Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области
от 7 июля 2009 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области (далее по тексту - Ростовское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее по тексту - Комиссия) в составе:
Председатель Комиссии: |
Корнеев В.Г. - руководитель управления; |
Члены Комиссии: |
Молчанов Е.Г. - зам. руководителя управления; Зиновьев О.Г. - начальник отдела контроля за соблюдением антимонопольного законодательства; Путилина И.В. - специалист 2 разряда отдела контроля за соблюдением антимонопольного законодательства |
рассмотрев дело N 365 по признакам нарушения Открытым акционерным обществом "Южная генерирующая компания - ТГК-8" (далее по тексту - ОАО "ЮГК ТГК-8"; 414039, г. Астрахань, ул. Красная набережная, 32; 344006, г. Ростов-на-Дону, пр. Соколова, 13) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее по тексту - ФЗ "О защите конкуренции"), в присутствии представителя ОАО "ЮГК ТГК-8": Тимченко Е. Ю. - юрисконсульта, (доверенности от 11.01.2009 года N 31), представителя ЖСК "Дружба": Кизявка Н.Г. - председателя ЖСК "Дружба", (протокол N 19 от 12.05.2005 года),
УСТАНОВИЛА:
25.03.2009 года в Ростовское УФАС России поступило заявление жилищно-строительного кооператива "Дружба" (далее по тексту ЖСК "Дружба"; 344038, г. Ростов-на-Дону, ул. Ленина, 119) о нарушении ОАО "ЮГК ТГК-8" антимонопольного законодательства.
Указанное нарушение, по мнению заявителя, выразилось в следующем:
Между ЖСК "Дружба" и ОАО "ЮГК ТГК - 8" заключен договор энергоснабжения N 2021 от 03.01.2001 года (далее по тесту - Договор).
Оплату потребленной тепловой энергии ЖСК "Дружба" осуществляет в сроки и в размерах, установленных Договором, пунктом 5.4 которого определено, ".выставление платежных требований за фактически потребленную тепловую энергию и теплоноситель производится с 5 по 8 число месяца, следующего за расчетным. Абонент обязан произвести оплату выставленных платежных требований в течении 3-х банковских дней. Датой оплаты считается дата поступления денежных средств на расчетный счет Энергоснабжающей организации.".
Между тем, соглашением о долевом соотношении площадей от 25.04.2004 года определенно, что ".в домовладении, расположенном по адресу: ул. Ленина, 119, долевое владение помещением и земельным участком распределяются следующим образом. ЖСК "Дружба" принадлежит помещение площадью 2855,4 кв. м. или 72% от общей площади домовладения. Собственникам: ООО "Старт", ООО "Техноинвест", Киселеву С.Н., Гюльназаровой Э.Е., Паку В.А., Кистовой М.Б. (в сумме) принадлежит 1092,5 кв. м. или 28% от общей площади домовладения.".
Помимо изложенного заявитель поясняет, что договор энергоснабжения заключен только между ЖСК "Дружба" и ОАО "ЮГК ТГК - 8", и ОАО "ЮГК ТГК - 8" выставляет платежные требования за фактически потребленную тепловую энергию и теплоноситель, потребленную сособственниками домовладения, расположенного по адресу: ул. Ленина, 119, ЖСК "Дружба".
Кроме того, в счетах на оплату тепловой энергии за январь, февраль 2009 года ОАО "ЮГК ТГК - 8" предупреждает об отключении принадлежащих заявителю объектов от тепловых сетей, в случае неуплаты в десятидневный срок.
Однако, пунктом 3 Порядка прекращения или ограничения подачи электрической и тепловой энергии и газа организациям - потребителям при неоплате поданных им (использованных ими) топливно-энергетических ресурсов, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.01.1998 года N 1 (далее по тексту - Порядок N 1), предполагается возможность приостановления подачи тепловой энергии в случае неоплаты организацией - потребителем поданных ей (использованных ею) топливно-энергетических ресурсов за один период платежа, установленный договором.
Заявитель полагает, что своевременно и в полном объеме производит оплату топливно-энергетических ресурсов.
Таким образом, данное положение Порядка не является основанием для прекращения теплоснабжения ЖСК "Дружба".
Кроме того, Порядок N 1 не может применяться при взаимоотношениях между ОАО "ЮГК ТГК-8" и ЖСК "Дружба", поскольку он противоречит Правилам предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 года N 307 (далее по тексту - Правила N 307).
В этой связи, ЖСК "Дружба" считает, что ОАО "ЮГК ТГК-8" злоупотребило доминирующим положением на рынке услуг энергоснабжения путем осуществления действий, ущемляющих интересы жителей многоквартирного жилого дома и ЖСК "Дружба", что запрещено частью 1 статьи 10 ФЗ "О защите конкуренции".
