Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области
от 23 марта 2010 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
<_>,
рассмотрев дело N 04-01/05-10 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту размещения в эфире телеканала "НТМ" в передаче "День в событиях" в рубрике "Бизнес" рекламной информации об открытии ресторана "Пенаты" без предварения сообщением о последующей трансляции рекламы, в присутствии от ООО "Независимое ТелеМедиа" <_>
УСТАНОВИЛА:
в Управление Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области (далее Ярославское УФАС России) поступило заявление М. о том, что на телеканале "НТМ" в передаче "День в событиях" в рубрике "Новости бизнеса" размещается реклама без предварительного сообщения о дальнейшей трансляции рекламы с приложением видеозаписи эфира телеканала НТМ на DVD-диске. Аналогичное заявление поступило в Федеральную антимонопольную службу России и передано на рассмотрение в Ярославское УФАС России по подведомственности.
Согласно представленной заявителем видеозаписи 20 ноября 2009 г. в передаче "День в событиях", вышедшей в эфир в 19 часов 00 минут и в 22 часа 30 минут, размещалась рекламная информация следующего содержания: "Ресторан "Пенаты" отмечает свое десятилетие. В четверг состоялось его открытие после реконструкции. Новые залы ресторана не оставили гостей равнодушными. Как и прежде, здесь звучит только живая музыка в исполнении лучших музыкантов, причем не только из Ярославля, но и Москвы (на экране: обстановка ресторана, надпись внизу экрана: "Открытие ресторана "Пенаты". Ресторан работает с 1999 года"). __
В день открытия ресторан представляет гостям новое меню в лучших европейских традициях. Многогранное сочетание вкусов делает каждое блюдо неповторимым. Обучить ярославских поваров кулинарному мастерству пригласили одного из лучших поваров Европы (на экране: обстановка ресторана, надпись внизу экрана: "Открытие ресторана "Пенаты". Меню ресторана предлагает русскую, итальянскую, испанскую и другие кухни").
Изюминкой этого ресторана можно назвать то, что к каждому блюду у нас подается свой соус, что у каждого блюда своя индивидуальная эксклюзивная подача. Изюминка как раз заключается в том, что какое бы вы блюдо не взяли, оно не будет похоже на предыдущее ни по вкусу, ни по презентации, ни по составу и по сочетанию продуктов (на экране: повар Роман Суворов, надпись внизу экрана: "Открытие ресторана "Пенаты").
Своей кухней сотрудники ресторана гордятся. Разнообразие десертов и горячих блюд приятно порадует гостей заведения (на экране: обстановка ресторана, надпись внизу экрана: "Открытие ресторана "Пенаты". Ресторан работает с 1999 года").
В этих стенах собрался коллектив единомышленников, искренне любящих свою профессию, любящих наш ресторан, любящих наших гостей, гостей нашего города. И мы надеемся, что всем вам очень понравится у нас в гостях и у вас возникнет желание вернуться к нам вновь (на экране: владелица ресторана Ольга Бобровская, надпись внизу экрана: "Открытие ресторана "Пенаты")".
Рекламная информация в нарушение требований части 1 статьи 14 Федерального Закона от 13 марта 2006 г. N 38-ФЗ "О рекламе" (далее ФЗ "О рекламе") не предварялась сообщением о последующей трансляции рекламы.
Заявитель М. и ООО "Рипаблик Пенаты", привлеченное в качестве заинтересованного лица, надлежащим образом извещенные о дате, времени и месте рассмотрения дела, для участия в рассмотрении дела не явились, мотивированных ходатайств об отложении рассмотрения дела не направили. В соответствии с пунктом 30 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2006 г. N 508, принято решение о рассмотрении дела в отсутствие заявителя М. и ООО "Рипаблик Пенаты".
ООО "Независимое ТелеМедиа" (далее ООО "НТМ") в письменных пояснениях, поддержанных представителем общества при рассмотрении дела, сообщило, что не располагает информацией о содержании вышедшего в эфир этого дня материала, в связи с отсутствием записи эфира за 20 ноября 2009 г. в виду истечения месячного срока хранения, предусмотренного статьей 34 Федерального закона "О средствах массовой информации". Считает невозможным использование в качестве доказательства по делу представленную заявителем на DVD-диске видеозапись эфира телеканала НТМ за 20 ноября 2009 г., поскольку невозможно достоверно определить содержит видеозапись фактическую фиксацию эфира или сфальсифицирована. Заявило ходатайство об исключении доказательства в форме видеозаписи, предоставленной заявителем.
Комиссия рассмотрев материалы дела, заслушав доводы представителя ООО "НТМ" пришла к следующим выводам.
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 ФЗ "О рекламе" реклама - это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Согласно пункту 2 статьи 3 Закона объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.
Информация о ресторане "Пенеты", распространенная 20 ноября 2009 г. на телеканале НТМ в передаче "День в событиях", вышедшей в эфир в 19 часов 00 минут и в 22 часа 30 минут, в рубрике "Бизнес" адресована неопределенному кругу лиц и направлена на привлечение внимания к этому ресторану, формирование интереса к нему и продвижение его на рынке, следовательно, является рекламой.
В соответствии с частью 1 статьи 14 ФЗ "О рекламе" прерывание телепрограммы или телепередачи рекламой, то есть остановка трансляции телепрограммы или телепередачи для демонстрации рекламы, должно предваряться сообщением о последующей трансляции рекламы, за исключением прерывания спонсорской рекламой.
