Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области
от 14 октября 2015 г. N 188-ВП/2015
Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии: - начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России,
Членов Комиссии: - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России,
- главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России,
руководствуясь статьей 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" на основании поступившей в адрес Челябинского УФАС России информации о нарушении законодательства о контрактной системе при проведении электронного аукциона на газоснабжение природным газом индивидуальных жилых домов по улицам Урицкого, Славы, Чехова, Красная в городе Верхний Уфалей (извещение N 0169300027115000237), в присутствии:
- представителя Управления имущественных отношений Верхнеуфалейского городского округа, действующего на основании доверенности,
- представителя Управления имущественных отношений Верхнеуфалейского городского округа, действующего на основании доверенности,
- представителя ООО "Каслидорстрой", действующего на основании доверенности, установила:
В Челябинское УФАС России поступило обращение ООО "Каслидорстрой" о нарушении законодательства о контрактной системе при проведении открытого аукциона в электронной форме на газоснабжение природным газом индивидуальных жилых домов по улицам Урицкого, Славы, Чехова, Красная в городе Верхний Уфалей (извещение N 0169300027115000237) (далее - аукцион).
Согласно представленным документам 14.09.2015 Администрация Верхнеуфалейского городского округа объявила о проведении аукциона.
Начальная (максимальная) цена контракта - 5 562 470, 00 рублей.
Срок окончания подачи заявок на участие в аукционе - 30.09.2015 07:00.
На момент проведения внеплановой поверки контракт не заключен.
В жалобе заявителя указано, что в документации об аукционе содержится противоречивая информация в части указания срока выполнения работ, так как в проекте контракта заказчиком установлен срок выполнения работ - 30 календарных дней, тогда как в положительном заключении государственной экспертизы N 36/2г-42г/07 указанный срок составляет 2 месяца.
Кроме того, при формировании документации о закупке заказчик в качестве требования к участнику закупки предусмотрел условие о предоставлении свидетельства о допуске к отдельным видам работам, не соответствующим объекту закупки.
В документации об аукционе не определен срок оформления результатов приемки выполненных работ заказчиком.
Заказчик пояснил, что срок выполнения работ обусловлен необходимостью в кратчайшие сроки выполнить работы с целью обеспечения граждан населения газоснабжением, а также реализации бюджетных денежных средств в текущем году.
Требования к участнику закупки установлены с учетом Приказа Минрегиона РФ от 30.12.2009 N 624.
Сроки оформления результатов приемки и сроки приемки определены в разделе 6 проекта контракта и составляют 5 рабочих дней со дня получения заказчиком письменного извещения подрядчика.
Заслушав пояснения сторон, изучив представленные документы и материалы, руководствуясь статьей 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Комиссия пришла к следующим выводам.
1. Согласно пункту 2 статьи 42, пункта 1 части 1 статьи 64, части 4 статьи 64 Закона о контрактной системе в извещении о закупке, документации об аукционе и проекте контракта, являющемся неотъемлемо часть документации об аукционе, должно содержаться краткое изложение условий контракта, в том числе наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 настоящего Федерального закона, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования.
При этом, документация о закупке является по своей правовой природе публичной офертой, которая в силу части 2 статьи 437 Гражданского Кодекса Российской Федерации должна быть полной и безоговорочной и содержать все существенные условия, позволяющие сформировать свое предложение (акцепт) участнику закупки для принятия участия в определении поставщика, в том числе в части определения предмета контракта.
Таким образом, документация об аукционе должна содержать единообразные и непротиворечивые условия исполнения контракта, в том числе сведения о сроке выполнения работ.
В нарушение пункта 2 статьи 42, пункта 1 части 1 статьи 64, части 4 статьи 64 Закона о контрактной системе в извещении о проведении закупки в графе: "сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг" определено, что срок исполнения контракта: год 2015 месяц, декабрь. Срок исполнения отдельных этапов контракта: с момента заключения контракта по 31.12.2015 г, тогда как в пункте 3.5 части 2 информационной карты, пункте 1.2 проекта контракта срок выполнения работ определен периодом времени в течение 30 календарных дней с момента заключения контракта, что свидетельствует о неопределенности условия о сроке выполнения работ.
