Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тверской области
от 25 марта 2010 г.
Резолютивная часть решения оглашена 15 марта 2010 г. г. Тверь
Решение изготовлено в полном объёме 25 марта 2010 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тверской области (далее - Тверское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
Председатель Комиссии:
- Демина И.С. - руководитель управления;
Члены Комиссии:
- Посохова Л.В. - заместитель руководителя управления,
- Иванов С.Е. - начальник отдела антимонопольного контроля,
- Жаркова Т.Ю. - заместитель начальника отдела антимонопольного контроля,
- Смирнова Н.А. - специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля,
в присутствии Истомина В.И. - директора Некоммерческого Партнерства "Саморегули-руемая организация "Тверское объединение проектировщиков"", Растегаева Ю.А. (по до-веренности N2 от 09.03.2010),
рассмотрев дело N 03-6/2-05-2010 по признакам нарушения Некоммерческим Партнерст-вом "Саморегулируемая организация "Тверское объединение проектировщиков"" (далее Партнерство) (местонахождение: 1700345, г.Тверь, пр-т Чайковского, д. 19-А, корп.1, офис 201) части 3 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкурен-ции", выразившегося в координации экономической деятельности его членов, которая мо-жет привести к созданию препятствий доступу на рынок страхования гражданской ответ-ственности страховым организациям и необоснованному отказу от заключения договоров страхования с определенными страховыми организациями,
УСТАНОВИЛА:
В рамках выполнения поручения ФАС России от 15.10.2009 NАК/36180 Тверским УФАС России была проведена проверка деятельности Партнерства, являющегося саморе-гулируемой организацией, основанной на членстве лиц, выполняющих подготовку проект-ной документации, по страхованию своих членов на предмет соответствия установленного им порядка страхования гражданской ответственности, которая может наступить в случае причинения вреда вследствие недостатков работ, которые оказывают влияние на безопас-ность объектов капитального строительства, части 3 статьи 11 Федерального от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее Закон).
В соответствии с частью 3 статьи 11 Закона некоммерческим организациям запре-щается координация экономической деятельности хозяйствующих субъектов, если такая координация приводит или может привести к последствиям, указанным в части 1 настоя-щей статьи. При этом в соответствии с пунктом 14 статьи 4 Закона под координацией эко-номической деятельности понимается согласование действий хозяйствующих субъектов третьим лицом, не входящим в одну группу лиц ни с одним из таких хозяйствующих субъ-ектов; не являются координацией экономической деятельности осуществляемые в соответ-ствии с федеральными законами действия саморегулируемой организации по установле-нию для своих членов условий доступа на товарный рынок или выхода из товарного рынка.
В ходе проведения проверки было установлено, что в соответствии с частью 6 Феде-рального закона от 01.12.2007 N315-ФЗ "О саморегулируемых организациях" (далее Закон о саморегулируемых организациях) статус саморегулируемой организации, основанной на членстве лиц, осуществляющих подготовку проектной документации Партнерство приобрело 23.11.2009 (решение о внесении сведений в государственный реестр саморегулируемых организаций от 23.11.2009 NНК-45/197-сро, регистрационный номер записи: СРО-П-058-19112099, номер реестровой записи 58), соответствующие изменения в его устав были зарегистрированы 22.12.2009, в качестве саморегулируемой организации Партнерство было зарегистрировано 24.12.2009.
В связи с внесением изменений в Федеральный закон от 08.08.2001 N128-ФЗ "О ли-цензировании отдельных видов деятельности" в части лицензирования деятельности в об-ласти проектирования зданий и сооружений, за исключением сооружений сезонного или вспомогательного назначения, руководствуясь Федеральным законом от 22.07.2008 N148-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдель-ные законодательные акты Российской Федерации", пунктом 2 части 1 статьи 55.4 Градо-строительного кодекса Российской Федерации (Кодекса), в соответствии с которым не-коммерческая организация вправе приобрести статус саморегулируемой организации, ос-нованной на членстве лиц, осуществляющих подготовку проектной документации, при на-личии компенсационного фонда, сформированного в размере не менее чем пятьсот тысяч рублей на одного члена некоммерческой организации или, если такой организацией уста-новлено требование к страхованию ее членами гражданской ответственности, которая мо-жет наступить в случае причинения вреда вследствие недостатков работ, которые оказы-вают влияние на безопасность объектов капитального строительства, в размере не менее чем сто пятьдесят тысяч рублей на одного члена некоммерческой организации, Некоммер-ческим партнерством "Тверское объединение проектировщиков" было утверждено "По-ложение о страховании гражданской ответственности (Требования к страхованию членами саморегулируемой организации НП ТОП гражданской ответственности в случае причине-ния вреда вследствие недостатков работ, которые оказывают влияние на безопасность объ-ектов капитального строительства)" (далее Положение о страховании гражданской ответ-ственности), принятое решением общего собрания его членов 28.10.2009 (протокол N3 от 28.10.2009).
