Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю
от 6 октября 2015 г. N 83-18.1-2015
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 года N135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Комиссия) в составе:
Председатель комиссии - Сапунов Д.Н. заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю,
Члены комиссии:
Гритчин И.Н. - начальник отдела контроля органов власти и соблюдения антимонопольного законодательства Ставропольского УФАС России.
Хаджебиеков Р.Ш. - государственный инспектор отдела контроля органов власти и соблюдения антимонопольного законодательства Ставропольского УФАС России.
Рассмотрев жалобу <__> на неправомерные действия организатора торгов конкурсного управляющего <__> при проведении торгов в форме публичного предложения по продаже имущества ЗАО "Терский", руководствуясь пунктом 17 и пунктом 20 статьи 18.1 и статьей 23 Федерального закона от 26.07.2006 года N135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия Ставропольского УФАС России, установила:
1. В Ставропольское УФАС России поступила жалоба от <__> на неправомерные действия организатора торгов конкурсного управляющего <__> при проведении торгов в форме публичного предложения по продаже имущества ЗАО "Терский".
Заявитель в своей жалобе указывает на нарушение порядка проведения торгов, а именно, по мнению заявителя, конкурсный управляющий неправомерно объявил повторное проведение торгов, так как он являлся победителем по итогам предыдущих торгов.
2. Представитель конкурсного управляющего <__> представил Комиссии Ставропольского УФАС России документацию, составленную в ходе торгов. В письменных объяснениях пояснил, что в действиях конкурсного управляющего <__> при проведении торгов по продаже имущества ЗАО "Терский" отсутствуют признаки нарушения Федерального закона от 26.10.2002 г. N127 - ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)".
3. Комиссия Ставропольского УФАС России, изучив представленные материалы, проведя расследование, в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 года N135-ФЗ "О защите конкуренции", установила следующее.
Решением Арбитражного суда Ставропольского края от 02.09.2010 по делу NА63-14456/2007 ЗАО "Терский" признано несостоятельным (банкротом), введена процедура конкурсного производства, конкурсным управляющим назначен <__>
В ходе проведения процедуры конкурсного производства конкурсным управляющим подготовлено Положение о порядке и условиях проведения торгов по продаже имущества, принадлежащего Закрытому акционерному обществу "Терский" (далее по тексту - Положение о продаже имущества должника), утвержденное решением собрания кредиторов должника (протокол N18 от 03.09.2012).
Извещение о проведении торгов по реализации имущества должника опубликовано в газете "Коммерсантъ" N59 от 04.04.2015 (стр. 25). Начальная цена лота N1 установлена в размере 7 004 830,99 руб. Подведение итогов произведено 20.05.2015 на электронной торговой площадке www.nistp.ru. Торги признаны не состоявшимися по причине отсутствия заявок.
Конкурсным управляющим принято решение о проведении повторных торгов с установлением начальной цены продажи имущества должника на повторных торгах на десять процентов ниже начальной цены продажи, установленной на первоначальных торгах.
Извещение о проведении повторных торгов по реализации имущества должника опубликовано в газете "Коммерсантъ" N107 от 20.06.2015. Начальная цена лота N1 - 6 304 347,89 руб. Заявки на участие в аукционе принимались с 22.06.2015 года 00:00 часов по 25.07.2015 года 00:00 часов. Победителем торгов признавался участник, предложивший в ходе торгов наиболее высокую цену.
По завершении срока приема заявок организатор торгов установил, что участие в аукционе пожелал принять только один участник - <__> (Протокол об определении участников торгов в форме аукциона по продаже имущества ЗАО "Терский" N502-ОАОФ/1 от 29.07.2015). Заявка <__> принята организатором торгов 24.07.2015 в 11.43 часов. Других заявок на участие в торгах не поступило. В связи с этим, организатором торгов принято решение о признании торгов несостоявшимся.
Комиссией Ставропольского УФАС России проанализированы материалы, представленные в ходе рассмотрения жалобы, а также выслушаны пояснения сторон по делу, в результате чего, установлено следующее.
Пунктом 11 статьи 110 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" определено, что Заявка на участие в торгах должна соответствовать требованиям, установленным в соответствии с настоящим Федеральным законом и указанным в сообщении о проведении торгов, и оформляется в форме электронного документа.
Заявка на участие в торгах составляется в произвольной форме на русском языке и должна содержать указанные в сообщении о проведении торгов следующие сведения:
наименование, организационно-правовая форма, место нахождения, почтовый адрес заявителя (для юридического лица);
фамилия, имя, отчество, паспортные данные, сведения о месте жительства заявителя (для физического лица);
номер контактного телефона, адрес электронной почты заявителя.
Заявка на участие в торгах должна содержать также сведения о наличии или об отсутствии заинтересованности заявителя по отношению к должнику, кредиторам, внешнему управляющему и о характере этой заинтересованности, сведения об участии в капитале заявителя внешнего управляющего, а также саморегулируемой организации арбитражных управляющих, членом или руководителем которой является внешний управляющий.
