Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Магаданской области
от 16 октября 2015 г. N 02-38/12Р-2015
Резолютивная часть решения оглашена "15" октября 2015 г.
В полном объеме решение изготовлено "16" октября 2015 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Магаданской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе: <> рассмотрев дело N 02-38/12р-2015 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту изготовления и размещения индивидуальным предпринимателем Сушковым Олегом Олеговичем по поручению общества с ограниченной ответственностью "Семейная поликлиника" рекламы медицинских услуг в отсутствие предупреждения о наличии противопоказаний и необходимости получения консультации специалистов,
в присутствии представителей лиц, в действиях которых содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе:
- ИП Сушков О.О. (ОГРНИП 307491023500019, ИНН 490903596431) - <> - главный редактор журнала "Шпаргалка для родителей" (Магадан), доверенность <>
- ООО "Семейная поликлиника" (пр. Вострецова, д. 5, г. Магадан, 685017, ОГРН 1074910001726, ИНН/КПП 4909094772/490901001) - <> - директор (Приказ <>), установила:
В рекламно-информационном журнале "Шпаргалка для родителей" (Магадан), сентябрь-октябрь 2015/N 1 (01), на странице 17 размещено три рекламных модуля (на 1/3 полосы каждый) следующего содержания:
1) ДЕНТА-ЛЮКС
стоматологическая поликлиника
лечение
протезирование
пародонтология
хирургия
имплантация
ортодонтия
детский прием
радиовизиограф
отбеливание зубов по системе "ZOOM"
г. Магадан, пр. Вострецова дом 5
Запись на прием по телефонам: 600-499, 62-55-03
2) "AlterEgo"
САЛОН КРАСОТЫ
Консультация врача-дерматокосметолога, врача-дерматолога, психолога, лечение юношеских угрей
Уход за лицом
Уход за телом
Контурная пластика
Биоревитализация
Мезотерапия
Микротоковая терапия
Услуги парикмахера
Эпиляция
Пилинги
Массаж
Маникюр
Педикюр
Моделирование ногтей
Перманентный макияж
г. Магадан, ул. Транспортная, д. 21
тел. 60-11-99
3) СЕМЕЙНАЯ ПОЛИКЛИНИКА
Прием ведут специалисты:
Терапевт
Профпатолог
Аллерголог-иммунолог
Оториноларинголог
Офтальмолог, уролог
Эндокринолог
Кардиолог, хирург
Дерматолог
Гинеколог, педиатр
Детский невролог
Массаж
ЭКГ, ЭЭГ, РЭГ
Суточное мониторирование
ЭКГ и АД по холтеру
г. Магадан, пр. Вострецова дом 5
Запись на прием по телефонам: 600-499, 62-55-03
1. В соответствии с частью 7 статьи 24 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон о рекламе) реклама лекарственных препаратов, медицинских услуг, в том числе методов профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, медицинских изделий должна сопровождаться предупреждением о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов (не менее чем 5 % рекламной площади).
Понятие и перечень медицинских услуг определены Номенклатурой медицинских услуг, утвержденной приказом Минздравсоцразвития России от 27.12.2011 N 1664н, куда, в частности, входят и услуги, поименованные в рекламных модулях стоматологической поликлиники "Дента-Люкс" и "Семейной поликлиники".
Кроме того, согласно Общероссийскому классификатору услуг населению ОК 002-93, утвержденному Постановлением Госстандарта Российской Федерации N 163 от 28.06.1993, к числу медицинских услуг под кодом 081501 относятся косметические услуги. Услуги, оказываемые косметологическими подразделениями, включены в группировку 08- медицинские услуги.
Номенклатура работ и услуг в здравоохранении, утвержденная Минздравсоцразвития РФ 12.07.2004, содержит Раздел А "Простые медицинские услуги", к которым, в частности, относятся: проведение эпиляции (код А 14.01.015), дерматологический пилинг (код А 16.01.041), контурная пластика (код А 16.07.025), дермапигментация (перманентный татуаж) (код А 17.31.002), массаж (коды А 21.01.001 21.01.007, 21.01.009).
Таким образом, вышеприведенная реклама медицинских услуг должна сопровождаться предупреждением о наличии противопоказаний и необходимости получения консультации специалистов.
Вместе с тем, такое предупреждение в рекламе отсутствует, что указывает на нарушение требований части 7 статьи 24 Закона о рекламе.
