Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Орловской области
от 12 октября 2015 г. N 244-15/04 Р3
Резолютивная часть решения оглашена 29 сентября 2015 г.
Решение в полном объеме изготовлено 12 октября 2015 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Орловской области (далее - Орловское УФАС России, Управление) по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
Председатель Комиссии - Кирьянов А.Н., заместитель руководителя управления;
Члены Комиссии -Губчевская М.В., ведущий специалист-эксперт;
- Силаев А.В., специалист 1 разряда,
рассмотрев дело N244-15/04РЗ, возбужденное в отношении ООО "Пивнофф" (ИНН 5751052629, ОГРН 1125740002068, 302040, г.Орел, ул.Октябрьская, 122 лит. А, 142) по признакам нарушений пункта 5 части 2 статьи 21 Федерального закона от 13.03.2006 г. N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон "О рекламе"),
в присутствии:
-доверенного представителя ООО "Пивнофф" <_>(доверенность б/н от 01.01.2015 г.), установила:
02.06.2015 г. в адрес Управления из УМВД России по Орловской области поступила жалоба гр. <_> (вх.N182 от 02.06.2015 г.) на действия ООО "Пивнофф", в которой заявитель просил проверить законность размещения рекламных баннеров на фасаде дома N9 по ул.Герцена в г. Орле.
08.06.2015 г. в адрес Управления из Департамента государственного имущества и земельных отношений Орловской области поступила аналогичная жалоба гр. Т. для рассмотрения в пределах компетенции антимонопольного органа и проверки рекламы ООО "Пивнофф" на соответствие требованиям Закона "О рекламе" (вх.N188 от 08.06.2015 г.).
11.06.2015 г. сотрудниками Орловского УФАС России был совершен выезд по указанному в заявлении адресу- г.Орел, ул. Герцена, 9 в результате которого было установлено следующее:
По адресу: г.Орел, ул. Герцена, 9 расположен жилой дом, к которому в виде пристройки примыкает одноэтажное торговое помещение на фасаде которого с двух сторон расположены рекламные конструкции в виде щитов с информацией следующего содержания:
Текстовая составляющая рекламы:
Центральный фасад (вход в торговое помещение)
"ПИВНОФФ-ПАБ". Сеть городских заведений" (рекламный щит над входом в торговое помещение).
"Пивнофф. Сеть городских заведений. 100% качества. И всё под напитки тут же" (рекламный щит слева от окна).
"Все напитки здесь. Чешское. Бельгийское. Немецкое. И всё под напитки тут же. Рыба. Чипсы. Напитки разливные свежие холодные живые. Рыба всякая вкусная вяленая копченая.100% качества". (рекламный щит справа от окна).
"Немецкое. Белорусское. Бельгийское. Российское. Чешское. Рязанское. 100% качества. Все напитки здесь" (рекламный щит справа от двери).
Боковой фасад
"ПИВНОФФ-ПАБ". Сеть городских заведений. Все напитки здесь. Чешское. Бельгийское. Немецкое. И всё под напитки тут же. Рыба. Чипсы. Напитки разливные свежие холодные живые. Рыба всякая вкусная вяленая копченая.100% качества. Чрезмерное употребление алкоголя вредит Вашему здоровью".
Графическая составляющая рекламы:
В оформлении рекламной конструкции использованы белый, желтый, коричневый и черный цвета, в верхней части изображены колосья, присутствуют изображения пивных кружек, с характерной пивной "шапкой" (белой пеной)
(далее- реклама "Пивнофф).
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Закона "О рекламе" - реклама это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижения на рынке.
Из данной нормы Закона "О рекламе" следует, что квалифицирующими признаками рекламы являются:
1.1. распространяется любым способом, в любой форме и любыми средствами: информация "Пивнофф" распространялась посредством размещения на щитах на фасаде одноэтажного торгового помещения, примыкающего к жилому дому по адресу: г.Орел, ул.Герцена, 9.