Комиссия Ставропольского УФАС России проанализирована заявка заявителя на участие в торгах, в результате чего установлено, что заявка полностью соответствует требованиям пункта 11 статьи 110 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)"
Пунктом 17 статьи 110 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" указано, что в случае, если не были представлены заявки на участие в торгах или к участию в торгах был допущен только один участник, организатор торгов принимает решение о признании торгов несостоявшимися.
Если к участию в торгах был допущен только один участник, заявка которого на участие в торгах соответствует условиям торгов (в случае проведения торгов в форме конкурса) или содержит предложение о цене предприятия не ниже установленной начальной цены продажи предприятия, договор купли-продажи предприятия заключается внешним управляющим с этим участником торгов в соответствии с условиями торгов (в случае проведения торгов в форме конкурса) или представленным им предложением о цене предприятия.
Пунктом 17 статьи 110 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" а также статьей 445 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено заключение договора купли-продажи с единственным участником торгов, в случае если последний настаивает на его заключении, является обязанностью конкурсного управляющего.
Комиссия отмечает, что заявка <__> на участие в торгах предполагает согласие с условиями торгов, в том числе с начальной ценой продажи имущества, поэтому в силу пункта 17 статьи 110 Закона о банкротстве у конкурсного управляющего должника не имелось препятствий для заключения договора с единственным участником торгов.
Норма пункта 17 статьи 110 Закона о банкротстве устанавливает императивные требования к порядку заключения договора с единственным участником торгов, выполнение которых не зависит от конкурсного управляющего.
Условием заключения договора с единственным участником торгов, признанных несостоявшимися, является соответствие его заявки на участие в торгах условиям торгов (в случае конкурса) или указание в заявке на предложение о цене имущества не ниже установленной начальной цены его продажи.
Кроме того, согласно пункту 7.5 Порядка проведения открытых торгов в электронной форме, утвержденного приказом Минэкономразвития РФ от 15.02.2010 N 54, соответствующему положениям пункта 17 статьи 110 Закона о банкротстве, в случае, если к участию в торгах был допущен только один участник, заявка которого на участие в торгах содержит предложение о цене имущества (предприятия) должника не ниже установленной начальной цены имущества (предприятия) должника, договор купли-продажи заключается организатором с этим участником торгов в соответствии с представленным им предложением о цене имущества (предприятия) должника.
Из приведенных положений следует, что при наличии предложения единственного участника торгов цены не ниже установленной начальной цены, заключение с ним договора купли-продажи имущества должника является не только допустимым, но и обязательным для конкурсного управляющего в силу закона, тем более, что при отсутствии иных потенциальных покупателей имущества должника заключение договора по цене, предлагавшейся конкурсным управляющим, будет способствовать скорейшему завершению конкурсного производства, минимизации расходов на его проведение с целью сохранения конкурсной массы, за счет которой удовлетворяются требования кредиторов.
Довод конкурсного управляющего о том, что должны были быть проведены повторные торги, если первые торги не состоялись или если первые торги состоялись, но договор не был заключен по каким-либо причинам, отклоняется, поскольку основаны на неверном толковании положений Закона о банкротстве.
В рассматриваемом случае установлено, что торги были признаны несостоявшимися, однако в связи с тем, что к участию в торгах был допущен один участник (<__>), заявителем в адрес конкурсного управляющего была направлена претензия с предложением о заключении договора купли-продажи с приложением проекта данного договора.
В ответ на данную претензию, конкурсным управляющим было отказано в заключении договора, на основании того, что торги признаны несостоявшимися и заявитель не является победителем торгов.
Комиссия отмечает, что данные действия конкурсного управляющего противоречат пункту 17 статьи 110 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" следовательно, организатор торгов по результатам проведенных торгов обязан был заключить договор купли-продажи с заявителем <__>
Следовательно, доводы, изложенные в жалобы подлежат удовлетворению.
Частью 20 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 года N135-ФЗ "О защите конкуренции", установлено, что по результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 настоящего Федерального закона.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 17 и пунктом 20 статьи 18.1 и статьей 23 Федерального закона от 26.07.2006 года N135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия Ставропольского УФАС России, решила:
1. Признать жалобу <__> на неправомерные действия организатора торгов конкурсного управляющего <__> при проведении торгов в форме публичного предложения по продаже имущества ЗАО "Терский" - обоснованной.
2. Признать организатора торгов конкурсного управляющего <__> при проведении торгов в форме публичного предложения по продаже имущества ЗАО "Терский" нарушившим п.17 ст. 110 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)"
3. Выдать организатору конкурсному управляющему <__> обязательное для исполнения предписание о совершении действий, направленных на устранение нарушений порядка организации, проведения торгов, а именно:
- аннулировать торги в форме публичного предложения по продаже имущества ЗАО "Терский", опубликованные в газете "Коммерсантъ" N107 от 20.06.2015.
- совершить действия предписанные законом, в случае признания торгов несостоявшимися в связи с составлением протокола N502-ОАОФ/1 от 29.07.2015 об определении участников торгов в форме аукциона по продаже имущества ЗАО "Терский".
- установить срок исполнения предписания 2 недели с момента получения копии Решения и Предписания антимонопольного органа.
- Конкурсному управляющему <__> об исполнении предписания сообщить в течение трех дней с момента исполнения.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю от 6 октября 2015 г. N 83-18.1-2015
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 20.1.2016