального закона "О рекламе" прерывание телепрограммы или телепередачи рекламой, то есть остановка трансляции телепрограммы или телепередачи для демонстрации рекламы, должно предваряться сообщением о последующей трансляции рекламы, за исключением прерывания спонсорской рекламой.
В информационной телепрограмме "Местное время. Вести - Ульяновск" транслировалась реклама тарифа "Z" оператора сотовой связи ЗАО "Ульяновск-GSM" без предварительного сообщения о последующей трансляции рекламы, что является нарушением ч. 1 ст. 14 Федерального закона "О рекламе".
В соответствии с п. 4 ст. 3 Федерального закона "О рекламе" реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации, является ненадлежащей.
Согласно свидетельству о регистрации электронного средства массовой информации N77-1144 от 30.09.1999 "Российское телевидение" зарегистрировано как информационное, общественно-политическое, культурно-просветительское, научно-познавательное, публицистическое, музыкальное, развлекательное, спортивное (реклама (не более 25%)) средство массовой информации.
В соответствии со ст. 38 Федерального закона "О рекламе" ответственность за нарушение ч. 1 ст. 14 закона несет рекламораспространитель.
В соответствии с п. 7 ст. 3 Федерального закона "О рекламе" рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.
Телепрограмма "Местное время. Вести - Ульяновск" подготовлена Филиалом ФГУП "ВГТРК" "ГТРК "Волга".
Таким образом, в данном случае рекламораспространителем является Филиал ФГУП "ВГТРК" "ГТРК "Волга".
Нарушение рекламодателями, рекламопроизводителями и рекламораспространителями зако-нодательства Российской Федерации о рекламе влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях (ч. 4 ст. 38 Фе-дерального закона "О рекламе"). Административная ответственность за нарушение законодатель-ства Российской Федерации о рекламе предусмотрена ст. 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с ч. 1 ст. 36 Федерального закона "О рекламе" по результатам рассмотрения дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе антимонопольный орган принимает решения и выдает предписания. Согласно ч. 3 ст. 36 Федерального закона "О рек-ламе" предписания о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе выдаются на основании решения антимонопольного органа о признании рекламы ненадлежащей.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 2 части 1 и пунктом 1 части 2 статьи 33, час-тями 1-5 статьи 36 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе", в соответствии с пунктами 37-45 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2006 N 508, Комиссия решила:
1. Признать рекламу "Тарифный план "Z" закрытого акционерного общества "Ульяновск-GSM", транслировавшуюся в информационной программе "Местное время. Вести - Ульяновск" на телеканале "Россия-1", ненадлежащей, поскольку в ней нарушены требования части 1 статьи 14 Фе-дерального закона от 13.03.2006 N38-ФЗ "О рекламе".
2. Выдать федеральному государственному унитарному предприятию "Всероссийская го-сударственная телевизионная и радиовещательная компания", в лице филиала "Государственная телевизионная и радиовещательная компания "Волга", предписание о прекращении нарушения за-конодательства о рекламе.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Управления Феде-ральной антимонопольной службы по Ульяновской области для возбуждения дела об администра-тивном правонарушении, предусмотренном статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об адми-нистративных правонарушениях.
Решение изготовлено в полном объеме 07.04.2010.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председатель Комиссии
Члены Комиссии
Филиал ФГУП "ВГТРК" "ГТРК "Волга"
Ул. Симбирская, д. 5, г. Ульяновск, 432071
ПРЕДПИСАНИЕ N 10
о прекращении нарушения законодательства
Российской Федерации о рекламе
24.03.2010 г. Ульяновск
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
председатель комиссии -
члены комиссии:
на основании своего решения от 24 марта 2010 года по делу N6205/05-2010 о признании рекламы "Тарифный план "Z" закрытого акционерного общества "Ульяновск-GSM", транслиро-вавшейся в информационной программе "Местное время. Вести - Ульяновск" на телеканале "Рос-сия-1", ненадлежащей, поскольку в ней нарушены требования части 1 статьи 14 Федерального за-кона от 13.03.2006 N38-ФЗ "О рекламе", в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 33, частями 1, 3 статьи 36 Федерального закона "О рекламе", пунктами 44-45 Правил рассмотрения антимонополь-ным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2006 N508, предписывает:
1. Федеральному государственному унитарному предприятию "Всероссийская государ-ственная телевизионная и радиовещательная компания", в лице филиала "Государственная телевизионная и радиовещательная компания "Волга", расположенного по адресу: г. Улья-новск, ул. Симбирская, дом 5, в десятидневный срок со дня получения настоящего предписания прекратить нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе, а именно, прекратить распространение рекламы "Тарифный план "Z" ЗАО "Ульяновск-GSM" в том виде, в котором она транслировалась в информационной программе "Местное время. Вести - Ульяновск" на телеканале "Россия-1" 03.11.2009, то есть без предварительного сообщения о последующей трансляции рекла-мы.
2. Федеральному государственному унитарному предприятию "Всероссийская государствен-ная телевизионная и радиовещательная компания", в лице филиала "Государственная телевизион-ная и радиовещательная компания "Волга", расположенного по адресу: г. Ульяновск, ул. Сим-бирская, дом 5, представить в Ульяновское УФАС России документальные доказательства исполнения пункта 1 настоящего предписания до 26 апреля 2010 года.
В случае невыполнения в установленный срок предписания о прекращении нарушения зако-нодательства о рекламе Ульяновское УФАС России вправе в соответствии с частью 2.4 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях наложить на должностных лиц штраф в размере от двенадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от трех-сот тысяч до пятисот тысяч рублей.
Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьёй 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председатель Комиссии
Члены Комиссии
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области от 24 марта 2010 г.
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 20.1.2016