2. Согласно пункту 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении аукциона в электронной форме должны содержаться требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, а также требование, предъявляемое к участникам такого аукциона в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 настоящего Федерального закона.
Как следует из пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки о соответствии его требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
При этом, в соответствии с пунктом 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе в составе второй части заявки участника закупки должны находить отражение в том числе документы, подтверждающие соответствие его единым требованиям, указанным в пункте 1 части 1 статьи 31 Федерального закона.
Указанные единые требования к участникам закупки и вытекающие их них требования к составу второй части заявки продиктованы необходимостью указания как в документации, так и извещении о проведении электронного аукциона, максимально четких и прозрачных сведений, позволяющих участнику закупки надлежащим образом оформить заявку и принять участие в аукционе на конкурентных началах, основанных на принципах открытости, прозрачности и обеспечения конкуренции, предусмотренных статьями 7, 8 Закона о контрактной системе.
Согласно системному толкованию указанных положений Закона участник закупки должен соответствовать требованиям, устанавливаемым в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг в соответствии со спецификой и содержанием объекта закупки.
В соответствии с извещением и документацией о закупке, в том числе пунктом 3.2 части 2 информационной карты, техническим заданием, пунктом 1.1 проекта контракта объектом закупки является выполнение работ по газоснабжению природным газом индивидуальных жилых домов по улицам Урицкого, Славы, Чехова, Красная в городе Верхний Уфалей.
Кроме того, из документов, представленных заказчиком, следует, что в отношении объекта капитального строительства пройдена государственная экспертиза рабочей документации и получено положительное заключение государственной экспертизы N 36/2г-42г/07.
Таким образом, объектом закупки является строительство объекта капитального строительства.
Как следует из части 3 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации лицо, осуществляющее строительство, вправе выполнять определенные виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства самостоятельно при условии соответствия такого лица требованиям, предусмотренным частью 2 настоящей статьи, и (или) с привлечением других соответствующих этим требованиям лиц.
В соответствии с частью 3.1 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации в случае, если работы по организации строительства, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства (далее - работы по организации строительства) включены в указанный в части 4 статьи 55.8 настоящего Кодекса перечень, лицо, осуществляющее строительство такого объекта капитального строительства, должно иметь выданное саморегулируемой организацией свидетельство о допуске к работам по организации строительства.
Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации N 624 от 30 декабря 2009 года утвержден Перечень видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства" (далее - Перечень).
Таким образом, условием допуска к участию в аукционе в случае осуществления закупки на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, должно являться обязательное наличие у участника закупки свидетельства о допуске к работам по организации строительства с указанием конкретного вида работ по организации строительства в соответствии с Перечнем.
В пункте 12.1 части 2 информационной карты документации об аукционе в требованиях к составу второй части заявки указано альтернативное право участника закупки предоставить свидетельство о допуске на отдельные виды работ (пункты 19.1, 19.5, 19.7, 19.9, 19.10, 25.2, 25.4 Перечня) либо о допуске к работам по организации строительства (пункт 33.6 Перечня).
Аналогичные требования к подрядчику установлены в пункте 3.3 проекта контракта.
Таким образом, в нарушение части 3 статьи 64, пункта 1 части 1, части 5 статьи 31, пункта 6 части 5 статьи 63, пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе в пункте 12.1 части 2 информационной карты документации об аукционе неправомерно установлено требование к участнику закупки и требование о предоставлении в составе второй части заявки свидетельства о допуске к отдельным видам работ либо свидетельства о допуске к работам по организации строительства, в нарушение части 3.1 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Кроме того, в нарушение пункта 2 статьи 42, пункта 1 части 1 статьи 64, части 4 статьи 64 Закона о контрактной системе, в проекте контракта заказчиком установлены требования к подрядчику о наличии допуска на выполнение работ в соответствии с пунктами 25.2 Перечня - устройство оснований автомобильных дорог, 25.4 Перечня - устройство покрытий автомобильных дорог, в том числе укрепляемых вяжущими материалами, тогда как из локальных смет, определяющих объемы и виды работ, подлежащих выполнению, не указаны работы, предусмотренные данными пунктами.
