Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан
N 04-04/15977 (опубликовано 9 октября 2015 г.)
Резолютивная часть решения объявлена: 07.10.2015 г.
Решение изготовлено в полном объеме: 08.10.2015 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан по рассмотрению жалоб на действия комиссий заказчиков, заказчиков, деятельность которых регламентирована Федеральным законом от 18.07.2011 г. N223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Комиссия) в составе: <_>
в присутствии представителей заказчика - Филиала ГАУЗ "Республиканский клинический противотуберкулезный диспансер" - "Нижнекамский противотуберкулезный диспансер" <_> <_> в отсутствие заявителя <_> о времени и месте рассмотрения жалобы, уведомленного надлежащим образом, рассмотрев жалобу <_> на действия заказчика - Филиала ГАУЗ "Республиканский клинический противотуберкулезный диспансер" - "Нижнекамский противотуберкулезный диспансер" при проведении электронного аукциона N 0711200017415000060 на предмет: Поставка продуктов питания (рыба) на 4 квартал 2015 г. для Филиала ГАУЗ "РКПД"-"Нижнекамский противотуберкулезный диспансер" установила:
Извещение о проведении электронного аукциона N0711200017415000060, размещено на официальном сайте Российской Федерации www.zakupki.gov.ru 29.09.2015 г. с изменением от 02.10.2015 г.
Заказчик - Филиал ГАУЗ "Республиканский клинический противотуберкулезный диспансер" - "Нижнекамский противотуберкулезный диспансер"
Начальная (максимальная) цена контракта - 65 499.00 руб.
Дата проведения электронного аукциона - 12.10.2015 г.
Суть жалобы, заявитель считает, что извещение и аукционная документация содержат нарушения законодательства о контрактной системе, а именно: в документации имеется требование об отсутствии участника в реестре недобросовестных поставщиков, но такого требования в извещении N0711200017415000060 нет.
Представители заказчика с доводом, изложенным в жалобе заявителя, не согласились, представили устные и письменные пояснения.
Заслушав представителей заказчика, а также изучив материалы, Комиссия сочла довод заявителя, изложенный в жалобе обоснованным ввиду следующего.
С 01.01.2012 г. вступил в силу (за исключением отдельных положений) Федеральный закон от 18.07.2011 г. N223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупке).
Целями регулирования Закона о закупке являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг (далее также - закупка) для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.
Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках, при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).
В соответствии с частью 4 статьи 8 Закона о закупках в случае, если в течение трех месяцев со дня вступления в силу настоящего Федерального закона заказчики, указанные в пунктах 1 - 3 части 2 статьи 1 настоящего Федерального закона (за исключением заказчиков, указанных в частях 5 - 8 настоящей статьи), не разместили в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, утвержденное положение о закупке, такие заказчики при закупке руководствуются положениями Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" в части определения поставщика (подрядчика, исполнителя) до дня размещения утвержденного положения о закупке.
Вместе с тем, заказчики (организаторы торгов), не разместившие положение о закупках, размещение закупки осуществляют в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
Заказчиком - Филиала ГАУЗ "Республиканский клинический противотуберкулезный диспансер" - "Нижнекамский противотуберкулезный диспансер" положение о закупках не размещено. Следовательно, Филиал ГАУЗ "Республиканский клинический противотуберкулезный диспансер" - "Нижнекамский противотуберкулезный диспансер" при проведении вышеуказанного электронного аукциона руководствуется требованиями законодательства о контрактной системе.
Руководствуясь, пунктом 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе установлено, что в извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в статье 42 настоящего Федерального закона, указываются требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1 и частью 2 ( при наличии таких требований ) статьи 31 настоящего Федерального закона, а также требование, предъявляемое к участникам такого аукциона в соответствии с частью 1.1 ( при наличии такого требования ) статьи 31 настоящего Федерального закона.
Согласно части 1.1 статьи 31 Закона о контрактной системе, заказчик вправе установить требование об отсутствии в предусмотренном настоящим Федеральным законом реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информации об участнике закупки, в том числе информации об учредителях, о членах коллегиально исполнительного органа, лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа участника закупки -юридического лица.
