Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области
от 10 сентября 2009 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области (далее - Комиссия) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
Председатель комиссии |
В.Г. Корнеев |
Члены комиссии |
С.А. Солянко П.П. Воронцов |
рассмотрев дело N 483 по признакам нарушения ОАО "Таганрогмежрайгаз" (347904, Ростовская обл., г. Таганрог, ул. Дзержинского, 3) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции",
УСТАНОВИЛА:
В Ростовское УФАС России поступило заявление ЖСК-39 г. Таганрога о наличии в действиях ОАО "Таганрогмежрайгаз" признаков злоупотребления доминирующим положением на рынке услуг по техническому обслуживанию внутридомового газового оборудования, выражающихся в установлении монопольно высокой цены услуги по техническому обслуживанию внутридомового газового оборудования.
Согласно заявлению ЖСК-39 г. Таганрога ОАО "Таганрогмежрайгаз" направило ЖСК-39 г. Таганрога оферту на заключение договора на техническое обслуживание, ремонт и аварийно-диспетчерское обеспечение общедомового газового оборудования многоквартирного жилого дома. Стоимость работ в соответствии с проектом договора составила 20446,06 рублей, в том числе:
1. Техническое обслуживание внутридомового газового стояка многоквартирного дома при количестве газовых приборов на одном стояке 6-10 приборов - 976,06 руб./стояк (с НДС).
2. Техническое обслуживание внутридомового газопровода в подъездах домов 1 запорное устройство - 57,8 руб./шт. (с НДС).
3. Техническое обслуживание внутридомового газопровода в подъездах домов каждое последующее запорное устройство - 28,9 руб./шт. (с НДС).
В результате выборочного анализа Ростовским УФАС России цен иных организаций в Ростовской области установлено, что цена услуги по техническому обслуживанию внутридомового газового стояка многоквартирного дома при количестве газовых приборов на одном стояке 6-10 приборов в ОАО "Таганрогмежрайгаз" в среднем более чем в 7 раз выше, чем у других организаций.
Наименование организации |
Цена услуги, руб. (с НДС) |
||
Техническое обслуживание внутридомового газового стояка многоквартирного дома при количестве газовых приборов на одном стояке 6-10 приборов |
Техническое обслуживание внутридомового газопровода в подъездах домов 1 запорное устройство |
Техническое обслуживание внутридомового газопровода в подъездах домов каждое последующее запорное устройство |
|
ОАО "Таганрогмежрайгаз" |
976,06 |
57,8 |
28,9 |
ОАО "Ростовоблгаз" |
123,5 |
26,62 |
- |
ОАО "Волгодонскмежрайгаз" |
251 |
25,39 |
- |
ОАО "Новочеркасскгоргаз" |
115 |
98 |
49 |
ООО "Горгаз" |
105,05 |
47,13 |
29,63 |
Согласно пояснениям ОАО "Таганрогмежрайгаз" цены услуг по техническому обслуживанию газового оборудования рассчитаны ОАО "Таганрогмежрайгаз" на основе "Примерного прейскуранта на услуги газового хозяйства по техническому обслуживанию и ремонту газораспределительных систем" (далее - Прейскурант), разработанного ОАО "Гипрониигаз" и утвержденного 20.06.2001 ОАО "Росгазификация".
В соответствии с пунктом 10.1.30 Прейскуранта трудозатраты при проведении проверки герметичности внутреннего газопровода и газового оборудования при количестве приборов на одном стояке 6-10 приборов составляют 0,6 чел.ч. Данная норма трудозатрат используется также иными организациями, оказывающими услуги по техническому обслуживанию внутридомового газового оборудования в Ростовской области.
ОАО "Таганрогмежрайгаз" в расчет стоимости услуги по техническому обслуживанию внутридомового газового стояка многоквартирного дома при количестве газовых приборов на одном стояке 6-10 приборов включает трудозатраты - 5,22 чел.ч.
В связи с тем, что цена данной услуги рассчитывается на основе трудозатрат, то завышение нормы времени приводит к необоснованному завышению и цены данной услуги.
Действия ОАО "Таганрогмежрайгаз" на рынке оказания услуг по техническому обслуживанию внутридомового газового оборудования содержали в себе признаки злоупотребления организацией доминирующим положением на данном рынке путем установления монопольно высокой цены на указанную услугу, что послужило основанием для возбуждения дела в отношении ОАО "Таганрогмежрайгаз" о нарушении части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
В ходе рассмотрения дела Комиссией был проведен анализ конкуренции на рынке услуг оказываемых населению по техническому обслуживанию внутридомового газового оборудования и аварийно-диспетчерскому обслуживанию в географических границах г. Таганрога Ростовской области, согласно требованиям Порядка проведения анализа и оценки конкурентной среды на товарных рынках, утвержденного Приказом ФАС России от 25.04.2006 N 108.