Пунктом 2.1. Положения о страховании гражданской ответственности было уста-новлено, что "помимо прочих одним из условий одобрения саморегулируемой организа-цией договора страхования (страхового полиса) гражданской ответственности индивиду-ального предпринимателя или юридического лица в случае причинения вреда вследствие недостатков работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, является соответствие страховой организации, с которой заключен договор, в том числе следующим основным требованиям:
- уставный капитал страховой организации должен быть не менее 750 млн.руб. (в рамках одного юридического лица);
- страховая организация работает на рынке страховых услуг не менее пяти лет.
Кроме этого, в соответствии с абзацем 2 пункта 2.1. Положения о страховании граж-данской ответственности было установлено: "желательно чтобы страховая организация соответствовала, в том числе такому требованию как наличие рейтинга хотя бы одного из следующих рейтинговых агентств: "Эй.Эм.Бест Ко", "Стэндард энд Пурс", "Фитч Инк", "Мудис Инвестор Сервис", "Эксперт Ра", "Национальное рейтинговое агентство", при этом присвоенный рейтинг, в зависимости от рейтинговых классов указанных рейтинговых агентств, должен быть не ниже определенных уровней, перечисленных в данном абзаце.
Однако, несмотря на рекомендательный характер данного требования, извещение (сертификат) о присвоении страховой организации рейтинга одним из вышеуказанных рейтинговых агентств в соответствии с пунктом 2.2. указанного положения являлся доку-ментом обязательным для представления в Партнерство для подтверждения соответствия страховщика перечисленным выше критериям.
В результате анализа материалов дела Комиссией Тверского УФАС России было ус-тановлено следующее.
В соответствии со статьей 6 Законом Российской Федерации от 27.11.1992 N4015-1 "Об организации страхового дела в Российской Федерации" (далее Закон о страховании) страховщиками являются юридические лица, созданные в соответствии с законодательст-вом Российской Федерации для осуществления страхования, перестрахования, взаимного страхования и получившие лицензии в установленном настоящим законом порядке. Таким образом, наличие у страховщика лицензии означает, что он уже обладает полностью опла-ченным уставным капиталом, размер которого соответствует требованиям части 3 статьи 25 Закона о страховании.
Согласно статье 25 Закона о страховании гарантиями обеспечения финансовой ус-тойчивости страховщика являются экономически обоснованные страховые тарифы; стра-ховые резервы, достаточные для исполнения обязательств по страхованию, сострахова-нию, перестрахованию, взаимному страхованию; собственные средства (которые включа-ют в себя уставный капитал, резервный капитал, добавочный капитал, нераспределенную прибыль); перестрахование. Страховые резервы и собственные средства страховщика должны быть обеспечены активами, соответствующими требованиям диверсификации, ли-квидности, возвратности и доходности.
Кроме этого, в соответствии с частью 4 статьи 25 Закона о страховании страховщики обязаны соблюдать установленные настоящим законом и нормативными правовыми актами органа страхового регулирования требования финансовой устойчивости в части фор-мирования страховых резервов, состава и структуры активов, принимаемых для покрытия страховых резервов, квот на перестрахование, нормативного соотношения собственных средств страховщика и принятых обязательств, состава и структуры активов, принимаемых для покрытия собственных средств страховщика, а также выдачи банковских гарантий.
Иные требования к размеру уставного капитала страховщика, помимо установлен-ных частью 3 статьи 25 Закона о страховании, в том числе к опыту работы на рынке стра-ховых услуг, которые рассматривались бы в качестве обеспечения его финансовой устой-чивости, законодательством Российской Федерации не установлены.