07.07.2009 года, при рассмотрении дела N 365 представитель ЖСК "Дружба" заявил ходатайство об изменении условий договора энергоснабжения N 2021 от 03.01.2001 года, а именно: исключить пункт 4.3.
Согласно пояснениям ОАО "ЮГК ТГК-8", (письмо исх. 07.1.1-2209 от 01.06.2009 года) ".задолженность ЖСК "Дружба" по состоянию на 26.05.2009 года, составляет 7391 рублей, 82 копейки.".
Однако, ".подача тепловой энергии в жилой дом по адресу: г. Ростов-на-Дону, ул. Ленина, 119 за период с 2008 года по 2009 год не ограничивалась и не прекращалась.".
Между тем, ".В счета на оплату фактически потребленной тепловой энергии за январь, февраль 2009 года действительно включено предупреждение об отключении, принадлежащих ЖСК "Дружба" объектов тепловых сетей.".
ОАО "ЮГК ТГК-8" считает, что ".Основанием для включения данного пункта является Порядок, определяющий порядок прекращения или ограничения подачи электрической и тепловой энергии и газа организациям - потребителям при неоплате поданных им топливно-энергетических ресурсов.
В соответствии с пунктом 2 Порядка, прекращение или ограничение подачи тепловой энергии является льготным и распространяется на организации - потребители, прекращение или ограничение подачи топливно-энергетических ресурсов которым может привести к опасности для жизни людей и тяжелым экологическим последствиям, а также на медицинские учреждения, организации связи, объекты жилищно-коммунального хозяйства, объекты вентиляции, водоотлива.".
Помимо изложенного Договором определенно, что ".Порядок расчета за потребленную тепловую энергию между ЖСК "Дружба" и ОАО "ЮГК ТГК - 8" предусмотрен разделом 5 действующего договора энергоснабжения N 2021 от 03.01.2001 года. В соответствии, с которым:
.5.4 Выставление платежных требований за фактически потребленную тепловую энергию и теплоноситель производится с 5 по 8 число месяца, следующего за расчетным. Абонент обязан произвести оплату выставленных платежных требований в течении 3-х банковских дней. Датой оплаты считается дата поступления денежных средств на расчетный счет Энергоснабжающей организации.".
Таким образом, ОАО "ЮГК ТГК-8" полагает, что ".включение предупреждения об отключении в счета на оплату тепловой энергии, выставленные в адрес ЖСК "Дружба" является законным и обоснованным.".
25.06.2009 года ОАО "ЮГК ТГК-8" письмом исх. 07.1.1.2 пояснило, что в соответствии с приложением N 2 к Договору ".данные о субабонентах не заявлены.
представить.полный перечень юридических лиц, потребляющих тепловую энергию в здании по адресу: г. Ростов-на-Дону, ул. Ленина, 119 не представляется возможным.".
Кроме того, в вышеуказанном письмеОАО "ЮГК ТГК-8" отмечает, что ".Решением Арбитражного суда Ростовской области от 01.07.2008 года ОАО "ЮГК ТГК-8" обязано заключить с ООО "Техноинвест" отдельный договор энергоснабжения. ООО "Техноинвест" является собственником встроенных помещений расположенных на 1-2 этажах многоквартирного жилого дома по адресу: г. Ростов-на-Дону, ул. Ленина, 119.".
Изучив материалы настоящего дела, выслушав пояснения представителей ЖСК "Дружба" и ОАО "ЮГК ТГК-8", Комиссия пришла к следующим выводам:
Материалами дела (соглашением о долевом соотношении площадей от 25.04.2004 года, пояснениями ОАО "ЮГК ТГК-8" от 25.06.2009 года исх. 07.1.1.2) подтверждается, что владельцами домовладения, расположенного по адресу: ул. Ленина, 119, являются сособственники домовладения, в том числе и ЖСК "Дружба".
Утверждение ОАО "ЮГК ТГК-8" об отсутствии информации о юридических лицах, потребляющих тепловую энергию в здании по адресу: г. Ростов-на-Дону, ул. Ленина, 119не соответствует действительности, поскольку письмом от 25.06.2009 года исх. 07.1.1.2 ОАО "ЮГК ТГК-8" пояснило, что Решением Арбитражного суда Ростовской области от 01.07.2008 года ОАО "ЮГК ТГК-8" обязано заключить договор энергоснабжения с ООО "Техноинвест", которое в свою очередь является собственником встроенных помещений расположенных на 1-2 этажах многоквартирного жилого дома по адресу: г. Ростов-на-Дону, ул. Ленина, 119.