По результатам проведенного анализа установлено, что ОАО "Таганрогмежрайгаз" занимает доминирующее положение на рынке услуг оказываемых населению по техническому обслуживанию внутридомового газового оборудования и аварийно-диспетчерскому обслуживанию в географических границах г. Таганрога Ростовской области с долей на рынке более 65%.
ОАО "Таганрогмежрайгаз" представило в Ростовское УФАС России расчет цен на техническое обслуживание внутридомового газового оборудования на 2008 год, в соответствии с которым накладные расходы (цеховые и общехозяйственные расходы) планируются в размере 115% от фонда оплаты труда рабочих, занятых обслуживанием внутридомового газового оборудования. Плановая рентабельность услуги по техническому обслуживанию внутридомового газового стояка многоквартирного дома составляет 12,76%.
Согласно результатам опроса газораспределительных организаций Ростовской области накладные расходы планируются исходя из фонда оплаты труда. Так, ОАО "Новочеркасскгоргаз" планирует накладные расходы в размере 196,2% фонда оплаты труда, ОАО "Ростовоблгаз" - 133,8%, ОАО "Азовмежрайгаз" - 170%. Рентабельность, включаемая в стоимость работ по техническому обслуживанию внутридомового газового стояка многоквартирного дома ОАО "Волгодонскмежрайгаз", ОАО "Новочеркасскгоргаз", ООО "Горгаз", ОАО "Ростовоблгаз" ОАО "Азовмежрайгаз" составила 10%.
Техническое обслуживание внутридомового газового стояка многоквартирного дома при количестве газовых приборов на одном стояке |
Норма времени в соответствии с Прейскурантом |
Норма времени, включаемая в цену ОАО "Таганрогмежрайгаз" |
Цена с 20.10.2008 (с НДС) |
Цена с 01.01.2009 (с НДС) |
Цена с 01.06.2009 (с НДС) |
до 5 приборов |
0,52 |
4,19 |
845,92р. |
1015,11р. |
874,76р. |
6-10 приборов |
0,60 |
5,22 |
976,06р. |
1171,27р. |
1090,08р. |
11-15 приборов |
0,72 |
6,25 |
1171,27р. |
1405,52р. |
1305,41р. |
свыше 16 приборов |
0,84 |
7,03 |
1366,49р. |
1639,79р. |
- |
В соответствии с расчетом цен ОАО "Таганрогмежрайгаз" на техническое обслуживание внутридомового газового стояка многоквартирного дома в 2008 и 2009 годах норма времени оказания данной услуги при количестве приборов на стояке: до 5, 6-10, 11-15, свыше 16 приборов не соответствует нормативной и превышает ее в среднем в 8 раз.
Согласно пояснениям ОАО "Таганрогмежрайгаз" в соответствии с пунктом 5 раздела "Общие указания" Прейскуранта отмечено, что перечень работ и наименование газового оборудования, приведенные в Прейскуранте, являются примерными и могут быть дополнены в зависимости от имеющегося оборудования. Согласно пункту 9 раздела "Общие указания" Прейскуранта трудоемкость выполнения работ установлена в соответствии с имеющимися в отрасли типовыми нормами и с учетом соблюдения условий труда действующим на дату составления Прейскуранта (2001 год) отраслевых типовых норм времени с годом издания от 1983 года по 1987 год. По работам, требующим корректировки с учетом изменившейся сложности их выполнения, трудоемкость определяется специалистами газораспределительной организации.
После изучения нормативно-технические актов, Прейскуранта и проведения хронометража работ по техническому обслуживанию внутреннего газопровода в многоквартирном жилом доме специалистами ОАО "Таганрогмежрайгаз" был определен необходимый состав работ и норма времени в размере 1,74 часа при условии выполнения работы бригадой из трех человек.
Действия ОАО "Таганрогмежрайгаз" по увеличению нормы времени оказания данной услуги до 1,74 часа вместо 0,6 часа и увеличению состава бригады до трех человек вместо одного человека привели к увеличению стоимости услуги по техническому обслуживанию внутридомового газового стояка многоквартирного дома при количестве газовых приборов на одном стояке 6-10 приборов в 8,7 раза по сравнению со стоимостью данной услуги, рассчитанной в соответствии с Прейскурантом.
