Резолютивная часть решения оглашена "12" октября 2015 г. г. Кемерово
Решение в полном объеме изготовлено "15" октября 2015 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области по рассмотрению жалоб о нарушении процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии: |
Кухарской Натальи Евгеньевны - руководителя управления; |
Членов Комиссии: |
Поляковой Юлии Александровны - начальника отдела контроля органов власти Чубукова Анатолия Анатольевича - начальника отдела судебной и правовой работы; |
|
Юканкина Дмитрия Сергеевича - главного специалиста-эксперта отдела ЖКХ, транспорта и связи; |
|
Кирилловой Ирины Геннадьевны - главного специалиста-эксперта отдела контроля органов власти. |
при участии:
- <_> - представителя управления по транспорту и связи администрации г. Новокузнецка;
- <_> - представителя управления по транспорту и связи администрации г. Новокузнецка;
- <_> - представителя управления по транспорту и связи администрации г. Новокузнецка;
- <_> - представителя ООО "Автотранспортное предприятие Барс";
- <_> физическое лицо;
- <_> физическое лицо;
- <_> физическое лицо.
рассмотрев в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - ФЗ N 135-ФЗ), жалобы ООО "Автотранспортное предприятие Барс", физических лиц, и материалы жалоб N 92/11-18.1-2015, N 96/11-18.1-2015 установила:
02.10.2015 в адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области (далее - Кемеровское УФАС России) поступила жалоба ООО "Автотранспортное предприятие Барс" (вх. N 6793), 08.10.2015 жалоба физических лиц (вх. N 3956э) на действия организатора конкурса - управления по транспорту и связи администрации города Новокузнецка (далее - УТС г. Новокузнецка) при проведении открытых конкурсов на право осуществления пассажирских перевозок на маршрутах, составляющих маршрутную сеть Новокузнецкого городского округа и относящихся к коммерческим маршрутным перевозкам (извещения размещены 25.09.2015 на сайте администрации www.admnkz.info).
По мнению заявителей, нарушения выразились:
- в применении заказчиком конкурса таких критериев оценки, как наличие у участника конкурса опыта по осуществлению пассажирских перевозок на заявленном (ых) маршруте (ах), что дает преимущество участникам, обслуживающим данные маршруты в настоящее время;
- в извещениях NN 25/2015 - 41/2015 отсутствует информация о критериях оценки заявок на участие в конкурсе, а также проект договора на право осуществления (коммерческих) пассажирских перевозок.
- в установлении дополнительного критерия, а именно: отсутствие в течение года, предшествующего дате проведения конкурса, ДТП с причинением вреда здоровью, совершенного по вине участников конкурса, не предусмотренного постановлением администрации г. Новокузнецка от 18.11.2013 N 191.
Уведомлениями от 06.10.2015 г. N 11/10178, от 09.10.2015 г. N 11/10374, рассмотрение жалоб было назначено на 12.10.2015 г. на 15 часов 00 минут.
На заседании Комиссии, состоявшемся 12.10.2015 г., представители УТС г. Новокузнецка пояснили, что извещения и конкурсная документация по всем конкурсным процедурам разработана в строгом соответствии с постановлением администрации города Новокузнецка от 18.11.2013 N 191.
Представители УТС г. Новокузнецка также пояснили, следующее:
Действующее законодательство РФ не содержит запретов на установление органами местного самоуправления соответствующих условий (критериев) для участия в конкурсе, в связи с чем УТС г. Новокузнецка, в соответствии со своей компетенцией, вправе самостоятельно определять порядок и условия проведения конкурса, а также критерии допуска к участию в конкурсе и оценки участников конкурса.
Критерий устанавливающий наличие у участника конкурса опыта по осуществлению пассажирских перевозок на заявленном (-ых) маршруте (-ах) оценивает участника конкурса, как добросовестного перевозчика, знающего свой маршрут, что, безусловно, влияет на безопасность оказанных услуг по перевозке пассажиров.
Кроме того представители УТС г. Новокузнецка сообщили, что требования к участникам конкурса и критерии оценки заявок распространяются на всех претендентов, независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, любое заинтересованное лицо, желающее принять участие в конкурсе, может это сделать, УТС г. Новокузнецка в свою очередь никаким образом не препятствует этому.
Наличие опыта является одним из показателей оценки претендентов и свидетельствуют об их надежности. Показатели оценки претендентов относятся к условиям конкурса и не устанавливают какого-либо ограничения на участие в конкурсе для отдельной категории перевозчиков. Победителем конкурса становится претендент, набравший наибольшее количество баллов по всем критериям оценки, то есть наиболее конкурентоспособный хозяйствующий субъект.