Как следует из положений, установленных статьей 539 Части второй Гражданского кодекса Российской Федерации[1] от 26.01.1996 года N 14-ФЗ (далее по тексту - ГК РФ) ОАО "ЮГК ТГК-8" должно заключить договор энергоснабжения с любым лицом, имеющим техническую возможность принимать отпущенную ОАО "ЮГК ТГК-8" тепловую энергию и соблюдать режим ее потребления.
Возможность заключения прямого договора энергоснабжения с каждым собственником помещений в одном здании, независимо от наличия приборов учета, подтверждена и выводами, содержащимися в постановлении Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 19.12.2007 года по делу N А53-35306/2005-С1-9.
При этом, необходимо учитывать, что ОАО "ЮГК ТГК-8" является единственной организацией имеющей техническую возможность поставки тепловой энергии ЖСК "Дружба".
Поскольку теплопринимающее оборудование ЖСК "Дружба" подключено только к тепловым сетям ОАО "ЮГК ТГК-8", услуги по поставке тепловой энергии, оказываемые ОАО "ЮГК ТГК-8" не могут быть заменены ЖСК "Дружба" иными услугами, равно как не могут быть заменены ЖСК "Дружба" услугами теплоснабжения других организаций.
Таким образом, положение ОАО "ЮГК ТГК-8" на рынке услуг по поставке тепловой энергии ЖСК "Дружба" расценивается как положение субъекта естественной монополии.
При этом, согласно части 5 статьи 5 ФЗ "О защите конкуренции" доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.
Согласно статье 3 Федерального закона от 17.08.1995 года N 147-ФЗ "О естественных монополиях" (далее по тексту - ФЗ "О естественных монополиях") субъектом естественной монополии является хозяйствующий субъект, занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии.
При этом, под понятием естественной монополии понимается (в силу положений установленных статьей 4 ФЗ "О естественных монополиях") - состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи, с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров;
Учитывая изложенное, а также иные документы, имеющиеся в материалах дела, положение ОАО "ЮГК ТГК-8" на рынке вышеуказанных услуг признано доминирующим.
Кроме того, ОАО "ЮГК ТГК-8" неправомерно включило в счета на оплату фактически потребленной тепловой энергии за январь, февраль 2009 года предупреждение об отключении, принадлежащих ЖСК "Дружба" объектов тепловых сетей.
Данный вывод обусловлен следующим:
Согласно пункту 2 статьи 546 ГК РФ прекращение или ограничение подачи энергии без согласования с абонентом - юридическим лицом, но с соответствующим его предупреждением допускается в установленном законом или иными правовыми актами порядке в случае нарушения указанным абонентом обязательств по оплате энергии.
Пунктом 3 Порядка установлена следующая процедура прекращения теплоснабжения:
При неоплате организацией - потребителем поданных ей (использованных ею) топливно-энергетических ресурсов за один период платежа, установленный договором, энергоснабжающая организация предупреждает организацию - потребителя, что в случае неуплаты задолженности до истечения второго периода платежа может быть ограничена подача (потребление) соответствующих топливно-энергетических ресурсов.
При задержке платежей сверх установленного в предупреждении срока энергоснабжающая или газоснабжающая организация вправе ввести ограничение подачи (потребления) топливно-энергетических ресурсов до уровня аварийной брони, если иное не предусмотрено договором. При введении указанного ограничения энергоснабжающая или газоснабжающая организация извещает об этом организацию - потребителя, за сутки до введения ограничения.
Исходя из данного положения, следует, что потребителю юридическому лицу, можно прекратить оказание услуг теплоснабжения.
Согласно подпункту "а" пункта 80 Правил N 307 (находящегося в разделе X Правил) ЖСК "Дружба" вправе приостановить или ограничить предоставление коммунальных услуг через 1 месяц после письменного предупреждения (уведомления) потребителя в случае неполной оплаты потребителем коммунальных услуг.
Под неполной оплатой коммунальных услуг понимается наличие у потребителя задолженности по оплате одной или нескольких коммунальных услуг, превышающей 6 ежемесячных размеров платы, определенных исходя из соответствующих нормативов потребления коммунальных услуг и тарифов, действующих на день ограничения предоставления коммунальных услуг, при условии отсутствия соглашения о погашении задолженности, заключенного потребителем с исполнителем, и (или) при невыполнении условий такого соглашения.
После предупреждения ЖСК "Дружба" вправе приостановить или ограничить энергоснабжение в следующем порядке (в силу положений пункта 81 Правил):
1. При непогашении задолженности в течение установленного в уведомлении срока исполнитель вправе ограничить[2] предоставление указанных в уведомлении коммунальных услуг с предварительным (за 3 суток) письменным извещением потребителя.
