Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области
от 14 октября 2015 г. N 669-Ж/2015
Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия), в составе:
Председателя Комиссии: - начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России;
Членов Комиссии: - специалиста 1 разряда административно-кадрового отдела Челябинского УФАС России;
- главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России;
в ходе рассмотрения жалобы ОАО "Введенское дорожно-строительное управление "Автодорстрой", в присутствии:
- представителя Федерального казенного учреждения "Управление федеральных автомобильных дорог "Южный Урал" Федерального дорожного агентства" действующего на основании доверенности N 110 от 13.10.2015,
- представителя Федерального казенного учреждения "Управление федеральных автомобильных дорог "Южный Урал" Федерального дорожного агентства" действующего на основании доверенности N 111 от 13.10.2015,
- представителя Федерального казенного учреждения "Управление федеральных автомобильных дорог "Южный Урал" Федерального дорожного агентства" действующего на основании доверенности N 96 от 07.10.2015,
- представителя Федерального казенного учреждения "Управление федеральных автомобильных дорог "Южный Урал" Федерального дорожного агентства" действующего на основании доверенности N 97 от 07.10.2015,
- представителя ОАО "Введенское дорожно-строительное управление "Автодорстрой", действующего на основании доверенности N 464 от 01.09.2015, установила:
В Челябинское УФАС России поступила жалоба ОАО "Введенское дорожно-строительное управление "Автодорстрой" на действия заказчика при проведении открытого конкурса N 0369100028415000131 на выполнение работ по капитальному ремонту автомобильной дороги Р-354 Екатеринбург - Шадринск-Курган км 237+000-км 247+000, в Курганской области (далее - конкурс).
Извещение о проведении открытого конкурса опубликовано на официальном сайте 14.09.2015 (в последней редакции).
Начальная (максимальная) цена контракта - 337 025 890 рублей 00 копеек.
Дата и время вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе - 06.10.2015 в 10:00.
На дату рассмотрения жалобы ОАО "Введенское дорожно-строительное управление "Автодорстрой" контракт не заключен.
В жалобе заявителя указано, что заказчиком установлен критерий "квалификация участника закупки", по которому определен показатель, требующий представления договоров, стоимостью не менее 80% от начальной (максимальной) цены, установленной по обжалуемому конкурсу, что приводит к ограничению конкуренции.
Представители заказчика с доводами жалобы не согласились, представили письменные пояснения и указали следующее.
Заказчиком установлен критерий оценки заявок "квалификация участника закупки" и раскрыт показатель указанного критерия, выраженный в представлении копий контрактов, договоров, актов ввода объекта в эксплуатацию, иных документов подтверждающих успешное выполнение работ сопоставимого характера и объема стоимостью не менее 80% от начальной (максимальной) цены контракта, что соответствует требованиям документации о закупке.
Заслушав пояснения сторон, изучив представленные документы и материалы, руководствуясь статьей 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия пришла к следующим выводам.
1. Согласно пункту 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с Законом о контрактной системе.
В соответствии с частью 5 статьи 53 Закона о контрактной системе конкурсная комиссия осуществляет оценку заявок на участие в конкурсе, которые не были отклонены, для выявления победителя конкурса на основе критериев, указанных в конкурсной документации.
Согласно части 7 статьи 53 Закона о контрактной системе на основании результатов оценки заявок на участие в конкурсе конкурсная комиссия присваивает каждой заявке на участие в конкурсе порядковый номер в порядке уменьшения степени выгодности содержащихся в них условий исполнения контракта. Заявке на участие в конкурсе, в которой содержатся лучшие условия исполнения контракта, присваивается первый номер.
При этом согласно пункту 3 Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1085 (далее - Правила), "оценка" - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии и с требованиями настоящих Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
Подпунктом б пункта 4 Правил установлено, что целях настоящих Правил для оценки заявок (предложений) заказчик устанавливает в документации о закупке нестоимостные критерии оценки, а именно: качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки; квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Пунктом 10 Правил установлено, что в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.
Таким образом, в основе показателей нестоимостных критериев оценки должны содержаться объективные, полные и однозначные данные, позволяющих участнику закупки определить, какие сведения, характеризуются заказчиком с точки зрения лучших условий исполнения контракта, на основании которых конкурсная комиссия сможет произвести оценку заявок с учетом равного подхода ко всем участникам закупки.
Вместе с тем, требования к показателям, раскрывающим содержание нестоимостного критерия, в том числе к документам, подтверждающим опыт выполнения работ, связанный с предметом контракта, в Правилах не установлены, что дает право заказчику определить показатели с учетом требований, позволяющих выявить участника закупки, который предложит наилучшие условия исполнения контракта.