В соответствии с пояснением ОАО "Таганрогмежрайгаз" общество подало 10.06.2009 в Региональную службу по тарифам Ростовской области документы на согласование тарифов на услуги по техническому обслуживанию внутридомового газового оборудования.
В соответствии с пунктом 5.49 Положения о Региональной службе по тарифам Ростовской области, утвержденного Постановлением Администрации Ростовской области от 21.01.2005 N 12, Региональная служба по тарифам Ростовской области согласовывает размеры тарифов на техническое обслуживание внутридомового газового оборудования и аварийно-диспетчерское обеспечение для газораспределительных организаций.
В соответствии с ответом Региональной службы по тарифам Ростовской области служба согласовала, а ОАО "Таганрогмежрайгаз" утвердило тарифы на услугу по проверке герметичности внутреннего газопровода и внутридомового газового оборудования. С 1 сентября 2009 года действуют следующие тарифы.
Проверка герметичности внутреннего газопровода и внутридомового газового оборудования при количестве приборов на одном стояке |
Цена (с НДС) |
до 5 приборов |
100,26р. |
6-10 приборов |
114,91р. |
11-15 приборов |
138,57р. |
Согласованный Региональной службой по тарифам Ростовской области тариф ОАО "Таганрогмежрайгаз" на оказание данной услуги более чем в 8 раз ниже раньше действовавшего.
В соответствии с частью 1 статьи 6 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" монопольно высокой ценой товара является цена, установленная занимающим доминирующее положение хозяйствующим субъектом, если:
1) эта цена превышает цену, которую в условиях конкуренции на товарном рынке, сопоставимом по количеству продаваемого за определенный период товара, составу покупателей или продавцов товара и условиям доступа (далее - сопоставимый товарный рынок), устанавливают хозяйствующие субъекты, не входящие с покупателями или продавцами товара в одну группу лиц и не занимающие доминирующего положения на сопоставимом товарном рынке;
2) эта цена превышает сумму необходимых для производства и реализации такого товара расходов и прибыли.
С учетом специфики рынка предоставления услуг по техническому обслуживанию внутридомового газового оборудования (так как данный вид деятельности имеют право осуществлять только газораспределительные организации, имеющие аварийно-диспетчерскую службу), сопоставимые товарные рынки, находящиеся в состоянии конкуренции отсутствуют.
Действия ОАО "Таганрогмежрайгаз" по увеличению нормы времени оказания услуги по техническому обслуживанию внутридомового газового стояка многоквартирного дома в 8 раз по сравнению с нормой времени на оказание данной услуги в соответствии с Прейскурантом привели к превышению ценой данной услуги необходимых для производства и реализации данной услуги расходов и прибыли.
Таким образом, цена услуги ОАО "Таганрогмежрайгаз" на техническое обслуживание внутридомового газового стояка многоквартирного дома, установленная в период с 20.10.2008 до 01.09.2009 является монопольно высокой.
В соответствии с частью 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе установление, поддержание монопольно высокой цены товара.
В результате полного и всестороннего изучения доказательств и обстоятельств дела, Комиссия пришла к выводу о том, что ОАО "Таганрогмежрайгаз" нарушило часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" в части установления монопольно высокой цены на техническое внутридомового газового стояка многоквартирного дома.
Однако с 01.01.2009 ОАО "Таганрогмежрайгаз" по согласованию с Региональной службой по тарифам Ростовской области снизило тарифы на оказание данной услуги более чем в 8 раз, данный тариф не превышает тарифы иных газораспределительных организаций Ростовской области.
Таким образом, в ходе рассмотрения дела ОАО "Таганрогмежрайгаз" устранило нарушение антимонопольного законодательства.
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции",
РЕШИЛА:
1. Признать ОАО "Таганрогмежрайгаз" нарушившим часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" в части установления монопольно высокой цены услуги по техническому обслуживанию внутридомового газового стояка многоквартирного дома.
2. Дело в отношении ОАО "Таганрогмежрайгаз" прекратить в связи с добровольным устранением нарушения.
Председатель комиссии Ростовского УФАС России по рассмотрению дела нарушении антимонопольного законодательства: В.Г. Корнеев
Члены комиссии Ростовского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства: С.А. Солянко, П.П. Воронцов
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 2.2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административный правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области от 10 сентября 2009 г.
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 20.1.2016