Введение оспариваемого критерия способствует улучшению качества (комфортности) оказываемых перевозчиками услуг при обслуживании конкретного маршрута, отвечающих требованиям безопасности, поскольку позволяет оценить степень организации перевозчиком безопасных условий перевозки пассажиров.
Конкурс носит открытый характер, является доступным для всех субъектов предпринимательской деятельности в сфере пассажирских перевозок автомобильным транспортом. При этом потеря участником конкурса баллов по оспариваемому критерию не может быть расценена как ограничение конкуренции, поскольку определение победителя конкурса осуществляется на основании оценки всех критериев, утвержденных Постановлением от 18.11.2013 N 191, которые в одинаковой степени относятся ко всем участникам конкурса.
В части, касающейся отсутствия информации о критериях оценки заявок и проекта договора по конкурсным процедурам, представители УТС г. Новокузнецка сообщили, что на официальном сайте администрации города Новокузнецка 25.09.2015 г. были размещены 19 извещений, в каждом из которых имеется прикрепленный файл конкурсной документации (расположен ниже, после лота), в которой и указана информация по критериям и имеется проект договора на право осуществления пассажирских перевозок. В самом же извещении оговаривается, что критерии утверждены Постановлением от 18.11.2015 N 191, при этом проект договора не упоминается в извещении, а является приложением только к конкурсной документации, которая более подробно разъясняет условия конкурса. Также в извещении о проведении конкурса указан адрес, номер телефона, по которому можно получить компетентные разъяснения по порядку проведения конкурса, однако каких-либо вопросов не поступало.
По факту установления дополнительного критерия оценки заявок участников, а именно: отсутствие в течении года, предшествующего дате проведения конкурса, ДТП с причинением вреда здоровью, совершенного по вине участников конкурса представители УТС г. Новокузнецка сообщили, что данный критерий оценки был введен с целью отбора наиболее конкурентоспособного перевозчика, обеспечивающего более качественное предоставление услуг по перевозке пассажиров, отвечающих требованиям безопасности, поскольку позволяет оценить степень организации перевозчиком безопасных условий перевозки пассажиров, наличие учета, анализа и предупреждения (профилактики) дорожно-транспортных происшествий. Указанный критерий устанавливается в целях защиты публичного порядка - гарантирования максимальной степени безопасности перевозок пассажиров.
Представитель ООО "Автотранспортное предприятие Барс", а также физические лица, присутствующие при рассмотрении жалоб N 92/11-18.1-2015, N 96/11-18.1-2015 по существу дополнительных пояснений не давали, поддержали доводы, изложенные в своих жалобах.
Изучив имеющиеся материалы, выслушав пояснения сторон, Комиссия Кемеровского УФАС России установила следующее:
Частью 1 статьи 18.1 ФЗ N 135-ФЗ установлено, что антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно части 2 статьи 18.1 ФЗ N 135-ФЗ действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.
В целях удовлетворения потребностей населения г. Новокузнецка в качественных услугах по перевозке пассажиров на маршрутах Новокузнецкого городского округа, повышения безопасности дорожного движения, обеспечения справедливого отбора перевозчиков Постановлением администрации г. Новокузнецка от 18.11.2012 г. N 191 утверждено Положение о порядке организации и проведения конкурса на право осуществления пассажирских перевозок на маршрутах, составляющих маршрутную сеть Новокузнецкого городского округа (далее - Положение N 191).
Пунктом 1.5 Положения N 191 установлено, что организатором конкурса является УТС г. Новокузнецка.
Пунктами 3.2, 3.3 Положения об управлении по транспорту и связи администрации города Новокузнецка, утвержденного решением Новокузнецкого Городского Совета народных депутатов от 08.07.2009 N 29, установлено, что УТС г. Новокузнецка является заказчиком транспортных услуг, организует и проводит конкурсы на право осуществления пассажирских перевозок городского пассажирского транспорта. Заключает договоры на транспортное обслуживание населения, в том числе путем размещения муниципального заказа, с организациями, независимо от организационно-правовых форм собственности, и индивидуальными предпринимателями, утверждает графики и маршруты движения городского и пригородного транспорта.