Рассматриваемая реклама размещена в эфире телеканала "НТМ" без предварения сообщением о ее последующей трансляции, то есть с нарушением части 1 статьи 14 ФЗ "О рекламе".
Информация об открытии ресторана "Пенаты" размещалась в эфире телеканала НТМ на основании договора информационного обслуживания N 503 от 16 ноября 2009 г., заключенного между ООО "НТМ" и ООО "Рипаблик Пенаты". Согласно медиаплана (приложение от 16 ноября к договору N 503 от 16 ноября 2009 г.) сюжет об открытии ресторана "Пенаты" размещался в передаче "День в событиях. Бизнес Новости", вышедшие в эфир 20 ноября 2009 г. в 19 часов 00 минут и 22 часа 30 минут. В соответствии с актом приема сдачи работ от 20.11.2009 г., подписанным ООО "НТМ" и ООО "Рипаблик Пенаты", обязательства по размещению информационных видеоматериалов 20.11.2009 г. выполнены полностью и никаких претензий стороны друг к другу не имеют.
Согласно части 7 статьи 38 ФЗ "О рекламе" ответственность за нарушение части 1 статьи 14 Закона несет рекламораспространитель.
В соответствии с пунктом 7 статьи 3 ФЗ "О рекламе" рекламораспространитель - это лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.
В соответствии с лицензией на осуществление телевизионного вещания серия ТВ N 10321 от 30.06.2006 г. на телеканале НТМ осуществляет вещание ООО "НТМ".
Согласно положений статьи 3 ФЗ "О рекламе" ООО "НТМ" является рекламораспространителем рассматриваемой рекламы.
Комиссия не находит оснований для удовлетворения ходатайства ООО "НТМ" об исключении видеозаписи, предоставленной заявителем, в качестве доказательства по следующим основаниям.
Дата и время выхода передачи "День в событиях", указанные в представленной заявителем видеозаписи, ее содержание соответствуют регистрационному журналу программ НТМ за 20 ноября 2009 г.
Перед информацией о ресторане "Пенаты" ведущая <_> сообщает: "О других новостях бизнеса через несколько секунд". Далее следует заставка "День в событиях Бизнес". После заставки ведущая <_> сообщает об открытии ресторана "Пенаты" и о том, что обновленные интерьеры и новые блюда оценила съемочная группа телеканала. Далее следует сюжет о ресторане.
Как следует из вышесказанного, информация об открытии ресторана "Пенаты" подавалась в виде информационного сюжета, подготовленного телекомпанией, а не как реклама, поэтому и не имела предварительного сообщения о дальнейшей трансляции рекламы.
Таким образом, ООО "НТМ" разместило в передаче "День в событиях", вышедшей в эфир 20 ноября 2009 г. в 19 часов 00 минут и в 22 часа 30 минут, в рубрике "Бизнес" рекламу о ресторане "Пенаты" под видом информационного сюжета, без предварительного сообщения о дальнейшей трансляции рекламы, тем самым нарушив требования части 1 статьи 14 ФЗ "О рекламе".
В силу пункта 4 статьи 3 ФЗ "О рекламе" ненадлежащей признается реклама, несоответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.
Статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем законодательства о рекламе предусмотрена административная ответственность в виде штрафа.
Руководствуясь пунктом 1 части 2 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона "О рекламе" и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать ненадлежащей рекламу о ресторане "Пенаты", размещенную в передаче "День в событиях", вышедшей в эфир 20 ноября 2009 г. в 19 часов 00 минут и в 22 часа 30 минут, в рубрике "Бизнес", поскольку в ней нарушены требования части 1 статьи 14 ФЗ "О рекламе".
2. Выдать ООО "НТМ" предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Ярославского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение изготовлено в полном объеме 29 марта 2010 года. Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьёй 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
ПРЕДПИСАНИЕ
О ПРЕКРАЩЕНИИ НАРУШЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О РЕКЛАМЕ ПО ДЕЛУ N 04-01/05-10
"23" марта 2010 г. г. Ярославль
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
<_>,
на основании своего решения от "23" марта 2010 г. по делу N 04-01/05-10 о признании ненадлежащей рекламы в виде информационного сюжета в передаче "День в событиях" в рубрике "Бизнес" о ресторане "Пенаты", без предварения сообщением о последующей трансляции рекламы, что нарушает требования части 1 статьи 14 ФЗ "О рекламе", в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 33, частями 1,3 статьи 36 Федерального закона "О рекламе", пунктами 44,45 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
1. ООО "Независимое ТелеМедиа", адрес: 150003, г. Ярославль, ул. Советская, д. 69, в пятидневный срок со дня получения настоящего предписания прекратить нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе, а именно: распространение рекламы без предварительного сообщения о последующей трансляции рекламы.
2. ООО "Независимое ТелеМедиа", адрес: 150003, г. Ярославль, ул. Советская, д. 69, представить в Ярославское УФАС России письменные доказательства исполнения пункта 1 настоящего предписания до 23 апреля 2010 г.
В случае невыполнения в установленный срок предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе Управление Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области вправе в соответствии с пунктом 2.4 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях наложить на должностных лиц штраф в размере от двенадцати тысяч до двадцати тысяч рублей, на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области от 23 марта 2010 г.
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 20.1.2016