В соответствии с разделом 1.5 документации об аукционе заказчиком установлены следующие требования в пункте 8 к участникам закупки, а именно: "отсутствие в предусмотренном настоящим Федеральным законом реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информации об участнике закупки, в том числе информации об учредителях, о членах коллегиального исполнительного органа, лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа участника закупки - юридического лица."
Таким образом, извещение о проведении электронного аукциона N0711200017415000060 должно содержать требование к участникам закупки в соответствии с частью 1.1 статьи 31 настоящего Федерального закона.
Вместе с тем, извещение о проведении электронного аукциона N 0711200017415000060, опубликованное на официальном сайте www.zakupki.gov.ru 29.09.2015 г., такого требования не содержит.
Следовательно, заказчиком нарушены требования пункта 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе, части 1 статьи 2, части 4 статьи 8 Закона о закупках.
Однако 02.10.2015 г., в извещение о проведении электронного аукциона N0711200017415000060 до рассмотрения жалобы по существу заказчиком были внесены изменения.
Таким образом, заказчиком допущенные нарушения устранены до рассмотрения жалобы по существу.
Кроме того, в ходе проведения выборочной внеплановой проверки электронного аукциона N0711200017415000060 выявлены следующие нарушения.
1. В соответствии с частью 3 статьи 64 документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 настоящей статьи информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе.
Согласно части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки:
- соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки;
- непроведение ликвидации участника закупки - юридического лица и отсутствие решения арбитражного суда о признании участника закупки - юридического лица или индивидуального предпринимателя несостоятельным (банкротом) и об открытии конкурсного производства;
- неприостановление деятельности участника закупки в порядке, установленном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, на дату подачи заявки на участие в закупке;
- отсутствие у участника закупки недоимки по налогам, сборам, задолженности по иным обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации (за исключением сумм, на которые предоставлены отсрочка, рассрочка, инвестиционный налоговый кредит в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, которые реструктурированы в соответствии с законодательством Российской Федерации, по которым имеется вступившее в законную силу решение суда о признании обязанности заявителя по уплате этих сумм исполненной или которые признаны безнадежными к взысканию в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах) за прошедший календарный год, размер которых превышает двадцать пять процентов балансовой стоимости активов участника закупки, по данным бухгалтерской отчетности за последний отчетный период. Участник закупки считается соответствующим установленному требованию в случае, если им в установленном порядке подано заявление об обжаловании указанных недоимки, задолженности и решение по такому заявлению на дату рассмотрения заявки на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) не принято;
- отсутствие у участника закупки - физического лица либо у руководителя, членов коллегиального исполнительного органа или главного бухгалтера юридического лица - участника закупки судимости за преступления в сфере экономики (за исключением лиц, у которых такая судимость погашена или снята), а также неприменение в отношении указанных физических лиц наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, которые связаны с поставкой товара, выполнением работы, оказанием услуги, являющихся объектом осуществляемой закупки, и административного наказания в виде дисквалификации;
- обладание участником закупки исключительными правами на результаты интеллектуальной деятельности, если в связи с исполнением контракта заказчик приобретает права на такие результаты, за исключением случаев заключения контрактов на создание произведений литературы или искусства, исполнения, на финансирование проката или показа национального фильма;
- отсутствие между участником закупки и заказчиком конфликта интересов, под которым понимаются случаи, при которых руководитель заказчика, член комиссии по осуществлению закупок, руководитель контрактной службы заказчика, контрактный управляющий состоят в браке с физическими лицами, являющимися выгодоприобретателями, единоличным исполнительным органом хозяйственного общества (директором, генеральным директором, управляющим, президентом и другими), членами коллегиального исполнительного органа хозяйственного общества, руководителем (директором, генеральным директором) учреждения или унитарного предприятия либо иными органами управления юридических лиц - участников закупки, с физическими лицами, в том числе зарегистрированными в качестве индивидуального предпринимателя, - участниками закупки либо являются близкими родственниками (родственниками по прямой восходящей и нисходящей линии (родителями и детьми, дедушкой, бабушкой и внуками), полнородными и неполнородными (имеющими общих отца или мать) братьями и сестрами), усыновителями или усыновленными указанных физических лиц. Под выгодоприобретателями для целей настоящей статьи понимаются физические лица, владеющие напрямую или косвенно (через юридическое лицо или через несколько юридических лиц) более чем десятью процентами голосующих акций хозяйственного общества либо долей, превышающей десять процентов в уставном капитале хозяйственного общества;
- участник закупки не является офшорной компанией.