Процедура получения рейтинга надежности для страховых компаний в соответствии с законодательством Российской Федерации обязательной не является. Следовательно, страховщик вправе не обращаться в рейтинговые агентства за получением рейтинга, что не является доказательством его плохого финансового положения.
Согласно пункту 3 части 12 статьи 55.5 Кодекса правилами саморегулирования мо-гут устанавливаться условия страхования. При этом возможность определения саморегу-лируемыми организациями в правилах саморегулирования или иным образом способа за-ключения договора страхования по указанному виду страхования либо право на ограниче-ние саморегулируемыми организациями перечня страховых организаций Законом о само-регулируемых организациях и Кодексом не установлены.
Исходя из норм Закона о саморегулируемых организациях и Кодекса, следует, что страхование членами саморегулируемой организации, основанной на членстве лиц, осуще-ствляющих подготовку проектной документации, гражданской ответственности, которая может наступить в случае причинения вреда вследствие недостатков работ, которые ока-зывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должно осуществ-ляться в самостоятельно выбранной ими страховой организации.
В соответствии с частью 3 статьи 4 Закона о саморегулируемых организациях, пунктом 1 части 4 статьи 55.5 Кодекса стандарты и правила саморегулируемых организа-ций не должны противоречить требованиям законодательства Российской Федерации и, согласно пункту 4 части 4 указанной статьи Кодекса, не должны привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе к разделу товарного рынка по территориальному принципу, объему продажи или покупки товаров, ассортименту реали-зуемых товаров либо составу продавцов или покупателей (заказчиков), созданию препят-ствий доступу на товарный рынок хозяйствующим субъектам.
В соответствии с частью 1 статьи 11 Закона запрещаются соглашения между хозяй-ствующими субъектами или согласованные действия хозяйствующих субъектов на товар-ном рынке, если такие соглашения или согласованные действия приводят или могут при-вести, в том числе к:
- экономически или технологически не обоснованному отказу от заключения догово-ров с определенными продавцами либо покупателями (заказчиками), если такой отказ прямо не предусмотрен федеральными законами, нормативными правовыми актами Пре-зидента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Россий-ской Федерации;
- созданию препятствий доступу на товарный рынок или выходу из товарного рынка другим хозяйствующим субъектам.
По информации Тверского УФАС России рынок страхования гражданской ответст-венности, которая может наступить в случае причинения вреда вследствие недостатков ра-бот, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства (далее рынок страхования), на территории Тверской области конкурентный, открыт для входа новых хозяйствующих субъектов, активно развивается в части увеличения количест-ва страховщиков и страхователей. В целях привлечения новых клиентов и "закрепления" постоянных страховщики применяют различные способы "борьбы за клиентов": предос-тавление бонусов, скидок, разработка индивидуальных программ страхования и т.д., ре-зультатом которых является получение клиентами, главным образом, финансовых пре-имуществ при страховании своих интересов у постоянного страховщика.
Ограничение Партнерством перечня страховщиков, в которых его членами должно осуществляться страхование, посредством установления требований к:
- их размеру уставного капитала,
- опыту работы на рынке страховых услуг,
- наличию рейтинга определенных рейтинговых агентств
могло иметь своим результатом согласование действий его членов в части выбора ими оп-ределенной страховой организации (организаций), что могло в свою очередь привести к:
- ограничению возможности страховщиков конкурировать за заключение договоров стра-хования гражданской ответственности с членами Партнерства и созданию, тем самым, препятствий доступу на рынок страхования гражданской ответственности страховым ор-ганизациям,
- а также вынужденному и необоснованному отказу членов Партнерства от заключения до-говора страхования со страховщиками, не соответствующим перечисленным выше требо-ваниям.
Кроме этого, неоднозначность формулировки пункта 2.1 Положения о страховании гражданской ответственности, согласно которому помимо перечисленных требований к страховой организации могут оцениваться и "прочие условия", могло повлечь за собой экономически и технологически необоснованный отказ членов Партнерства от сотрудни-чества с определенными страховщиками.
