Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области
от 30 марта 2010 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства в составе:
В.А. Кабаненко - заместителя руководителя управления, председателя Комиссии;
В.М. Михеева - главного специалиста - эксперта отдела защиты конкуренции, члена Комиссии;
Н.Г. Черенкова - главного специалиста - эксперта отдела защиты конкуренции, члена Комиссии;
Н.В. Молчанова - ведущего специалиста - эксперта отдела защиты конкуренции, члена Комиссии,
при участии:
от ОАО "Ростелеком" - (..) (доверенность от 24.03.2010, N..);
от ООО ТК "Время вперед" - (..) (доверенность от 25.03.2010 N..),
рассмотрев в заседании 25 марта 2010 года дело, возбужденное приказом Омского УФАС России от 25 февраля 2010 года N 29 по признакам нарушения ООО ТК "Время вперед" (644031, г.Омск, ул. 10 лет Октября, 203) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26 июля 2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее Закон о конкуренции), установила:
1. Основанием для возбуждения дела о нарушении антимонопольного законодательства в отношении ООО ТК "Время вперед" (далее ТК) послужило заявление ОАО "Ростелеком" в лице Территориального управления N 2 Сибирского филиала ОАО "Ростелеком" (вх. от 28.01.2010 г N 512-04) по поводу установления препятствия перетоку электрической энергии поводу N 2 путем отключения 15.01.2010 г сети электроснабжения Территориального управления N 2 Сибирского филиала ОАО "Ростелеком" (далее Ростелеком) от ячейки N 13 РУ- 0,4 кВ ТП 4061 с целью понуждения Ростелекома к заключению договора аренды ячейки РУ- 0,4 кВ N 13, N 19 ТП 4061 от 1 января 2010 года, б/н (вх. Ростелекома от 10.12.2009 N ТУ-2/847) и, тем самым, к оплате услуг ТК по обслуживанию ячеек N 13, 19 РУ- 0,4 кВ ТП 4061 при отсутствии надлежащим образом установленного тарифа на услуги по передаче электроэнергии.
2. На запрос Комиссии Омского УФАС России ТК были представлены объяснения причины отключения сети электроснабжения Ростелекома по вводу N 2 от ячейки N 13 РУ- 0,4 кВ ТП 4061, принадлежащей (..) на праве собственности и переданной ТК для эксплуатации. Основной причиной отключения ТК объясняет неисправностью этого оборудования. ТК обязуется восстановить пропуск электрической энергии Ростелекому по вводу N 2 после восстановления работоспособности ячейки N 13 РУ- 0,4 кВ ТП 4061. Неисправность ячейки N 13 РУ- 0,4 кВ ТП 4061 ТК подтверждает Актом обследования от 11.02.2010 г.
3. В дополнение к материалам заявления (вх. от 28.01.2010 г N 512-04) Ростелеком представил материалы, свидетельствующие о намерении ТК прекратить электроснабжение Ростелекома по вводу N 2 и передать ячейку N 13 РУ- 0,4 кВ ТП 4061 другому абоненту (вх. Ростелекома от 28.01.2010 г N ТУ-2/18).
4. Электроснабжение Ростелекома осуществляется в соответствии с договором электроснабжения от 18.06.1999 г N 1-422 (Доп. соглашение от 11.09.2008 г, б/н), заключенным с ОАО "Омская энергоснабжающая компания". Передача электрической энергии Ростелекому от точек приема и до точек отпуска осуществляется по электрическим сетям ОАО "МРСК Сибири" - филиал "Омскэнерго" в соответствии с договором N 05.50.112.08 об организации передачи электрической энергии через технические устройства электрических сетей территориальных сетевых организаций - через объекты электроэнергетики, находящиеся в собственности (.) и переданные для эксплуатации ТК, не оказывающего услуги по передаче электрической энергии.
ТК, не зарегистрированный в качестве сетевой организации, имея объекты электросетевого хозяйства, осуществляет переток электрической энергии от объектов электроэнергетики ОАО "МРСК Сибири" - филиал "Омскэнерго" до вводов N1 и N 2 присоединения энергоустановок Ростелекома.