Согласно Федеральному закону от 13.07.2015 г. N227 "О внесении изменений в Федеральный закон "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" следует, что заказчик обязан устанавливать в извещении о закупке и документации о закупке, что участники закупки должны соответствовать требованию установленному пункту 10 части 1 статьи 31 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"
Вместе с тем, заказчиком в аукционной документации не установлено требование к участникам закупки в соответствии с пунктом 10 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, а именно: участник закупки не должен являться офшорной компанией.
Таким образом, заказчиком допущено нарушение части 3 статьи 64 Закона о контрактной системе.
2. В соответствии с частью 1 статьи 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с Законом о контрактной системе, извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.
Согласно части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе, в контракт включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги.
В силу части 8 статьи 30 Закона о контрактной системе в случае, если в извещении об осуществлении закупки установлены ограничения в контракт, заключаемый с субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией, включается обязательное условие об оплате заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта не более чем в течение тридцати дней с даты подписания заказчиком документа о приемке, предусмотренного частью 7 статьи 94 настоящего Федерального закона.
Заказчиком в извещении и аукционной документации установлено ограничение в отношении участников закупки, которыми могут быть только субъекты малого предпринимательства и социально ориентированные некоммерческие организации в соответствии со статьей 30 Закона о контрактной системе.
В ходе изучения проекта контракта в пункте 2.8 части 2 по вышеуказанной закупке указано, что "Оплата оказанных услуг по настоящему Контракту осуществляется безналичным расчетом, по мере поступления финансовых средств на бюджетный счет Государственного заказчика. Финансирование по контракту производится после включения его в реестр государственных контрактов и постановки на учет в территориальном отделении Департамента казначейства МФ РТ, а так же в соответствии со ст. 157 ГК РФ после утверждения сметы на 2015 год, с момента заключения контракта по 31.12.2015 г."
Вместе с тем, данное указание в проекте контракта нельзя расценивать как порядок оплаты товара, как это предусмотрено частью 13 статьи 34, частью 8 статьи 30 Закона о контрактной системе.
Следовательно, проект контракта не содержит в себе конкретный порядок оплаты товара подрядчику, что является нарушением требований части 13 статьи 34, части 8 статьи 30 Закона о контрактной системе.
Таким образом, заказчиком допущено нарушение требований пункта 6 части 5 статьи 63, части 5 статьи 31, части 13статьи 34,части 8 статьи 30 Закона о контрактной системе, части 4 статьи 8 Закона о закупках.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 18.1, 23, частью 1 статьи 39, частями 1-3 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия решила:
1. Признать жалобу <_> на действия заказчика - Филиал ГАУЗ "Республиканский клинический противотуберкулезный диспансер" - "Нижнекамский противотуберкулезный диспансер" при проведении электронного аукциона N0711200017415000060 на предмет: Поставка продуктов питания (рыба) на 4 квартал 2015 г. для Филиала ГАУЗ "РКПД"-"Нижнекамский противотуберкулезный диспансер" обоснованной.
2. Признать заказчика - Филиал ГАУЗ "Республиканский клинический противотуберкулезный диспансер" - "Нижнекамский противотуберкулезный диспансер" нарушившим требования, пункта 6 части 5 статьи 63, части 5 статьи 31, части 13 статьи 34,части 8 статьи 30, части 3 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" части 4 статьи 8, части 1 статьи 2 Федерального закона от 18.07.2011 г. N223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
3. Выдать заказчику - Филиалу ГАУЗ "Республиканский клинический противотуберкулезный диспансер" - "Нижнекамский противотуберкулезный диспансер", оператору электронной площадки - ГУП "Агентство по государственному заказу, инвестиционной деятельности и межрегиональным связям Республики Татарстан" предписание об устранении нарушений требований действующего законодательства Российской Федерации о контрактной системе.
4. Передать в установленном порядке материалы должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан для рассмотрения вопроса о необходимости возбуждения административного производства в отношении лиц, допустивших нарушение норм законодательства Российской Федерации о контрактной системе.
Решение Комиссии может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан N 04-04/15977 (опубликовано 9 октября 2015 г.)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 20.1.2016