2. В соответствии с частью 11 статьи 5 Закона о рекламе при производстве, размещении и распространении рекламы должны соблюдаться требования законодательства Российской Федерации, в том числе требования гражданского законодательства.
В соответствии с частью 1 статьи 54 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо имеет свое наименование, содержащее указание на его организационно-правовую форму.
В силу части 4 статьи 1473 ГК РФ юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, выступает в гражданском обороте под своим фирменным наименованием, которое определяется в его учредительных документах и включается в единый государственный реестр юридических лиц при государственной регистрации юридического лица.
Согласно Выписке из ЕГРЮЛ от 08.09.2015 стоматологическая поликлиника "Дента-Люкс" имеет полное наименование - Общество с ограниченной ответственностью "Дента-Люкс", и сокращенное наименование - ООО "Дента-Люкс" (ИНН/КПП 4909056174/490901001); "Семейная поликлиника" имеет полное наименование - Общество с ограниченной ответственностью "Семейная поликлиника", и сокращенное наименование - ООО "Семейная поликлиника" (ИНН/КПП 4909094772/490901001); салон красоты "AlterEgo" зарегистрирован на ООО "Семейная поликлиника" (согласно пояснениям директора ООО "Семейная поликлиника").
В рассматриваемых рекламных модулях отсутствует информация об организационно-правовой форме юридических лиц, оказывающих рекламируемые услуги, что указывает на признаки нарушения части 11 статьи 5 Закона о рекламе.
Кроме того, в нарушение пункта 10 части 1 статьи 3 Федерального закона от 01.06.2005 N 53-ФЗ "О государственном языке Российской Федерации", согласно которому государственный язык Российской Федерации подлежит обязательному использованию в рекламе, в тексте рекламы салона красоты "AlterEgo" содержится слово на латинском языке без соответствующего перевода (либо транскрипции) на русский язык, что также свидетельствует о нарушении части 11 статьи 5 Закона о рекламе.
Согласно пункту 4 статьи 3 Закона о рекламе реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации, является ненадлежащей.
Таким образом, исходя из вышеизложенного, реклама медицинских услуг, оказываемых стоматологической поликлиникой "Дента-Люкс", салоном красоты "AlterEgo" и Семейной поликлиникой, размещенная в рекламно-информационном журнале "Шпаргалка для родителей" (Магадан) сентябрь-октябрь 2015/N 1 (01) на странице 17, в соответствии с пунктом 4 статьи 3 Закона о рекламе, содержит признаки ненадлежащей рекламы, так как в ней нарушены требования части 11 статьи 5, части 7 статьи 24 Закона о рекламе.
Установлено, что журнал "Шпаргалка для родителей" распространяется в г. Магадане в соответствии с условиями Лицензионного договора N 54 от 20.05.2015, заключенного между ИП Васильевой М.Р. (г. Екатеринбург) - Правообладателем, и ИП Сушковым Олегом Олеговичем (г. Магадан) - Пользователем.
На основании указанного Лицензионного договора 20 июля 2015 г. ИП Сушковым О.О. заключен Договор N 7 на размещение рекламного модуля в журнале "Шпаргалка для родителей" с ООО "Семейная поликлиника", согласно которому Заказчик поручает, а Исполнитель обязуется выполнить в интересах Заказчика и за его счет услуги по изготовлению, размещению, распространению рекламных материалов Заказчика в журнале "Шпаргалка для родителей".
Установлено, что размещение рекламы стоматологической поликлиники "Дента-Люкс", салона красоты "AlterEgo", Семейной поликлиники в журнале "Шпаргалка для родителей" осуществлялось по макету рекламного модуля, согласованному с ООО "Семейная поликлиника", что подтверждается имеющимися в деле копиями макета рекламы (Приложение N 2 к Договору N 7 от 20.07.2015) и Платежного поручения N 137 от 21.08.2015 на оплату счета N 407 от 29.07.2015 за размещение рекламного блока в журнале.
В соответствии с частью 1 статьи 38 Закона о рекламе нарушение физическими и юридическими лицами законодательства Российской Федерации о рекламе влечет за собой ответственность в соответствии с гражданским законодательством.
Согласно пунктам 5, 7 статьи 3 Закона о рекламе изготовитель либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо является рекламодателем, а лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств - рекламораспространителем.