Следовательно, ТК в рассматриваемом случае участвует в процессе передачи электрической энергии и является субъектом рынка по передаче электрической энергии, оказывающим услугу по обеспечению перетока электрической энергии по объектам электроэнергетики, находящимся у него в эксплуатации, а Ростелеком опосредованно (через объекты электроэнергетики ТК) присоединен к электрическим сетям ОАО "МРСК Сибири" - филиал "Омскэнерго".
5. В соответствии с пунктом 6 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27 декабря 2004 г N 861 (далее Правила 861) собственники и иные законные владельцы объектов электроэнергетики, через которые опосредованно присоединено к электрическим сетям сетевой организации энергопринимающее устройство потребителя, не вправе препятствовать перетоку через их объекты электрической энергии для такого потребителя и требовать за это оплату.
При присоединении к электрической сети, в том числе опосредованном, и заключении договора за любым потребителем услуг закрепляется право на получение электрической энергии в любой период времени действия договора в пределах присоединенной мощности, определенной договором, качество и параметры которой должны соответствовать техническим регламентам и иным обязательным требованиям.
Ограничение права на получение электрической энергии, приводящее к дефициту мощности, возможно только в случае возникновения аварийной ситуации и (или) вывода объектов электроэнергетики в ремонт или из эксплуатации (п.43 Правил 861).
6. Ростелеком является оператором связи общего пользования, выполняющего функции систем коммутации и в части обеспечения надежности электроснабжения отнесено к электроприемникам I категории надежности.
Согласно требований к построению телефонной сети связи общего пользования в части обеспечения надежности электроснабжения средств связи, выполняющих функции систем коммутации, точек присоединения и базовых станций сетей подвижной связи, утвержденных Приказом Министерства информационных технологий и связи Российской Федерации от 13 марта 2007 г N 32 к электроприемникам I категории надежности относятся узлы связи сети местной телефонной связи с количеством портов от 1024 до 10000. Электроснабжение электроприемников I категории надежности в режиме, при котором поддерживаются заданные значения параметров их работы (нормальный режим), осуществляется с обеспечением бесперебойности электроснабжения от двух независимых взаимно резервирующих источников электропитания от электрических сетей энергосистемы с применением устройств автоматического ввода резерва.
7. В процессе рассмотрения дела Ростелекомом заявлено ходатайство (вх. от 24.03.2010 г N 1855-04 о прекращении рассмотрения дела в связи с добровольным подключением ТК сети электроснабжения Территориального управления N 2 Сибирского филиала ОАО "Ростелеком" (далее Ростелеком) к ячейке N 13 РУ- 0,4 кВ ТП 4061.
8. В соответствии со статьей 25 Закона об электроэнергетике антимонопольное регулирование и контроль на оптовом и розничных рынках осуществляются антимонопольным органом в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации с учетом особенностей, установленных настоящим Федеральным законом, и принятыми в соответствии с нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации актами федерального антимонопольного органа.
На оптовом и розничных рынках действует система регулярного контроля за их функционированием, имеющая целью своевременное предупреждение, выявление, ограничение и (или) пресечение действий (бездействия), которые имеют или могут иметь своим результатом недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов субъектов электроэнергетики и потребителей электрической энергии, в том числе злоупотребления доминирующим и (или) исключительным положением на оптовом и розничных рынках.
Материалы дела свидетельствуют о том, что ТК обладает объектами электросетевого хозяйства, при использовании которых оказывает услуги по передаче электрической энергии путем обеспечения перетока электрической энергии на безвозмездной основе через объекты электроэнергетики.
Спорные отношения между Ростелекомом и ТК возникли на рынке оказания услуг по передаче электрической энергии, частью (сегментом) которого является оказание услуг по обеспечению перетока электрической энергии на безвозмездной основе через объекты электроэнергетики, находящиеся в эксплуатации у ТК, занимающего доминирующее положение на рынке услуг по передаче электрической энергии в географических границах территории города Омска, охваченной объектами электросетевого хозяйства ТК, непосредственно присоединенными к электрическим сетям ОАО "МРСК Сибири" - филиал "Омскэнерго".