При этом, в локальном сметном расчете на замену опор ЛЭП 6 кВ N ГИ03.14.01.- СМ3 предусмотрены работы по демонтажу опор ВЛ 0.38-10 кВ с приставками одностоечных (ТЕР33-04-042-04), работы по демонтажу опор ВЛ 0.38-10 кВ с приставками одностоечных (L=8-м) с подкосом (ТЕР33-04-042-05), что соответствует пункту 20.5 Перечня - монтаж и демонтаж опор для воздушных линий электропередачи напряжением до 35 кВ. и свидетельствует о необходимости наличия у подрядчика указанного допуска к работам при выполнении работ лично.
В нарушение части 5 статьи 31, пункта 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении закупки не указаны требования о соответствии участника закупки пунктам 3-5, 7,9,10 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
3. Как следует из части 5 статьи 34 Закона о контрактной в случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе потребовать уплаты неустоек (штрафов, пеней). Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства. Такая пеня устанавливается контрактом в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пеней ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от не уплаченной в срок суммы. Штрафы начисляются за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В разделе 9 проекта контракта не указан размер пени в отношении заказчика в нарушение части 5 статьи 34 Закона о контрактной системе.
4. Согласно пункту 8 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать информацию о размере обеспечения исполнения контракта, сроке и порядке предоставления указанного обеспечения, требования к обеспечению исполнения контракта.
В силу части 3 статьи 96 Закона о контрактной системе срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц.
Таким образом, заказчик в документации о закупке наряду со сроком и порядком предоставления обеспечения исполнения контракта должен указать требования к самому обеспечению, в том числе о сроке действия обеспечения исполнения контракта.
В пункте 11.1 проекта контракта указано, что контракт действует до полного исполнения Сторонами обязательств, принятых на себя по настоящему контракту, но не позднее 31.12.2015 г.
Таким образом, указание в проекте контракта конечного срока действия контракта, обусловленного как событием, которое неизбежно должно наступить, так и конкретной датой, обуславливающей срок действия контракта, является нарушением части 3 статьи 96 Закона о контрактной системе, поскольку не позволяет определить срок действия банковской гарантии, превышающий на один месяц срок действия контракта.
5. Доводы заявителя, согласно которым в проекте контракта отсутствуют сроки оформления результатов приемки работ заказчиком, являются несостоятельными, так как из пунктов 4.1, 6.3 проекта контракта следует, что приемка работ заказчиком, в том числе включающая подписание актов приемки выполненных работ (форма КС-2) и справки о стоимости выполненных работ (форма КС-3) составляет 5 рабочих дней со дня получения заказчиком письменного извещения подрядчика о его готовности.
Доводы заявителя, согласно которым в документации неправомерно определен срок выполнения работ в течение 30 дней с момента заключения контракта, тогда как в положительном заключении государственной экспертизы N 36/2г-42г/07 указан рекомендуемый срок 2 месяца, является несостоятельным так как в силу пункта 2 статьи 42 Закона о контрактной системе сроки завершения работы определяются заказчиком с учетом его потребности в своевременности осуществления закупки.
Кроме того, заявителем не представлено сведений о том, что срок выполнения работ, указанный заказчиком приводит к ограничению количества участников закупки.
6. В нарушение частей 5,8 статьи 34 Закона о контрактной системе в пункте 9.4, 9.6 проекта контракта предусмотрены меры ответственности подрядчика и заказчика в виде фиксированного штрафа в размере 10% и 2,5%, сумма которого не соответствует размеру санкций, предусмотренных Правилами определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем), обязательства, предусмотренного контрактом, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 25.11.2013 N 1063 (далее - Правила).
