Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области
(опубликовано 7 апреля 2010 г.)
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия Ивановского УФАС России, Комиссия) в составе: <_>
в присутствие представителя ответчика - <_> Совета городского округа Кохма
рассмотрев дело N 02-30/013, возбужденное по признакам нарушения Советом городского округа Кохма (153510, Ивановская область, г. Кохма, ул. Советская, 23) статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Федеральный закон о защите конкуренции),
установила:
Во исполнение поручения Федеральной антимонопольной службы России от 10.12.2008 NЦА 33111 Ивановским УФАС России проведена проверка соблюдения антимонопольного законодательства при взаимодействии органов местного самоуправления с хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность на рынке ритуальных услуг.
При исполнении поручения выявлено Решение Совета городского округа Кохма от 20.02.2006 N 17 "Об утверждении "Правил предоставления ритуальных услуг на территории городского округа Кохма специализированными службами по вопросам похоронного дела" (далее - Решение Совета г.о. Кохма от 20.02.2006), содержащее признаки нарушения статьи 15 Федерального закона о защите конкуренции.
В связи с изложенным, Приказом Руководителя Ивановского УФАС России от 12.03.2010 N 32 возбуждено дело N 02-30/013 и создана Комиссия по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства Советом городского округа Кохма статьи 15 Федерального закона о защите конкуренции.
До рассмотрения дела по существу, Совет городского округа Кохма заявил ходатайство (исх. N 19 от 26.03.2010) о переносе заседания Комиссии по рассмотрению дела N 02-30/013 в связи с тем, что депутаты вновь избранного Совета не приступили к исполнению своих обязанностей.
Руководствуясь частями 1, 2, 3, 4, 6 статьи 45 Федерального закона о защите конкуренции, Комиссия приняла решение о возможности рассмотрения дела 06.04.2010.
На заседании Комиссии представитель Совета городского округа Кохма признал факт нарушения антимонопольного законодательства, просил приобщить письмо Председателя Совета городского округа Кохма (исх. N 21 от 02.04.2010) о том, что в ближайшее время нормативные правовые акты Совета городского округа Кохма по вопросам похоронного дела будут приведены в соответствие с федеральным законодательством.
На основании частей 3, 4, 5 6 статьи 45 Федерального закона о защите конкуренции упомянутое письмо приобщено к материалам дела.
Представитель Совета городского округа Кохма также пояснил, что на территории муниципального образования статусом специализированной службы по вопросам похоронного дела наделено общество с ограниченной ответственностью "Приют" (информация о хозяйствующем субъекте, наделенном статусом специализированной службы по вопросам похоронного дела, запрошена определением от 19.03.2010 о назначении дела N 02-30/013 к рассмотрению).
Рассмотрев материалы дела, заслушав доводы представителя лица, участвующего в деле, Комиссия Ивановского УФАС России установила следующее.
Согласно пункту 1 Правил предоставления ритуальных услуг на территории городского округа Кохма специализированными службами по вопросам похоронного дела, похоронное обслуживание и оказание ритуальных услуг может выполняться юридическими лицами, прошедшими регистрацию в установленном порядке.
Однако статьей 49 Гражданского кодекса РФ установлено право коммерческих организаций, за исключением унитарных предприятий и иных видов организаций, предусмотренных законом, иметь гражданские права и нести гражданские обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных законом.
Частью 3 статьи 23 Гражданского кодекса РФ, предусмотрено, что к предпринимательской деятельности граждан, осуществляемой без образования юридического лица, применяются правила настоящего Кодекса, регулирующие деятельность юридических лиц.
То есть индивидуальные предприниматели решением Совета исключены из состава хозяйствующих субъектов, имеющих право осуществлять ритуальные услуги на территории г.о. Кохма. Совет городского округа Кохма своим Решением от 20.02.2006 безоснованно ограничил круг хозяйствующих субъектов, имеющих право выполнять ритуальные услуги.
Такие действия органа местного самоуправления нарушают запрет на необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, в том числе путем установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к товарам или к хозяйствующим субъектам, установленный пунктом 2 части 1 статьи 15 Федерального закона о защите конкуренции (пункт 2 части 1 статьи 7 Закона РСФСР от 22.03.1991 N 948-1 "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках", действовавшего в период принятия Решения Совета г.о. Кохма от 20.02.2006. Названная норма предусматривала, что федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным наделенным функциями или правами указанных органов власти органам или организациям запрещается принимать акты и (или) совершать действия, которые ограничивают самостоятельность хозяйствующих субъектов, создают дискриминационные условия деятельности отдельных хозяйствующих субъектов, если такие акты или действия имеют либо могут иметь своим результатом недопущение, ограничение, устранение конкуренции и ущемление интересов хозяйствующих субъектов, в том числе запрещается необоснованно препятствовать осуществлению деятельности хозяйствующих субъектов какой-либо сфере. Буквальный смысл и содержание упомянутой нормы рецептированы в пункте 2 части 1 статьи 15 Федерального закона о защите конкуренции, в котором не устанавливаются новые запреты либо новый вид ответственности, а только лишь дословно повторяется уже существовавшее законоположение).