Деятельность хозяйствующих субъектов, оказывающих услуги по передаче электрической энергии, отнесена статьей 4 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" к деятельности естественных монополий, а положение такого хозяйствующего субъекта, в соответствии с частью 5 статьи 5 Федерального Закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", признается доминирующим.
На основании изложенного Комиссией принято решение об установлении доминирующего положения ООО Торговый комплекс "Время вперед" на товарном рынке услуг по передаче электрической энергии в географических границах территории города Омска, охваченной объектами электроэнергетики ООО Торговый комплекс "Время вперед", непосредственно присоединенными к электрическим сетям ОАО "МРСК Сибири" - филиал "Омскэнерго".
9. Таким образом, Комиссией Омского УФАС России установлено следующее:
- ООО Торговый комплекс "Время вперед" занимает доминирующее положение на рынке услуг по передаче электрической энергии путем обеспечения перетока электрической энергии на безвозмездной основе;
- ООО Торговый комплекс "Время вперед" отключило 15.01.2010 г ввод N 2 сети электроснабжения Территориального управления N 2 Сибирского филиала ОАО "Ростелеком" от ячейки N 13 РУ- 0,4 кВ ТП 4061 с целью понуждения Ростелекома к заключению договора аренды ячейки РУ- 0,4 кВ N 13, N 19 ТП 4061 от 1 января 2010 года, б/н и, тем самым, к оплате услуг ТК по обслуживанию ячеек N 13, 19 РУ- 0,4 кВ ТП 4061 при отсутствии надлежащим образом установленного тарифа на услуги по передаче электроэнергии, под предлогом неисправности ячейки N 13;
- ООО Торговый комплекс "Время вперед" 22.03.2010 г добровольно устранило имевшее место нарушение действующего законодательства.
10. Частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе угроза необоснованного прекращения перетока электрической энергии через принадлежащие ему объекты электроэнергетики, запрещенного пунктом 43 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27 декабря 2004 г N 861.
На основании изложенного, руководствуясь частью 1 статьи 23, частью 1 статьи 39, частями 1-3 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального Закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия решила:
1. По основаниям статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" и части 5 статьи 5 Федерального Закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" признать ООО Торговый комплекс "Время вперед" занимающим доминирующее положение на рынке услуг по передаче электрической энергии в части оказания услуги по обеспечению перетока электрической энергии на безвозмездной основе потребителям, присоединенным опосредованно через объекты электросетевого хозяйства ООО Торговый комплекс "Время вперед", находящиеся у ООО Торговый комплекс "Время вперед" в эксплуатации, к электрическим сетям ОАО "МРСК Сибири" - филиал "Омскэнерго" (пункт 6 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 N 861 (ред. от 14.02.2009).
2. Признать ООО Торговый комплекс "Время вперед" виновным в нарушении части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившемся в технологически необоснованном прекращении оказания услуги по обеспечению перетока электрической энергии на безвозмездной основе через ячейку N 13 РУ- 0,4 кВ ТП 4061, находящейся у ООО Торговый комплекс "Время вперед" в эксплуатации, совершенного в нарушение пункта 43 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27 декабря 2004 г N 861, результатом которого явилось ущемление интересов Территориального управления N 2 Сибирского филиала ОАО "Ростелеком" путем ограничения права на получение электрической энергии
3. По основаниям пункта 1 части 1 статьи 48 Федерального Закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" прекратить рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства в отношении ООО Торговый комплекс "Время вперед" в связи с добровольным устранением ООО Торговый комплекс "Время вперед" нарушения антимонопольного законодательства и его последствий.
4. Материалы дела N 04/07-10 передать уполномоченному лицу Омского УФАС России для принятия решения о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении должностного лица ООО Торговый комплекс "Время вперед", предусмотренном статьей 14.31 КоАП РФ.
Председатель комиссии В.А. Кабаненко
Члены комиссии:
В.М. Михеев
Н.Г. Черенков
Н.В. Молчанов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области от 30 марта 2010 г.
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 20.1.2016