При этом, на момент формирования документации об аукционе заказчик не обладает сведениями о цене контракта, которую предложат на аукционе участники закупки, что обязывает заказчика предусмотреть вариативный размер штрафа как в отношении заказчика, так и подрядчика в случае, если участники закупки предложат цену контракта в том числе более 3 млн. рублей.
Таким образом, заказчиком с учетом начальной (максимальной) цены контракта, составляющей 5 562 470, 00 рублей, должен быть установлен размер штрафа в отношении поставщика и заказчика, в том числе в размере: 5 % и 2 % от цены контракта соответственно в случае, если цена контракта составляет от 3 до 50 млн. рублей и 10 % и 2,5% от цены контракта соответственно в случае, если цена контракта составляет менее 3 млн. рублей.
Комиссия, руководствуясь статьями 99 Закона о контрактной системе решила:
1. По результатам проведения внеплановой проверки признать в действиях заказчика нарушение пунктов 1,2 части 1 статьи 64, части 3 статьи 64, пункта 1 части 1, части 5 статьи 31, пункта 6 части 5 статьи 63, частей 5 статьи 34, части 3 статьи 96, пункта 2 статьи 42 Закона о контрактной системе.
2. Выдать заказчику, оператору электронной площадки предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
3. Передать материалы дела должностному лицу Челябинского УФАС России для принятия решения о привлечении виновных лиц к административной ответственности.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии
ПРЕДПИСАНИЕ N 188-ВП/2015
об устранении нарушений законодательства Российской Федерации
о контрактной системе
14 октября 2015 года г.Челябинск, пр.Ленина, 59
Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии: - начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России;
Членов Комиссии: - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России,
- главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России.
на основании решения Челябинского УФАС России от 14.10.2015, вынесенного по итогам проведения внеплановой проверки соблюдения законодательства о контрактной системе при проведении электронного аукциона на газоснабжение природным газом индивидуальных жилых домов по улицам Урицкого, Славы, Чехова, Красная в городе Верхний Уфалей (извещение N 0169300027115000237) (далее - аукцион), с целью устранения нарушений законодательства о контрактной системе, предписывает:
1. Управлению имущественных отношений Верхнеуфалейского городского округа:
1.1 со дня размещения на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (далее - официальный сайт) предписания не заключать контракт по итогам аукциона, проведенного с нарушением законодательства о контрактной системе.
1.2 в срок до 26.10.2015 принять решение об отмене аукциона и передать его в Администрацию Верхнеуфалейского городского округа для его размещения на официальном сайте.
2. Администрации Верхнеуфалейского городского округа в срок до 28.10.2015 разместить решение об отмене аукциона, указанное в пункте 1.2. настоящего предписания, на официальном сайте.
3. ООО "РТС-тендер" с 20.10.2015 обеспечить Управлению имущественных отношений Верхнеуфалейского городского округа, Администрации Верхнеуфалейского городского округа возможность исполнения данного предписания.
4. Администрации Верхнеуфалейского городского округа в срок до 30.10.2015 в адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области представить доказательства исполнения пункта 2 настоящего предписания (распечатки с официального сайта, свидетельствующие о дате размещения указанного в пункте 1.2 настоящего предписания решения).
5. Управлению имущественных отношений Верхнеуфалейского городского округа в срок до 30.10.2015 представить в адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области доказательства исполнения настоящего предписания, а именно сведения о незаключении контракта по итогам аукциона согласно пункту 1.1 настоящего предписания (в случае заключения контракта представить надлежащим образом заверенную копию контракта со всеми приложениями), надлежащим образом заверенную копию решения об отмене указанного аукциона.
6. ООО "РТС-тендер" в течение трех дней с даты исполнения предписания в адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области представить доказательства исполнения пункт 2 настоящего предписания.
За неисполнение настоящего предписания предусмотрена административная ответственность должностных лиц в размере 50 000 рублей и в размере пятисот тысяч рублей на юридических лиц.
Настоящее предписание может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Обжалование предписания Челябинского УФАС России не приостанавливает его действие.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 14 октября 2015 г. N 188-ВП/2015
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 20.1.2016