Принимая во внимание вышеизложенное, а также тот факт, что Кодексом, Законом о саморегулируемых организациях и Законом о страховании не установлены какие-либо до-полнительные требования к страховой организации для осуществления страхования граж-данской ответственности членов саморегулируемой организации, основанной на членстве лиц, осуществляющих подготовку проектной документации, в том числе к размеру ее ус-тавного капитала, опыту работы на рынке страховых услуг, а также к наличию рейтинга определенных рейтинговых агентств, действия Партнерства по требованию от своих чле-нов руководствоваться критериями выбора страховых организаций, изложенными в Поло-жении о страховании гражданской ответственности (в ред. от 28.10.2009), могли привести к координации экономической деятельности его членов в части согласования их действий по выбору страховых организаций для заключения договоров страхования гражданской ответственности, что запрещено частью 3 статьи 11 Закона.
В ходе рассмотрения дела Партнерством была представлена информация об утвер-ждении 16.02.2010 Положения о страховании гражданской ответственности в новой редак-ции, устраняющей перечисленные выше нарушения антимонопольного законодательства: требования к страховым организациям стали носить рекомендательный характер, при этом из их перечня были исключены требования к определенному размеру уставного капитала, опыту работы на рынке и наличию рейтинга определенного рейтингового агентства.
Вместе с тем, с целью выявления фактов ограничения конкуренции на рынке стра-хования был проведен анализ заключенных договоров страхования, по результатам кото-рого было установлено, что:
- заключение договоров страхования гражданской ответственности практиковалось члена-ми Партнерства еще до получения им статуса саморегулируемой организации, осуществ-лялось ими в добровольном порядке, при этом каких-либо требований к страховщикам Партнерством как некоммерческой организацией не предъявлялось (всего к страхованию было привлечено 3 страховщика: ОАО "Военно-страховая компания", ОСАО "РЕСО-Гарантия", ЗАО "СГ "УралСиб");
- после утверждения Положения о страховании гражданской ответственности (в ред. от 28.10.2009) перечень страховщиков, страхующих риски членов Партнерства, расширился до 12 организаций, при этом к страхованию были привлечены 2 организации (всего заклю-чивших 3 договора страхования), не соответствующие вышеперечисленным требованиям: ОАО "Губернская страховая компания "Скиф-Тверь", имеющее размер уставного капитала менее 750 млн.руб., и ОСАО "Россия", имеющее оценку рейтингового агентства, не пе-речисленного в пункте 2.1. указанного положения.
Таким образом, Комиссией Тверского УФАС России не было установлено, что Партнерство при решении вопроса о выдаче свидетельства о допуске к работам по подго-товке проектной документации руководствовалось критериями выбора страховых органи-заций, содержащимися в Положении о страховании гражданской ответственности (в ред. от 28.10.2009) и своими действиями создавало препятствия доступу на рынок страховым организациям. Заявления от членов Партнерства о навязывании им заключения договоров страхования с определенными страховщиками, что могло привести к экономически и тех-нологически не обоснованному отказу от заключения ими договоров с другими страхов-щиками, не соответствующими критериям указанного положения, в Тверское УФАС Рос-сии не поступали.
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, пунктом 1 части 1 статьи 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О за-щите конкуренции",
РЕШИЛА:
1. Признать Некоммерческое Партнерство "Саморегулируемая организация "Тверское объединение проектировщиков"" нарушившим часть 3 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", в части координации экономической дея-тельности своих членов путем установления 28.10.2009 в "Положении о страховании гра-жданской ответственности (Требования к страхованию членами саморегулируемой орга-низации НП ТОП гражданской ответственности в случае причинения вреда вследствие не-достатков работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства)" критериев выбора страховых организаций, что могло привести к созданию препятствий доступу страховым организациям на рынок страхования гражданской ответ-ственности и необоснованному отказу его членов от заключения договоров страхования гражданской ответственности с определенными страховщиками.
2. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 48 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" прекратить рассмотрение дела в отношении Некоммерческого Партнерства "Саморегулируемая организация "Тверское объединение проектировщиков"" о нарушении части 3 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" в связи с добровольным устранением нарушения антимонопольного законодательства.
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии И.С.Демина
Члены Комиссии: Л.В.Посохова
С.Е. Иванов
Т.Ю. Жаркова
Н.А.Смирнов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тверской области от 25 марта 2010 г.
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 20.1.2016