Согласно пункту 4.2 Положения N 191 в извещении о проведении конкурса должны быть указаны следующие сведения:
1) форма торгов;
2) наименование, место нахождения, почтовый адрес, адрес электронной почты, номер контактного телефона организатора конкурса;
3) предмет конкурса;
4) оформление заявки на участие в конкурсе;
5) критерии и порядок определения лица, выигравшего конкурс;
6) лоты, выставляемые на конкурс;
7) срок, место, порядок представления претендентам конкурсной документации с указанием официального сайта, на котором размещена конкурсная документация;
8) место, порядок, дата начала и окончания срока подачи заявок на участие в конкурсе;
9) место, дата и время вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе, место и дата рассмотрения заявок на участие в конкурсе и подведения итогов конкурса;
10) срок оказания услуг по перевозке пассажиров на маршрутах;
11) срок действия договора.
25.09.2015 г. на официальном сайте администрации города Новокузнецка www.admnkz.info размещены извещения N 23/2015 - N 41/2015 о проведении конкурса на право осуществления (коммерческих) пассажирских перевозок на маршрутах, составляющих маршрутную сеть Новокузнецкого городского округа.
Установлено, что в конце каждого из вышеуказанных извещений, имеется прикрепленный файл с конкурсной документацией (расположен ниже Приложения к извещению от 25.09.2015 г.). В конкурсной документации более подробно указана информация по критериям оценки заявок на участие в конкурсе на право осуществления пассажирских перевозок на автобусных маршрутах, составляющих маршрутную сеть Новокузнецкого городского округа, а также имеется проект договора на право осуществления пассажирских перевозок.
Кроме того, в самих извещениях установлено, что критерии и порядок определения лица, выигравшего конкурс, утверждены постановлением администрации г. Новокузнецка от 18.11.2013 N 191.
Также в извещении о проведении конкурса указан адрес, номер телефона, по которому можно получить компетентные разъяснения по порядку проведения конкурса.
Следовательно, извещения о проведении конкурса на право осуществления пассажирских перевозок на автобусных маршрутах, составляющих маршрутную сеть Новокузнецкого городского округа, содержат всю необходимую для участия в конкурсе информацию, не противоречат требованиям Положения N 191.
Кемеровское УФАС России полагает, что доводы представителя ООО "Автотранспортное предприятие Барс" о том, что применение заказчиком конкурса такого критерия оценки, как наличие у участника конкурса опыта по осуществлению пассажирских перевозок на заявленном (ых) маршруте (ах), дает преимущество участникам, обслуживающим данные маршруты в настоящее время, а также физических лиц о том, что установление дополнительного критерия оценки заявок участников, а именно: отсутствие в течении года, предшествующего дате проведения конкурса, ДТП с причинением вреда здоровью, совершенного по вине участников конкурса ограничивает конкуренцию, являются необоснованными в связи со следующим:
Согласно п. 1.3 Положения N 191 предметом конкурса является получение перевозчиком права на осуществление пассажирских перевозок на маршрутах, относящихся к социальным маршрутным перевозкам и коммерческим маршрутным перевозкам.
Положением установлено, что договор на осуществление пассажирских перевозок транспортом общего пользования заключается по итогам конкурса.
Целью конкурса является выявление перевозчика, способного обеспечить лучшее качество и условия предоставления услуг по регулярным перевозкам пассажиров на маршрутах, составляющих маршрутную сеть Новокузнецкого городского округа.
Установлено, что конкурс носит открытый характер, является доступным для всех субъектов предпринимательской деятельности в сфере пассажирских перевозок автомобильным транспортом. При этом потеря участником конкурса баллов, а также возможность проиграть конкурс по оспариваемым подпунктам не может быть расценена как ограничение конкуренции, поскольку определение победителя конкурса осуществляется на основании оценки всех критериев, установленных в Приложении N 2 к Положению о порядке организации и проведения конкурса на право осуществления пассажирских перевозок на маршрутах, составляющих маршрутную сеть Новокузнецкого городского округа, которые в одинаковой степени относятся ко всем участникам конкурса.
Целью проведения конкурса на право осуществления перевозок пассажиров является подбор перевозчиков, обеспечивающих наиболее безопасные условия перевозки пассажиров, укрепление транспортной дисциплины на предприятиях и у индивидуальных предпринимателей, удовлетворение потребностей населения в области пассажирских перевозок и качества обслуживания населения.
