Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре
от 19 октября 2015 г. N 05-06-37/2015
резолютивная часть решения оглашена "06" октября 2015 года
решение в полном объеме изготовлено "19" октября 2015 года г. Ханты-Мансийск
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее - Ханты-Мансийское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) в составе:
Председатель комиссии:
<---->
Члены комиссии:
<---->
<---->
в отсутствии представителя ответчика по делу от Администрации г.Нефтеюганска, надлежащим образом уведомленного о месте и времени рассмотрения дела,
рассмотрев дело N05-06-37/2015 по признакам нарушения Администрацией города Нефтеюганска (2 микрорайон, 25, г.Нефтеюганск, ХМАО-Югра, 628309) части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", установила:
Приказом руководителя Ханты-Мансийского УФАС России от 15.07.2015 N132 "О возбуждении дела и создании Комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства" возбуждено дело N05-06-37/2015 по признакам нарушения Администрацией г. Нефтеюганска части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.
Основанием для возбуждения дела N05-06-37/2015, в соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 39 Закона о защите конкуренции, послужило непосредственное обнаружение антимонопольным органом признаков нарушения антимонопольного законодательства.
Согласно определению о назначении дела к рассмотрению (исх.N05-06/ОТ-3762 от 17.07.2015), дело возбуждено в связи с не установлением в подпрограмме по развитию субъектов малого и среднего предпринимательства муниципальной программы по социально-экономическому развитию муниципального образования город Нефтеюганск, утвержденной Постановлением администрации г.Нефтеюганска от 25.10.2013 N1202-п "О муниципальной программе "Социально-экономическое развитие города Нефтеюганска на 2014 - 2020 годы" условий и порядка оказания поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства; условий, обеспечивающих равный доступ субъектов малого и среднего предпринимательства к участию в целевой программе; требований, обеспечивающих открытость процедур оказания поддержки.
Вышеуказанным Определением о назначении дела, в порядке статьи 25 Закона о защите конкуренции, у Администрации г. Нефтеюгавнска истребованы документы и материалы, необходимые для полного, объективного и всестороннего рассмотрения дела.
Определением об отложении рассмотрения дела N05-06-37/2015 (исх.N05-06/ТВ-4500 от 28.08.2015 г.) рассмотрение дела назначено 06.10.2015 г., у Администрации г. Нефтеюганска дополнительно истребованы документы, необходимые для рассмотрения дела.
Изучив материалы дела, исследовав и оценив в совокупности представленные документы, Комиссия установила следующее.
Согласно пункту 33 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон о местном самоуправлении) к вопросам местного значения городского округа относятся, в том числе, содействие развитию малого и среднего предпринимательства (далее - МСП).
Отношения, возникающие между юридическими лицами, физическими лицами, органами местного самоуправления в сфере развития малого и среднего предпринимательства, регулируются Федеральным законом от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (далее - Закон о развитии предпринимательства), который также определяет понятия субъектов малого и среднего предпринимательства, инфраструктуры поддержки МСП, виды и формы такой поддержки.
Согласно пункту 5 статьи 3 Закона о развитии предпринимательства поддержка субъектов МСП - деятельность органов местного самоуправления и функционирование инфраструктуры поддержки субъектов МСП, направленные на реализацию мероприятий, предусмотренных муниципальными программами развития субъектов МСП.
Закон о развитии предпринимательства устанавливает требования к оказанию поддержки субъектам МСП. Частью 2 статьи 16 указанного закона установлено, что условия и порядок оказания поддержки субъектам МСП и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов МСП, устанавливаются муниципальными правовыми актами, принимаемыми в целях реализации муниципальных программ (подпрограмм).
Материалами дела подтверждается, что на территории города Нефтеюганска реализуется муниципальная программа по социально-экономическому развитию муниципального образования город Нефтеюганск, утвержденная Постановлением администрации г.Нефтеюганска от 25.10.2013 N1202-п "О муниципальной программе "Социально-экономическое развитие города Нефтеюганска на 2014 - 2020 годы" (далее - Программа).
Указанная Программа предусматривает 4 (четыре) вида поддержки субъектов МСП: финансовая, имущественная, образовательная и информационная.
Частью 1 статьи 14 Закона о развитии предпринимательства установлено, что основными принципами поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства являются - заявительный порядок обращения субъектов малого и среднего предпринимательства за оказанием поддержки; доступность инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства для всех субъектов малого и среднего предпринимательства; равный доступ субъектов малого и среднего предпринимательства, соответствующих условиям, установленным нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, принимаемыми в целях реализации государственных программ (подпрограмм) Российской Федерации, государственных программ (подпрограмм) субъектов Российской Федерации, муниципальных программ (подпрограмм), к участию в указанных программах (подпрограммах); оказание поддержки с соблюдением требований, установленных Федеральным законом от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции"; открытость процедур оказания поддержки.