Кроме того, признаки нарушения статьи 15 Федерального закона о защите конкуренции выявлены в утвержденных Решением Совета г.о. Кохма от 20.02.2006 Правилах содержания, благоустройства и работы муниципальных кладбищ городского округа Кохма и правилах содержания и эксплуатации муниципальных мест захоронения в городском округе Кохма.
Названные Правила предусматривают, что общественные муниципальные кладбища должны находиться в ведении специализированной службы по вопросам похоронного дела. Уход за кладбищенскими зданиями, содержание в чистоте и порядке их территорий; работы по уходу за зелеными насаждениями; уход за памятниками, надгробиями воинских захоронений и др., находящимися на спец. обслуживании, осуществляется специализированной службой по вопросам похоронного дела. Заказ на захоронение на муниципальных кладбищах оформляется только через специализированную службу не позже чем за сутки до погребения с учетом вероисповедания и национальных традиций. Отвод земельного участка для захоронения и погребение умерших на муниципальном кладбище в г.о. Кохма производится работниками специализированной службы по вопросам похоронного дела. Каждое захоронение регистрируется специализированным предприятием и администрациями сельских округов, в чьем ведении находится кладбище. На специализированную службу в числе обязанностей возложены обязанности по отводу земельного участка для захоронения, ведение учета захоронений в книге установленного образца.
Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" вопросы организации ритуальных услуг и содержания мест захоронения отнесены к вопросам местного значения муниципального образования.
Согласно пунктам 1, 4 статьи 18 Федерального закона от 12.01.1996 N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" общественные кладбища находятся в ведении органов местного самоуправления, которые определяют порядок их деятельности.
В Постановлении Президиума ВАС РФ от 23.09.2008 N 1202/07 разъяснено, что возможность передачи общественных кладбищ в ведение какого-либо хозяйствующего субъекта, в том числе и обладающего статусом специализированной службы, Федеральным законом от 12.01.1996 N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" не предусмотрена. Также Суд признал, что передача в ведение общественных кладбищ предприятию и наделение его функциями органа местного самоуправления в части выделения земельных участков под захоронение, осуществления контроля за соблюдением порядка захоронений на кладбищах, установления режима работы кладбищ, создает преимущественные условия для деятельности предприятия как хозяйствующего субъекта по отношению к другим хозяйствующим субъектам, осуществляющим свою деятельность на том же рынке услуг.
То есть, Совет г.о. Кохма своим Решением от 20.02.2006 наделил хозяйствующего субъекта функциями органа местного самоуправления, передав в ведение специализированной службы по вопросам похоронного дела общественные муниципальные кладбища.
Часть 3 статьи 15 Федерального закона о защите конкуренции содержит запрет на совмещение функций органов местного самоуправления и функций хозяйствующих субъектов, а также наделение хозяйствующих субъектов функциями и правами органов местного самоуправления.
Таким образом, действия органа местного самоуправления нарушают запрет, установленный частью 3 статьи 15 Федерального закона о защите конкуренции (часть 3 статьи 7 Закона РСФСР от 22.03.1991 N 948-1 "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках", действовавшего в период принятия Решения Совета г.о. Кохма от 20.02.2006).
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать действия Совета городского округа Кохма по принятию Решения от 20.02.2006 N 17 "Об утверждении "Правил предоставления ритуальных услуг на территории городского округа Кохма специализированными службами по вопросам похоронного дела", выразившиеся: в необоснованном препятствовании осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, в том числе путем установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к товарам или к хозяйствующим субъектам; в наделении хозяйствующих субъектов функциями и правами органов местного самоуправления, нарушением пункта 2 части 1, части 3 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
2. Выдать Совету городского округа Кохма предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.
Подписи членов Комиссии
Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Ивановской области в течение трех месяцев со дня его принятия.
ПРЕДПИСАНИЕ N 02-30/013
7 апреля 2010 года г. Иваново
Комиссия Ивановского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: <_>, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", на основании своего решения от 6 апреля 2010 года по делу N 02-30/013 о нарушении Советом городского округа Кохма (153510, Ивановская область, г. Кохма, ул. Советская, 23) пункта 2 части 1, части 3 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции",
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
1. Совету городского округа Кохма прекратить нарушение пункта 2 части 1, части 3 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", для чего совершить действия по отмене либо внесению изменений в пункты Приложений 1, 2, 3 к Решению Совета городского округа Кохма от 20.02.2006 N 17в соответствии с антимонопольным законодательством: абзац 1 Правил предоставления ритуальных услуг на территории городского округа Кохма специализированными службами по вопросам похоронного дела; абзац 1 Правил содержания, благоустройства и работы муниципальных кладбищ городского округа Кохма, абзац 2 Порядка захоронения и эксгумации останков, абзац 7, 12 Правил содержания и эксплуатации муниципальных мест захоронения в городском округе Кохма, абзац 3 Обязанностей специализированной службы по вопросам похоронного дела, в срок до 18.06.2010.
2. О выполнении настоящего Предписания Совету городского округа Кохма сообщить в Ивановское УФАС России в срок до 25.06.2010.
Подписи членов Комиссии
Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа частью 2.2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области (опубликовано 7 апреля 2010 г.)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 20.1.2016