1.2. адресуется неопределенному кругу лиц
Данная информация распространялась для круга лиц, который заранее не определен в качестве конкретной стороны. Из указанной рекламной информации следовало, что информация была представлена всем потребителям, а не конкретно определившемуся лицу.
1.3. направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование и поддержание интереса к нему и его продвижения на рынке.
В статье 3 Закона "О рекламе" приведены понятия:
объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама);
товар - продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.
Данная информация обращала внимание и поддерживала интерес потребителей к продавцу товара и товару, а именно - магазину "Пивнофф-паб" и реализуемой в нем алкогольной продукции -пиву.
Информация, размещенная на щитах на фасаде одноэтажного торгового помещения, примыкающего к жилому дому по адресу: г.Орел, ул.Герцена, 9 содержала квалифицирующие признаки рекламы, имеющей целью привлечение внимания неопределенного круга лиц к продавцу товара и товару, а именно -магазину "Пивнофф-паб" и реализуемой в нем, в том числе, алкогольной продукции -пиву.
Рекламодатель - ООО "Пивнофф" (ИНН 5751052629, ОГРН 1125740002068, 302040, г.Орел, ул.Октябрьская, 122 А, 142)
Рекламораспространитель - ООО "Пивнофф" (ИНН 5751052629, ОГРН 1125740002068, 302040, г.Орел, ул.Октябрьская, 122 А, 142).
В соответствии с пунктом 5 части 2 статьи 21 Закона "О рекламе" реклама алкогольной продукции не должна размещаться:
- с использованием технических средств стабильного территориального размещения (рекламных конструкций), монтируемых и располагаемых на крышах, внешних стенах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их.
Вышеуказанная реклама, в том числе, алкогольной продукции "Пивнофф" размещалась с использованием технических средств стабильного территориального размещения - рекламных щитов на фасаде одноэтажного торгового помещения, примыкающего к жилому дому по адресу: г.Орел, ул.Герцена, 9.
В соответствии со статьей 38 Закона "О рекламе":
- ответственность за нарушение пункта 5 части 2 статьи 21 Закона "О рекламе" несет рекламораспространитель и рекламопроизводитель.
30.06.2015 года Управлением было возбуждено дело N244-15/04РЗ в отношении ООО "Пивнофф" (ИНН 5751052629, ОГРН 1125740002068, 302040, г.Орел, ул.Октябрьская, 122 А, 142) по признакам нарушений пункта 5 части 2 статьи 21 Закона "О рекламе".
Рассмотрение дела N244-15/04РЗ по признакам нарушения законодательства РФ о рекламе было назначено на 16.07.2015 г.
16.07.2015 г. рассмотрение дела N244-15/04 РЗ было отложено, в связи с необходимостью надлежащего уведомления ООО "Пивнофф" о времени и месте рассмотрения дела N244-15/04РЗ и получения запрашиваемой информации от ООО "Пивнофф".
Рассмотрение дела N244-15/04 РЗ было назначено на 27.08.2015 г.
24.08.2015 г. в адрес Управления поступили запрашиваемые документы и сведения от ООО "Пивнофф" (вх.N7878 от 24.08.215г.).
Кроме того, в материалы дела ООО "Пивнофф" было представлено заключение специалиста АНО "Научно-исследовательский институт судебной экспертизы" Боргояковой Э.В. N162/15 от 17 августа 2015 г. по результатам проведенного лингвистического экспертного исследования текста на фотографиях фасадов магазина ООО "Пивнофф"-"Пивнофф-паб", расположенного в одноэтажном торговом помещении, примыкающего к жилому дому по адресу: г.Орел, ул.Герцена, д.9, на предмет наличия/отсутствия сведений рекламного характера - рекламы алкогольной продукции на надписях, размещенных на щитах на фасаде торгового помещения по указанному адресу.
27.08.2015 г. для участия в рассмотрении дела N244-15/04РЗ законный и/или доверенный представитель ООО "Пивнофф", уведомленные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в Управление не прибыли.