В соответствии с частью 2 указанной статьи при обращении субъектов МСП за оказанием поддержки субъекты МСП должны представить документы, подтверждающие их соответствие условиям, установленным статьей 4 указанного закона, и условиям, предусмотренным соответствующими программами, нормативным актами развития субъектов МСП.
Частью 2 статьи 16 Закона о развитии предпринимательства предусмотрено, что условия и порядок оказания поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, устанавливаются муниципальными правовыми актами, принимаемыми в целях реализации государственных программ (подпрограмм) Российской Федерации, государственных программ (подпрограмм) субъектов Российской Федерации, муниципальных программ (подпрограмм).
Исходя из установленных статьей 14 Закона о развитии предпринимательства принципов равного доступа субъектов МСП, соответствующих критериям, предусмотренным муниципальными программами развития МСП, к участию в соответствующих программах, и оказания поддержки с соблюдением требований, установленных Законом о защите конкуренции, а также требований статьи 16 Закона о развитии предпринимательства об установлении в указанных программах, нормативных актах органа местного самоуправления условий и порядка оказания поддержки субъектов МСП, Комиссия приходит к выводу о необходимости наличия в программе поддержки субъектов МСП, либо нормативных актах органа местного самоуправления критериев участия субъектов МСП в таких программах, условий и порядка оказания поддержки субъектов МСП, обеспечивающих субъектам МСП равный доступ к участию в указанных программах.
Частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции установлено, что органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).
Согласно части 2 статьи 7 Закона о местном самоуправлении по вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, могут приниматься муниципальные правовые акты на основании и во исполнение положений, установленных соответствующими федеральными законами и (или) законами субъектов Российской Федерации.
Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации (часть 4 статьи 7 Закона о местном самоуправлении).
Из совокупности вышеприведенных норм законодательства следует, что издаваемые органами местного самоуправления акты не должны противоречить Закону о развитии предпринимательства, так как в случае несоответствия законодательству их реализация способна привести к ограничению конкуренции, что будет являться нарушением части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.
Как следует из письменных пояснений Администрации г.Нефтеюганска и подтверждается материалами дела в целях реализации Программы, в период 2014-2015 годов администрацией принят ряд нормативно-правовых актов, определяющих условия и порядки оказания поддержки субъектам МСП, а именно:
- Постановление Администрации г.Нефтеюганска от 13.08.2014 г. N117-п, определяющее порядок предоставления грантов в 2014 году в форме субсидий начинающим субъектам МСП;
- Постановление Администрации г.Нефтеюганска от 13.08.2014 г. N118-п, определяющее порядок предоставления грантов в 2014 году в форме субсидий субъектам МСП, осуществляющим деятельность в рамках социального предпринимательства на территории г.Нефтеюганска;
- Постановление Администрации г.Нефтеюганска от 13.08.2014 г. N119-п, определяющее порядок предоставления в 2014 году субсидий субъектам МСП и организациям, осуществляющим деятельность на территории г.Нефтеюганска;
- Постановление Администрации г.Нефтеюганска от 24.07.2015 N92-нп, определяющее порядок предоставления в 2015 году субсидий субъектам МСП;
- Постановление Администрации г.Нефтеюганска от 24.07.2015 N93-нп, определяющее порядок предоставления в 2015 году грантов в форме субсидий субъектам МСП.
Также, дополнительно Администрацией г.Нефтеюганска были предоставлены нормативно-правовые акты, определяющие порядок формирования и ведения, перечня имущества, предназначенного для передачи субъектам МСП, а также порядок предоставления имущественной поддержки субъектам МСП на территории г.Нефтеюганска, а именно:
- постановление администрации г.Нефтеюганска от 24.09.2010 N2603, регламентирующего порядок формирования, ведения, обязательного опубликования перечня муниципального имуществ, предназначенного для передачи во владение и (или) пользование субъектам МСП и организациям, образующим инфраструктуру субъектов МСП;
- постановление Администрации г.Нефтеюганска от 30.07.2012 г. N2209, регламентирующего порядок предоставления муниципального имущества в аренду.
Комиссия, проанализировав в совокупности вышеперечисленные документы и информацию приходит к выводу, что финансовая и имущественная поддержка осуществляется Администрации г.Нефтеюганска с соблюдением требований, установленных статьей 14 Закона о развитии предпринимательства, а нормативные акты, регламентирующие порядок предоставления финансовой и имущественной поддержки разработаны с соблюдением требований статей 16, 17, 18 Закона о развитии предпринимательства.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, статьи 45, статьи 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия решила:
Рассмотрение дела N05-06-37/2015 возбужденное в отношении Администрации города Нефтеюганска по признакам нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции" прекратить, в связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых комиссией действиях.
Председатель Комиссии <---->
Члены Комиссии: <---->
<---->
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в суд или в арбитражный суд.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре от 19 октября 2015 г. N 05-06-37/2015
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 20.1.2016