Согласно представленным материалам в конкурсной документации установлены следующие критерии оценки: "Цена контракта (значимость критерия: 60%). "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" (значимость критерия: 20%). "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" (значимость критерия: 20%) (пункт 18.3-18.5 конкурсной документации).
По критерию "Квалификация участников закупки" установлено следующее: исчерпывающий перечень сведений включает наличие опыта фактически выполненных участником конкурса в качестве генподрядчика аналогичных/сопоставимых предмету конкурса работ за период 2010-2015 гг., с ценой контракта не менее 80% от начальной (максимальной) цены, установленной по настоящему конкурсу (аналогичными/сопоставимыми работами считаются работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту автомобильных дорог I, II и III категории, в соответствии с Постановлением Правительства РФ N 767 от 28.09.2009 года.), и подтверждается представленными в составе заявки копиями контрактов (договоров), заключенных ранее с организацией-участником закупок, копиями актов ввода (приемочной комиссии о приемке и т.д.) объекта в эксплуатацию, иных документов подтверждающих успешное выполнение работ сопоставимого характера и объема).
Таким образом, заказчиком установлен показатель, выраженный в предоставлении конкретных документов (контрактов, документов, подтверждающих исполнение контракта), подтверждающих опыт выполнения работ сопоставимого характера и объема за конкретный период времени, с указанием ценового минимума, определяющего стоимость таких работ, что не противоречит требованиям законодательства о контрактной системе.
При этом, специальных требований к определению стоимости контрактов, подтверждающих опыт выполнения работ, действующим законодательством о контрактной системе не предусмотрено, что позволяет заказчику установить ценовой порог без каких либо ограничений.
Таким образом, заказчиком установлены критерии оценки заявок, позволяющие выявить лучшее условие выполнения контракта, что соответствует положениям пункта 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе.
Согласно части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закона о защите конкуренции) при проведении торгов, запроса котировок цен на товары (далее - запрос котировок), запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.
В соответствии с частью 2 статьи 17 Закона о защите конкуренции наряду с установленными частью 1 настоящей статьи запретами при проведении торгов, запроса котировок, запроса предложений, если организаторами торгов, запроса котировок, запроса предложений или заказчиками являются федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, государственные внебюджетные фонды, а также при проведении торгов, запроса котировок, запроса предложений в случае закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд запрещается не предусмотренное федеральными законами или иными нормативными правовыми актами ограничение доступа к участию в торгах, запросе котировок, запросе предложений.
Исходя из совокупного толкования указанных положений законодательства о контрактной системе и антимонопольного законодательства, преследующих единые цели и задачи, следует, что запрещаются любые действия которые приводят или могут привести к ограничению (устранению, недопущению) конкуренции, как с точки зрения их фактического, так и возможного влияния на конкурентную среду при проведении закупки.
Как следует из протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе от 12.10.2015 в конкурсе приняли участие и допущены 3 участников закупки, в составе заявок которых представлены контракты, соответствующие критерию "квалификация участников закупки", что свидетельствует о наличии конкурентной среды при проведении закупки.
1. ООО "Жасмин" представлен контракт на выполнение работ по капитальному ремонту автомобильной дороги на сумму 334 765 282, 65 рублей (прим. 99,3 % от начальной (максимальной) цены контракта);
2. ООО МСК "СибАгро" представлен контракт на выполнение работ по капитальному ремонту автомобильной дороги на сумму 345 096 060, 00 рублей (прим. 102,4 % от начальной (максимальной) цены контракта);
3. ЗАО "Трест Камдорстрой" представлен контракт
- на выполнение работ по реконструкции федеральной автомобильной дороги на сумму 976 690 027, 00 рублей (прим. 289, 79 % от начальной (максимальной) цены контракта);
- на выполнение работ по реконструкции федеральной автомобильной дороги на сумму 2 369 746 535, 00 рублей (прим. 703, 13 % от начальной (максимальной) цены контракта).
Согласно части 9 статьи 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Вместе с тем, заявитель не предоставил документального подтверждения доводов жалобы, с точки зрения достаточности, представленных доказательств, которые бы позволяли сделать вывод об ограничении конкуренции в виду установления в конкурсной документации ценового показателя критерия "квалификация участников закупки".
Комиссия, руководствуясь статьей статьями 99, 106 Закона о контрактной системе и приказом ФАС России от 24 июля 2012 года N 498 "Об утверждении административного регламента ФАС по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, оператора электронной площадки при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, в том числе при размещении заказов на энергосервис, для государственных и муниципальных нужд, нужд бюджетных учреждений", решила:
Признать доводы жалобы ОАО "Введенское дорожно-строительное управление "Автодорстрой" на действия заказчика необоснованными.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии
Члены комиссии
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 14 октября 2015 г. N 669-Ж/2015
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 20.1.2016