Комиссия, рассмотрев документы, имеющиеся в материалах дела, а также заключение специалиста АНО "Научно-исследовательский институт судебной экспертизы" Боргояковой Э.В. N162/15 от 17 августа 2015 г., пришла к выводу, что представленных материалов недостаточно для полного, объективного и всестороннего рассмотрения дела, в связи с чем, необходимо провести опрос респондентов на предмет наличия/отсутствия ассоциации рекламной информации, размещенной на щитах на фасаде торгового помещения, примыкающего к жилому дому по адресу: г.Орел, ул.Герцена, д.9, с рекламой алкогольной продукции (пива).
27.08.15г. Комиссия приостановила производство по делу N244-15/04РЗ для проведения ГОУ ВПО "Орловский государственный институт экономики и торговли" опроса респондентов и получения его результатов в материалы дела N244-15/04РЗ.
31.08.15г. Управлением в адрес ГОУ ВПО "Орловский государственный институт экономики и торговли" был направлен запрос о необходимости проведения опроса респондентов на предмет наличия/отсутствия ассоциации рекламной информации, размещенной на щитах на фасаде торгового помещения, примыкающего к жилому дому по адресу: г.Орел, ул.Герцена, д.9, с рекламой алкогольной продукции (пива), на основании представленной анкеты (исх.N3189/04 от 31.08.2015 г).
14.09.15г. в адрес Управления поступил ответ ГОУ ВПО "Орловский государственный институт экономики и торговли" с результатами проведенного опроса респондентов (вх.N8232 от 14.09.2015 г.).
Таким образом, причины, препятствующие рассмотрению дела, были устранены.
15.09.2015 г. производство по делу N244-15/04РЗ было возобновлено.
Рассмотрение дела N244-15/04 РЗ было назначено на 29.09.2015 г.
29.09.2015 г. для участия в рассмотрении дела N244-15/04РЗ в Управление прибыла доверенный представитель ООО "Пивнофф" <_>(доверенность б/н от 01.01.2015 г.).
В ходе заседания Комиссии доверенный представитель ООО "Пивнофф" заявила ходатайство о повтором проведении опроса респондентов в связи с тем, что, по ее мнению, указанный опрос проведен ненадлежащим образом, имеющиеся в материалах дела анкеты опроса респондентов ГОУ ВПО "Орловский государственный институт экономики и торговли" не имеют юридической силы, так как указанные анкеты анонимны, в них отсутствуют персональные данные каждого участника опроса.
В удовлетворении данного ходатайства ООО "Пивнофф" было отказано по следующим основаниям:
Основной целью проведенного опроса респондентов в виде анкетирования было выявить мнение потребителей рассматриваемой рекламы относительно объекта рекламирования и ассоциативных связей, возникающих при ее восприятии.
Особенностью метода анкетирования является его анонимность (личность респондента не фиксируется, фиксируются лишь его ответы). Анкетирование проводится в основном в случаях, когда необходимо выяснить мнения людей по каким-то вопросам и охватить большое число людей за короткий срок.
Особенность опроса респондентов в виде анкетирования потребителей той или иной рекламы состоит в том, что источником информации по рассматриваемой проблеме выступают рядовые участники изучаемого вопроса, осознающие эти процессы в рамках повседневного житейского опыта, независимо от возраста, рода занятий, пола, расовой принадлежности, вероисповедания и т.д., которые отвечали на вопросы заранее подготовленной анкеты, а именно:
Что является объектом рекламирования в указанной рекламе:
а) сеть городских заведений "Пивнофф-паб"
б) пиво
в) безалкогольные напитки
г) рыба, чипсы, закуски
д) все вышеперечисленное
е) затрудняюсь ответить
Ассоциируется ли информация, представленная на фотографиях, с рекламой пива
а) да
б) нет
в) затрудняюсь ответить
В опросе приняли участие 94 респондента (анкеты имеются в материалах дела).