2. В случае непогашения образовавшейся задолженности и по истечении 1 месяца со дня введения ограничения предоставления коммунальных услуг исполнитель имеет право приостановить предоставление коммунальных услуг, за исключением отопления, холодного водоснабжения и водоотведения.
Таким образом, ЖСК "Дружба" не имеет правовой возможности ограничить и тем более приостановить поставку теплоснабжения потребителю, имеющему задолженность по оплате данного коммунального ресурса.
Согласно пунктам 2-3 Правил N 307 отношения, связанные с предоставлением услуг по теплоснабжению, урегулированы Правилами N 307, в соответствии с пунктом 4 которых коммунальные услуги предоставляются потребителю на основании договора, заключаемого исполнителем с собственником жилого помещения в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Потребителем в соответствии с Правилами N 307 является, в частности, гражданин, использующий коммунальные услуги для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, которому в соответствии с пунктом 9 Правил N 307 должна быть обеспечена бесперебойная подача в жилое помещение коммунальных ресурсов надлежащего качества в объемах, необходимых потребителю.
Следовательно, в обязанности ЖСК "Дружба" входит заключение договора на теплоснабжение и оплата услуг по его осуществлению, в связи с чем ЖСК "Дружба" будет являться посредником между теплоснабжающей организацией и гражданами, которые проживают в многоквартирном доме и являются непосредственными потребителями.
Данная позиция нашла свое отражение в пункте 28 Обзора законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за четвертый квартал 2006 года, утвержденного постановлением Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 07.03.2007 года.
Таким образом, Правила N 307 не предусматривают возможность приостановления или прекращения предоставления тепловой энергии в случае неполной оплаты коммунальных услуг потребителем или при наличии задолженности по оплате.
Следовательно, нормы, в соответствии с которой допускалось бы отключение от тепловой энергии всего дома, если созданное в нем ТСЖ (ЖСК) имеет задолженность перед теплоснабжающей организацией по оплате коммунальных услуг, действующее законодательство не предусматривает.
Поскольку фактическим потребителем коммунальных услуг является население, размер платы за коммунальные услуги согласно части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления, с применением тарифа, установленного для населения, как это предусмотрено абзацем вторым пункта 15 Правил N 307.
Таким образом, в упомянутой норме имеется прямое указание на приобретение исполнителем коммунальных услуг в лице управляющей организации (в данном случае ЖСК "Дружба") у ресурсоснабжающей организации (в данном случае ОАО "ЮГК ТГК - 8") горячей воды и тепловой энергии по тарифам, установленным для граждан.
Данная позиция нашла свое отражение в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации N 525/09 от 09.06.2009 года.
Таким образом, действия ОАО "ЮГК ТГК - 8", выразившиеся в нарушении установленного порядка ценообразования - применении ненадлежащих тарифов при осуществлении расчета стоимости коммунальных услуг (тепловой энергии) оказываемых ЖСК "Дружба", а также в направлении предупреждения о приостановлении (отключении) энергоснабжения ЖСК "Дружба" в связи с задолженностью за поставленную тепловую энергию, ущемляют интересы заявителя, что запрещено в силу части 1 статьи 10 ФЗ "О защите конкуренции", в соответствии с которой запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.
В этой связи ОАО "ЮГК ТГК - 8" злоупотребило своим доминирующим положением на рынке услуг по поставке тепловой энергии.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, частью 1 статьи 49 ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать ОАО "ЮГК ТГК-8" нарушившим часть 1 статьи 10 ФЗ "О защите конкуренции".
2. Выдать ОАО "ЮГК ТГК-8"предписание о прекращении нарушения части 1 статьи 10 ФЗ "О защите конкуренции".
Председатель Комиссии: |
Корнеев В.Г. - руководитель управления; |
Члены Комиссии: |
Молчанов Е.Г. - зам. руководителя управления; Зиновьев О.Г. - начальник отдела контроля за соблюдением антимонопольного законодательства; Путилина И.В. - специалист 2 разряда отдела контроля за соблюдением антимонопольного законодательства |
Решение может быть обжаловано в течении трех месяцев со дня его принятия.
[1] В соответствии с пунктом 1 статьи 548 ГК, правила, предусмотренные статьями 539 - 547 ГК, применяются к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.
[2] Согласно пункту 83 Правил, при ограничении предоставления коммунальных услуг (либо подачи коммунальных ресурсов) исполнитель вправе временно уменьшить объемы (количество) подачи потребителю отдельных коммунальных ресурсов и (или) ввести режимное предоставление коммунальных услуг.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области от 7 июля 2009 г.
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 20.1.2016