Установление в конкурсной документации критериев конкурсного отбора, указанных в жалобах ООО "Автотранспортное предприятие Барс", физических лиц, в равной степени распространяющихся на всех перевозчиков, для определения победителя конкурса на право заключения договора на право оказания услуг по регулярным перевозкам пассажиров на маршрутах, составляющих маршрутную сеть Новокузнецкого городского округа по методике балльной оценки в зависимости: от наличия у участника опыта по осуществлению пассажирских перевозок; от года выпуска (срока эксплуатации) транспортных средств; от наличия резервных транспортных средств на заявленный Лот; от общей вместимости транспортных средств; от отсутствия задолженности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней и налоговых санкций; от класса экологической безопасности двигателя транспортного средства; от оснащения подвижного состава системой навигации; от отсутствия в течение года, предшествующего дате проведения конкурса, ДТП с причинением вреда здоровью, совершенного по вине участника конкурса; от наличия заключенных с организатором конкурса соглашений о социально-экономическом сотрудничестве в сфере транспортного обслуживания населения Новокузнецкого городского округа в течение года, предшествующего дате проведения конкурса, не создает другим лицам преимущественных условий участия в торгах, не нарушает порядок определения победителя или победителей торгов, а также не является основанием для отказа в допуске к участию в торгах.
Оспариваемые заявителями критерии оценки, а именно - наличие у участника конкурса опыта по осуществлению пассажирских перевозок на заявленном (ых) маршруте (ах); отсутствие в течении года, предшествующего дате проведения конкурса, ДТП с причинением вреда здоровью, совершенного по вине участников конкурса являются одними из показателей оценки претендентов и свидетельствуют об их надежности. Показатели оценки претендентов относятся к условиям конкурса и не устанавливают какого-либо ограничения на участие в конкурсе для отдельной категории перевозчиков. Победителем конкурса становится претендент, набравший наибольшее количество баллов по всем критериям оценки, то есть наиболее конкурентоспособный хозяйствующий субъект.
Введение оспариваемых критериев способствует улучшению качества (комфортности) оказываемых перевозчиками услуг при обслуживании конкретного маршрута, отвечающих требованиям безопасности, поскольку позволяет оценить степень организации перевозчиком безопасных условий перевозки пассажиров, не противоречат положениям Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", не свидетельствуют о возможности наступления негативных последствий для конкуренции и предоставлении преимуществ отдельному хозяйствующему субъекту. Оспариваемые критерии оценки и сопоставления заявок в равной степени распространяются на всех участников торгов и в своей совокупности не препятствуют доступу потенциальных участников на товарный рынок пассажирских перевозок на территории г. Новокузнецка.
Также Кемеровское УФАС России отмечает следующее:
Пунктом 2.2 Положения N 191 установлены критерии допуска участника к конкурсу. К ним относятся:
1) наличие лицензии на осуществление перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек (предоставляется в случае участия в конкурсе на право осуществления пассажирских перевозок на автобусных маршрутах, составляющих маршрутную сеть Новокузнецкого городского округа);
2) наличие на правах собственности, аренды, хозяйственного ведения, лизинга или другом законном основании подвижного состава, соответствующего категориям, заявленным в конкурсной документации, зарегистрированного в органах ГИБДД, прошедшего технический осмотр и оборудованного навигационной системой ГЛОНАСС;
3) в случае подачи заявки коммерческими организациями и (или) индивидуальными предпринимателями, осуществляющими совместную деятельность по договору простого товарищества, указание в договоре простого товарищества срока действия данного договора, который должен быть не менее срока действия договора, заключаемого по результатам конкурса.
Дополнительные критерии оценки заявок на участие в конкурсе, такие как отсутствие в течение года, предшествующего дате проведения конкурса, ДТП с причинением вреда здоровью, совершенного по вине участника конкурса; наличие заключенных с организатором конкурса соглашений о социально-экономическом сотрудничестве в сфере транспортного обслуживания населения Новокузнецкого городского округа в течение года, предшествующего дате проведения конкурса, приведены в Приложении N 3 к Положению N 191.
Установлено, что указанные дополнительные критерии оценки не являются дополнительными критериями допуска к участию в спорном конкурсе.
Таким образом, конкурсная документация на право осуществления (коммерческих) пассажирских перевозок на маршрутах, составляющих маршрутную сеть Новокузнецкого городского округа, не содержит каких либо иных дополнительных, не предусмотренных Положением N 191, критериев оценки конкурса, а также оснований для отказа в допуске участника к участию в конкурсе.
Руководствуясь статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, комиссия Кемеровского УФАС России решила:
Признать жалобы ООО "Автотранспортное предприятие Барс", физических лиц необоснованными.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии: |
Н.Е. Кухарская
|
Члены Комиссии: |
Ю.А. Полякова
А.А. Чубуков
Д.С. Юканкин
|
|
И.Г. Кириллова
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области от 15 октября 2015 г.
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 20.1.2016