Из 94 респондентов 54,26% (51 человек) посчитали, что объектом рекламирования в указанной рекламе является сеть городских заведений "Пивнофф-паб". 27,66% (26 человек) выбрали вариант "все вышеперечисленное".
Информация, представленная на фотографиях, ассоциировалась с рекламой пива у 80,85% респондентов (76 человек). Остальные 18 человек так не считают, или затрудняются ответить.
В том числе, учитывая мнение респондентов, выявленное при проведении опроса специалистами кафедры "История, философия, реклама и связи с общественностью" ГОУ ВПО "Орловский государственный институт экономики и торговли", Комиссией был сделан вывод о наличии у потребителей рекламы ассоциации рекламной информации, размещенной на щитах на фасаде торгового помещения, примыкающего к жилому дому по адресу: г. Орел, ул. Герцена, д. 9, с рекламой алкогольной продукции (пива).
В ходе заседания Комиссии доверенный представитель ООО "Пивнофф" утверждала, что распространяемая на фасаде торгового помещения, примыкающего к жилому дому по адресу: г. Орел, ул. Герцена, д. 9 информация не является рекламой алкоголя, а представленные щиты с информацией представляют собой вывеску и не имеют сведений рекламного характера.
Комиссия, рассмотрев документы и объяснения, имеющиеся в материалах дела N244-15/04РЗ, заслушав доводы стороны по делу, пришла к следующим выводам:
1. В соответствии с частью 1 статьи 3 Закона "О рекламе" реклама - это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Согласно пункту 2 приведенной статьи объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.
Пункт 3 данной статьи содержит определение товара, согласно которому товар - это продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.
В соответствии со статьей 9 Федерального Закона РФ "О защите потребителей" от 07.02.1992 г. N2300-1 (далее - Закон "О защите прав потребителей") изготовитель (исполнитель, продавец) обязан довести до сведения потребителя фирменное наименование (наименование) своей организации, место ее нахождения (адрес) и режим ее работы. Продавец (исполнитель) размещает указанную информацию на вывеске.
Таким образом, статьей 9 Закона "О защите прав потребителей" определено, какая информация должна размещаться на вывеске, а именно: фирменное наименование (наименование) своей организации, место ее нахождения (адрес) и режим ее работы.
Таким образом, вывеска должна содержать только следующую информацию: фирменное наименование (наименование) своей организации, место ее нахождения (адрес) и режим ее работы, и не содержать сведений рекламного характера.
Помимо фирменного наименования к обязательным сведениям, размещаемым на вывеске, относятся место нахождения (адрес) и режим работы организации, реализующей товары или выполняющей работы (оказывающей услуги) потребителям (п. 1 ст. 9 Закон "О защите прав потребителей").
Согласно п. 2 ст. 54 Гражданского кодекса место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации, которая осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия такового - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности. Место нахождения юридического лица обязательно должно быть указано в его учредительных документах.
Помимо этого на вывеске допускается также размещение зарегистрированных в установленном порядке товарных знаков, знаков обслуживания и различных декоративных элементов.
Тексты, содержащиеся на вывесках, должны выполняться на русском языке, включая зарегистрированные товарные знаки, логотипы и знаки обслуживания. Недопустимо использование в текстах иностранных слов, выполненных русскими буквами, а при обозначении профиля организации - сокращений и аббревиатур.
Оформленная данным образом вывеска не будет признаваться рекламной, хотя она может быть размещена на любых средствах наружной рекламы (щитах, наземных и настенных панно, панель-кронштейнах, маркизах и т.д.).
В ходе рассмотрения дела установлено, что в оформлении фасада торгового помещения "Пивнофф-паб" отсутствовала информация, отвечающая вышеперечисленным требованиям Закона "О защите прав потребителей", предъявляемых к вывеске, а именно: отсутствовало фирменное наименование (наименование) организации (ООО "Пивнофф-Паб"), место ее нахождения (адрес) и режим ее работы.