Таким образом, ООО "Семейная поликлиника", определившее объект рекламирования и содержания рекламы, в соответствии с пунктом 5 статьи 3 Закона о рекламе является рекламодателем, а ИП Сушков О.О., осуществивший распространение рекламы стоматологической поликлиники "Дента-Люкс", салона красоты "AlterEgo" и "Семейной поликлиники" в журнале "Шпаргалка для родителей" (г. Магадан) за сентябрь-октябрь 2015 г. N 1 (01) на странице 17, в соответствии с пунктом 7 статьи 3 Закона о рекламе, является рекламораспространителем.
В силу частей 6, 7 статьи 38 Закона о рекламе, за нарушение требований, установленных частью 7 статьи 24 Закона о рекламе, ответственность несут и рекламодатель, и рекламораспространитель.
Вместе с тем, за нарушение нормы части 11 статьи 5 в статье 38 Закона о рекламе субъект ответственности не предусмотрен (Письмо ФАС России от 28.05.2015 N АД/26584/15 "О разъяснении отдельных положений Федерального закона "О рекламе").
Тем не менее, при изготовлении и размещении рекламы необходимо учитывать и соблюдать, в том числе, и требования части 11 статьи 5 Закона о рекламе.
Присутствующие на заседании Комиссии представитель ИП Сушкова О.О. и законный представитель ООО "Семейная поликлиника" согласились с тем, что рассматриваемая реклама медицинских услуг распространялась в журнале "Шпаргалка для родителей" (Магадан), сентябрь-октябрь 2015/N 1 (01) с нарушением рекламного законодательства; пояснили, что нарушение допущено по неосторожности, в силу человеческого фактора.
До начала заседания Комиссии от ООО "Семейная поликлиника" поступили Письменные пояснения от 12.10.2015, из которых следует, что пунктом 4.2. Договора N 7 от 20.07.2015 на размещение рекламного модуля в журнале "Шпаргалка для родителей" установлена ответственность Исполнителя (ИП Сушкова О.О.) за соответствие оформления рекламного материала Заказчика действующему законодательству, в связи с чем в действиях ООО "Семейная поликлиника" признаки нарушения рекламного законодательства отсутствуют.
Указанный довод является не обоснованным, поскольку данное условие договора не соответствует вышеприведенной части 6 статьи 38 Федерального закона "О рекламе" и не может быть учтено как обстоятельство, исключающее применение ответственности. С учетом договорных отношений, существующих между Сторонами в рассматриваемых правоотношениях, у Общества, как у рекламодателя, имелась объективная возможность не допустить нарушения Федерального закона о рекламе (принимая во внимание Приложение N 2 к Договору N 7 от 20.07.2015 - рекламный модуль, согласованный с директором ООО "Семейная поликлиника" и допущенный в печать, а также Акт N 407 от 29.07.2015 на выполнение работ-услуг, подписанный обеими сторонами, согласно которому Исполнитель выполнил работы по указанному договору в полном объеме, в установленные сроки и с надлежащим качеством; Заказчик работу принял; претензий друг к другу Стороны не имеют).
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частей 1, 2 статьи 36 Федерального закона "О рекламе" и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия решила:
1. Признать ненадлежащей рекламу медицинских услуг стоматологической поликлиники "Дента-Люкс" (ООО "Дента-Люкс"), салона красоты "AlterEgo" (ООО "Семейная поликлиника") и Семейной поликлиники (ООО "Семейная поликлиника"), размещенную на станице 17 рекламно-информационного журнала "Шпаргалка для родителей" (Магадан), сентябрь-октябрь 2015/N 1 (01), поскольку в ней нарушены требования части 7 статьи 24 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (отсутствует предупреждение о наличии противопоказаний и необходимости получения консультации специалистов).
2. Выдать рекламодателю - ООО "Семейная поликлиника" и рекламораспространителю - ИП Сушкову О.О. предписания о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Магаданского УФАС России для возбуждения дел об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3 КоАП РФ.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статей 198 АПК РФ.
ПРЕДПИСАНИЕ N 81 О ПРЕКРАЩЕНИИ НАРУШЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О РЕКЛАМЕ
--"16" октября 2015 г. г. Магадан
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Магаданской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе: <> на основании своего решения от "16" октября 2015 г. по делу N 02-38/12р-2015 о признании ненадлежащей рекламы медицинских услуг стоматологической поликлиники "Дента-Люкс" (ООО "Дента-Люкс"), салона красоты "AlterEgo" (ООО "Семейная поликлиника") и Семейной поликлиники (ООО "Семейная поликлиника"), размещенной на станице 17 рекламно-информационного журнала "Шпаргалка для родителей" (Магадан), сентябрь-октябрь 2015/N 1 (01), и в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 33, частями 1, 3 статьи 36 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон о рекламе), пунктами 44, 45 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, предписывает:
1. ИП Сушкову Олегу Олеговичу (пер. Лукса, д. 15, кв. 21, г. Магадан, 685000, ОГРНИП 307491023500019, ИНН 490903596431) в течение 10 дней со дня получения настоящего предписания прекратить нарушение части 7 статьи 24 Закона о рекламе, а именно: распространение рекламы медицинских услуг стоматологической поликлиники "Дента-Люкс" (ООО "Дента-Люкс"), салона красоты "AlterEgo" (ООО "Семейная поликлиника") и Семейной поликлиники (ООО "Семейная поликлиника") без предупреждения о наличии возможных противопоказаний и необходимости получения консультации специалистов.