Однако, на фасаде торгового помещения с двух сторон расположены рекламные конструкции в виде щитов с информацией следующего содержания:
Текстовая составляющая рекламы:
Центральный фасад (вход в торговое помещение)
"ПИВНОФФ-ПАБ". Сеть городских заведений" (рекламный щит над входом в торговое помещение).
"Пивнофф. Сеть городских заведений. 100% качества. И всё под напитки тут же" (рекламный щит слева от окна).
"Все напитки здесь. Чешское. Бельгийское. Немецкое. И всё под напитки тут же. Рыба. Чипсы. Напитки разливные свежие холодные живые. Рыба всякая вкусная вяленая копченая.100% качества". (рекламный щит справа от окна).
"Немецкое. Белорусское. Бельгийское. Российское. Чешское. Рязанское. 100% качества. Все напитки здесь" (рекламный щит справа от двери).
Боковой фасад
"ПИВНОФФ-ПАБ". Сеть городских заведений. Все напитки здесь. Чешское. Бельгийское. Немецкое. И всё под напитки тут же. Рыба. Чипсы. Напитки разливные свежие холодные живые. Рыба всякая вкусная вяленая копченая.100% качества. Чрезмерное употребление алкоголя вредит Вашему здоровью".
Указанная информация отвечала квалифицирующим признакам рекламной информации, т.е. являлась рекламой.
Факт распространения рекламы ООО "Пивнофф" также подтверждается и имеющимся в материалах дела заключением специалиста АНО "Научно-исследовательский институт судебной экспертизы" Боргояковой Э.В. N162/15 от 17 августа 2015 г.
Однако, в данном лингвистическом экспертном исследовании был сделан вывод об отсутствии сведений рекламного характера именно алкогольной продукции, при распространении рекламы "Пивнофф" на рекламных щитах на фасаде одноэтажного торгового помещения, примыкающего к жилому дому по адресу: г.Орел, ул.Герцена, 9.
В указанном заключение специалиста содержатся следующие утверждения:
1) В вышеуказанных фразах: "Пивнофф-паб". Сеть городских заведений", "Пивнофф. Сеть городских заведений. 100% качества. И все под напитки тут же", "Все напитки здесь. Чешское. Бельгийское. Немецкое. И все под напитки тут же. Рыба. Чипсы. Напитки разливные свежие холодные живые. Рыба вкусная вяленая копченая. 100% качества", "Немецкое. Белорусское, Бельгийское. Российское. Чешское. Рязанское. 100% качества. Все напитки здесь", "Пивнофф- паб.". Сеть городских заведений. Все напитки здесь. Чешское. Бельгийское, Немецкое. И все под напитки тут же. Рыба, Чипсы. Напитки разливные свежие холодные живые. Рыба всякая вкусная вяленая копченая. 100% качества. Чрезмерное употребление алкоголя вредит Вашему здоровью" адресантом является заведение "Пивнофф-паб", которое объявляет о наличии товара, а именно: напитки, рыба, чипсы, и расхваливает его, указывая, что все товары 100% качества, напитки свежие, большой ассортимент рыбы.
Таким образом, следует, что в вышеуказанных фразах наличествует реклама следующих товаров: напитки (без указания определенного вида и без названия), рыба, чипсы.
2) В представленных на исследование изображениях присутствует иллюстрация кружки с пеной сверху, которая может обозначать любой газированный напиток, на что также указывают иллюстрации "пузырей" на баннерах.
3) структура представленных на исследование рекламных текстов следующая: аргументы и позиционирование рекламного товара- свежий, холодный, 100% качества, разнообразный ассортимент; товар - напитки, рыба, чипсы, участники события: рекламодатель - "Пивнофф-паб" и широкая аудитория потребителей.
По мнению специалиста АНО "Научно-исследовательский институт судебной экспертизы" Боргояковой Э.В. надписи, размещенные на щитах, расположенных на центральном и боковом фасаде одноэтажного торгового помещения, примыкающего к жилому дому по адресу: г. Орел, ул. Герцена, д. 9 не содержат сведений рекламного характера алкогольной продукции.
Комиссия полагает, что в указанном лингвистическом экспертном исследовании (далее- Исследование) относительно рекламной информации "Пивнофф" отсутствует полный, всесторонний и объективный анализ информации, размещенной на рекламных конструкциях, а именно:
а) в Исследовании указывается, что в вышеуказанных фразах наличествует реклама следующих товаров: напитки (без указания определенного вида и без названия), рыба, чипсы.
Однако, в рекламной информации содержится указание на то, что ООО "Пивнофф" реализует "Чешское. Бельгийское. Немецкое. Напитки разливные свежие холодные живые", что также выступает объектом рекламирования в указанной рекламе.
б) в Исследовании никаким образом не анализируется фраза "чрезмерное употребление алкоголя вредит Вашему здоровью".
в) вывод специалиста АНО "Научно-исследовательский институт судебной экспертизы" Боргояковой Э.В. о том, что распространяемая информация не содержит сведений рекламного характера алкогольной продукции ошибочен и не соответствует нормам действующего законодательства РФ о рекламе по следующим основаниям:
Пунктом 2 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации "О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона "О рекламе" от 08.10.2012 N 58 разъяснено, что при анализе информации на предмет наличия в ней признаков рекламы необходимо учитывать, что размещение отдельных сведений, очевидно вызывающих у потребителя ассоциацию с определенным товаром, имеющее своей целью привлечение внимания к объекту рекламирования, должно рассматриваться как реклама этого товара, поскольку в названных случаях для привлечения внимания и поддержания интереса к товару достаточно изображения части сведений о товаре (в том числе товарного знака).
Согласно Словарю иностранных слов (под. ред. Комлева Н.Г., 2006.) ПАБ-
(англ. pub, сокр. < public house < public - народный, общественный + house - дом, помещение) - пивная, бар (гл. обр. в Англии), где продаются преимущественно пиво, безалкогольные напитки и закуски.
Синонимический ряд к слову паб -пивная, пивнушка, пивнуха, пивбар, пивной бар (Словарь русских синонимов).
Информация "Пивнофф" обращает внимание и поддерживает интерес к торговому объекту "Пивнофф-паб" и реализуемому в нем товару, в том числе, алкогольной продукции-пиву, так как изображение кружек с характерной пивной "шапкой", может ассоциироваться у потребителей с определенным напитком - пивом, а не любым газированным напитком, ввиду того, что эффект отождествления усиливается и самим названием торгового объекта "Пивнофф-паб", рядом с которым и изображена пивная кружка с характерной пеной, которая у большинства потребителей может вызвать прямую ассоциацию с пивом.
Наличие в рекламе надписи "чрезмерное употребление алкоголя вредит Вашему здоровью" также указывает на то, что информация, перечисляемая в рекламе "Все напитки здесь. Чешское. Бельгийское, Немецкое. Напитки разливные свежие холодные живые" имеет отношение именно к алкогольной продукции, реализуемой ООО "Пивнофф".
Согласно Устава ООО "Пивнофф" основными видами деятельности Общества являются, в том числе: розничная торговля алкогольными и другими напитками, розничная торговля алкогольными напитками, включая пиво.
Кроме того, в самом тексте рекламной информации присутствовало наименование марок и стран (городов) производителей алкогольных напитков (пива) "немецкое, белорусское, бельгийской, российское, чешское, рязанское".
Указанный факт подтверждается имеющимся в материалах дела ассортиментным перечнем товаров ООО "Пивнофф", согласно которому Общество из 359 наименований реализуемой продукции, реализует 183 наименований того или иного пива, пивных напитков, в том числе, пиво "Чешское оригинальное", пиво Чешское барное" и т.д. В данном перечне также указано, что Обществом реализуется пиво следующих стран (городов): белорусское, рязанское, импортное (Чехия, Германия).
Таким образом, по мнению Комиссии, информация, размещенная на рекламных щитах на фасаде одноэтажного торгового помещения, примыкающего к жилому дому по адресу: г.Орел, ул.Герцена, 9 содержит сведения рекламного характера, в том числе, алкогольной продукции (пива).