Принять меры к недопущению в дальнейшем подобного нарушения рекламного законодательства.
2. ИП Сушкову О.О. (пер. Лукса, д. 15, кв. 21, г. Магадан, 685000, ОГРНИП 307491023500019, ИНН 490903596431) представить в Магаданское УФАС России письменные доказательства исполнения пункта 1 настоящего предписания до "30" октября 2015 года (а именно: при сохранении договорных отношений с ООО "Семейная поликлиника" - копию страницы из журнала "Шпаргалка для родителей" (Магадан) с рекламным модулем ООО "Семейная поликлиника", изготовленным и размещенным с учетом мотивировочной части решения по делу N 02-38/12р-2015 от 16.10.2015, либо информацию о прекращении договорных отношений с ООО "Семейная поликлиника" на размещение рекламного модуля в журнале "Шпаргалка для родителей").
В случае невыполнения в установленный срок предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе Магаданское УФАС России вправе в соответствии с частью 2.4 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях наложить на должностных лиц штраф в размере от двенадцати до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статей 198 АПК РФ.
ПРЕДПИСАНИЕ N 80 О ПРЕКРАЩЕНИИ НАРУШЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О РЕКЛАМЕ
--"16" октября 2015 г. г. Магадан
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Магаданской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе: <> на основании своего решения от "16" октября 2015 г. по делу N 02-38/12р-2015 о признании ненадлежащей рекламы медицинских услуг стоматологической поликлиники "Дента-Люкс" (ООО "Дента-Люкс"), салона красоты "AlterEgo" (ООО "Семейная поликлиника") и Семейной поликлиники (ООО "Семейная поликлиника"), размещенной на станице 17 рекламно-информационного журнала "Шпаргалка для родителей" (Магадан), сентябрь-октябрь 2015/N 1 (01), и в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 33, частями 1, 3 статьи 36 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон о рекламе), пунктами 44, 45 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, предписывает:
1. ООО "Семейная поликлиника" (пр. Вострецова, д. 5, г. Магадан, 685017, ОГРН 1074910001726, ИНН/КПП 4909094772/490901001) в течение 10 дней со дня получения настоящего предписания прекратить нарушение части 7 статьи 24 Закона о рекламе, а именно: распространение рекламы медицинских услуг стоматологической поликлиники "Дента-Люкс" (ООО "Дента-Люкс"), салона красоты "AlterEgo" (ООО "Семейная поликлиника") и Семейной поликлиники (ООО "Семейная поликлиника") без предупреждения о наличии возможных противопоказаний и необходимости получения консультации специалистов.
Принять меры к недопущению в дальнейшем подобного нарушения рекламного законодательства.
2. ООО "Семейная поликлиника" (пр. Вострецова, д. 5, г. Магадан, 685017, ОГРН 1074910001726, ИНН/КПП 4909094772/490901001) представить в Магаданское УФАС России письменные доказательства исполнения пункта 1 настоящего предписания до "30" октября 2015 года (а именно: при сохранении договорных отношений с ИП Сушковым О.О. - копию страницы из журнала "Шпаргалка для родителей" (Магадан) с рекламным модулем ООО "Семейная поликлиника", изготовленным и размещенным с учетом мотивировочной части решения по делу N 02-38/12р-2015 от 16.10.2015, либо информацию о прекращении договорных отношений с ИП Сушковым О.О. на размещение рекламного модуля в журнале "Шпаргалка для родителей").
В случае невыполнения в установленный срок предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе Магаданское УФАС России вправе в соответствии с частью 2.4 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях наложить на должностных лиц штраф в размере от двенадцати до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статей 198 АПК РФ.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Магаданской области от 16 октября 2015 г. N 02-38/12Р-2015
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 20.1.2016