2. В соответствии с пунктом 5 части 2 статьи 21 Закона "О рекламе" реклама алкогольной продукции не должна размещаться:
- с использованием технических средств стабильного территориального размещения (рекламных конструкций), монтируемых и располагаемых на крышах, внешних стенах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их.
Реклама алкогольной продукции "Пивнофф" размещается с использованием технических средств стабильного территориального размещения - рекламных щитов на фасаде одноэтажного торгового помещения, примыкающего к жилому дому по адресу: г.Орел, ул.Герцена, 9.
3. В соответствии с пунктом 4 статьи 3 Закона "О рекламе" ненадлежащая реклама - реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.
Реклама "Пивнофф" противоречит требованиям пункта 5 части 2 статьи 21 Закона "О рекламе", то есть является ненадлежащей.
4. В статье 3 Закона "О рекламе" приведены следующие основные понятия:
- рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо;
- рекламопроизводитель - лицо, осуществляющее полностью или частично приведение информации в готовую для распространения в виде рекламы форму;
- рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.
По утверждению доверенного представителя ООО "Пивнофф"-заместителя генерального директора ООО "Пивнофф" <_> она, как должностное лицо ООО "Пивнофф", является рекламопроизводителем рекламы "Пивнофф", так как именно ею был разработан макет рассматриваемой рекламы для ее последующего распространения.
Однако, в материалах дела отсутствовали документы и информация, подтверждающие, что заместитель генерального директора ООО "Пивнофф" <_> являясь должностным лицом ООО "Пивнофф", самостоятельно определила объект рекламирования и содержание рекламы и осуществила полностью или частично приведение информации в готовую для распространения в виде рекламы форму.
Рекламодатель - это, по сути, заказчик рекламы, т.е. то лицо, в чьих интересах осуществляется распространение и размещение рекламы. Соответственно таким лицом могут выступать изготовитель, продавец, фирма, оказывающая услуги, государственный или общественный орган и т.д.
Из преамбулы Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей" следует, что изготовителем являются организация независимо от ее организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, производящие товары для реализации потребителям, а продавцом - организация независимо от ее организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, реализующие товары потребителям по договору купли-продажи.
Таким образом, Управление полагает, что ООО "Пивнофф" является рекламодателем, рекламораспространителем и рекламопроизводителем рекламы "Пивнофф".
5. В соответствии со статьей 38 Закона "О рекламе":
- ответственность за нарушение пункта 5 части 2 статьи 21 Закона "О рекламе" несет рекламораспространитель и рекламопроизводитель.
6. Таким образом, ООО "Пивнофф", как рекламораспространитель и рекламопроизводитель, несет ответственность за нарушение пункта 5 части 2 статьи 21 Закона "О рекламе".
7. В ходе рассмотрения дела N244-15/04 РЗ было установлено, что реклама "Пивнофф" продолжает распространяться на рекламных щитах на фасаде одноэтажного торгового помещения, примыкающего к жилому дому по адресу: г.Орел, ул.Герцена, 9.
8. Ответственность за нарушение законодательства о рекламе (ненадлежащая реклама) установлена частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Руководствуясь пунктом 2 части 1, пунктом 1 части 2 статьи 33, частью 1 статьи 36 Закона "О рекламе" и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 августа 2006 г. N 508 Комиссия, решила:
1. Признать ненадлежащей рекламу "Пивнофф", поскольку в ней нарушены требования пункта 5 части 2 статьи 21 Закона "О рекламе".
2. Выдать ООО "Пивнофф" предписание о прекращении нарушения пункта 5 части 2 статьи 21 Закона "О рекламе".
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Орловского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении ООО "Пивнофф".
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председатель Комиссии А.Н. Кирьянов
Члены Комиссии М.В. Губчевская
А.В.Силаев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Орловской области от 12 октября 2015 г. N 244-15/04 Р3
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 20.1.2016